Авторы: Татьяна Владимировна Гармаш, Акимкина Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог, учитель -логопед
Учебное заведение: МОУ "Начальная школа п.Дубовое"
Населённый пункт: Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: Динамика и рекомендации мотивации к обучения младших школьников.
Раздел: начальное образование
Статья на тему: «Динамика и рекомендации мотивации обучения
младших школьников».
Для диагностики использовалась Методика «Изучение мотивации
обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга. Данная диагностическая
методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл
обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или
внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при
обучении; реализация мотивов обучения в поведении.
В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и
варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует
выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
В результате изучения мотивации детей к школе
были получены следующие данные:
Уровень мотивации
Класс
Кол- во детей
принявших
участие
1
2
3
4
5
2
23
1
14
6
2
0
3 «А»
18
12
5
2
1
0
3 «Б»
9
1
10
1
0
0
4
25
12
6
4
3
0
Всего:
80
26
35
13
6
0
Примечание:
1- очень высокий уровень мотивации учения;
2- высокий уровень мотивации учения;
3 - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
4 - сниженный уровень мотивации учения;
5- низкий уровень мотивации учения.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1)
В диагностике приняли участие 80 обучающихся, что составляет 60%
от всех обучающихся.
2)
Больше всего обучающихся попали в 2 группу высокого уровня
мотивации учения, не выявилось вовсе детей с низким уровнем
мотивации.
3)
Во втором полугодии учебного года у обучающихся зафиксирован
хороший уровень мотивации. Это может свидетельствовать о том, что
учителя
и
другие
специалисты
образовательного
процесса
организовывают процесс обучения детей так, что интерес и мотивация
к познанию сохраняется в течении всего учебного года.
Рекомендации
Рекомендации по формированию и укреплению школьной мотивации.
Для формирования положительного отношения к учению:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке,
постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию,
насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском
ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие
чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и
радости;
опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами,
активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру
естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное
время;
использовать интерес учеников к наглядности;
При
развитии
мотива
достижения
ориентируйте
учеников
на
самооценку
деятельности:
Спрашивайте
ученика:
«Ты
доволен
результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите
индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно
интересуйтесь
отношением
ученика
к
процессу
и
результату
своей
деятельности.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами
труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока.