Напоминание

"Работа над артикуляцией и дикцией с детьми младшего возраста на уроке хора(вокала).


Автор: Алпатова Елена Вадимовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ 8
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Работа над артикуляцией и дикцией с детьми младшего возраста на уроке хора(вокала).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над артикуляцией и дикцией с детьми младшего возраста

на уроке хора (вокала).

Алпатова Е. В., преподаватель

МБУ ДО ДМШ 8

Бережное отношение к слову – важнейшая сторона хормейстерской деятельности.

По утверждению выдающегося хорового дирижёра Б Тевлина: «Текст и музыка –

равноправные компоненты хорового произведения».

Выдающиеся дирижеры всегда внимательно относились к взаимодействию

артикуляции гласных и согласных, их вокальному формированию и выявлению

смысловой выразительности слова. А. А. Архангельский советовал: «Приучайте весь

«говорной» аппарат к отчетливому произношению всех слов, а также как гласных, так и

согласных букв. Первое время произносите даже с некоторой резкостью, чтобы

пересилить привычку вялого произношения слов. Всегда мысленно подготавливайтесь к

произношению необходимой согласной буквы. В этом фокус дикции и выразительности.

Язык должен быть на месте, подготовленным. Тогда вы всё вовремя произнесете».

Проблема вокального произношения слов в детском хоре, пожалуй, одна из самых

серьезных проблем, стоящих перед дирижером. Нередко можно заметить, что хорошо

обученный хоровой коллектив, успешно исполняющий лирические и спокойные

произведения и вокально справляющийся с протяженными фразами, значительно хуже

показывается при исполнении быстрых сочинений в которых много разнообразного

текста.

Не секрет, что главный принцип вокального произношения слова заключается в

том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились бы

в самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, при

произношении также переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном

стыке слов, — к следующему слову. Также общеизвестен факт, что согласные звуки

произносятся не только коротко, но и с сознанием того, что каждый согласный будет

слышен в зале. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произношении

переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном стыке слов — к

следующему слову. Особенно следует заботиться о том, чтобы гласные имели свою

фонетическую

определенность,

произносились

орфоэпически

грамотно,

не

были

редуцированными,

смешанными,

особенно

в

музыке

распевного

характера,

где

протяженность гласных несет вокально-интонационную значимость. В пении не следует

изменять форму артикуляции гласного звука, она должна быть одинаковой с начала до

конца, если это не вызвано определенной художественной задачей.

Артикуляция – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы,

входящие в его состав, – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на

создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,

челюсти, небо), глотка, гортань. Первое условие его работы – естественность и

активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий

и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент,

способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима

систематическая

кропотливая

работа

над

точностью

координации

всех

частей

голосообразующего аппарата.

Артикуляционные

упражнения

и

гимнастика

направлены

на

то,

чтобы

натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый

артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.

Артикуляционная гимнастика помогает:

устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую

подвижность;

развить мимику, артикуляционную моторику;

развить выразительную дикцию.

Хормейстеру следует помнить, что артикуляционный аппарат должен быть

свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные звуки, не

нарушая при этом певческой установки.

1. Лучшему формированию звука способствует свободная, не зажатая нижняя челюсть.

При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные: йа-йа, йе-йе, нэй-нэй-

нэй.

При пении важно следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и

связному звучанию. Полезно исполнять упражнения на слоги: дай-яй-яй, пой-ой-ой, дай-

дай-дай.

2. Развитию чёткости дикции мешают довольно часто встречающиеся недостатки –

неподвижность верхней губы (так называемая «мёртвая губа») и вялость квадратных

мышц щёк. Упражнения на слоги зе – зо; зе - зу, помогут устранить их, если на слоги «зе»

быстрым утрированным движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги

«зу» или «зо» также быстро вытянуть их вперёд. Кроме «зе-зо», можно использовать и

другие сочетания слогов, например: ми-ма, ма-ми.

3. Большое значение имеет тренинг артикуляционных мышц:

Бра-брэ-бри-бро-бру - (по трезвучию);

Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да - (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз);

Да-да-да-да-да - (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно;

Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти

Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.

«Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».

Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)

«Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение

вверх-вниз)

Веники, веники, веники – помелики. на печи валялися, да с печи оборвалися.

Кум Гавлила, кум Гаврила, я Гавриле говорила: «Веники, веники, веники –

помелики.

На печи валялися, с печи оборвалися.

4. Важным средством развития артикуляции является гимнастика для языка:

«Дворники»: энергичное движение языком по верхним, потом по нижним

зубам с наружной стороны с одновременным движением глаз вправо- влево.

