Напоминание

"Подготовленность ребёнка к школе"


Автор: Столярова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Манушкинская СОШ (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г.о. Чехов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовленность ребёнка к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, который

связан с изменением образа жизни, а также системы отношений с

окружающими.

Если в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая, то при

поступлении в школу ведущей деятельностью становится учебная. В отличие

от привычной ребенку свободной игровой деятельности, учение носит

обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьёзного

отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход

повседневной жизни ребёнка: изменяется режим дня, сокращается время на

свободные игры. Значительно повышаются требования к самостоятельности

и

организованности

ребенка,

его

исполнительности

и

дисциплинированности.

«Переход

от

дошкольного

детства

к

школьному

характеризуется

решительным

изменением

места

ребенка

в

системе

доступных

ему

отношений и всего образа его жизни», - указывала Л.И. Божович (1968). Для

ребенка учебная деятельность – не просто деятельность по усвоению знаний,

но и как собственная трудовая деятельность. Обучение – это не только

интеллектуальное развитие ребёнка, а также формирование его как личности.

Поэтому

перед

педагогами

и

родителями

остро

стоит

проблема

подготовленности ребенка к школе. По мнению Л.С. Выготского, быть

подготовленным к школьному обучению значит дифференцировать и

обобщать предметы и явления окружающего мира.

А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.С. Мухина придерживались мнения, что

готовность ребенка к школьному обучению предусматривает навыки

самоконтроля,

самооценки,

умение

слушать,

наблюдать,

запоминать,

добиваться решения поставленных задач.

Подготовленность к школе определяется по трем направлениям:

1). Общее развитие. Это определенный запас знаний и представлений,

развитие внимания и памяти, уровень интеллекта.

2). Умение произвольно управлять собой, то есть сосредотачивать внимание

на том, что ребенку не очень интересно, но необходимо, а также делать не

только

то, что ему хочется, но и то, что надо.

3). Формирование мотивации к учебному процессу, то есть проявление

интереса и стремлению к приобретению знаний.

Организация

дошкольной

подготовки

требует

соблюдения

ряда

педагогических условий для интеллектуальной и социально-личностной

адаптации ребенка:

- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком;

- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития

ребенка;

- моделирование образовательной среды, способствующей его личностному

и познавательному развитию;

- опора на уровень достижений дошкольного детства;

- направленность на развитие творческих способностей дошкольников в

различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная

деятельность, конструирование, театрализация и др.), через многообразие

которых

психолого-педагогический

базис

школьной

готовности

будет

закладываться естественно и органично.

Главные

цели

дошкольной

подготовки

сформировать

выраженную

внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и

сенсомоторной координации у ребенка. В старшем дошкольном возрасте

ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции,

возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное

развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной

деятельностью, возникает потребность к интеллектуальной активности и

овладении новыми знаниями.

Выделяют

отдельные

стороны

готовности

к

школьному

обучению:

физическую,

эмоционально-волевую,

интеллектуальную,

личностную

и

социально-психологическую.

Физическая готовность – это вес ребенка, его рост, объем грудной клетки,

пропорции тела, мышечный тонус и другие показатели, соответствующие

нормам развития девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста (6–7

лет).

Интеллектуальная готовность – это богатый словарный запас, широкий

кругозор,

определенные

умения,

уровень

развития

познавательных

процессов,

наглядно-образное

мышление.

Ребенок

должен

научиться

сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Необходимо вместе

с ним приобретать знания об окружающем мире и формировать его

мыслительные навыки. Ребенок должен научиться ориентироваться в

окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное

восприятие;

аналитическое

мышление,

то

есть

способность постижения основных признаков и связей между явлениями,

способность

воспроизвести

образец;

рациональный

подход

к

действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание;

овладение разговорной речью на слух и способность к пониманию и

применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-

двигательной координации; интерес к знаниям, процессу их получения за

счет дополнительных усилий.

Социально-психологическая и личностная готовность – это формирование

произвольности поведения, социальной позиции, качеств общения со

сверстниками и взрослыми, отношение к самому себе.

Эмоционально-волевая готовность предусматривает постановку ребенком

цели, умение принять решение, наметить план действий и реализовать его,

преодолевая препятствия и прилагая определенные усилия. Л.С. Выготский

считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли

усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.

Психологическая готовность – это развитие психологических процессов,

включая мотивационную готовность. Ребенок хочет идти в школу, понимает

необходимость и важность учения, проявляет выраженный интерес к

получению знаний.

Ребенок, готовый к обучению в школе, хочет учиться не потому, что ему

хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию,

открывающую доступ в мир взрослости.

В качестве критериев и показателей подготовленности ребенка к школе

можно принять следующие: нормальное физическое развитие и координация

движений (достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность

руки

к

выполнению

мелких,

точных

и

разнообразных

движений,

согласованность движения руки и глаза, развитие мелкой моторики – умение

владеть ручкой, карандашом, кисточкой); желание учиться (наличие мотивов

учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление

к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям);

владение приемами умственной деятельности предполагает определенный

уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация

восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них

те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями,

способами

осмысленного

запоминания

материала;

проявление

самостоятельности (стремление искать способы решения и объяснения всего

нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать

различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без

посторонней помощи); отношение к сверстникам и взрослым (умение

работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями других, владеть

навыками общения со сверстниками и взрослыми); управление своим

поведением

(произвольность

внешнего

двигательного

поведения,

обеспечивающую

возможность

выдерживать

школьный

режим,

организовывать себя на уроке); отношение к труду (сформированность у

детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания

ответственности

и

важности

выполняемого

поручения);

умение

ориентироваться в пространстве и тетради (связано с ориентировкой в

пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного

опыта, глазомера).

Дети в дошкольном возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким

уровнем развития. В это время формируется определенный объем знаний и

навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления,

воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать,

рассматривать, запоминать, анализировать.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их

подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и

обучения дошкольника: как в детском саду, так и в семье.

Использованные источники:

1. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: учебное

пособие. – М.:

Российский гос. социальный ун-т. 2011.

3. Быковская Т.Е. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей

"трудного"

подростка: Монография. – М.: Российский гос. социальный ун-т. Москва,

2009.

4. Быковская Т.Е. Образование и рефлексивная культура современных

родителей как

условие повышения воспитательного потенциала семьи // Ученые записки

Российского государственного социального университета. 2011. - № 8. - С.

182-187.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.

заведений. –

М.: Изд-во РГСУ: Изд-во «Омега-Л», 2013.



В раздел образования