Напоминание

"Аппликация"


Автор: Веретенникова Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиала Республиканского СРЦН "СРЦН г. Ижевска "Росток"
Населённый пункт: г.Ижевск
Наименование материала: Кружковая работа
Тема: "Аппликация"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Кружковая работа

«Аппликация»

Возраст детей 3-7 лет

Срок реализации программы 2 месяца

Составитель:

Воспитатель

Веретенникова Светлана Николаевна

г. Ижевск, 2016 г

.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР _______________

Тимирова С.П.

«___»______2016 г

«Утверждаю»

Директор РСРЦН г.

Ижевска_______________

Трофимова Т.В.

«___»______2016 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

3

2. Учебно-тематический план

10

3. Содержание кружковой работы

11

4. Методическое обеспечение кружковой работы

5. Результативность освоения кружковой работы

22

24

Приложение 1. Конспект беседы-наблюдения к занятию по аппликации

из пластилина «Осенние листья»

25

Приложение 2. Конспект беседы «Осень»

26

Приложение 3. Конспект беседы-исследования «Птицы, они какие?»

27

Приложение 4. Конспект беседы о рябине

31

Приложение 5. Конспект беседы о зимующих птицах

34

Приложение 6. Конспект беседы «Зимний лес»

37

Приложение 7. Конспект беседы «Новогодняя ёлка, происхождение,

традиции»

40

Приложение 8. Конспект дидактической игры «Путешествие в снежную

страну»

42

Список литературы

44

2

Пояснительная записка

Содержание кружковой работы «Аппликация» учитывает специфику

работы РСРЦН. Центр оказывает помощь

несовершеннолетним детям в

возрасте от 3 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и

нуждающимся в социальной реабилитации,

обеспечивает комплексный

подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской

и социальной помощи детям и подросткам.

Направленность:

Кружковая

работа

«Аппликация»

имеет

социально-педагогическую

направленность.

Аппликация

помогает

формированию

и

развитию

воображения, памяти, зрительного восприятия. Способствует личностному

развитию ребёнка — формирует настойчивость, любовь к труду, терпение и

упорство, аккуратность. Помогает сосредоточенно и целеустремленно доводить

дело до конца.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в

этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с

радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный

окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт

разностороннее

развитие

ребёнка,

реализуются

его

потенциальные

возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и

доступных видов работы для дошкольников является художественный ручной

труд (аппликация), создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное

творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Актуальность:

Актуальность кружковой

работы

по

аппликации

заключается

в

приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства

коллективизма, чувства прекрасного. Аппликация считается разновидностью

художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с

материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают

3

навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают

умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои

впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время

чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин,

скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно

выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня

развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности,

настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений,

связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание),

применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и тд.). Дети должны

научиться

работать

аккуратно,

планомерно,

стремиться

к

достижению

положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия.

У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы,

приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения

задания,

после

занятия

убирают

материал

и

инструменты).

У

ребят

совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие

качества, как точность, быстрота, плавность.

Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не

только обучение аппликации, но и развитие у детей творческих способностей,

фантазии,

мелкой

моторики

рук,

внимания,

логического

мышления

и

усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по

аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний

педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно

развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки

зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению

основ изобразительного искусства.

Педагогическая

целесообразность обусловлена

необходимостью

раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к

окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в

4

которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и

способности при участии в коллективной работе.

Согласно

общепринятому

в

дошкольной

педагогике

определению,

аппликация — это художественное изображение, которое наклеивается на

какой-либо фон. В качестве фона может выступать не только бумага, но и

картон, ткань, различные баночки, пластик и т.д. В основе аппликации лежит

вырезание разных деталей и приклеивание их в нужном порядке.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных

видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей

нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и

с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей,

крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань,

вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность,

простота

техники

исполнения

удовлетворяет

в

них

исследовательскую

потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения

и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого

результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его

более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Существует несколько видов аппликации:

1. Предметная - состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево,

гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.). В предметной аппликации дети

овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные

предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают

несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их

отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из

заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам

грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса;

гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

2. Сюжетно – тематическая - предполагает наличие умения вырезать и

наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или

5

сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки

плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед

ребёнком становятся следующие задачи:

-

вырезать

предметы,

показать

их

различия

по

величине

при

сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки

большие и маленькие);

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с

местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на

лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением

среди других предметов;

- передать характерные особенности персонажей и их действия через

жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры

наклеивают в положении поворота друг к другу);

- расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по

горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города,

веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя

цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море,

цветущий луг с полосой леса в дали);

- подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для

передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому

объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

3. Декоративная - включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить

различные предметы. Это вид орнаментальной деятельности, во время которой

дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы

украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц,

животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые

сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно

преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы

новыми качествами.

