Автор: Гусева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 380
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Коллаж как один из методов развития творческих возможностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Коллаж как один из методов развития
творческих возможностей детей
дошкольного возраста.
Продуктивные
виды
деятельности
дошкольников
включают
изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий
характер.
В
игре
ребенок
создает
модель
отношений
между
взрослыми.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к
созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении,
ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном
изображении.
Для художественно-практической деятельности характерно художественно-
образноеначало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ
максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную
деятельность
составляют
рисование,
лепка,
аппликация.
Их
взаимосвязь
прослеживается
в
средствах
выразительности,
используемых
для
создания
продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем.
Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование
цветового
строя
и
гармонии,
а
сюжетное-
композиции.
Замысел
художественно-практической
деятельности
воплощается
с
помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность,
учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в
том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых
предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У
дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные
средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов
окружающего мира (Д.Б. Эльконин).
Развитие художественно-практической деятельности как особого вида
художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах
одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства
авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках.
Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые,
выразительные
предметы
на
основе
имеющихся
представлений,
знаний,
практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают:
орнаментом
сарафан
матрешки,
цветочками
—
фартук
зайчихи
и
т.
д.
Элементарная
игрушка
приобретает
выразительность,
оригинальность,
что
характерно
для
художественного
изделия.
дети
переживают
эстетическое
удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более
чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками
людей.
А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем
наиболее
успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные
образы
в
своем
воображении
при
восприятии
произведений
искусства,
одновременно
участвуя
в
доступных
ему
формах
художественной
самодеятельности.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих
способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность
применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых
познавательных задач.
Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего
школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка,
вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное
познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет
большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый
декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по
используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать,
планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные
схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не
наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным
возможностям.
Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами
создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски,
пластилин,
бумага-
белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще
теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов,
легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет
уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные
образы.
В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять
инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат
правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются
разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация
действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что
дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка,
легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику
обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму
задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки
ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из
целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и
аппликации).
По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука
становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими.
Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей,
режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном
направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта
животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно
фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства
формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать
карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут
угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные
факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с
артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно
только
тренировок
артикуляции,
развитие
движений
пальцев
рук
просто
необходимо!
Коллаж - это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на
основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани,
ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную
композицию.
Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей
ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать
развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей
самооценки
ребенка,
творческого
воображения,
зрительно-двигательной
координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.
То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего
вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально
творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для
проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.
Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и
коллективных
работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные
возможности
детского
воображения,
а
также
дают
возможность
выявить
конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на
выразительность
поделки.
Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций
способствует формированию условий для полноценного развития художественно-
творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с
разными материалами наиболее эффективными приемами являются:
- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;
- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов
преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;
- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через
упражнение;
- поощрение самостоятельности и активности детей;
- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;
-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению
выбранной композиции.
Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для
их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто
обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки
представляют большой интерес для детей.
При создании композиций обратите внимание на следующие правила.
1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны
быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте
материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую
композицию, сделанную ребенком дома.
2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами
(кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой,
шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом,
подставкой для кисточки).
3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или
взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.
4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут
заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей
будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и
времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций
коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.
5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению
сравнивать
свое
изделие
с
предложенным
образцом,
развитию
внимания,
наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.
6. В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые,
двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в
качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс
построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы
«конструктивности».
7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их
увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.