Напоминание

Профилактика социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению


Автор: Сак Нина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Центр социальной помощи семье и детям Трубчевского района
Населённый пункт: Трубчевск
Наименование материала: доклад
Тема: Профилактика социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профилактика социальной работы с подростками,

склонными к девиантному поведению.

Введение

В России

с каждым годом все больше прослеживается тенденция к

увеличению числа детей с девиантным поведением. Это обуславливается

рядом отклонений в поведении подростка. В последние годы интерес к

проблемам девиантного поведения подростков значительно возрос. Так как

такое поведение воплощает наиболее опасные для общества разрушительные

тенденции. К основным формам такого рода поведения можно отнести

детскую

преступность,

алкоголизм,

проституцию,

наркоманию.

Для

подростков с девиантным поведением характерны: повышенная тревожность,

дефектность в области целей и смысла жизни. Такие подростки, как правило,

импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что

затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности

при их воспитании.

Девиантное поведение - отклонение от социально-психологических и

нравственных

норм,

представленное

либо

как

ошибочный

антиобщественный

образец

решения

конфликта,

проявляющийся

в

нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном

общественному благополучию, окружающим и себе.

Признаки девиантного поведения:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не

соответствует

общепринятым

или

официально

установленным

социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают

негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные

санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или

окружающим

людям.

Таким

образом,

девиантное

поведение

деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное

поведение

можно

охарактеризовать

как

стойко

повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное

поведение

должно

согласовываться

с

общей

направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской

нормы.

7. Девиантное

поведение

сопровождается

явлениями

социальнойдезадаптации.

8. Девиантное

поведение

имеет

выраженное

индивидуальное

и

возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким

образом, девиантное

поведение

это

устойчивое

поведение

личности,

отклоняющееся

от

наиболее

важных

социальных

норм,

причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также

сопровождающееся социальной дезадаптацией

Отклонения от социальных норм могут быть:

- позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или

стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие

качественным изменениям социальной системы;

-

негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную

систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному

поведению.

Условиями успешности коррекционной работы считают комплексность,

последовательность, диферинцированнсть, своевременность

Проведение профилактики девиантного поведения подростков

Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит

название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит

именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные

инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного

варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий

вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика

девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в

процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители)

должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные

действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего

чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию

социума и частых конфликтов с окружающим миром. Основные проблемы, с

которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного

поведения. Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девиантного

поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не

проводить мероприятия способствующие информированию и устранению

данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с

большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором

времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и

более серьезного заведения.

Основной

целью профилактики

данного

варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ

и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные

проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут

поспособствовать такие методы профилактики, как:

1.

Воспитательные

лекции

и

беседы.

Родители

должны

проводить

разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в

школах вместо одного из уроков. Родители обязаны уделять внимание

своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и

слушать,

стараться

понять

желания

ребенка

и

объяснять

причины

недозволенности определенного варианта поведения. Нельзя постоянно и из-

за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует

формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на

тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и

выбрать правильный путь к ее достижению.

Социальная

работа

с

подростками

«группы

риска»

как

деятельность,

направленная

на

оказание

индивидуальной

поддержки

несовершеннолетним,

оказавшимся

в

трудной

жизненной ситуации.

Чаще всего в «группы риска» попадают дети, оказавшиеся в сложной

жизненной ситуации и тогда реализация их интересов и разрешение их

проблем эффективно осуществляется социально-реабилитационными

учреждениями.

Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по

следующим основным этапам:

– подготовительный – это сбор информации: знакомство с ребенком, с

семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и

социальная диагностика физического и психического состояния;

– организационный – анализ информации, выявление возможностей,

дифференциация

проблем

и

нужд,

разработка

программы

индивидуальной работы;

практический

реализация

индивидуальной

программы,

непосредственно реабилитационная деятельность.

На подготовительном этапе специалисты собирают как можно больше

информации о ребенке, о социальной ситуации, о семье, родственниках

и т.д. Полученная информация фиксируется, для того чтобы в

дальнейшем ее можно было проработать. На этом этапе с каждым

воспитанником составляется карта социальных связей, в которой

ребенок указывает всех людей, играющих ту или иную роль в его

жизни. Благодаря этой карте специалисты имеют возможность, с

учетом интересов и желания ребенка, определить план мероприятий

для составления индивидуальной программы реабилитации.

Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на

основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками,

воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по

социальной работе и др. В программе реабилитации отражается

обобщенная информация о подростке, содержащая следующие сведения:

состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-

гигиенических

и

хозяйственно-бытовых

навыков;

степень

общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к

взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.

Цель работы специалистов по социальной карте реабилитации – это

привитие

ребенку

общественно-полезных

норм

и

ценностей,

улучшение его физического и психического здоровья, укрепление

внутреннего потенциала.

Важнейшим направлением деятельности центра является социальная

реабилитация, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе

развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно

проживает

ребенок,

оказание

помощи

в

интеллектуальном

и

личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д.

В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной

нормативности, программа по восстановлению толерантного сознания,

программа по профилактике психического здоровья и др.

Специальной

формой

обучения

общению

являются

социально-

психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к

жизни в условиях СРЦН и вне его. Тренинги облегчают процесс

овладения

подростками

знаниями,

умениями

и

навыками

эффективного социального поведения, создают возможности для более

полного самопознания и самоопределения.

В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется

игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его

безграничным

возможностям,

вере

в

его

самостоятельность.

Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет

ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я»

(чувства, мысли, переживания и поступки), т.к. игра- естественное для

ребенка средство коммуникации.

Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы

является создание условий для организации досуга детей. При этом

воспитанники самостоятельно выбирают вид досуговой деятельности.

Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется

развитию

навыков

культуры

поведения.

Специалисты

центров

корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности,

прививают им навыки культуры.

Одним

из

приоритетных

направлений

является

педагогическая

реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого

режима

обучения;

формирование

положительной

мотивации

и

активизации

познавательной

деятельности;

организацию

индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на

основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию

подростка;

помощь

в

устройстве

на

работу;

организацию

педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих.

Специалистами реабилитационных центров для несовершеннолетних

уделяется

большое

внимание

изучению

причин

школьной

дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности

в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков

в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и

осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или

классах компенсирующего обучения, если способности подростка к

познавательной деятельности деформированы.

Во многих случаях реабилитировать подростка – значит снять у него

страх перед школой, восстановить и укрепить общие навыки,

способность к волевому усилию, придать ему уверенность в своих

силах и на этой основе пробудить у него желание быть учеником.

Полученные навыки для части подростков могут стать основой в

дальнейшей профессиональной деятельности, повысить уровень их

социально-бытовой

адаптации,

расширить

возможности

их

трудоустройства, что является основой в определении активности и

самостоятельности в дальнейшей жизни

Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре

является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой

был ребенок, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не

стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

С целью формирования интереса к труду, привития навыков и

создания условий для творческой деятельности воспитанники центров

вовлекаются в работу кружков и творческих мастерских.

Большая

работа

проводится

специалистами

социально-

реабилитационного центра по воссозданию социального статуса

ребенка и его семьи: оказывается помощь в оформлении документов,

получении пособий, установлении личности воспитанника, поиску его

родственников. В необходимых случаях при помощи специалистов

центра проводится работа по лишению родителей или лиц, их

заменяющих,

прав

на

ребенка,

оформление

воспитанников

на

дальнейшее

проживание

в

опекунской

семье

или

в

другом

специализированном

или

интернатном

учреждении

постоянного

проживания.

Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка

отводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью

специалисты центра работают по трем основным направлениям:

возвращение

подростка

в

родную

семью,

поиск

для

него

попечительской семьи, создание атмосферы в самом учреждении.

Наилучшим

вариантом

работы

специалистов

центра

является

возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь когда в

семье

создан

приемлемый

психологический

климат

и

когда

родителями осознано понимание ценности ребенка.

После возвращения детей из центра в семью с учетом результатов

консилиума определяется один из видов социального патронажа:

экстренный (2 раза в неделю), срочный (1 раз в неделю), обычный (1

раз в месяц), контрольный (1 раз в 3-6 месяцев).

Заключение.

Несомненно, девиантное поведение относится к отрицательному проявлению

общества. Для того чтобы человечество не отходило от норм поведения,

необходимо вовремя доносить до детей отрицательные стороны жизни. Ведь

именно в детстве закладывается основа поведения. Многое зависит от таких

факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе,

обстановка в семье. Мы должны сделать все, для того чтобы наши дети были

образованы, воспитаны, культурны, умели себя вести в обществе. Большое

значение в становлении личности детей, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации,

относящимся

к

категории

«группы

риска»

имеет

реабилитационная работа в социальных учреждениях. Она строится, исходя

из личности ребенка, находящегося в центре, и направлена на создание

условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в нормальный

жизненный процесс, выводу ребенка из тяжелой жизненной ситуации,

восстановлению нарушенных связей с семьей, решению дальнейшего

жизнеустройства несовершеннолетнего. Социально-реабилитационный центр

призван решать наиболее важные задачи по устранению последствий

семейной дезадаптации еще на начальном этапе до перехода в крайние

формы.

Необходимо

использовать

комплексный

подход

к

процессу

социализации ребенка к нормальным условиям жизни.

Список литературы

1.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии: Научное издание

Москва 1993.

2.

Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.

3.

Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч.-М.:Знание,2007.

4.

Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб.,

1996.

5.

Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. М.: Прометей, 2000 .

6.

Усова Е. б. Психология девиантного поведения :Москва 2010

7.

Харлинская Д.А. Девиантное полведение как ассоциальное поведение:

Минск 2«008 целей

8.

Харчева В. Основы социологии: Учебник. М., 1997.

9.

Рекомендации родителям.

10.

Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных

примерах.

11.

В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и

уступить.

12.

Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не

реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в

услышанное.

13.

Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими

неприятностями.

14.

Не ставьте на ребенке крест.

15.

Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

16.

Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

17.

Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым

совпадают.

18.

В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

19.

Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

20.

Дети учатся жить у жизни:

21.

Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

22.

Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

23.

Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

24.

Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

25.

Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

26.

Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

27.

Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

28.

29.

Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

30.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

31.

Если ребенка хвалят – он учится быть благородным.

32.

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением.

33.

1. Позитивный настрой.

34.

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением

изменить другого человека.

35.

Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные

нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что

я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то

следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать

несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах

покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.

36.

Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать

условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость

выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении

превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение

к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в

поведении ребенка.

37.

2. Доверительное взаимодействие:

38.

Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с

ребенком.

39.

Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок

будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не

почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к

миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение

доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной

ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации

его потребностей.

40.

3. Выявление причин.

41.

Нужно найти причины отклоняющего поведения.

42.

Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что

причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не

получить.

43.

4 типичные причины нарушения поведения:

44.

- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);

45.

- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти

ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;

46.

- обесценивание чувства любви, добра;

47.

- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и

унижение.

48.

4. Последовательность во взаимодействиях.

49.

Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или

слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не

терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а

сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых,

развивается негативизм.

50.



В раздел образования