Напоминание

«Организация работы с читательским дневником на уроках литературного чтения, как средство формирования читательской самостоятельности младшего школьника».


Автор: Голодова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №10 Кировского района Волгограда
Населённый пункт: ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: «Организация работы с читательским дневником на уроках литературного чтения, как средство формирования читательской самостоятельности младшего школьника».
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеоборазовательное учреждение

«Гимназия №10 Кировского района Волгограда»

Кафедра начального образования

Обобщение педагогического опыта

по теме «Организация работы с читательским

дневником на уроках

литературного

чтения,

как

средство

формирования

читательской

самостоятельности младшего школьника».

Выполнил:

учитель начальных классов

МОУ гимназия №10

Кировского района Волгограда

Голодова Наталья Николаевна

Волгоград – 2022 год

I. Информационно-справочные сведения об опыте.

1.

Тема опыта:

Организация работы с читательским

дневником на уроках литературного

чтения, как средство формирования

читательской самостоятельности

младшего школьника

2.

Автор опыта:

Голодова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии №10

Кировского района Волгограда

3. Место функционирования опыта: 400059

г. Волгоград – 59

ул. 64 Армии, д.63

тел: 44-29-13.

4. Опыт функционирует с 2004 года

5. Вид опыта: рационализаторский

6. Опыт представлен следующими

материалами

- настоящим описанием;

- следующими приложениями:

-1-

Приложение 1.

Читательский дневник ученика

3 класса

Приложение 2.

Шаблоны читательского

дневника для 1-4 классов.

Приложение 3.

Выступление на МО по теме

«Читательская самостоятельность

младших школьников,

как актуальная проблема

современного образования»

Приложение 4.

Памятка по составлению

моделей обложек книг

-2-

II. Технологические характеристики опыта.

1.

Актуальность опыта.

Тема, над которой я работаю – «Организация работы с читательским

дневником на уроках литературного чтения, как средство формирования

читательской самостоятельности

младшего школьника». Я считаю её

актуальной, так как в наше время обществу нужны

люди, способные

творчески

мыслить,

обладающие

гибкостью

ума,

умеющие

делать

правильный выбор.

Актуальность данной темы обусловлена и современными требованиями

развития педагогической теории и практики – новыми требованиями

стандарта второго поколения (ФГОС).

Современные концепции начального образования исходят из приоритета

цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе

формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы

каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал субъектом учения,

желающим и умеющим учиться.

В образовательном стандарте начального образования на первом месте

остается

формирование

общеучебных

умений,

навыков

и

способов

познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями

самостоятельной организации учебной деятельности у младших школьников

является обязательным минимумом (см.Приложение 3)

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране,

обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и

применять их в разнообразной деятельности. Чтобы добиться этой цели, надо

как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению.

По сообщениям социологов ВЦИОМ, за прошедшие 10 лет на 15 % выросло

число россиян, которые никогда не берут в руки книг (с 20 % до 35 %),

соответственно на 9 % (с 31 % до 22 %) снизилась доля тех, кто практически

ежедневно обращается к книгам:

- любят читать: младшие школьники — 43 %, старшие — 17 %;

-3-

— не любят читать: младшие школьники — 8 %, старшие 17 %;

— не читают ничего, кроме заданий, учителя — 10 %;

— читают на досуге только развлекательную литературу — 40 %;

— читают познавательную литературу — 21 %;

— читают для самообразования — 10 % школьников.

Представленные здесь факты красноречиво говорят о том, что чем старше

дети, тем больше характер его чтения приближается к взрослому. К

сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин

— усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется

многочасовыми просмотрами телепередач, а место семейных библиотек

занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос

формирования читательской самостоятельности остается

весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно

уделяться в начальной школе, т. к. она является основой развития

устойчивого интереса к литературе.

В настоящее время обществу нужен человек, умеющий «добывать»

самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

И не случайно умение работать с информацией включено в пять ключевых

компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Изучив различные учебные программы, на мой взгляд, наиболее успешно

решает проблему формирования читательской самостоятельности, курс

«Литературное чтение» Л. А.Ефросининой по УМК «Начальная школа ХХI

века».

2.

Перечень педагогических задач, решаемых в опыте:

Обеспечить полноценное восприятие произведения.

