Автор: Залогина Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации при переходе в пятый класс.
Раздел: начальное образование
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
Выступление на педагогическом совете
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний
младших школьников в условиях адаптации при переходе в пятый класс.
При переходе из начального звена в среднее пятиклассникам, учителям,
родителям предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть,
приспособиться
к
друг
другу,
другими
словами
адаптироваться.
На
протяжении своей жизни человек переживает период адаптации несколько
раз, и каждый раз испытывает огромные переживания. Результатом
адаптации является продукт сложных взаимодействий человека с внешней
средой. Каким будет этот продукт для пятиклассника, во многом будет
зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя. Считается, что
период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного
обучения.
В своём выступлении я остановлюсь на том, как еще в 4 классе строю свою
работу
по
преодолению
трудностей
адаптации
пятиклассниками
как
классный руководитель.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников сложным:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей.
Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу
домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы,
он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт.
Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой
учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со
своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к
ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления
к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного
учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.
Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.
•Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.
•Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше
ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится
готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых
учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как
тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!”
Успокоенные
взрослые
перестают
волноваться
слишком
рано.
По-
настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца
через два, а иногда и позже.
•Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что
новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”,
“ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников
1
требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать
выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной
литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и
навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов в
вопросах ведения тетрадей и выполнения домашних заданий. Количество
таких
"мелочей”,
противоречивость
требований
нередко
существенно
затрудняют жизнь школьника.
•Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких
трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое
мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле
отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой
перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема
перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у
школьников чувство дискомфорта.
•Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это
ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников
и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся
младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
•Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель.
Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера.
Быстро
выучив
все
особенности
ребенка,
учитель
помогает
ему
контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо
выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши,
третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка
мучают головные боли) и останется
с ним после уроков. В общем,
отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в
пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы
обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого
предметника
большая
нагрузка
и
много
учащихся.
Запомнить
все
особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка
создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно
"похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти
незамеченным.
•Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у
каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения
и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе
эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и
повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение
ребенком
материала
(класс
один,
ребят
немного,
можно
успевать
контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит.
И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или
родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал
усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то
2
школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так
появляются двойки…
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то
процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и
длительным.
Как классному руководителю 4 класса мне необходимо помочь каждому
будущему
пятикласснику
прожить
критический
период.
Для
этого
необходимо
установить
тесное
сотрудничество
с
учителями
–
предметниками. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда
будущие пятиклассники только пришли в 4 класс. Чтобы лучше узнать
детей, я приглашала учителей среднего звена на открытые внеклассные
мероприятия, семейные праздники, а в марте и апреле каждый учитель-
предметник и будущий классный руководитель 5 класса посетили у меня по
2-3 урока.
После урока учителя-предметники знакомились с детьми,
сообщали им свои требования, выполнение которых необходимо для
хорошей учебы в 5 классе. Я рассказала учителям среднего звена об
успеваемости каждого ребенка, посещаемости учащихся, о поведении в
школе, об уровне подготовки домашнего задания. Будущего
классного
руководителя 5 класса
познакомила с условиями проживания ребёнка,
взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
Содействие реализации возможностей ребёнка.
грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных
особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания
родителей;
отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в
начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих
трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их
решения;
организация классного самоуправления.
Не остались в стороне и родители. В конце учебного года было проведено
родительское собрание “Ваш ребёнок – пятиклассник”
Памятка для родителей пятиклассников.
Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка.
Успешность адаптации:
интеллектуальная готовность;
умение общаться со сверстниками и учителями;
соблюдение школьных правил;
умение ориентироваться в новых ситуациях;
эмоциональная гибкость.
Трудности адаптационного периода:
возросший темп работы: дети не успевают быстро писать;
возросший объем работы на уроках и дома;
новые учителя и требования к оформлению работ;
3
необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и
работать с ней;
новое расписание и новые кабинеты;
трудности со старшеклассниками.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток
выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание
на другие темы.
нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес
школы, учителей, одноклассников.
жалобы, связанные со школой.
беспокойный сон.
трудности утреннего пробуждения, вялость.
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Кризисные периоды:
первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь)
середина декабря;
неделя после каникул в феврале;
середина марта (особенно после каникул).
Как помочь ребенку?
безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может
столкнуться;
создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности);
спланировать свободное время ребенка;
ненавязчивый контроль со стороны родителей;
создание ситуации успеха;
возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в
семье;
возможность общения с одноклассниками вне школы.
Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются
в школу. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять
оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его
внимание и воспитаете в нем самостоятельность.
4
Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо
больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего
ребенка в школе.
И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам
непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета,
когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.
5