Напоминание

Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации при переходе в пятый класс.


Автор: Залогина Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АННОО Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации при переходе в пятый класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

Выступление на педагогическом совете

Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний

младших школьников в условиях адаптации при переходе в пятый класс.

При переходе из начального звена в среднее пятиклассникам, учителям,

родителям предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть,

приспособиться

к

друг

другу,

другими

словами

адаптироваться.

На

протяжении своей жизни человек переживает период адаптации несколько

раз, и каждый раз испытывает огромные переживания. Результатом

адаптации является продукт сложных взаимодействий человека с внешней

средой. Каким будет этот продукт для пятиклассника, во многом будет

зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя. Считается, что

период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного

обучения.

В своём выступлении я остановлюсь на том, как еще в 4 классе строю свою

работу

по

преодолению

трудностей

адаптации

пятиклассниками

как

классный руководитель.

Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников сложным:

• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей.

Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу

домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы,

он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт.

Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой

учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.

• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со

своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к

ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления

к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного

учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.

Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

•Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.

•Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше

ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится

готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых

учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как

тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!”

Успокоенные

взрослые

перестают

волноваться

слишком

рано.

По-

настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца

через два, а иногда и позже.

•Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что

новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”,

“ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников

1

требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать

выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной

литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и

навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов в

вопросах ведения тетрадей и выполнения домашних заданий. Количество

таких

"мелочей”,

противоречивость

требований

нередко

существенно

затрудняют жизнь школьника.

•Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких

трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое

мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле

отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой

перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема

перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у

школьников чувство дискомфорта.

•Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это

ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников

и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся

младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.

•Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель.

Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера.

Быстро

выучив

все

особенности

ребенка,

учитель

помогает

ему

контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо

выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши,

третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка

мучают головные боли) и останется

с ним после уроков. В общем,

отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в

пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы

обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого

предметника

большая

нагрузка

и

много

учащихся.

Запомнить

все

особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка

создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно

"похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти

незамеченным.

•Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у

каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения

и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе

эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и

повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение

ребенком

материала

(класс

один,

ребят

немного,

можно

успевать

контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит.

И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или

родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал

усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то

2

школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так

появляются двойки…

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то

процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и

длительным.

Как классному руководителю 4 класса мне необходимо помочь каждому

будущему

пятикласснику

прожить

критический

период.

Для

этого

необходимо

установить

тесное

сотрудничество

с

учителями

предметниками. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда

будущие пятиклассники только пришли в 4 класс. Чтобы лучше узнать

детей, я приглашала учителей среднего звена на открытые внеклассные

мероприятия, семейные праздники, а в марте и апреле каждый учитель-

предметник и будущий классный руководитель 5 класса посетили у меня по

2-3 урока.

После урока учителя-предметники знакомились с детьми,

сообщали им свои требования, выполнение которых необходимо для

хорошей учебы в 5 классе. Я рассказала учителям среднего звена об

успеваемости каждого ребенка, посещаемости учащихся, о поведении в

школе, об уровне подготовки домашнего задания. Будущего

классного

руководителя 5 класса

познакомила с условиями проживания ребёнка,

взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

Содействие реализации возможностей ребёнка.

грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных

особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания

родителей;

отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в

начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих

трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их

решения;

организация классного самоуправления.

Не остались в стороне и родители. В конце учебного года было проведено

родительское собрание “Ваш ребёнок – пятиклассник”

Памятка для родителей пятиклассников.

Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка.

Успешность адаптации:

интеллектуальная готовность;

умение общаться со сверстниками и учителями;

соблюдение школьных правил;

умение ориентироваться в новых ситуациях;

эмоциональная гибкость.

Трудности адаптационного периода:

возросший темп работы: дети не успевают быстро писать;

возросший объем работы на уроках и дома;

новые учителя и требования к оформлению работ;

3

необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и

работать с ней;

новое расписание и новые кабинеты;

трудности со старшеклассниками.

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,

готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток

выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и

учителем.

Признаки дезадаптации:

усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание

на другие темы.

нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес

школы, учителей, одноклассников.

жалобы, связанные со школой.

беспокойный сон.

трудности утреннего пробуждения, вялость.

постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Кризисные периоды:

первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь)

середина декабря;

неделя после каникул в феврале;

середина марта (особенно после каникул).

Как помочь ребенку?

безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может

столкнуться;

создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности);

спланировать свободное время ребенка;

ненавязчивый контроль со стороны родителей;

создание ситуации успеха;

возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в

семье;

возможность общения с одноклассниками вне школы.

Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются

в школу. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять

оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его

внимание и воспитаете в нем самостоятельность.

4

Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо

больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего

ребенка в школе.

И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам

непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета,

когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо.

5



В раздел образования