Ребенок должен понимать прочитанное, выявлять точку зрения писателя.

Работать над навыком чтения.

Дети заинтересуются чтением только тогда, когда им будет легко читать, без

напряжения, целыми словами, довольно бегло. Вот тогда чтение вслух ему

необходимо, которое и является началом формирования читательского

интереса у младших школьников.

-4-

Включить учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Расширять круг чтения младшего школьника .

3.

Совокупность педагогических средств, представленных в опыте:

-словесное

Литературное слушание

Слушание

произведений,

которые

детям

читает

учитель,

является

источником

развития

интереса

к

литературе,

речи

и

воображения,

накопления читательского опыта.

На уроках литературного слушания формируется правильное осознанное

чтение — это и заинтересовывает детей, ведь за словом он видит образы,

звуки, картины. Надо научить ребенка «видеть невидимое». Человек только

во время чтения может мысленно перемещаться из реального мира в мир

книг. Книга переносит ребенка в далекое прошлое или рассказывает о

будущем. Поддерживая интерес к чтению, с ребенком нужно беседовать о

прочитанной книге, хвалить, давать советы, помогать соотнести действия

героев с жизненной ситуацией. Как показывает опыт, уже к 4 классу ученик

вполне готов читать самостоятельно большие произведения, так как у него

проявляется интерес к чтению. В это время формируется определенный

уровень читательской самостоятельности. Для усиления интереса к чтению

необходимо

при

любой

возможности

привлекать

детей

к

книгам.

Взаимодействие со школьной библиотекой оказывает неоценимую помощь в

воспитании культуры чтения и любви к книгам.

- визаульное

Моделирование книжки-самоделки

На уроках используется очень интересный прием моделирования книжки-

самоделки, дети учатся создавать обложку, оформляют ее с помощью

составления схематических планов — эта работа им очень нравится.

(см.Приложение 4 )

Шаблон читательского дневника

(см.Приложение 2)

-5-

- дидактическое

Деловая игра«Радиопередача»

Ученики, прочитав книги определённого автора за неделю, проходят

жеребьёвку,

чтобы

определить:

кто

из

ребят

на

уроке

будет

«корреспондентом»,

кто

приглашёнными

«гостями»,

а

кто

«радиослушателями».

Ученики

рассказывают

об

авторе

книг,

его

произведениях. «Корреспондент» ведёт передачу и принимает вопросы от

«радиослушателей» к «гостям»

«Жужжащее» чтение

Чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый

со своей скоростью. Это происходит не только на уроках литературного

чтения, поэтому дети имеют возможность больше по времени общаться с

книгой, приобретать навыки оптимального чтения.

4.

Последовательность и правила использования педагогических

средств

Как же организуется работа по развитию читательской самостоятельности в

начальных классах нашей гимназии?

Формы работы с информацией в 1-ом классе.

В 1-ом классе ещё не все дети умеют читать. Но подготовительная работа

ведётся.

Знакомясь со звуками, дают фонетическую характеристику слову. Слово

сопровождается иллюстрацией, с которой работа проводится не только в

классе, но и дома. Это могут быть такие задания (по желанию):

1.

Найди интересную информацию об этом животном (растении…)

2.

Выучи стихотворение про это растение.

3.

Выполни рисунок и сочини историю (сказку).

4.

Поделись своими впечатлениями, если ты это видел сам.

Дети с удовольствием готовятся, удивляя информацией, порой, не только

одноклассников, но и учителя. У них формируется монологическая связная

-6-

эмоциональная речь, воспитывается интерес к познанию нового.

Со 2-го полугодия ребята уже работают с читательскими дневниками, куда

записывают названия прочитанных произведений, автора и выполняют

рисунок по содержанию

рассказа, стиха или сказки. Проверка ведётся

регулярно обзорно учителем. Каждую неделю дневники просматриваются, а

выборочно по желанию дети рассказывают наиболее понравившиеся эпизоды

или комментируют рисунки, кто-то выбирает для самостоятельного чтения

небольшой текст.

Формы работы с информацией во 2-ом классе.

Во 2 классе дневник читателя ведётся уже более подробно. Структура его

усложняется (см.Приложение 2)

Дети

привыкают

регулярно

читать.

