Автор: Федосова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель игры на народных инструментах
Учебное заведение: МБО ДО "Алексеевская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Формирование штриховой культуры - основа базовых навыков исполнительской школы баяниста
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
«Алексеевская детская школа искусств»
Конспект
Урока
Специальность «Баян»
1 класс
Тема: « Формирование штриховой культуры- основа базовых
навыков исполнительской школы баяниста"
Федосова Ирина Николаевна
преподаватель по классу аккордеона
Первой квалификационной категории
п.г.т. Алексеевское 2022г.
Открытый урок по теме:
«
Формирование штриховой культуры- основа базовых
навыков исполнительской школы баяниста»
Урок с учеником 1 класса, Камаловым Аязом 7 лет. Баян III четверть
Цель урока: Формирование исполнительских навыков учащихся, используя различные
методы обучения.
Задачи урока:
Образовательная: Совершенствовать приемы игры на баяне ; закрепление ранее
пройденного материала. Показать особенности исполнения штрихов и их влияние на
характер музыкального произведения.
Развивающая: Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки,
эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать
мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная: Формирование интереса к данному виду работы; умение слушать и
контролировать себя во время занятий;
Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.
Формировать систематичность приобретения технических навыков.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Реализуемые технологии:
развивающая;
творческая;
художественно-эстетическая;
здоровьесберегающая.
Оборудование:
Баян
Стул, пульт для нот;
Сборник нот;
Материал урока: К.Черни «Этюд», А. Филиппенко «Мы на луг ходили», р.н.п.
«Поставлю я ведерочки на лед», р.н.п. «Ой мы дерево срубили», ансамбль Р. Лехтинена
«Ленка- Енка»
План урока:
Начало урока:
организационный момент (сообщение темы и поставленных задач);
Основной этап:
теоретическая часть;
практическая часть: работа над музыкальными произведениями.
Заключение:
оценивание;
домашнее задание.
Теоретическая часть.
Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем
богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и
целенаправленная работа над приемами звукоизвлечения, развитием слуховых
звукокрасочных представлений и их реализаций на инструменте. Уже в начальный
период обучения следует добиваться качественного звучания инструмента.
«Музыка- по выражению Г. Нейгауза, - это искусство звука. Раз музыка- есть звук, то
главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнения является работа
над звуком».
Одной из составляющих работы над звуком ( формирование качеств звукового туше)
является работа над штрихами. Слово « штрих» - в переводе с немецкого означает «черта»
этот термин часто употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде
искусства применяется. В живописи- мазок, в поэзии- слово, в музыке- звук, но несмотря
на такое различие, штрихи в различных видах искусства имеют общую характеристику-
все они являются результатом действия, а не самим действием.
Если проследить историю возникновения и развития штриха, то станет ясно: трактовка
штриха на разных инструментах чаще всего соотносилась с изменением характера звука в
зависимости от определенного движения руки. Звук независимо от того, на каком
инструменте он извлекался, включает в себя три фразы:
- начало (атака звука)
- основную часть ( развитие звука)
- окончание ( снятие звука)
Необходимо иметь в виду, что реальное звучание баяна, достигается в результате
непосредственной работы пальцев и меха. Атаке звука, как известно, предшествует
сигнал, который дается нашим сознанием, в результате чего происходят
целенаправленные движения игрового аппарата. Существует три основных способа
взаимодействия работы пальцев и ведения меха:
- артикуляция мехом;
- пальцевая артикуляция;
- мехо – пальцевая артикуляция
Разнообразие музыкально- художественных задач требует постоянного чередования всех
приемов звукоизвлечения при атаке звука и его окончания. Целесообразно выделить
четыре основных способа туше:
- нажим;
- толчок;
-удар;
- скольжение (glissando).
Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных
приёмов извлечения. Чтобы не смешивать понятия приёма и штриха, следует определить
зону проявления штриха в пределах: связная игра, раздельная игра. Иначе говоря,
границы штриха простираются от legato (legatissimo) до staccato ( staccatissimo).
Музыкальное исполнительство включает в себя графические обозначения в виде лиг,
точек и черточек. От штрихов в немалой степени зависит характер исполнения фразы, её
выразительные оттенки. Штрихи, подобранные в соответствии с музыкальным
содержанием пьесы, способствует также и правильному дыханию. Артикуляции фразы.
Работа по формированию основ звукоивлечения при правильной организации игрового
аппарата, овладении приёмами и штрихами, требует постоянного внимания в процессе
обучения игре на инструменте. Как со стороны педагога и ученика.
