Напоминание

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Авторы: Фефелова Анна Юрьевна, Куфаева Татьяна Сергеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Фефелова Анна Юрьевна, Куфаева Татьяна Сергеевна

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №30»,

г. Старый Оскол

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что

положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим

стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую — подготовку

подрастающего поколения. Среди разнообразных средств развития творческой активности

младших школьников особое место занимают уроки математики в начальных классах.

Поэтому главной целью обучения, по мнению А.Н. Лука, должно быть

приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения

такой стратегии является развитие творческих способностей. Действительно, зачастую

учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в

готовом

виде.

Развиваются

творческие

способности

только

при

организации

действительно творческой деятельности. (А.В.Савенков, Л.В.Бурая, А.В.Хуторской)

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца

обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать

правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в

окружающей

его

жизни,

дает

возможность

применять

изучаемые

теоретические

положения. В то же время решение задач способствует развитию логического мышления,

креативности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах

школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в

младшем школьном возрасте.

В начальных классах начинают формировать способы учебной работы, поэтому

необходима

непрерывная

четкая

линия,

направленная

на

развитие

внимания,

наблюдательности,

памяти,

на

умение

проводить

анализ,

сравнение,

находить

закономерности, развивать творческие способности. Для того чтобы школьники не

утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что младший

школьник стремится к решению трудных для него задач, но деятельность должна быть

максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна

находиться в зоне потенциального развития ребёнка.

Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение я над

ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных

трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной

школьной дисциплины, как математика. Трудность обобщения материала - одна из

основных трудностей, возникающих при усвоении математики.

Анализ школьных программ по математике дает возможность расставить основные

вехи развития творческих возможностей школьников, поскольку овладение таким

максимально абстрактным предметом, как математика, хорошо показывает, до какого

максимума поднимается мышление школьников различных возрастов. Арифметика и

алгебра, абстрагированы от всех качественных различий предметов до такой степени, что

остается от них только то, что они - предметы, т.е. остается только раздельность их,

только число, и затем абстрагирование даже от частных значений чисел - таковы два

основных этапа.

Результаты обучения проявляются в осознании и управлении собственной

стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к

творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных,

инициативных, творчески мыслящих людей.

Педагогам известна огромная роль задач для активизации мысли детей в обучении.

Большое число исследований методистов посвящены задачам. При правильном подборе

задач и умелом руководстве со стороны учителя решение задач помогает ему развернуть

перед учащимися действительность, скрывающуюся за математическими и физическими

законами, понятиями, формулами, правилами и операциями.

Однако передовые учителя стараются этим не ограничиваться. Наряду с решением

готовых задач они часто требуют от учеников самостоятельно подобрать пример для

иллюстрации теоретических положений, самостоятельно составить задачу на тот или иной

вид зависимостей между величинами. При организации такой работы активность

учащихся проявляется с особой силой, так как им приходится самостоятельно подбирать

конкретный

материал,

уметь

использовать

соответствующее

правило,

формулу,

уравнение, закон, которые выступают в качестве своеобразного «орудия» мыслительной

деятельности. Но иногда учащиеся стремятся слепо подражать готовым образцам,

подставляя только новые числовые данные или внося некоторые изменения в текст

готовой задачи. Это не приводит к полному осознанию общих правил, определений

формул или понимание общих положений становится не очень глубоким. Поэтому

учителю, для того, чтобы добиться положительных результатов в такой работе с

учениками, необходимо правильно руководить данным процессом и требовать от

школьников самостоятельности в составлении задач.

На роли развития творческих способностей в самостоятельной работе по

составлению задач учащимися М.Н. Скаткин делает акцент: «Самостоятельная работа

учащихся по составлению задач, выполняемая ими по заданиям различного характера и

разной

степени

трудности,

содействуют

закреплению

умений

решать

задачи,

формированию математических понятий, развитию мышления, творческих способностей

и укреплению связи обучения математике с жизнью».

Различные упражнения на составление задач обладают для учащихся качествами

новизны и оригинальности. Решение задач различными способами развивает творческие

способности. Выработка привычки к поиску другого варианта решения играет большую.

роль в будущей работе, научной и творческой деятельности. Применение различных

способов решения задачиразвивают не только умственные способности, но и приучает их

к исследовательской работе. Именно умение и способность находить различные пути и

способы решения часто приносит успех и удовлетворяет как частные, так и глобальные

интересы.

Задачи и решение их занимают в обучении школьников весьма существенное место

и по времени, и по их влиянию на творческое развитие ребенка. Понимая роль задачи и её

место в обучении и воспитании ученика, учитель должен подходить к подбору задачи и

выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать ученику работа

при решении данной им задачи.

Актуальность проблемы развития креативных способностей младших школьников

обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач

начального

образования,

поиском

направлений

совершенствования

организации

творческой

деятельности учащихся и недостаточным

использованием

на

уроках

математики различных средств, направленных на развитие творческих способностей.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности

качества

человека,

которые

определяют

успешность

выполнения

их

творческой

деятельности различного рода, а детский возраст имеет богатейшие возможности для

развития

творческих

способностей.

Успешное

развитие

творческих

способностей

возможно

лишь

при

создании

определенных

условий,

благоприятствующих

их

формировании.



В раздел образования