Внедрение данной кружковой работы в план работы Центра способствует

осуществлению его целей и задач. Способствует созданию условий для

6

развития личности ребенка. Аппликация способствует расширению кругозора,

учит рассматривать предметы и явления окружающего мира, формирует

настойчивость,

аккуратность

и

трудолюбие.

Аппликация

способствует

созданию и развитию мировоззрения ребенка.

Цель кружковой работы: развивать воображение, мышление, мелкую

моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность,

интерес к художественному экспериментированию.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам труда.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.

Способствовать

выработке

навыков

работы

с

различными

материалами.

5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения

готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой

фантазии.

Отличительная особенность кружковой работы:

Кружковая работа призвана научить детей не только репродуктивным

путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и

материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к

творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на

новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Режим занятий:

Программа составлена для детей 3-7 лет, срок реализации кружковой

работы – 2 месяца, занятия проводятся 25 – 30 мин. Всего 8 занятий. Занятия

проводятся

в

выходные

и

праздничные

дни.

Занятия

проводятся

по

расписанию, составленному согласно требованиям СанПиН.

\

7

Ожидаемые результаты внедрения кружковой работы:

- овладение различными нетрадиционными техниками аппликации;

- приобретение знания о предметах и материалах, их свойствах

и способах применения;

- повышение уровня развития по художественному творчеству;

- формирование учебно-познавательной компетентности;

-

приобретение

навыков

совместного творчества,

способность

объединяться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

Оценка результатов освоения кружковой работы:

Результаты

внедрения

кружковой

работы

отслеживаются

путем

проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.

1.

Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе

или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения

ребенка к кружковой работе, его достижения в этой области, личностные

качества ребенка.

Цель –

выявление

стартовых

возможностей

и

индивидуальных

особенностей учащихся в начале обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:

- индивидуальная беседа;

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование.

2.

Текущая (промежуточная) диагностика (проводится по итогам

внедрения каждой темы) – это изучение динамики освоения предметного

содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция

образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

8

Задачи:

- оценка правильности выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Текущий контроль проводится в форме опроса, игровых упражнений,

дидактических игр.

3.

Итоговая

диагностика (проводится

по

итогам

выполнения

кружковой работы) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа,

учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Цель: подведение итогов освоения кружковой работы.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

- творческие задания;

- контрольные задания;

- тестирование;

- олимпиада;

- выставка работ.

Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями

обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Итогом в реализации кружковой работы является выставки детских работ

в Центре; составление альбома лучших работ.

9

Учебно-тематический план

Учебно-методический план содержит перечень занятий и количество

часов (Таблица 1).

Таблица 1 - Учебно-тематический план кружковой работы «Аппликация»

п/п

Название занятия

Количество часов

всего

теоретических

практических

1

Аппликация из

пластилина «Осенние

листья»

0,5

0,25

0,25

2

Аппликация из

природного материала

«Осенние картины»

0,5

0,25

0,25

3

Аппликация способом

раздвижения «Птица на

ветке»

0,5

0,25

0,25

4

Аппликация способом

торцевания «Осеннее

дерево»

0,5

0,25

0,25

5

Аппликация способом вы-

тачки и частичного

приклеивания «Снегирь

на ветке рябины»

0,5

0,25

0,25

6

Аппликация из ваты на

бархатной бумаге

«Зимняя сказка»

0,5

0,25

0,25

7

Аппликация способом

нарезания бахромы

«Елочка»

0,5

0,25

0,25

8

Аппликация приемом

частичного приклеивания

детали к фону «Пингвин»

0,5

0,25

0,25

Итого:

4

2

2

10

Содержание кружковой работы

Содержание кружковой работы «Аппликация» включает в себя 8 занятий:

1. Аппли

кация из пластилина

«Осенние листья»

Цель – развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-

учить

основным

приемам

пластилинографии

(надавливание,

размазывание);

- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета;

- учить смешивать различные цвета;

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Последовательность работы:

1. Берем нужное нам оборудование;

2. На картон наносим осенний кленовый лист, обводим карандашом;

3. Вырезаем ножницами осенний лист;

4. Начинаем наносить зеленый пластилин на листик, размазываем

пластилин тонким слоем от середины к краям листика;

5. Поверх зеленого пластилина тонким слоем наносим желтый, красный и

коричневый пластилин, чтобы предать ему пятнистый вид.

