Напоминание

"Коллаж как один из методов развития творческих возможностей детей дошкольного возраста"


Автор: Гусева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад № 380
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Коллаж как один из методов развития творческих возможностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коллаж как один из методов развития

творческих возможностей детей

дошкольного возраста.

Продуктивные

виды

деятельности

дошкольников

включают

изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий

характер.

В

игре

ребенок

создает

модель

отношений

между

взрослыми.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к

созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении,

ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном

изображении.

Для художественно-практической деятельности характерно художественно-

образноеначало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ

максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную

деятельность

составляют

рисование,

лепка,

аппликация.

Их

взаимосвязь

прослеживается

в

средствах

выразительности,

используемых

для

создания

продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем.

Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование

цветового

строя

и

гармонии,

а

сюжетное-

композиции.

Замысел

художественно-практической

деятельности

воплощается

с

помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность,

учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в

том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых

предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У

дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные

средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов

окружающего мира (Д.Б. Эльконин).

Развитие художественно-практической деятельности как особого вида

художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах

одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства

авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках.

Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые,

выразительные

предметы

на

основе

имеющихся

представлений,

знаний,

практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают:

орнаментом

сарафан

матрешки,

цветочками

фартук

зайчихи

и

т.

д.

Элементарная

игрушка

приобретает

выразительность,

оригинальность,

что

характерно

для

художественного

изделия.

дети

переживают

эстетическое

удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более

чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками

людей.

А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем

наиболее

успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные

образы

в

своем

воображении

при

восприятии

произведений

искусства,

одновременно

участвуя

в

доступных

ему

формах

художественной

самодеятельности.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих

способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность

применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых

познавательных задач.

Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего

школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка,

вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное

познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет

большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый

декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по

используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать,

планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные

схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не

наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным

возможностям.

Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами

создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски,

пластилин,

бумага-

белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще

теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов,

легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет

уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные

образы.

В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять

инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат

правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются

разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация

действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что

дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка,

легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику

обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму

задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки

ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из

целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и

аппликации).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука

становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими.

Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей,

режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном

направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта

животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно

фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства

формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать

карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут

угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные

факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с

артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно

только

тренировок

артикуляции,

развитие

движений

пальцев

рук

просто

необходимо!

Коллаж - это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на

основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани,

ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную

композицию.

Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей

ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать

развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей

самооценки

ребенка,

творческого

воображения,

зрительно-двигательной

координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.

То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего

вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально

творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для

проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.

Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и

коллективных

работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные

возможности

детского

воображения,

а

также

дают

возможность

выявить

конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на

выразительность

поделки.

Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций

способствует формированию условий для полноценного развития художественно-

творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с

разными материалами наиболее эффективными приемами являются:

- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;

- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов

преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;

- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через

упражнение;

- поощрение самостоятельности и активности детей;

- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;

-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению

выбранной композиции.

Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для

их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто

обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки

представляют большой интерес для детей.

При создании композиций обратите внимание на следующие правила.

1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны

быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте

материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую

композицию, сделанную ребенком дома.

2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами

(кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой,

шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом,

подставкой для кисточки).

3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или

взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.

4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут

заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей

будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и

времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций

коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.

5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению

сравнивать

свое

изделие

с

предложенным

образцом,

развитию

внимания,

наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.

6. В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые,

двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в

качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс

построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы

«конструктивности».

7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их

увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.



В раздел образования