Автор: Столярова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Манушкинская СОШ (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.о. Чехов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовленность ребёнка к школе"
Раздел: дошкольное образование
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, который
связан с изменением образа жизни, а также системы отношений с
окружающими.
Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, то при
поступлении в школу ведущей деятельностью становится учебная. В отличие
от привычной ребенку свободной игровой деятельности, учение носит
обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьёзного
отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход
повседневной жизни ребёнка: изменяется режим дня, сокращается время на
свободные игры. Значительно повышаются требования к самостоятельности
и
организованности
ребенка,
его
исполнительности
и
дисциплинированности.
«Переход
от
дошкольного
детства
к
школьному
характеризуется
решительным
изменением
места
ребенка
в
системе
доступных
ему
отношений и всего образа его жизни», - указывала Л.И. Божович (1968). Для
ребенка учебная деятельность – не просто деятельность по усвоению знаний,
но и как собственная трудовая деятельность. Обучение – это не только
интеллектуальное развитие ребёнка, а также формирование его как личности.
Поэтому
перед
педагогами
и
родителями
остро
стоит
проблема
подготовленности ребенка к школе. По мнению Л.С. Выготского, быть
подготовленным к школьному обучению значит дифференцировать и
обобщать предметы и явления окружающего мира.
А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.С. Мухина придерживались мнения, что
готовность ребенка к школьному обучению предусматривает навыки
самоконтроля,
самооценки,
умение
слушать,
наблюдать,
запоминать,
добиваться решения поставленных задач.
Подготовленность к школе определяется по трем направлениям:
1). Общее развитие. Это определенный запас знаний и представлений,
развитие внимания и памяти, уровень интеллекта.
2). Умение произвольно управлять собой, то есть сосредотачивать внимание
на том, что ребенку не очень интересно, но необходимо, а также делать не
только
то, что ему хочется, но и то, что надо.
3). Формирование мотивации к учебному процессу, то есть проявление
интереса и стремлению к приобретению знаний.
Организация
дошкольной
подготовки
требует
соблюдения
ряда
педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной
адаптации ребенка:
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития
ребенка;
- моделирование образовательной среды, способствующей его личностному
и познавательному развитию;
- опора на уровень достижений дошкольного детства;
- направленность на развитие творческих способностей дошкольников в
различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная
деятельность, конструирование, театрализация и др.), через многообразие
которых
психолого-педагогический
базис
школьной
готовности
будет
закладываться естественно и органично.
Главные
цели
дошкольной
подготовки
–
сформировать
выраженную
внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и
сенсомоторной координации у ребенка. В старшем дошкольном возрасте
ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции,
возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное
развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной
деятельностью, возникает потребность к интеллектуальной активности и
овладении новыми знаниями.
Выделяют
отдельные
стороны
готовности
к
школьному
обучению:
физическую,
эмоционально-волевую,
интеллектуальную,
личностную
и
социально-психологическую.
Физическая готовность – это вес ребенка, его рост, объем грудной клетки,
пропорции тела, мышечный тонус и другие показатели, соответствующие
нормам развития девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (6–7
лет).
Интеллектуальная готовность – это богатый словарный запас, широкий
кругозор,
определенные
умения,
уровень
развития
познавательных
процессов,
наглядно-образное
мышление.
Ребенок
должен
научиться
сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Необходимо вместе
с ним приобретать знания об окружающем мире и формировать его
мыслительные навыки. Ребенок должен научиться ориентироваться в
окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
дифференцированное
восприятие;
аналитическое
мышление,
то
есть
способность постижения основных признаков и связей между явлениями,
способность
воспроизвести
образец;
рациональный
подход
к
действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;
овладение разговорной речью на слух и способность к пониманию и
применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-
двигательной координации; интерес к знаниям, процессу их получения за
счет дополнительных усилий.
Социально-психологическая и личностная готовность – это формирование
произвольности поведения, социальной позиции, качеств общения со
сверстниками и взрослыми, отношение к самому себе.
Эмоционально-волевая готовность предусматривает постановку ребенком
цели, умение принять решение, наметить план действий и реализовать его,
преодолевая препятствия и прилагая определенные усилия. Л.С. Выготский
считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли
усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.
Психологическая готовность – это развитие психологических процессов,
включая мотивационную готовность. Ребенок хочет идти в школу, понимает
необходимость и важность учения, проявляет выраженный интерес к
получению знаний.
Ребенок, готовый к обучению в школе, хочет учиться не потому, что ему
хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию,
открывающую доступ в мир взрослости.
В качестве критериев и показателей подготовленности ребенка к школе
можно принять следующие: нормальное физическое развитие и координация
движений (достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность
руки
к
выполнению
мелких,
точных
и
разнообразных
движений,
согласованность движения руки и глаза, развитие мелкой моторики – умение
владеть ручкой, карандашом, кисточкой); желание учиться (наличие мотивов
учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление
к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям);
владение приемами умственной деятельности предполагает определенный
уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация
восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них
те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями,
способами
осмысленного
запоминания
материала;
проявление
самостоятельности (стремление искать способы решения и объяснения всего
нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать
различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без
посторонней помощи); отношение к сверстникам и взрослым (умение
работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями других, владеть
навыками общения со сверстниками и взрослыми); управление своим
поведением
(произвольность
внешнего
двигательного
поведения,
обеспечивающую
возможность
выдерживать
школьный
режим,
организовывать себя на уроке); отношение к труду (сформированность у
детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания
ответственности
и
важности
выполняемого
поручения);
умение
ориентироваться в пространстве и тетради (связано с ориентировкой в
пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного
опыта, глазомера).
Дети в дошкольном возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким
уровнем развития. В это время формируется определенный объем знаний и
навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать,
рассматривать, запоминать, анализировать.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их
подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и
обучения дошкольника: как в детском саду, так и в семье.
Использованные источники:
1. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: учебное
пособие. – М.:
Российский гос. социальный ун-т. 2011.
3. Быковская Т.Е. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей
"трудного"
подростка: Монография. – М.: Российский гос. социальный ун-т. Москва,
2009.
4. Быковская Т.Е. Образование и рефлексивная культура современных
родителей как
условие повышения воспитательного потенциала семьи // Ученые записки
Российского государственного социального университета. 2011. - № 8. - С.
182-187.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.
заведений. –
М.: Изд-во РГСУ: Изд-во «Омега-Л», 2013.