6. По желанию можно нарисовать прожилки на листочке стеком или

сделать прожилки из очень тонких пластилиновых колбасок.

11

2. Аппли

ка

ция из природного материала «Осенние картины»

Цель – учить детей создавать сюжетные композиции из природного

материала – засушенных листьев, лепестков, семян.

Задачи:

- учить детей через наблюдение осеннего пейзажа передавать настроение

времени года, используя технику аппликации;

-

закреплять умение видеть и изображать разные деревья (толстые,

тонкие, высокие, стройные, низкие и т. п., узнавать и называть их;

- формировать умение творчески передавать впечатления, полученные на

прогулках осенью;

-

развивать

воображение,

фантазию,

внимание,

активность

и

наблюдательность.

Ход образовательной деятельности:

1.Мотивация образовательной деятельности.

Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки,

любуются, описывают их «красивыми» словами. Ответы детей обсуждаются.

2.Основная деятельность

Воспитатель подводит детей к идее создания картин из осенних листьев.

Показывает варианты картин (например, «Бабочка», «Цветок» « Петушок»).

Объясняет особенности изготовления необычных картин: сначала нужно

представить себе картину (кто или что на ней будет), затем выбрать

подходящие листочки, составить картину из листьев на отдельном белом листе

и только затем наклеивать их на цветной картон или, начиная с крупных

деталей (туловище животного, крона дерева). Дети выбирают материал и

составляют картину. Воспитатель помогает детям определиться с цветом и

форматом фона, предлагает поэкспериментировать, прикладывая листочки

разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания; подсказывает,

что маленькие и хрупкие листья нужно брать аккуратно.

3.Заключительная часть.

Картины из листьев помещается на выставку.

12

3. Аппли

ка

ция способом раздвижения «Птица на ветке

»

Цель – создание аппликативных композиций на основе пейзажных

рисунков.

Задачи:

- познакомить с новым приемом оформления аппликации-раздвижение;

- развивать цветовое восприятие;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе.

Последовательность работы:

1. Обвести трафарет – силуэт птицы.

2. Вырезать силуэт птицы.

3. Из бумаги сложенной гармошкой вырезать листочки, затем ветку.

4. Составляем изображение.

5. Приклеиваем веточку.

6. Разрезаем по длине листочки.

7. Наклеиваем листочки на некотором расстоянии.

8. Фигурными линиями разрезаем силуэт птицы.

9. Наклеиваем части птицы на некотором расстоянии.

10. Картина готова.

13

4. Аппли

ка

ция способом торцевания «Осеннее дерево»

Цель – с

оздание осеннего дерева с помощью техники торцевания.

Задачи:

- формировать умения выполнять детали для торцевания (обжимать

квадратики вокруг тупого стержня ручки);

- развивать точность движения руки и силу нажима;

- воспитывать наблюдательность, аккуратность.

Последовательность работы:

1. Берём разноцветные салфетки.

2. Нарезаем салфетки на маленькие квадратики, примерно 1см Х 1см.

3. На листе картона рисуем силуэт дерева.

14

4. Начинаем наносить клей на рисунок, небольшими участками, чтобы он

не успел засохнуть.

5. На палочку для торцевания накручиваем нарезанные салфетки.

6. И начинаем их приклеивать к рисунку, чередуя цвета, как подскажет

вам ваша фантазия.

7. Постепенно заполняем всю крону дерева.

8. Ствол дерева закрашиваем гуашью.

9. Далее в той же технике делаем рамочку для нашей картины.

10. Заполняем всё оставшееся пространство салфетками голубого цвета,

создавая таким образом фон.

11. Вот и получилось чудесное осеннее дерево!

5. Аппли

ка

ция

способом вы

тачки и частичного приклеивания

«

Снегирь

на ветке рябины»

Цель – создание объемной аппликации за счет приемов вытачки и

частичного приклеивания.

15

Задачи:

- подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь,

вывешивая скворечники и кормушки;

- научить детей создавать объем в аппликации за счет выполнения

ягод рябины в виде комочков, приемов вытачки и частичного приклеивания

крыла снегиря;

- упражнять детей, выполняя ягоды рябины, в разрывании бумаги на

узкие полоски и затем полосок на маленькие кусочки, из которых скатываются

маленькие комочки;

- отрабатывать приемы разметки по шаблону и вырезания фигур со

сложной линией контура.

Последовательность работы:

1. Выполнить веточку рябины.

