Напоминание

"Особенности работы концертмейстера в хоровом классе"


Автор: Сапрыгина Надежда Юрьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы концертмейстера в хоровом классе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы концертмейстера в хоровом

классе

Термины «аккомпаниатор» и «концертмейстер» не тождественны, хотя в

литературе и на практике часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от

akkompagner – сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения

солисту на эстраде. Мелодию сопровождают гармония и ритм, осуществляя

таким образом ритмическую и гармоническую опору.

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,

артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и

концертах» [2, c. 270]. Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно

лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя

нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать

качество исполнения, знание их исполнительской специфики и причин

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь

к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности

концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические

функции.

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу

на репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а

также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать

партии в процессе работы над репертуаром.

Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от

занятий

с

вокалистами,

солистами-инструменталистами

и

имеет

свои

специфические особенности. Хор, как природный музыкальный инструмент,

способен на разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного

«фортиссимо», оставаясь вместе с тем верным своей певческой природе.

Профессиональный

концертмейстер,

аккомпанируя

хору,

всегда

должен

помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже исполняя

произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не

переходить на форсацию звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда

стремится преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента,

подражая хоровому звучанию. Пианист-концертмейстер должен уметь сыграть

хоровую партитуру на инструменте, задать хору тон, понимать такие приемы,

как цепное дыхание, активная дикция и др.

Одним из факторов, отличающих концертмейстера хора от пианистов,

аккомпанирующих солистам, является тот, что ему необходимо постоянно

следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он обязан знать

основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука»,

жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки соответствующие

простым и сложны размерам). В целом это называется способностью понимать

дирижерские жесты и намерения. Нужно помнить также, что показ оттенков,

штрихов

и

других

выразительных

средств

во

многом

зависит

от

индивидуальности дирижера.

На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания произведения)

иногда

по

просьбе

дирижера

нужно

показывать

звучание

отдельных

фрагментов музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры.

Здесь не обойтись без навыков чтения с листа, умения совместить хоровую

партитуру

с

аккомпанементом

исполняемого

произведения.

Благодаря

владению данными навыками концертмейстер добивается выразительности,

создавая образец исполнения для участников хора. При первом исполнении

хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать

хористов. Играть хоровую партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить

звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру,

концертмейстер должен учитывать основные вокально-хоровые законы -

певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов и т.д.

В ходе учебного процесса могут возникать ситуации, когда дирижер, при

отсутствии в коллективе хормейстера, поручает концертмейстеру проводить

занятия с отдельными группами хора. Выполняя функции хормейстера, пианист

должен знать и учитывать такие моменты, как степень знания хористами

музыкального материала, особенности дыхания, интонационные трудности и

методы их преодоления, степень развития слуховых и певческих данных

хористов.

Отдельно стоит остановиться на особенностях взаимодействия

концертмейстера и дирижера во время исполнения произведения. Существует

так называемый ансамбль пианиста-концертмейстера с исполнительским

планом дирижера, который требует от пианиста понимания языка дирижера,

его смысловых устремлений. Обычно удерживать дирижерские жесты в поле

своего внимания концертмейстеру помогает периферийное зрение, но наряду

с этим во время исполнения произведений часто встречаются ключевые

моменты темповых отклонений, когда пианисту необходимо применять

технику быстрых зрительных переключений – глядя то на нотный текст, то на

дирижера, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым

звучанием.

Дирижер отвечает прежде всего за качество звука, он участвует в его

формировании, а «инструмент» (это голосовые связки певцов) слишком

деликатен, и жесты дирижера бывают почти незаметными, особенно в момент

рождения звука на «пиано». В этих случаях «точка» у дирижера бывает почти

не видна, и концертмейстерам приходится полагаться на свою интуицию,

буквально угадывать, когда должен возникнуть звук. Чем

выше класс

дирижера, тем меньше он придерживается сетки, зачастую совсем не

«считает», он управляет звуком, и со стороны кажется, что вообще не

дирижирует,

а

лишь

слушает

звук.

Концертмейстерам

приходится

сосредотачивать всю свою чуткость, т.к. концертмейстер, дирижер и хор

должны составлять слаженный ансамбль. Далеко не все хорошие сольные

пианисты способны успешно играть в ансамбле. При совместном музыкальном

исполнении необходимо в одинаковой степени как умение увлечь партнера

своим замыслом, так и умение увлечься замыслом партнера, понять его

намерения и принять их.

В итоге нужно кратко перечислить необходимые концертмейстеру хора знания

и навыки:

- умение читать с листа хоровую партию любой сложности;

- владение навыками игры в ансамбле;

- умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности;

-

умение

читать

и

транспонировать

на

полтона

т

тон

вверх

и

вниз

четырехголосные хоровые партитуры;

- знание основных дирижерских жестов и приемов;

- знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции;

- умение быстро подобрать сопровождение к мелодии, а также проигрыши и

вступления при отсутствии выписанного аккомпанемента;

- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и

литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

В

современной

практике

хорового

исполнительства

все

чаще

и

чаще

появляются

произведения

в

сопровождении

различных

музыкальных

инструментов, особенно это характерно для исполнительства в жанре народных

песен. Поэтому перед современным концертмейстером встают новые задачи

овладения

элементарными

навыками

игры

на

различных

инструментах,

подходящих по стилю к исполняемым произведениям, чтобы самостоятельно

иллюстрировать

партии

данных

инструментов.

Особенно

это

касается

концертмейстерской практики в детских хорах, так как дети ограничены в своих

исполнительских возможностях в силу отсутствия большого музыкально-

исполнительского опыта.

Литература:

1.

Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе

специального

дирижирования//Державинские

чтения.

Искусствоведение.:

Материалы

научно-практической

конференции.

Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000

2.

Бенецианова С. Концертмейстер большой оперы// Музыка и время №6.

М., 2002.

3.

Горошко Н.Н. Современны подготовка пианиста – концертмейстера от

узкой направленности к разностороннему воспитанию// Музыкальное

образование: материалы Российской научно-практической конференции.

Оренбург, 1998

4.

Кубанцева Е.И. Процесс работы концертмейстера с солистом и хором //

Музыка в школе. 2001, №5, с. 52-55.

5.

Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента. Методологические

основы. Л.: Музыка, 1972

6.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога.

М.: Музыка, 1996.



В раздел образования