Кроме

учебника

работают

с

хрестоматиями

по

чтению,

берут

дополнительную

литературу

в

библиотеке(руководствуясь предложенным учителем списком). На уроках

используют «жужжащее чтение». Объём читаемого ещё невелик, но

постепенно

вырабатывается

привычка

к

чтению.

Малыши

очень

исполнительны и хорошо принимают ценности, исходящие от взрослых. Они

охотно делятся впечатлениями о проделанной работе.

В этот период очень важна количественная характеристика прочитанного, а

именно, число страниц, прочитанных за неделю. Постепенно вырабатывается

необходимый для успешной учёбы хороший темп чтения.

Итогом работы являются читательские конференции, которые проходят 1

раз в четверть. Ребята приглашают родителей, выступают перед ними с

презентациями,

отзывами,

газетами,

сочинениями

о

прочитанном.

Сообщения дополняются интересными фактами из жизни писателя.

Оформляются книжки-самоделки.

Формы работы с информацией в 3-ем классе.

Дети

переходят

от

чтения,

где

велась

количественная

оценка

к

содержательному, качественному чтению. Существенным фактором является

-7-

то, что ребята, как бы

«погружаются»

в творчество того или иного

писателя.

Перед «погружением»

мы приглашаем библиотекаря или сами идём в

библиотеку,

чтобы

предварительно

познакомить

детей

с

тематикой

произведений

писателя

интересной

форме:

фильм,

аудио-

и

видеофрагменты, незавершённое чтение произведений…) порекомендовать

им выставку книг, прочитать или рассказать высказывания великих людей об

этом человеке и его творчестве… Таким образом у третьеклассников

возникает мотивация для дальнейшей работы. Далее ребята получают список

рекомендуемой

литературы

конкретного

писателя

и

самостоятельно

выбирают и прочитывают произведения каждый в меру своих сил. Чтобы

снизить нагрузку во внеучебное время, дети носят книжечки и на уроки, где

регулярно проводятся минутки «жужжащего» чтения, новая информация

фиксируется в таблице.

Итогом работы являются мероприятия, на которые приглашаются родители,

ребята из других классов и их преподаватели.

Мы проводим литературные гостиные, конференции, защиту проектов,

конкурсы «Мама, папа, я – читающая семья».

Формы работы с информацией в 4-ом классе.

В 4 классе читательская деятельность организуется ещё более обобщённо.

Чтение книг проводится по предлагаемым темам . Примерная тематика:

-«Времена года».

-«Мы в ответе за тех, кого приручили».

-«Историческая литература».

-«Чудеса света»…

- Рассказы о животных .

Табличка

в

читательском

дневнике

дополняется

графой

«Сравнения,

метафоры, крылатые выражения». (см.Приложение 2)

Итоговые занятия предполагают интеграцию чтения с другими учебными

предметами: русским языком, математикой, окружающим миром. Особое

-8-

-значение придаётся

интеграции с предметами эстетического цикла для

формирования у ребят нравственного сознания.

Одновременно с ведением читательских дневников дети могут составлять

«Книгу

отзывов»

по творчеству писателя. Такая книга может быть

посвящена нескольким прочитанным произведениям или какому-то одному

из них. Хорошим дополнением к ней

могут быть интересные факты

биографии писателя.

5.

Педагогический результат, полученный в опыте

Итогом работы с читательскими дневниками является воспитание у детей

трудолюбия, самим вести дневник интереснее, чем заполнять готовый на

печатной основе.

Прочитанные произведения – хорошая база для содержательного общения.

Письмо

читающих

детей

более

грамотно.

Происходит

существенное

интеллектуальное

развитие, расширяется словарный запас, дети более

эмоционально отзывчивы.

