Напоминание

Функциональная грамотность на уроках математики при решении задач в 1 классе


Автор: Ольга Александровна Пермякова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 2 г. Красноармейска"
Населённый пункт: Саратовская область, г.Красноармейск
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность на уроках математики при решении задач в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красноармейска

Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В.”

Формирование

функциональной грамотности на уроках

математики при решении задач

ТЕМА: ”РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ”

1 класс

Выполнила:

Пермякова О.А.,

учитель начальных классов

Март, 2022

Урок математики в 1 классе

Автор: Пермякова Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ “СОШ №2 г.

Красноармейска”

УМК «Школа России»

Тема: Решение задач

Цели мастер-класса:

- повторить изученные приёмы сложения и вычитания;

- развивать умение решать задачи изученных видов

- подготовить к решению составных задач

Задачи мастер-класса:

- способствовать формированию умения анализировать и решать задачи;

- способствовать развитию мыслительных операций, речи, умению аргументировать

свои высказывания:

- формирование навыков самостоятельной, коллективной, индивидуальной работы:

самоконтроля, самопроверки, обсуждение информации, планирование познавательных

процессов и самооценки;

- развитие пространственных представлений для становления познавательных

психических процессов: внимания, памяти, мышления

Планируемые результаты урока

Метапредметные:

Регулятивные:

- формулировать тему и цель урока;

-самостоятельно решать задачи и примеры;

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

-использовать знаково – символические средства при решении задач;

-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Коммуникативные:

-развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре;

- развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности.

Ход

1. Организационный этап.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ

— знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка,

исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но

большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные

проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу

называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью»,

«творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все

постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и

действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и

интересами.

Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь

закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с

помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,

классификация, умозаключение, систематизация.

2. Основная часть мастер-класса

И сегодня я бы хотела более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках

математического цикла , которые способствуют формированию и развитию

функциональной грамотности у детей начальной школы.

Уже в 1 классе закладывается основа функциональной математической грамотности.

Каждый учитель, который работает с начальными классами, да и не только,

сталкивается с серьезной проблемой при решении текстовых задач. Ниже

представлены приёмы, используемые мною на уроках математики и способствующие

развитию функциональной математической грамотности младших школьников. Это-

1.Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование

2. Решение задач с недостающими или лишними данными.

3. Составление текста задачи по рисунку

.4. Решение задач разными способами

5.решение нестандартных задач

6. Выбор выражений, которые являются решением

I. Мотивация учебной деятельности

-Внимание: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок. Всё ли в порядке, всё на месте:

книжки, ручки и тетрадки.

II. Актуализация знаний

-Для начала отгадайте загадку- как называется текст с вопросом, для ответа на который

нужны математические действия? Задача, правильно.

А как вы думаете, мы уже в

достаточной мере научились с вами составлять и решать задачи или нужно закрепить эти наши

умения? (Закрепить)

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

III. Формулирование темы

- Правильно, сегодня мы будем отрабатывать навыки решения задач.

Моделирование заданий- представление ситуаций задачи и её моделирование

Логические разминки

а) с помощью отрезков.

Каждому ребёнку разданна карточка с задачами

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца,

Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.

Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили

гости? (обозначь на отрезке)

-Обозначим зверей на отрезке. Проверяем на доске. Кто правильно выполнил,

поднимите зелёный карандаш, у кого ошибка- красный

б) с помощью схематического рисунка.

На лугу гуляли утки и ягнята. Всего 3 головы и 8 ног. Сколько гуляло уток и ягнят?

Соедини головы и ноги линиями.

-Сколько лап у утки? Верно 2, соединим голову и 2 лапки, а так как 2 утки, соединим 2

головы с 4 лапками, остается еще одна голова-это ягнёнок, у которого-4 лапы.

Закончите это задание самостоятельно.

- Кто помнит, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

IV. Закрепление и обобщение изученного материала

в) с помощью чертежа, схемы

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, задача 1

_-Сначала вам прочитаю задачу

Митя с папой удили рыбу. Митя поймал 4 рыбы, а папа -на 2 рыбы больше. Сколько

рыбок поймал папа?

- Прочитайте ещё раз задачу.

- Прочитайте ещё раз условие

-Про кого задача? Подчеркнем числа в задаче.

- Сколько чисел в задаче? (2)

- Назовите первое число, второе

-Чтобы решать было проще нужно записать краткую запись или схему

Обращаю внимание, что сравниваются числа двух объектов (Мити и папы), на это

указывают слова -маркеры. Как только они появляются в задаче, говорим детям, что

будет 2 отрезка.

-Какой отрезок длиннее? Папы.

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Да

-Почему? Потому что больше-это столько же и еще 2.

-Какое действие выберем? Сложение

-Каким знаком обозначается сложение? +. Запишем его на схеме.

- Прочитайте вопрос.

4+2=6(р.)

-Вместо слова сколько записываем число. Ответ: 6 рыбок поймал папа.

-Если не запишем ответ, значит задачу не решили.

-Усложним задачу ( Какой вопрос зададим, чтобы задача решалась двумя

действиями?)- Сколько всего рыбок поймали папа и Митя?-дополняем схему

-Можно ли сразу ответить на вопрос? Нет

-Как узнать? Сначала найдем, сколько рыбок поймал папа 4+2=6(р.) поймал папа

(обязательно пишем обозначения, так как я не умею читать ваши мысли, теперь можно

узнать сколько всего? На схеме обозначим фигурной скобкой, 4+6=10 (р.)

-Записываем ответ: 10 рыбок поймал папа и Митя.

Физкультминутка

1. Посмотрите на картинку, сколько бабочек, столько раз кивните (3)

2. Посмотрите на картинку, сколько собачек, столько раз присядьте (4)

3. Посмотрите на картинку, сколько котят, столько раз разгоните тучи ( 6)

4. Посмотрите на картинку, сколько фигур, столько раз поднимите руки (9)

5. Посмотрите на картинку, сколько цветов, столько раз нагнитесь вперёд (5)

2. . Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей

привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными/

-Записываем задача 2.

Задача: В одной группе 7 туристов, а в другой больше. Сколько туристов в другой

группе?

- Можем ли решить задачу? Нет

-Где возникло затруднение: в условии или в вопросе? В условии

-Сколько данных в этой задаче? 1, а чтобы решить задачу нужно хотя бы 2 данных,

Давайте дополним недостающие данные

Это задача? Да!

- Как вы определили? Есть полное условие и вопрос, мы можем записать краткое условие

(записывает учащийся на доске)

-Самостоятельно решите задачу , запишите ответ, проверьте друг у друга

3.

Составление текста задачи по рисунку.

Данное задание поможет учителя понять правильно ли

сформировано представление ученика о понятии «задача».

Детям демонстрируется рисунок и дается задание: «Составь и реши задачу». Если такая задача

входит в содержание урока её необходимо решить.

V. Закрепление

Что не является математической задачей?

Давайте разберем еще несколько текстов и выясним, можно ли эти тексты назвать

задачами.

1. «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в

воду?». Этот текст можно назвать задачей? (Нет)

- В этой задаче есть условие: «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду».

Есть вопрос: «Сколько лягушек прыгнуло в воду?».

- Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии –

«одна». То есть в вопросе просят узнать то, что известно.

- Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти

неизвестное.

- «Сколько лягушек осталось на кочке?». В результате получилась задача:

- «На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на

кочке?».

2.У сестры было 5 тетрадей , а у брата-3 тетради. ( Нет, мы не знаем на какой вопрос

ответить). Сформулируйте вопрос к этой задаче

3.Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?

(Не знаем на сколько стало меньше вечером) Еще раз обращаю внимание , что с одним

числом задачу не удастся решить)-неполное условие. Дополните условие

4.К кормушке сначала прилетели 3 синички, затем ещё 2 синички. Одна синица

улетела. Сколько синиц осталось на кормушке? Да)

VI. Итог урока. Рефлексия

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с разными видами задач, а именно: с

задачами с нереальными условиями, с неполными и лишними данными. В ходе урока

мы разобрали разные способы преобразования таких задач с целью их дальнейшего

решения.

– Чему сегодня был посвящен урок? (Решали задачи с помощью схем, отрезков,

рисунков)

-Назовите из каких частей состоит задача?

Покажите карандаш, которым вы бы оценили вашу работу на уроке. Зелёный- если у

вас всё получилось, красный-если допускали ошибки

3. Подведение итогов мастер-класса

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий,

направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает

функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно

ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и

активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать

успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать

проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому

подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то

учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



В раздел образования