Напоминание

"Земля-наш общий дом"


Автор: Татарникова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Светлячок"
Населённый пункт: Тамбовская обл, г.Жердевка
Наименование материала: Сценарий мероприятия
Тема: "Земля-наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

эколого-познавательного занятия в группе детей 6-7 лет

на тему « Земля - наш общий дом»

Цели:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на

планете Земля, есть жизнь.

- Расширять представления о явлениях окружающего мира.

- Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с

человеком.

- Активизировать речь, мышление.

- Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать

детям понятие «экология».

- Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения

в ней.

- Совершенствовать умения детей выразительно читать стихи.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.

- Развивать навыки проведения опытов.

- Развивать умение анализировать.

- Развивать коммуникативные умения.

- Развивать воображение. Ассоциативное и творческое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

- Воспитывать бережное, осознанное отношение к природе, её ресурсам,

заботливое отношение к животному и растительному миру.

-

Воспитывать

стремление

беречь

нашу

Землю,

экономно

относится

к

природным богатствам.

Материалы и оборудование:

презентация «С Днем рождения, Земля!»,

оборудование для опытов, «светофорики», музыка «Земля в иллюминаторе»

слова

А.

Поперечного,

музыка

В.

Мигули,

«Дети

земли»

В.Ударцев,

стихотворение «Навсегда» В. Орлов, камни, песок, почва, глина.

Слайд № 1 «С Днем рождения, Земля»

Воспитатель: Много раз мы встречали праздники в этом зале, но такой

праздник ни разу.

Сегодня мы отмечаем День рождения Земли - нашего

общего дома.

Ребята, давайте поздороваемся с Землей.

Ребенок:

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуйте, луга, поля!

Здравствуй, речка, здравствуй, луг,

Всё, что видим мы вокруг!

Воспитатель:

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой –

Любимую планету!

Слайд № 2 «Космонавт»

Воспитатель: Космос, Земля на связи. Вы, меня слышите? (Звучит музыка

«Земля в иллюминаторе» слова А. Поперечного, музыка В. Мигули)

Слайд № 3 « Вид из космоса».

Воспитатель (ведет диалог): Ребята, с кем мы выходили на связь? (ответы

детей). О чем космонавты нам сообщили? (ответы детей). Как вы думаете,

почему космонавты грустят по Земле? (ответы детей). Космонавты живут на

планете Земля, это их дом. И мы с вами живём на планете Земля. Земля – наш

общий дом. И все мы называемся – земляне. Мы с вами знаем, что все люди

на земле живут на суше. Эта суша расположена в разных местах планеты, а

называются эти кусочки суши – материки. Вспомним, как же появились

материки на планете?

Послушайте загадку:

«Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?»

(«Извержение вулкана»)

Слайд № 4 «Извержения вулканов»

Опыт «Извержение» (приложение №1)

Воспитатель делает вывод: В результате таких вулканических извержений на

земле появились современные материки.

Слайд № 5 «Материки»

- На каком материке мы с вами живем? (ответы детей). Мы живем на стыке

Европы и Азии. Эти две части света соединяют горы. И материк получил

название – Евразия.

Слайд № 6 «Евразия»

Воспитатель: Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг

своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей

планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. Но только на нашей

Земле

есть

жизнь.

Потому,

что

только

на

нашей

планете

есть

такие

природные явления как вода, воздух, огонь и земля.

Эти четыре стихии

необходимы

и

важны.

И

человечество

погибнет,

если

они

не

будут

в

гармонии.

Слайд № 7 « Солнечная система»

Воспитатель загадывает загадку о земле:

«Черным - черно, но не страшна,

Всем людям мать-кормилица она»

- Зачем человеку земля? (ответы детей)

Земля

является

местом

обитания

человека

(человечества).

Земля

это

фундамент-основа. Это камни, песок, почва, глина. Весь природный мир, вся

растительность вокруг нас произрастает из земли.

Но человек может нанести большой вред природе, вырубая леса, загрязняя её,

не соблюдая правил поведения в лесу, в обществе.

Игра «Экологический светофор» (приложение № 2)

Воспитатель:

А

что

же

ещё

поддерживает

жизнь

на

нашей

земле?

Послушайте загадку:

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца, и зовут тебя все…» (солнце)

Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, от него зависит климат

Земли и погодные условия.

Слайд № 8 «Солнце»

«Жар-птица летает,

Золотые перья роняет» (огонь)

Слайд № 9 «Огонь»

Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества.

Он дает нам тепло, позволяет приготовить пищу, освещает нам путь, так же

он

используется

для

получения

посуды

(обжиг),

плавления

получения

пластмассы, не одно производство не обходиться без огня…

Но огонь может быть опасным и жестоким. Давайте вспомним наше участие

в конкурсе «Огонь друг – огонь враг», который проходил в Доме детского

творчества. Что вы рисовали? ( Пожары в доме, в лесу)

Слайд № 10 «Пожары»

К стихии огонь можно отнести не только огонь, но и спичка, свечка, костер,

лампа, фонарь, молния и конечно же солнце.

Опыт «Свечка в банке» (приложение № 3)

Воспитатель:

Жизнь

на

планете

невозможна

и

без

этой

стихии

(читает

загадку):

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды)

Слайд №11 «Вода»

- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным).

Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая,

очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в

море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.).

Вода бывает

разная, какая? (Пресная и солёная, морская). Можем ли мы пить морскую

воду? Давайте попробуем. (Пьют из одноразовых стаканчиков, говорят, что

пить её нельзя, так как она очень соленая). Ребята, а вы знаете, что запасы

пресной

воды

в

мире

уменьшаются.

Почему

это

происходит?

(Отходы

предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря).

Слайд № 12 «Отходы предприятий»

Воспитатель: Вот сейчас я хочу рассказать вам историю об одном водоеме.

Жил – был пруд. Вода в нем была чистая и прозрачная. Что даже можно было

увидеть обитателей пруда. А в солнечный день в пруду отражались деревья,

облака. Однажды к пруду пришли отдыхающие, спилили деревья, развели

костер. А, уходя, оставили мусор, консервные банки, бутылки. Потом к этому

пруду приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и

меньше, а мусора все больше и больше. Уже нельзя было увидеть, кто там

живет. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

Слайд № 13 «Загрязнение водоемов»

Обитателям

водоема

стало

совсем

неуютно

жить

в

такой

грязной

воде.

Ребята, а кто им может помочь? Как мы поможем пруду?

Дети - Мы можем попробовать очистить воду, убрать мусор.

Опыт «Фильтрация воды» (приложение № 4)

Воспитатель: Правильно, загрязнять воду в водоемах нельзя, потому что в

нашем доме, называемом Землей, водоемы вместе с обитателями не должны

погибнуть. Воду и природные богатства нужно беречь и экономить. Нельзя

бездумно

обращаться

с

природными

богатствами,

потому

что

расточительность и бесхозяйственность могут привести к катастрофе.

Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать? (Экономить

воду, не загрязнять).

Большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может

быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский

океан, Черное море, Азовское море…)

- У нас есть ещё один огромный океан. Он без берегов и воды, а чтобы вы

быстрее догадались, я прочитаю вам загадку:

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!»

Дети: Воздух!

Воспитатель:

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час,

секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не

было бы и жизни на земле.

Давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт «Поиск воздуха» (приложение №5)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги

на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать

воздух,

надо

привести

его

в

движение.

Так

что

же

происходит

тогда

в

природе, когда движется воздух? (ветер)

Дидактическое упражнение «Назови слово» (приложение № 6)

Воспитатель: Молодцы! Бывает ветер очень опасный, ураганный, который

сметает все на своем пути. Его называют «смерч». Это сильный вихрь,

поднимающий вверх столбом воду, песок, камни, дома, машины, людей,

животных. Он вращает их с огромной скоростью. Постараюсь показать, как

это происходит.

Опыт «Смерч в бутылке» (приложение № 7)

Ураганы

и

смерчи

появляются

внезапно

и

несут

разрушения.