Дети психологически раскрепощены, охотно вступают в контакт со

сверстниками и преподавателями, развёрнуто излагают свои мысли, любят

читать.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние

годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства

учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного

цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию

личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не

заставлять,

а

заинтересовывать,

приглашать

ребенка

к

учебному

сотрудничеству. По результатам анкетирования предмет литературного

чтения у обучающихся является самым любимым. Показатели качества

знаний обучающихся за последние три года подтверждает результативность

используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении 4

класса получили следующие результаты: закончили на «5» три человека, на

«5» и «4» – 23 человека, что составляет при 100% уровне обученности,

-9-

80%качество знаний. Проводимая работа позволяет мне получать результаты

качественной

подготовки

учащихся,

развивать

их

творческие

и

познавательные

способности,

которые

подтверждаются

результатами

участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Живое

русское слово», «О Кириллице», «Всероссийские предметные олимпиады»

Хочется вспомнить древнюю пословицу: «Посеешь поступок – пожнёшь

привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер –

пожнёшь судьбу.» Очень хочется, чтобы любовь к книге сопровождала ребят

всю жизнь, а приобретённые навыки помогали им в образовании и

самообразовании.

III. Диссеминационные сведения об опыте.

1.

Теоретико-практические основы опыта

Теоретическую основу моего опыта составляют:

- применение на уроках чтения метода «жужжащего» чтения, как элемента

обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского.

Использование метода «жужжащего» чтения позволяет увеличить тренаж

ребёнка в несколько раз, что даёт возможность лучше научиться читать,

расширить словарный запас, увеличить скорость чтения.

- наиболее успешным в формировании читательской самостоятельности

является курс «Литературное чтение» под редакцией А. А. Ефросининой.

Основной целью предмета «Литературное чтение» является введение ребенка

в мир литературы, обогащение читательского опыта, помощь в становлении

самостоятельного читателя.

- работа по литературному чтению начальных классов строится также и на

основе теории формирования читательской самостоятельности Н. Н.

Светловской.

2.

Условия эффективности опыта

Условиями эффективности своего опыта считаю:

наличие художественной литературы у ребёнка на уроке

-10-

Это значит, что ребёнок систематически будет сталкиваться с проблемой

выбора книги в библиотеке, будет обмениваться мыслями о прочитанном.

постоянное посещение библиотеки

систематическое ведение читательского дневника

Ребенок учится делать вывод и выражать его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает

смысл

произведения

и

при

необходимости

он

легко

вспомнит

это

произведение.

Читая

различные

произведения

и

записывая

общее

содержание

в

читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и

учится

анализировать произведение, выделять основную мысль автора,

понять,

что же своим произведением автор хотел донести до читателя.

Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Такая работа дисциплинирует ученика, заставляет планировать своё время

3.

Перспективы использования опыта

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и

какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего

рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках

внеклассного чтения с помощью дневника можно вспомнить, какие книги он

читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

Форма

читательского

дневника

старшеклассника,

конечно

же,

будет

отличаться от читательского дневника младшего школьника. Так как его

основное назначение- помочь старшекласснику при подготовке к уроку и,

что особенно важно, помочь при подготовке к ЕГЭ.

-11-

Приложение 2.

Дневник читателя в 1 классе

Автор,

название

книги.

Главные

герои.

Рисунок по содержанию

Дневник читателя во 2 классе

Автор,

название

книги.

Главные

герои.

Краткое

содержание.

Число

страниц.

Что

понравилось

и

запомнилось

Дневник читателя в 3-ем классе

Число

Автор,

название

пр-я.

Сюжет.

Тема, идея

Жанр

Краткий

отзыв

Дневник читателя в 4-ом классе

Число

Автор,

название

пр-я.

Сюжет.

Тема,

идея

Жанр

Краткий

отзыв

Сравнения,

метафоры,

крылатые

выражения

Приложение 3.

Выступление

на

районном

МО

по

теме:

«читательская

самостоятельность младших школьников, как актуальная проблема

современного образования»

Современные концепции начального образования исходят из приоритета

-12-

цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе

формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы

каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал субъектом учения,

желающим и умеющим учиться. «Концепция модернизации школьного

образования» определяет необходимость создания условий для развития

личности

ребенка

независимо

от

его

подготовленности,

для

его

самореализации и сохранения индивидуальности.

В образовательном стандарте начального образования на первом месте

остается

формирование

общеучебных

умений,

навыков

и

способов

познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями

самостоятельной организации учебной деятельности у младших школьни-

ков является обязательным минимумом.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу

нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и

применять их в разнообразной деятельности. Чтобы добиться этой цели, надо

как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению.