- отрезать от коричневой бумаги узкую полоску;

- приклеить полоску на фон - это веточка рябины;

- наклеить комочки (ягоды рябины) под веточкой, обмакнув их в клей;

- нарисовать к ягодам коричневым фломастером маленькие веточки.

2. Выполнить снегиря.

- выполнить разметку деталей по шаблону;

- вырезать детали по контуру;

- наклеить фигурку снегиря на фон, на фигурку птички - грудку, на

голову – детали глаз;

- на верхней части крыла сделать надрез и сделать вытачку, чтобы деталь

стала объемной;

- наклеить крыло на фигурку снегиря приемом частичного приклеивания,

смазав клеем, только верхний край крыла.

3. По желанию дополнить картину мелкими деталями (снежинки,

конфетти).

16

6. Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Зимняя сказка»

Цель - создание аппликации из ваты на бархатной бумаге.

Задачи:

- расширить представления об окружающем мире;

-

формировать

художественный

вкус,

стремление

сделать

что-то

необычное своими руками;

-

развивать

творческие

способности,

воображение,

фантазию,

эстетический вкус;

- развивать эстетические и композиционные чувства;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность.

Последовательность работы:

1. Взять лист цветной бархатной бумаги.

2. Вырезать из обычной бумаги трафареты елочки и листового дерева.

3. Обвести трафареты на цветной бумаге, создавая картину.

4. Накладывать вату внутри контуров деревьев.

17

7. Аппли

ка

ция способом нарезания бахромы «Елочка

»

Цель – создание образа новогодней елки, используя прием нарезания

бахромы

Задачи:

- упражнять детей в нарезании бахромы по краю круга и частичного при-

клеивания деталей;

- развивать ориентировку в пространстве и композиционное построение

картинки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Последовательность работы:

1. Вырезаем треугольники нужного размера.

2. Складываем лист зеленой бумаги пополам и разрезаем полученный

прямоугольник по диагонали. Должны получиться 4-5 треугольников разного

размера.

3. Приклеить треугольники друг на друга от большого к маленькому. Вот

елочка и готова!

4. По краю треугольников нарезаем бахрому.

5. Затем тупой стороной ножниц проводим по бахроме, чтоб она слегка

закрутилась.

18

6. Приклеиваем полученные заготовки от большого к меньшему.

7. Приклеить с помощью клея-карандаша.

8.

Аппликация

прие

мом частичного приклеивания де

тали к фону

«Пингвин»

Цель - создание аппликации приемом частичного приклеивания детали к

фону

Задачи:

- формировать практические навыки работы с бумагой;

- развивать интерес к художественному творчеству;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический

вкус, композиционные умения и пространственное мышление;

19

- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда -

ножницами, бумагой;

- совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и

умения;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение,

усидчивость.

Последовательность работы:

1. Берем белый лист бумаги.

2. Из бумаги черного цвета вырезаем туловище, крылья, глаза.

3. Из бумаги белого цвета вырезаем брюшко.

4. Из бумаги коричневого цвета вырезаем клюв.

5. Из бумаги других цветов – шапочку и шарф.

6. После чего раскладываем детали на листе, и поэтапно наклеиваем их

друг на друга.

7. На черный овал сверху наклеиваем белое сердечко, так, чтобы были

видны черные стороны овала.

8. Дополняем работу глазами, клювом, крыльями. Крылья приклеиваем

частично.

9. Затем украшаем шапочкой и шарфиком.

20

21

Методическое обеспечение кружковой работы

Методическое обеспечение кружковой работы «Аппликация» включает

в себя название занятий, различные формы занятий и способы организации

учебно-воспитательного процесса формы подведения итогов (Таблица 2).

Таблица 2 - Методическое обеспечение

кружковой работы «Аппликация»

п/п

Название

занятий

Формы занятий

Организация

учебно-

воспитательного

процесса

(материалы)

Формы

подведения

итогов

Теоретиче

ские

Практиче

ские

1

Аппликация из

пластилина

«Осенние

листья»

Наблюдение

Аппликация

Картон, пластилин

желтого, красного,

коричневого и зеле-

ного цветов,

осенние листья,

ножницы, простой

карандаш, стек

Создание альбома

из полученных

работ

2

Аппликация из

природного

материала

«Осенние

картины»

Беседа

Аппликация

Листья различных

деревьев, семена,

цветной картон,

бархатная бумага,

клей, салфетки.

Выставка работ

3

Аппликация

способом

раздвижения

«Птица на

ветке»

Исследование

Аппликация

Лист бумаги

черного цвета,

картон белого цвета

А 4, трафарет силуэт

птицы, простой

карандаш, ножницы,

клей.

