Напоминание

"использование икт в ДОУ в соответствии с ФГОС"


Автор: Кнор Марина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36 Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "использование икт в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в соответствии фгос

Информационно-коммуникационные технологии

в образовании представляют собой комплекс учебно-методических

материалов, технических и инструментальных средств вычислительной

техники в учебном процессе.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных

технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения,

повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

ускорить процесс усвоения знаний.

Специфика внедрения персонального компьютера

в процесс воспитания дошкольников заключается

в использовании компьютера как средства воспитания и развития

творческих способностей ребенка, формирования его личности,

обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно

позволяет расширить возможности педагога.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные и

мультимедийные технологии. Применение информационно-

коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится

все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в

наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить

логическое мышление детей, усилить творческую составляющую

учебного процесса.

1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В октябре 2013 года был принят федеральный

государственный образовательный стандарт

дошкольного образования. В данном стандарте прописаны

обязательные требования к дошкольному образованию.

Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго

поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные

изменения в образовательном процессе. Новые стандарты

ориентированы на результаты освоения основных образовательных

программ. Под результатами понимается не только предметные знания,

но и умение применять эти знания в практической деятельности.

В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие

основные положения:

• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;

• Принцип равноправного уважительного взаимодействия

взрослых (родителей и педагогов) и детей;

• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной

возрастной группы.

При этом стандарт дошкольного образования учитывает

индивидуальные потребности и особенности ребенка. Вводится такое

понятие как «образовательные потребности» ребенка, которые

зависят от различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка,

индивидуальные потребности и прочее.

Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации

направлен на решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья

детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и

содержания образования, реализуемых в

рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с

их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развития способностей и творческого

состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.

Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации

направлен на решение следующих задач:

1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья

детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства;

3) обеспечения преемственности целей, задач и

содержания образования, реализуемых в

рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с

их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

5) объединения обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс;

6) формирования общей культуры личности детей;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания

Программ и организационных форм дошкольного образования;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей

возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим

особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей в вопросах развития

и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

На основе данных принципов дошкольное образовательное

учреждение (ДОУ) должно выстроить свою работу таким образом,

чтобы иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать

условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей

на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и

соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».

Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС,

дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем

общего образования.

2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

С УЧЕТОМ ФГОС

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный

процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении

осуществляется в различных игровых технологиях.

Выделяют следующие технологии:

1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие,

диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками

педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и

диагностические игры. Выделим:

• развивающие игры (игры на развитие математических

представлений, игры на развитие фонематического слуха и обучения

чтению, игры для музыкального развития);

• игры, направленные на развитие основных психических процессов;

• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-

творческое развитие детей.

2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать

познавательную активность детей и участвовать в освоении новых

знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют

программным требованиям. Эти игры предназначены

для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые

средства позволяет создавать программа PowerPoint.

3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т.

е. технология разрабатывается по какой-либо из образовательных

областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия

включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.

При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет

важную роль для использования ИКТ в воспитательно-

образовательном процессе. В настоящее время выбор различных

компьютерных игровых программных средств для дошкольников

достаточно широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий

не рассчитаны на реализацию задач, поставленных в ФГОС.

Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь

частично, преимущественно с целью развития психических процессов :

внимания, памяти, мышления.

Отметим, что на современном этапе ИКТ в

дошкольном образовательном учреждении используется в основном

для автоматизированных систем управления. Данная технология

реализуется в учреждении с целью осуществления управления,

организации педагогического процесса, методической

службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает планирование,

контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов,

медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации

деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях

инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению

границ образовательного пространства за счет активного включения

родителей и детей, не посещающих детский сад.

Таким образом, ФГОС предусматривает и дает

возможность использовать информационно-коммуникационные

технологии в условиях образовательного процесса в дошкольном

учреждении.

3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ

Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт

с учетом ФГОС в дошкольное учреждение возникает ряд

проблем. Исследователи выделяют следующие:

• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы,

связанные с возникновением негативных проявлений использования

данных средств (влияние игры на состояние психического и

физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций, возникновение

ранней компьютерной зависимости);

• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах

возникают трудности экономического характера (техническая

поддержка);

• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не

только использование современной техники, но и умение создавать

собственные образовательные ресурсы.

Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время

ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения

информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые

и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою

позицию с различных методологических подходов.

К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный

процесс ДОУ относят :

• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность,

ухудшение зрения, головные боли и др.);

• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности,

погружение в виртуальный мир и др.);

Тем не менее, выделяют и положительные последствия

дозированного использования ИКТ в детский садах :

использование развивающих игр способствует развитию детей;

• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;

• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир.

Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть

направлено на развивающий компонент образовательного

процесса. Целесообразно использовать информационные технологии

в развитии познавательных способностей дошкольников.

Грамотное использование технических информационных средств

позволяет расширить возможности образовательного процесса.

На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в

дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС.

Создание образовательных комплексов как средства обучения и как

компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в

соответствии с ФГОС, должно включать в себя средства

для образования, воспитания и развития детей.

Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может

быть использован для повышения качества образовательного

процесса.



В раздел образования