Напоминание

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Савина Эльмира Халиловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: города Тюмени
Наименование материала: Статья
Тема: Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы формирования

читательской грамотности

на уроках русского языка и

литературы

Учитель русского языка и литературы Савина Э.Х.

МАОУ СОШ №7 города Тюмени

“Неграмотным человеком завтрашнего

дня будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться”.

Элвин Тоффлер

Что такое «читательская грамотность»?

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками

чтения и письма.

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

беглое чтение;

толкование текста в буквальном смысле;

оценка языка и формы сообщения;

поиск информации и ее извлечение;

преобразование

данных

от

частных

явлений

к

обобщенным;

формулирование основных идей и выводов;

общее понимание текста;

размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой

информацией.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте определена основная задача образования -

развитие

личности,

готовой

к

взаимодействию

с

окружающим

миром,

к

самообразованию

и

саморазвитию.

Составление кластера

Кластер - это особая графическая организация материала,

позволяющая

систематизировать

и

структурировать

имеющиеся

знания.

В

центре

записывается

ключевое

слово

и

от

него

расходятся

стрелки-лучи,

показывая

смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет

визуализировать

ключевые

понятия

текста,

структурировать его.

Чтение с остановками

Материалом

для

использования

приема

«Чтение

с

остановками»

служит

текст.

Непременное

условие

для

использования

данного

приема

-

найти

оптимальный

момент

в

тексте

для

остановки.

Эти

остановки

-

своеобразные

шторы:

по

одну

сторону

находится

уже

известная

информация,

а

по

другую

-

совершенно

неизвестная

информация,

которая

способна

серьезно

повлиять на оценку событий.

Опорный конспект или

Конкурс шпаргалок

Используется для экстренного повторения той или иной

темы.

Маркировка (Инсерт)

Выделение цветом основной мысли, ключевых слов

Лови ошибку

Очень

любят

учащиеся,

ошибки могут

быть

не только

орфографические,

но

и

грамматические,

логические,

фактические.

Письмо с дырками (пробелами)

Для формирования читательского умения интегрировать и

интерпретировать

сообщения

текста рекомендуется

этот

прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее

знаний и для работы с параграфом при изучении нового

материала.

Верите ли вы, что…

Чаще всего использую для проверки знания содержания

теоретического материала учебника русского языка.

Лингвистическая сказка

Формируем умение извлекать необходимую информацию

из прослушанного текста, применять её как при решении

задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач

такого класса или типа.

Социальные сети

литературного героя

Инфографика

Фишбоун

Филворд

Цветок читателя

Спасибо за внимание!



В раздел образования