Обсуждение

работ

4

Аппликация

способом

торцевания

«Осеннее

дерево»

Беседа

Аппликация

салфетки ярких

цветов, клей ПВА,

ножницы, палочка

для торцевания и

плотный лист

картона формата А4

Выставка работ

5

Аппликация

способом вы-

Беседа

Аппликация

Шаблон фигуры

снегиря, цветной

Создание альбома

из полученных

22

тачки и

частичного

приклеивания

«Снегирь на

ветке рябины»

картон, бумажные

салфетки, простой

карандаш,

фломастер, нож-

ницы,

клей ПВА, кисть

клеевая.

работ

6

Аппликация из

ваты на

бархатной

бумаге

«Зимняя

сказка»

Беседа

Аппликация

цветная бархатная

бумага, простой

карандаш, вата

Обсуждение

работ

7

Аппликация

способом

нарезания

бахромы

«Елочка»

Беседа

Аппликация

белый

картон

или

ватман для основы,

двухсторонняя

цветная

бумага

зеленого цвета двух-

трех

оттенков,

ножницы, клей

Создание альбома

из полученных

работ

8

Аппликация

приемом

частичного

приклеивания

детали к фону

«Пингвин»

Дидактическа

я игра

Аппликация

Цветная бумага,

клей, кисточка,

ножницы

Выставка работ

Результативность освоения кружковой работы

23

Основными результатами внедрения кружковой работы являются:

- овладение различными нетрадиционными техниками аппликации;

- приобретение знания о предметах и материалах, их свойствах

и способах применения;

- повышение уровня развития по художественному творчеству;

- формирование учебно-познавательной компетентности;

-

приобретение

навыков

совместного творчества,

способность

объединяться для общего дела, договариваться, действовать согласованно (рис.

1).

Рисунок 1. Результативность кружковой работы

за 2017 г.

.

Приложение 1

24

Конспект беседы-наблюдения к занятию по аппликации из

пластилина «Осенние листья»

Цель – углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных

признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями

жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Ход беседы: Воспитатель обращает внимание детей на изменения,

произошедшие с деревьями на участке. Выйдя на прогулку, предложить детям

сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени, понаблюдать, как опадают

листья. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими

лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это

листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев

опадают», - уточняет он. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как

шелестят падающие листья. В конце прогулки предложить детям побегать по

листьям, поиграть с ними. Прочитать четверостишие:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Листья желтые летят,

Под ногой они шуршат.

Трудовая деятельность: Предложить детям собрать опавшие и отнести их

на клумбы. Объяснить, листья будут служить питанием для цветочных

растений на следующий год; земля будет рыхлая и питательная. В конце

прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы

поставить их в вазу в уголке живой природы.

Подвижная игра «Поймай листок». Дети пытаются поймать листок,

висящий на ветке или летящий по воздуху. В процессе игры развивать умение

подпрыгивать на месте как можно выше.

Приложение 2

25

Конспект беседы «Осень»

Цель – обобщить и систематизировать представление детей об осени по

основным, существенным признакам.

Задачи:

- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные

связи между наблюдаемыми явлениями;

- принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать,

отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на

темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно

рассуждать.

Предшествующая работа:

- наблюдения во время прогулок;

- чтение художественных произведений;

- разучивание стихов и песен об осени;

- прогулки в лес.

Ход занятия:

Занятие сопровождается показом презентации, на большом экране

меняются слайды с картинами осени. Под звуки музыки П.И. Чайковского

«Осенние песенки» дети обходят сказочную полянку, останавливаясь и

любуясь отдельными экспонатами, а затем рассаживаются на брёвнышках и

пеньках.

Педагог:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Не касаясь сосен

И ёлочек. Я…(осень).

Дети отгадывают загадку.

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

26

Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки

осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут

холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На

деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание

листьев.

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и

опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и

придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и

ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени,

прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от

палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете?

Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем

будет дышать.

Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы

знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Педагог. Почему?

27

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под

кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и

для домашних животных.

Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест

и накапливает жир, присматривает себе берлогу.

Педагог. Молодцы! Правильно!

Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

Педагог.

Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Педагог. Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети

называют листья.

Педагог. Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.

Педагог. Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много

стихов про осень. Вот одно из них.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье…»

Приложение 3

28

Конспект беседы-исследования «Птицы, они какие?»

Цель – формировать реалистические представления детей о птицах.