Ученые

научились предупреждать о них заранее.

Слайд № 14 «Смерч»

Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но

и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы

дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья

работают

как

пылесосы.

Они

очищают

воздух.

Зеленые

листья

улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг,

тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Без воздуха человек может прожить около 12 минут, животные и растения

тоже дышат. Так же он нам нужен для производства. Например, шины, шары,

мячи, выдувание стеклянных изделий. Вспомним ветряную мельницу для

получения муки.

Мы его можем слушать через музыкальные – духовые

инструменты. И в быту он используется человеком: фен, пылесос…

- Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой

другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не

хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие.

- Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? (Воздух на

земле очень загрязненный). Почему так происходит? (Заводы и фабрики

выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух

выхлопными газами).

Слайд № 15 «Загрязнение воздуха»

- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры

на

трубы

фабрик,

утилизировать

старые

машины,

придумать

новое

безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях). Да,

это хорошее решение проблемы, вы молодцы.

- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата

разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня

для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять

без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё

ответственность.

Все имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля - одна на всех.

Все она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда

Все для всех и навсегда!

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и

Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день,

когда каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать в

решении экологических проблем.

- Давайте вспомним, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка

лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).

Слайд № 16 «Экологические катастрофы»

- Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с подобными

проблемами.

- Ребята, а вы знаете как называют людей, занимающихся охраной Земли?

Их называют – экологи. Это большая ответственность. И мы должны всеми

силами заслужить уважение и любовь природы. Ведь Земля – это наш общий

дом.

- А какая у земного шара крыша? (небо)

- А как называется то, на чем мы стоим? (земля)

- А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же и печка? (солнце)

- А общий водопровод? (дождевые тучи)

- И вентилятор тоже один (ветер)

- Кто первый увидел нашу планету из космоса? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Вспомните, как Юрий Гагарин, когда впервые увидел планету из космоса,

назвал её? («голубой планетой»). Недавно мы были в библиотеке и Марина

Алексеевна рассказывала нам про «Голубое украшение Земли». Почему она

кажется такой голубой? (на ней много воды).

Слайд № 17 «Ю.А.Гагарин»

А какая река находится в нашем городе? (река Савала).

А вы любите отдыхать у воды?

Пальчиковая гимнастика «На берегу моря» (приложение № 8)

Слайд № 18 «Волна»

Ю.Гагарину

наша

земля

показалась

ему

сверху

очень

маленькой

и

беззащитной, на космическом корабле ее можно облететь всего за полтора

часа. Так что мы с вами, земляне, должны беречь и любить нашу Землю,

нашу Родину.

«Земля», а ребята пришли к тебе не с пустыми руками, а приготовили цветы и

поздравление.

Дети:

«Дорогая, милая земля!

Поздравляем тебя с твоим праздником!

Мы желаем твоим рекам, озерам, лесам,

Твоим питомцам: зверям и птицам,

Рыбам и насекомым здоровья,

А ещё быть самой красивой планетой.

Мы думаем, что в свой день рождения

Ты будешь весёлой и не будешь на нас обижаться.

Мы постараемся убрать с тебя весь мусор»

Слайд № 19 «Поздравление»

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том доме светлом ты,

И все твои друзья.

Слайд № 20 «Поздравление»

Воспитатель: Вы уже большие и понимаете, что Земля – наша кормилица и

поилица.

Давайте будем беречь планету.

Другой такой на свете нету!

Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду её никому не дадим!

Слайд № 21 «Берегите планету»

(Звучит музыка «Дети Земли» В. Ударцев)

Приложение № 1

Опыт «Извержение»

Цель: дать элементарные представления о природном явлении – вулкан,

наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой.

Оборудование: поднос, бутылка из-под газированной воды, земля, уксус,

красная краска, сода, вода.

1. Ставим бутылку горлышком вверх, из-под газированной воды на поднос.

2. Засыпаем бутылку землей со всех сторон, не закрывая отверстия.

3. Насыпаем в бутылку соду.