«Индюки болтают»: языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл».

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка за верхними

зубами «дэ-дэ-дэ-дэ…»

«Дятел»: языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося

при этом звук «д».

«Почистим зубы языком» - (только верхние; только нижние; 2-3 раза по

кругу);

«Шпага» - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть”

щеки.

«Лошадка» - громко и быстро цокать языком;

«Лев» - дотянись языком до подбородка;

«Лом - лопата» поочерёдно высовывать язык то «плоский» как лопата, то

«острый» как лом;

«Покусывать язык» - (с кончика до середины и обратно);

«Заводим мотоцикл» - Р-р-р, р-р-р;

«Едем на мотоцикле» - как бы удаляясь и приближаясь

«Моторная лодка» - Р-р-р (без звука; со звуком)

«Телеграмма» - выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-

ла- лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение

падает на последний слог. Держите ритм.

5. Следует обратить внимание на упражнения для тренировки губ:

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Лошадка». Фыркать, «как лошадка», губы при этом дрожат.

«Пятачок» (на счёт раз – вытянуть губы вперёд, на счёт два – губы

расплываются в улыбке, не показывая зубов).

«Трубочка» - вытяните губы трубочкой и вращайте по кругу

«Веселая дудочка». Вытянуть вперед сомкнутые губы и двигать ими по

кругу вправо, затем влево.

«Утиный

клювик»

(на

развитие

подвижности

губ).

Губы

сложены

трубочкой,

щеки

втянуты.

Губы

несколько

расслабляются

и

производя мыкательные и размыкательные движения.

Вытянув губы - «сосем соску»;

Счет на четыре;

На интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!»,

которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

Следует отметить, что дикционно-произносительные особенности отдельно сами

по себе не существуют. Они тесно связаны с вокальной техникой, ансамблем, строем.

Артикуляция гласных всегда соотносится со звуковедением, штрихами — legato,

поп legato, staccato, portamento, так как известно, что каждая форма звуковедения

привносит в артикуляцию собственные индивидуальные черты. При legato все гласные

плотно «сцеплены» между собой, их артикуляция максимально сближена. Произношение

согласных, изменение высоты звука и формы гласных производится быстро, без

нарушения единого потока звука. В поп legato разделение звуков осуществляется

кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком. В момент задержки дыхания

голос быстро и четко перестраивается на новый звук, который начинается без подъездов и

имеет готовую форму, не требующую корректирования в процессе пения. В staccato поток

звуков составляет единую линию. Атака звука происходит толчком диафрагмы при

мягкой,

гибкой,

очень

активной

реакции

гортани.

Гласные

формируются

высококонцентрированно. Голос на staccato должен звучать упруго, легко, светло, но не

громко.

На интонирование слова также влияют характер дыхания и связанная с ним опора

звука. В быстрых произведениях рекомендуется легкое и «близкое» произношение слов и,

обязательно, с меньшей силой звука; при этом движение артикуляционного аппарата

должно быть минимальным, а ощущение дыхательной опоры — стабильным. В

произведениях драматического склада (или фрагментах драматических произведений)

слова произносятся со значительной артикуляцией, «крупно» (как говорят хормейстеры —

«проталкивая») и, что характерно, с сознательным пониманием логики произношения

слова, динамической сбалансированности его сильных и слабых слогов, ибо,

как

известно,

насыщенность,

плотность фактуры

(в том числе сопровождения —

фортепиано, оркестр), равно как и громкость, закрывают текст в хоре.

Как видим, артикуляционный аппарат фактически является главным настройщиком

голоса. С его помощью поющий и создает наиболее благоприятные, выгодные условия

работы гортани – так называемый оптимальный импеданс, позволяющий значительно

увеличивать коэффициент полезного действия всего голосового аппарата, а также

управлять динамикой звучания голоса. В конечном счете, вся вокальная техника

определяется

техникой

артикуляции.

Интенсивность

и

согласованность

работы

артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость

слов или дикцию, которая является средством донесения слов литературного текста

хорового произведения до слушателей.

Дикция показывает, насколько человек правильно произносит слова и слоги, как

четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к

таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции

следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо

произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно

отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не

на смысле сказанной фразы.

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его

эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе, следует

тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова

и звуки, читать тексты, стихотворения;

читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и

тихо и т.д;

следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при

попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.

продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать во время

зевания. Это также поможет расслабить и опустить гортань;

полезно утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-

м»;

можно разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится;

исполнять распевки – скороговорки: Вез корабль карамель, наскочил

корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Ди-ги,ди-ги дай. Ди-ги,ди-ги дай. Ди-ги,ди-ги. Ди-ги,ди-ги. Ди-ги,ди-ги дай.

Работу над песней можно начинать с проговаривания текста, сопровождая его

простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения

помогают выявить слоговую структуру слова. На занятиях полезно использовать

следующие упражнения:

сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни,

(затем проговаривается текст как обычно);

подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте

текст, отодвигая челюстью кулак;

проговорить текст нараспев, соединяя гласные;

произведения с активным произношением предварительно пропевать на

слоги «бра», «дри»;

выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании.

Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении

усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Но для раскрытия содержания текста только одного четкого, ясного произношения

недостаточно, нужно знать правила и законы орфоэпии. Орфоэпия (от греческих слов:

orthos - правильный и epos - речь), то есть правильное, со знанием фонетических и

грамматических

норм,

единообразное,

присущее

русскому

литературному

языку

произношение.

В русском языке 5 основных гласных: а - о - у - э - и и ы, который рассматривается

в фонетике как и дальнего образования. 4 йотированных: я - е - ё - ю (составных,

состоящих из основных гласных с добавлением полугласного й).

Согласных - 23, звонкие и глухие (парные и непарные): б - п,в - ф,г -к, д - т, ж - ш, з

- с; х, ц, ч - непарные глухие, сонорные: м - н - л - р. Согласные - это шумы. Звонкие -

произносятся с участием голосовых связок, глухие - без, а сонорные можно интонировать.

Полугласный й относится к согласным и подчиняется всем правилам их

произношения.

Редуцирование - неясное, сглаженное, ослабленное произношение гласных.

Особенно полно вопросы, связанные с дикцией в хоре освещены в книге К.П.

Виноградова

«Работа над дикцией в хоре», изданной в Москве в 1967г.Вот некоторые правила

(орфоэпические) произношения гласных и согласных в пении.

А под ударением произносится в словах ясно, чисто, как а (рано, цапля, красота), в

начале слова ясно (аршин, атаман, арбуз).

Внутри слов безударное а произносится неясно, «лениво», как ы или как бы

«проглатывается» (занавеска - зынавеска, плакать — плакыть, шалуны — шылуны);

иногда — как «и е» (часы — чисы, очарование —очирование).

О без ударения произносится как а (кроме слов иностранного происхождения).

Я без ударения - как я (гряда, память), но в конце слов - ясно (земля, воля).

О согласных:

1) Звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными «оглушаются»:

наш паровоз(с) вперед(т) лети.

2) Зубные (д, з, с, т) согласные перед мягкими согласными «смягчаются»

(двенадцать, казнь).

3) «Н» и «нн» перед мягкими согласными произносятся мягко (странник), «н»

перед «л» произносится твердо (сонливый).

4) «Ж» и «Ш» перед мягкими согласными произносятся твердо (прежде, вешние).

5) Удвоенное «ж» обычно смягчается (жужжи).

6) Возвратные частицы «ся» и «сь» произносятся твердо как «са» и «с».

7) Сочетания «чт» и «чн» часто произносятся как «шт» и «шн» (конешно, скушно,

щто, штобы). «Ч» и «н», разделенные гласной, произносятся как пишутся (скучен).

8) В сочетании «стн», «здн», «т» и «д» не произносятся (грусно, позно).

9) Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слов с предлогом

произносятся как твердое, долгое «ш», а на стыке двух самостоятельных слов - как

написано (бешшумно, но произнес шёпотом).

10) Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ» (щщастье, извощщик).

Надо

сказать,

что

приведенные

выше

примеры

не

исчерпывают

всех

разнообразных форм взаимосвязи музыки и слова в хоровых произведениях. При

изучении того или иного сочинения дирижер должен глубоко и всесторонне осмыслить

оба текста, найти естественную и органичную форму исполнения. При этом необходимо,

чтобы текст всегда произносился правильно (дикция, орфоэпия), чтобы он в полной мере

выполнял свою логическую и смысловую функцию (логическое прочтение) и активно

способствовал

выявлению

основной

идеи

произведения.

Список литературы

1. Аванесов Р. Русское литературное произношение. - М., 1954.

2. Алексеев А. Вокальная дикция. М., 1926.

3. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М., 1967.

4. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. –М.: Владос, 2003.

5. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. - М.: «Музгиз», 1958.



В раздел образования