Задачи:

- учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение;

- обогащать речь детей, активизировать мышление;

- развивать наблюдательность и интерес к птицам;

- расширять представления о способах правильного взаимодействия с

птицами.

Ход исследования.

Кто такие птицы?

Чем они похожи?

Как они летают,

По земле гуляют?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это

люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы

детей).

— Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они

какие?».

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение,

что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать.

Задание понятно? (ответы детей).

— Запомните правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не

шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

29

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две

ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями.

Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.

Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением

удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие,

яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу

и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере

и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц.

Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.

30

Приложение 4

Конспект беседы о рябине

Цель

развивать

творческое

воображение,

память,

мышление,

познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь к природе,

желание ее оберегать, делать добро расширить знания детей о птицах, их

способ питания зимой.

Задачи:

- расширить знания детей о птицах, их способ питания зимой;

- расширить знания детей о целебных свойствах плодов рябины;

- поощрять детей к самостоятельным высказываниям и рассуждениям.

Предыдущая работа: Наблюдение за рябиной в разные времена года,

попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет,

загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая»,

иллюстрации рябины в разные времена года.

Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести беседу о

дереве, которое имеет необычайный дар – делать добро. Что это за дерево,

угадайте.

Загадка о рябине:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

- Что это за красные бусы? (Показ грозди рябины)

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые)

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами)

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем

парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные

свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.

Дидактическая игра: «Одень рябину»

31

- Что дарит весна рябине? (Белые, душистые цветочки, зеленые

листочки)

- Что дарит лето рябине? (Красные «бусы» - ягоды)

- Во что одевает рябину осень? (В красные и оранжевые листья)

- Что делает зима для рябины? (Накрывает белым снегом и приглашает

птиц, есть ягоды)

- Давайте поближе познакомимся с рябиной. Уже рано осенью тяжелые

гроздья круглых оранжево – красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно

любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева,

глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины

округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне

съедобны и даже вкусные.

- В народе говорят «Рябина является украшением нашей природы».

Давайте спросим у рябины, почему ее так называют.

Рябина: Потому что я наделена волшебной силой. Ветка с ярко-

красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще мое

дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят

варенье, компоты, делают квас, настойки.

Воспитатель: Да, рябина обладает многими свойствами, в частности

предсказывать погоду с помощью примет. Какие вы знаете приметы?

Дидактическая игра «Продолжи примету»

- Поздно цветет рябина - … (будут морозы зимой)

- Если много ягод рябины, … (то осень будет дождливая)

- Цветение рябины - … (признак устойчивого тепла)

- Поздно расцвела рябина - … (будет поздняя осень)

Воспитатель: Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины

много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам

достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы,

дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют

птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки,

кабаны, куницы.

32

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая»

(вопросы по тексту)

- Почему удивлялась Рябина?

- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей)

О рябине сложено немало песен. Народ любил рябину с глубокой

древности. Люди издавна сажали ее у своих домов.

На далеком севере рябина достаточно долго была единственным

плодовым деревом. Ее оберегали, ягоды заготавливали впрок, так как они

содержат большое количество витаминов.

33

Приложение 5

Конспект беседы о зимующих птицах

Цель

систематизировать

знания

детей

об

изменениях

образа

жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое

отношение к птицам.

Задачи:

- расширить представления детей зимующих птицах;

- обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их

жизни;

- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.

- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление

заботится о пернатых друзьях человека.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Чтение стихотворения З. Александровой «Снежок»:

- Снежок порхает, кружится,

На улице бело,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблоки

На ветках снегири!

-Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (про снегиря)

- К какому виду птиц она относится? (зимующим)

-Каких зимующих птиц вы знаете? (голуби, воробьи, синички,

свиристели, дятел, сова)

-А кто знает загадки про зимующих птиц?

2. Загадки о зимующих птицах: (отгадки появляются на экране)

1. Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

34

Вертушке на месте

Никак не сидится-

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится (синица)

2. От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг,

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь-

Раскрасавец красногрудый,

Житель севера….

(снегирь)

3. Верещунья, белобока,

А зовут ее …. (сорока)

4. Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки-

И боится только кошки.

(воробей).

5. Черный жилет,

красный берет,

нос – как, топор,

хвост – как упор (дятел)

4. Подвижная игра: «Снегири» (на ковре дети выполняют

знакомое упражнение)

- Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки

35

Греются на солнышке.

Головой вертят-

Улететь хотят.

Кыш, кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают

себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями

опущенных

рук.

Повороты головой влево и вправо.

Бегут по кругу взмахивая руками.

