Автор: Кнор Марина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36 Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "использование икт в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в соответствии фгос
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании представляют собой комплекс учебно-методических
материалов, технических и инструментальных средств вычислительной
техники в учебном процессе.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных
технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения,
повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний.
Специфика внедрения персонального компьютера
в процесс воспитания дошкольников заключается
в использовании компьютера как средства воспитания и развития
творческих способностей ребенка, формирования его личности,
обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно
позволяет расширить возможности педагога.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и
мультимедийные технологии. Применение информационно-
коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится
все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в
наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить
логическое мышление детей, усилить творческую составляющую
учебного процесса.
1. ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В октябре 2013 года был принят федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. В данном стандарте прописаны
обязательные требования к дошкольному образованию.
Отметим, что внедрение в систему образования стандартов второго
поколения, так называемых ФГОС, ознаменовало кардинальные
изменения в образовательном процессе. Новые стандарты
ориентированы на результаты освоения основных образовательных
программ. Под результатами понимается не только предметные знания,
но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В основе стандарта дошкольного образования заложены следующие
основные положения:
• Принцип уникальности детства как важного этапа развития человека;
• Принцип равноправного уважительного взаимодействия
взрослых (родителей и педагогов) и детей;
• Принцип игровой деятельности специфической для детей данной
возрастной группы.
При этом стандарт дошкольного образования учитывает
индивидуальные потребности и особенности ребенка. Вводится такое
понятие как «образовательные потребности» ребенка, которые
зависят от различных факторов, таких как состояние здоровья ребенка,
индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации
направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого
состояние здоровья ребенка, индивидуальные потребности и прочее.
Стандарт дошкольного образования в процессе своей реализации
направлен на решение следующих задач:
1) сохранение и укрепления физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства;
3) обеспечения преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
5) объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс;
6) формирования общей культуры личности детей;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания
Программ и организационных форм дошкольного образования;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На основе данных принципов дошкольное образовательное
учреждение (ДОУ) должно выстроить свою работу таким образом,
чтобы иметь возможность реализовать поставленные задачи и создать
условия для «позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Таким образом, в соответствии с принятыми ФГОС,
дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем
общего образования.
2. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦТОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
С УЧЕТОМ ФГОС
В условиях внедрения ФГОС второго поколения в образовательный
процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении
осуществляется в различных игровых технологиях.
Выделяют следующие технологии:
1. Компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие,
диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками
педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и
диагностические игры. Выделим:
• развивающие игры (игры на развитие математических
представлений, игры на развитие фонематического слуха и обучения
чтению, игры для музыкального развития);
• игры, направленные на развитие основных психических процессов;
• Игры как прикладные средства, созданные с целью художественно-
творческое развитие детей.
2. Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать
познавательную активность детей и участвовать в освоении новых
знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют
программным требованиям. Эти игры предназначены
для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые
средства позволяет создавать программа PowerPoint.
3. Технология комплексных (интегрированных) занятиях (досугах, т.
е. технология разрабатывается по какой-либо из образовательных
областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия
включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
При этом отметим, что выбор компьютерных игровых средств играет
важную роль для использования ИКТ в воспитательно-
образовательном процессе. В настоящее время выбор различных
компьютерных игровых программных средств для дошкольников
достаточно широк. Оговоримся, что большинство из игровых технологий
не рассчитаны на реализацию задач, поставленных в ФГОС.
Соответственно, данные технологии могут использоваться лишь
частично, преимущественно с целью развития психических процессов :
внимания, памяти, мышления.
Отметим, что на современном этапе ИКТ в
дошкольном образовательном учреждении используется в основном
для автоматизированных систем управления. Данная технология
реализуется в учреждении с целью осуществления управления,
организации педагогического процесса, методической
службы. Использование ИКТ в ДОУ обеспечивает планирование,
контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов,
медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации
деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях
инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению
границ образовательного пространства за счет активного включения
родителей и детей, не посещающих детский сад.
Таким образом, ФГОС предусматривает и дает
возможность использовать информационно-коммуникационные
технологии в условиях образовательного процесса в дошкольном
учреждении.
3. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОУ
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении икт
с учетом ФГОС в дошкольное учреждение возникает ряд
проблем. Исследователи выделяют следующие:
• При внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы,
связанные с возникновением негативных проявлений использования
данных средств (влияние игры на состояние психического и
физического здоровья ребенка, отказ от коммуникаций, возникновение
ранней компьютерной зависимости);
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах
возникают трудности экономического характера (техническая
поддержка);
• Проблема профессиональной компетенции педагогов, не
только использование современной техники, но и умение создавать
собственные образовательные ресурсы.
Обратим внимание, что в периодической печати в последнее время
ведется дискуссия по проблеме разработки и внедрения
информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые
и специалисты в области дошкольного образования высказывают свою
позицию с различных методологических подходов.
К негативным последствиям внедрения ИКТ в образовательный
процесс ДОУ относят :
• влияние компьютера на здоровье детей (малоподвижность,
ухудшение зрения, головные боли и др.);
• зацикливание ребенка на компьютерной игре (уход от реальности,
погружение в виртуальный мир и др.);
Тем не менее, выделяют и положительные последствия
дозированного использования ИКТ в детский садах :
• использование развивающих игр способствует развитию детей;
• коллективное участие в игре помогает избежать зависимости;
• дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир.
Исследователи отмечают, что использование ИКТ должно быть
направлено на развивающий компонент образовательного
процесса. Целесообразно использовать информационные технологии
в развитии познавательных способностей дошкольников.
Грамотное использование технических информационных средств
позволяет расширить возможности образовательного процесса.
На сегодняшний день необходимо решить задачу развития ИКТ в
дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС.
Создание образовательных комплексов как средства обучения и как
компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в
соответствии с ФГОС, должно включать в себя средства
для образования, воспитания и развития детей.
Таким образом, комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может
быть использован для повышения качества образовательного
процесса.