По сообщениям социологов ВЦИОМ, за прошедшие 10 лет на 15 % выросло

число россиян, которые никогда не берут в руки книг (с 20 % до 35 %),

соответственно на 9 % (с 31 % до 22 %) снизилась доля тех, кто практически

ежедневно обращается к книгам:

-любят читать: младшие школьники — 43 %, старшие — 17 %;

— не любят читать: младшие школьники — 8 %, старшие 17 %;

— не читают ничего, кроме заданий, учителя — 10 %;

— читают на досуге только развлекательную литературу — 40 %;

— читают познавательную литературу — 21 %;

— читают для самообразования — 10 % школьников.

Представленные здесь факты красноречиво говорят о том, что чем старше

дети, тем больше характер его чтения приближается к взрослому. К

сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин

— усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется

-13-

многочасовыми просмотрами телепередач, а место семейных библиотек

занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос

формирования читательской самостоятельности остается

весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно

уделяться в начальной школе, т. к. она является основой развития

устойчивого интереса к литературе.

Изучив различные учебные программы, на наш взгляд, наиболее успешно

решает проблему формирования читательской самостоятельности, курс

«Литературное чтение» Л. А.Ефросининой по УМК «Начальная школа ХХI

века».

Предложенная Л. А. Ефросининой стратегия становления читателя-ребенка в

начальных классах продуктивна и вполне отвечает задачам современного

развивающего обучения. Основная цель данного предмета — ввести детей в

мир отечественной и зарубежной литературы, обогатить

читательский опыт ребенка, помочь стать ему самостоятельным читателем;

работать

над

навыком

чтения;

формировать

литературоведческие

представления

и

понятия;

включать

учащихся

в

самостоятельную

творческую деятельность, развивать речь и расширять круг чтения младших

школьников.

В процессе формирования читательской деятельности выделяют несколько

этапов.

Первый этап — подготовительный (1 класс).

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи: обогатить читательский опыт детей; отрабатывать специальные

читательские умения; развивать речь учащихся; развивать интерес к

самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного чтения.

Основной метод работы: наглядное моделирование через введение си-

стемы заместителей для жанров, тем, героев; составление схематических

планов.

-14-

Второй этап — начальный (2 класс).

Цель: развитие читательских и речевых умений.

Задачи: формировать правильное, осознанное, плавное чтение; развивать

интерес

к

чтению,

расширять

читательский

кругозор;

воспитывать

нравственно-этические основы; отрабатывать умение работать с текстом,

учебной и детской книгой.

Основные формы работы: уроки разного типа (урок литературного чтения,

урок-слушание, нетрадиционные формы уроков).

Третий этап — основной (3 класс).

Цель:

обогатить

читательский

опыт

ребенка,

помочь

ему

стать

самостоятельным читателем.

Задачи: обеспечить полноценное восприятие произведения; выявлять точку

зрения

писателя,

формировать

позицию

читателя;

совершенствовать

самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение; включать

учащихся в эмоционально-творческую деятельность; формировать

литературоведческие представления; расширять круг чтения.

Четвертый этап — заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Исходя из целей и задач данного курса, особенностей программы, учитывая

этапы работы, выделены критерии, которые позволяют судить об уровне

сформированности

читательской

самостоятельности

на

выпуске

из

начальной школы:

— наличие устойчивого интереса к чтению книг;

— показатели техники чтения; 84

— уровни восприятия художественного произведения;

— читательский кругозор;

— усвоение программы в целом.

Работая по данной программе с 2005 года, выпускники прошли все эти этапы

и добились хороших результатов. Из 21 человека читают выше нормы 16.

-15-

Любой из учеников свободно может подготовить сообщение по различным

предметам и для этого использует дополнительную литературу.

Результаты проведенной диагностики в моем классе показали, что курс

«Литературное чтение» Л. А. Ефросининой способствует формированию

устойчивой потребности в чтении

Приложение 4.

Памятка по составлению моделей обложек книг

-16-

Литература:

1. Кондаков М. И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 1997. 349 с.

2. Журова Л. Е. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс. М.:

Вентана-

Граф, 2005. 480 с.

3.Н. М. Бунина, С. В. Васенева, Н. А. Степанов

4. Светловская. Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //

Начальная школа. № 1. 2003.

5.

Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. М.: Просвещение, 1991.

-17-



В раздел образования