Игровая мотивация:

1,2,3- вокруг себя повернись,

В фотографа превратись!

4. Рассматривание аппликационного изображения снегиря.

-Какого цвета фигурка и крыло птички? (черные)

- Для какой детали понадобится красная бумага? (для грудки снегиря)

- Что надо сделать, чтобы крыло снегиря стало объемным? (сделать

надрез и склеить вытачку.)

- Ягодами какого дерева решили полакомиться снегири?

Загадка: - Весной зеленела, летом загорела,

Осенью кораллы красные надела? (рябина)

5. Рассматривание с детьми образца аппликации.

- Где сидит снегирь? (на веточке рябины)

-Как выполнены ягоды рябины? (скатаны комочки из кусочков салфетки

красного цвета)

-Обратите внимание на то, что ягоды рябины собраны в грозди, и

наклеены рядами, причем в верхнем ряду ягод больше, чем в нижнем.

36

Приложение 6

Конспект беседы «Зимний лес»

Цель – развивать познавательную деятельность через игры, кругозор об

окружающем мире, развивать речь, знакомить с понятием «Зима– время года» и

природные изменения зимой.

Задачи:

- развивать мышление, память, активировать словарный запас;

-

формировать

знания

об

основных

признаках зимы,

интерес

к

совместной деятельности со сверстниками. Стимулировать с помощью игр

двигательную и познавательную деятельность;

- воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, почтальон мне передал

письмо-приглашение. Послала нам его сама зима. А знаете куда приглашение?

В лес.

Просмотр презентации «Деревья в зимнем лесу».

Ребята вам нравится лес?

Какой лес зимой?

Дети: снежный, сказочный, зимний, хрустальный, волшебный.

Воспитатель: Подумайте и скажите, что придает особую красоту

природе зимой? (Снег)

- Какой бывает снег: (белый, пушистый, искристый, холодный)

Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?

Дети: береза, осина, ель, сосна.

Воспитатель: Зима нам прислала игру, чтоб посмотреть, что вы знаете о

лесе, о деревьях.

Дидактическая игра «Найди названное дерево»

Дети называют дерево и определяют, какое оно (лиственное или

хвойное)

Воспитатель: А еще в письме есть стихотворение! Хотите послушать

его?

37

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. (Сергей Есенин)

Физкультминутка

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Воспитатель: Ребята, здесь в письмо есть еще одно стихотворение

Стоят деревья, инеем одеты,

С каёмкой белой, как контраст веков.

Зима шагами первыми с приветом,

Пришла на землю, расстелив покров. (София Родникова)

Творческая мастерская.

Воспитатель: Ребята, а зима еще сильнее обрадуется, если мы с вами

сделаем открытки с изображением деревьев из стихотворения. Вы знаете, как

будем делать деревья? На листе бархатной бумаги нарисуем контур дерева. Кто

не

сможет

сам

нарисовать,

я

вам

приготовила

шаблоны

деревьев.

Ну, какие же зимние деревья без красивого и объемного инея? Давайте мы с

вами изобразим иней на деревьях, но не обычным способом, а с помощью ваты.

38

От куска ваты отрываем небольшие комки и прикрепляем на бархатную бумагу

тонким слоем, начиная с верхнего угла, и прижимаем подушечками пальцев.

Во время работы звучит спокойная музыка. Когда работа завершена, дети

рассматривают получившиеся работы. Желающие рассказывают стихи о зиме,

деревьях.

39

Приложение 7

Конспект беседы «Новогодняя ёлка, происхождение, традиции»

Цель – познакомить детей с историей происхождения новогодней елки,

как атрибута праздника.

Задачи:

- воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям;

- развивать любознательность, наблюдательность.

Предварительная

работа:

внесение

в группу

еловой

веточки,

рассматривание ее, с целью дать знания о елке (особенностях, пользе и т. д.).

Ход занятия

Загадка «Что за модница стоит?

На верхушке шпиль горит.

На ветвях игрушки

Бусы и хлопушки

Что это? (елка)

- Как вы думаете, какой скоро будет праздник?

-А в какое время он всегда бывает?

-А как вы думаете, без чего нельзя провести новогодний праздник?

Дети, а сейчас послушайте историю про елочку.

Когда-то елка считалась деревом дремучих лесов. Любимым же деревцем

всегда была стройная белоствольная березка, тогда новый год еще не отмечали.

Много лет назад Новый год стали отмечать ни зимой, а осенью и елку тогда не

наряжали. В новогоднюю ночь люди выходили на улицу веселились, зажигали

фейерверки и дарили друг другу яблоки. Затем елку начали украшать

различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже

овощами. На ветках горели восковые свечи, которые потом уступили место

электрическим гирляндам. А блестящие шары появились недавно – примерно

100 лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой

потом пришла красная пятиконечная.