4. Окрашиваем уксус пищевым красителем и заливаем его в бутылку.

5.

Из

бутылки

должна

появиться

красная

пена,

которая

струится

по

земляному холмику.

Приложение № 2

Игра «Экологический светофор»

Все цвета имеют тоже обозначения, что и на простом светофоре.

Красный свет – природе вред. Жёлтый - осторожно!

Свет зеленый – так красиво! – Лес сказал тебе «спасибо».

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:

1) Ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят красным).

- Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом

для птиц и некоторых животных).

2) Оставлять мусор в лесу (дети светофорят красным).

- Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный

запах.)

- Куда же мусор девать? (В специально оборудованное место для сбора

мусора: контейнер, яму.)

3) Кормушки: привлекайте птиц. (Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)

- Почему зелёным?

(Нужно помогать птицам добывать пищу, а они полюбят - нашу «птичью

столовую»)

- Почему жёлтым?

(Нужно

быть

осторожным

при

подвязке

кормушек

к

дереву:

привязать

крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к дереву).

4) Рассказ:

« Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести

веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли

и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили

цветы и побежали». (Дети светофорят красным).

- Почему?

(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют

кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для

насекомых).

5) Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.

Приложение № 3

Опыт «Свечка в банке»

Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода

становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со

способами тушения огня.

Оборудование: свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

Воспитатель предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя),

не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её.

Вместе проводим опыт: зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до

тех пор, пока свеча не погаснет. Воспитатель подводит детей к выводу о том,

что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой

газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди

это используют для тушения огня при пожарах(вода при высокой

температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).

Приложение № 4

Опыт «Фильтрация воды»

Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Оборудование: стаканы с водой, растительное масло, воронка, ватные диски,

марля, фильтровальная бумага.

В стакан с водой добавить растительное масло, перемешать, обратить

внимание детей на то, что масло не растворилось, а плавает на поверхности

воды тонкой пленкой. С помощью фильтровальной бумаги процедить воду.

Масло осталось на бумаге, в стакан стекает вода без примесей. Предложить

использовать для фильтрации грязной воды ватные диски и марлю.

Приложение № 5

Опыт «Поиск воздуха»

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Оборудование: стаканы с водой, трубочки для коктейля

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов

мы увидим и покажем воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что

они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает,

что вы выдыхаете воздух.

Приложение № 6

Дидактическое упражнение « Назови слово»

Воспитатель: Как можно назвать легкий ветер? (Ветерок, ветерочек.) Как вы

скажете о сильном ветре? (Ветрище, ветрило, ураган.)

Приложение № 7

Опыт « Смерч в бутылке»

Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый

воздух обладает силой, может двигать предметы.

Оборудование: пластиковая бутылка, алюминиевые шарики (6-8 штук),

жидкое мыло, чайная ложка, синий краситель, пипетка.

Выливаем в бутылку чайную ложку жидкого прозрачного мыла, бросаем

алюминиевые шарики, наполняем бутылку водой и добавляем в воду две

капли синего красителя пипеткой. Крутим бутылку, легкие алюминиевые

шарики поднимаются вверх. Это похоже на то, что происходит во время

урагана с разными предметами.

Приложение № 8

Пальчиковая гимнастика «На берегу моря»

К берегу бежит волна

(гибкое движение ладони правой руки вверх, затем вниз).

Вслед за ней еще одна.

(левая рука тем же движением догоняет правую руку).

Эта - выше,

Эта – ниже,

(высокая волна правой рукой, немного пониже – левой).

Эта вовсе не видна.

(еле заметная пологая волна правой рукой).

А на берегу морском,

Будем мы играть с песком.

(собрать невидимый песок в ладони, высыпать его).

Будет башня из песка,

Как до неба, высока.

(Поочередно ставить один кулак на другой, постепенно поднимая руки.

Встать на цыпочки, вытянуть руки вверх, показывая высоту башни).

Воспитатель: Вот подул ветер (произносим звук «Ш»); и наша башня

рассыпалась (произносим звук «С»).



В раздел образования