Физминутка

-А сейчас мы отдохнем, по проселку в лес пойдем.

40

«Лесом по проселку пришли сюда на елку:

Зайчики – трусишки, ушками задвигали

У елочки запрыгали.

Вот шагают петушки золотые гребешки.

Красные сапожки на высоких ножках.

Вышел из берлоги мишка на дорогу.

Лапами захлопал, по снегу затопал».

-Посмотрите куда же мы с вами пришли? (на елку)

-Какими словами можно сказать о елке?

- А что нужно сделать, чтобы она стала нарядной, красивой?

-Давайте украсим нашу елочку и споем ей песенку.

(дети украшают елочку, и водят хоровод вокруг нее)

Итог занятия.

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-Чем же раньше украшали елку?

-А как украшаем елку сейчас?

41

Приложение 8

Конспект дидактической игры «Путешествие в снежную страну»

Цель

расширять

представления

детей

о

природных

условиях

Антарктиды, о жизни пингвинов.

Задачи:

- учить детей сочетать движения и речь;

- развивать фантазию, подражательные навыки, побуждать детей к

импровизации;

- закреплять знания детей об окружающем мире.

Атрибуты: шапочки пингвинов, шапочки медвежат, гирлянды флажков

для изображения макета корабля.

Воспитатель предлагает отправиться в морское путешествие на корабле в

снежную страну Антарктиду ("Театр рук" В. Цвынтарный, "Кораблик").

Ведущий: Плывет по морю пароход, А из трубы дымок идет.

Дети выполняют упражнение. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы

прижаты

(как

ковшик),

а

большие

пальцы

поняты

вверх.

Вместе

с

воспитателем читают стихотворение низким голосом (как гудит труба) и

покачиваются вправо-влево.

Ведущий: Долго наш кораблик плыл.

В Антарктиду он приплыл,

Здесь на белых скользких льдинах

Ходят парами пингвины.

Игра для дошкольников "Пингвины на льду".

Дети идут на внутренней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу,

похлопывая себя ладонями по бокам.

Ведущий: Пингвины живут рядом с морем и очень любят играть с

морскими обитателями.

Игра для дошкольников "Море волнуется"

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

42

Морская фигура на месте замри...

Предварительная работа: беседа с детьми о морских обитателях (медузы,

кораллы, рыбы, киты, морские звезды и т. д.).

Перед началом игры дети разбиваются на пары. По сигналу воспитателя

они изображают любого из морских обитателей на выбор и рассказывают о них.

Ведущий: Мы на нашем корабле

К ледяной плывем земле.

К Антарктиде мы доедем

И медведей белых встретим.

Игра для дошкольников "Белые медведи" (

Обозначается льдина. На ней стоят двое водящих – белые медведи.

Остальные на площадке – медвежата.

По сигналу воспитателя водящие,

взявшись за руки, выбегают на площадку и ловят медвежат: догоняют игрока и

берут его в свою цепочку. Других медвежат они ловят уже вместе. Игра

продолжается до тех пор, пока в цепочке не окажутся все медвежата.

Ведущий: Ребята, посмотрите вокруг, везде лежит снег. Снег легкий, он

медленно падает на землю, кружится, а когда подует ветерок, они летят в

разные стороны. Представьте себе, что вы превратились в маленькие снежинки,

а я – ветер.

Воспитатель делает вдох и дует на детей. Разлетелись снежинки,

кружатся в воздухе, как будто танцуют.

Дети изображают полет снежинок. Сначала спокойно, плавно и медленно

ложатся на землю, но поднялся ветер, закружила вьюга и намела целый сугроб.

Дети собираются в плотную группу.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, наш маленький кораблик

возвращается домой.

43

Список литературы

1. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок "Умелые руки"

в детском саду. - М., 2007. - с.158.

2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

3. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей

детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

4. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. -

М., 1999. - с.180.

5.

Григорьева,

Г.Г.

Развитие

дошкольника

в

изобразительной

деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных

заведений. - М.: 1999.

6. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153.

Комарова, Т.С., Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском

саду/ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина. М.: Просвещение, 1982. - 305 с.

7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А.

Лыкова. М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.

8. Малышева, А.Н., Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н.

Малышева, Н.В. Ермолаева. М: Академия развития, 2002.- 145 с.

9. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книга

для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. -

М.: Просвещение, 2007.

44



В раздел образования