Современная музыкальная педагогика обладает достаточным объёмом подходов,
систем, способов, методов и приёмов активации творческой деятельности ребёнка,
воспитания их музыкальной культуры. Наиболее эффективными методами музыкального
развития учащихся младшего возраста являются методы:
- яркого контраста, сравнения сопоставления;
-моделирование творческого процесса;
- освоение шумовой, звуковой, музыкальной реальности;
- пластического, графического, мелодичного, ритмического тембрового
фантазирования.
Особое значение на уроках необходимо придавать наглядным средствам. Учащийся не
только воспринимает и эмоционально переживает музыкальное произведение, но и
стремится сопоставить его с чем-то реальным. К наглядным средствам, активизирующим
процесс самовыражения у учеников, педагоги относят- картины, рисунки, схемы, знаки,
символы, кино и телевидение.
Большую роль в формировании культуры звука у учащихся играют: прослушивание
записей мастеров. Посещение концертов, а также совместное музыцирование педагога с
учеником. Очень важно научить ученика полюбить свой инструмент. Как говорил А.
Гольденвейзер: «Для каждого исполнения самое важное любить свой инструмент. Знать
все таящие в нём возможности и уметь использовать их наилучшим образом»
Ход урока.
Упражнение №1.
Урок начинается с проигрывания гаммы до мажор правой рукой в две октавы
четвертями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное; staccato острое и
в половину длительности нот, non legato , где каждая нотка играется отдельно). Требуется
помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Проигрывание гамм имеет
значение:
а) для развития певучего, красивого звука;
б) для выработки легато и стаккато;
в) для освоения тональностей.
Короткие и длинные арпеджио, аккорды. Работая над арпеджио и аккордами следует
стремиться к их легкому и свободному исполнению. Ученику рекомендуется ярче
выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха. Такое
упражнение исполняется вначале в умеренном темпе, затем в оживленном.
Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего
механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента
начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я
в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое
освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных
произведениях. Затем левой рукой отрабатываем схему гаммы, движение смены мехом, в
разжим и сжим.
В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону,
вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученик с удовольствием выполняет разминку.
1.К. Черни. Этюд- до мажор.
Разбор произведения по частям. Работа над первой частью, игра двумя руками. Работа
по фразам, предложениям, затем по частям. Отрабатываем аппликатурную гибкость, затем
игра отдельными руками второй части. В работе над исполнением этюда используются
навыки, приобретенные учеником при игре гаммы.
Ярче исполнить динамические оттенки, особенно crescendo и diminuendo. Педагог
предлагает послушать Этюд в темпе Allegretto в своем исполнении. Затем ученик
старается исполнить Этюд в оживленном темпе.
2. А. Филиппенко. «Мы на луг ходили».
Педагог предлагает вспомнить знакомую пьесу, затем ученик дает характеристику и
рисует художественный образ пьесы.
Ученик исполняет пьесу в разных темпах, медленно, затем подвижно. Уделяем
особое внимание работе над фразировкой, которая на баяне, связанна с техникой
владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное
движение меха – сжим или разжим.
В партии левой руки - работа над аккомпанементом, прослушиваем бас,
контролируем во время исполнения двумя руками, правильно меняем мех. Сравнение в
представлении с оркестром (бас и аккомпанемент балалайки) – каждый выполняет свою
функцию. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.
3. р.н.п «Поставлю я ведерочки на лед».
Педагог проигрывает пьесу в характере. Ученик самостоятельно разбирает пьесу по
частям: определяя жанр, тональность, размер, длительности звуков, штрихи.
Работа над произведением первой части отдельно правой и левой рукой. Правильное
исполнение штрихов. В левой руке – работа над аккомпанементом. Прослушать отдельно
ход басов. Обратить внимание на легкость исполнения аккордов.
4. Новая тема: ритмический рисунок – четверть с точкой. р.н.п. «Ой, мы дерево срубили».
Объяснение педагогом, как сыграть четверть с точкой(прохлопываем со счетом вслух)
Ученик играет упражнение на ритмический рисунок. Далее идет разбор пьесы
отдельными руками со счетом вслух. Задание на дом , играть отдельными руками со
счетом вслух.
5. Ансамбль Р. Лехтинена «Летка-Енка»
Прыг- скок, утром на лужок- Прыг скок, их догнать спешат-
Прыг- скок – выбежал сверчок Прыг- скок- десять лягушат,
A вслед, тоже прыг да скок, Прыг- скок, с ветки на цветок
Из темной норки выскочил зверек хорек Порхает рядышком с друзьями мотылек.
Определяем жанр, характер, повторяем какие бывают составы ансамблей (карточки).
Дуэт, трио, квартет. Далее ученик играет вместе с педагогом. При игре в ансамбле, нужно
контролировать игру, важным моментом является, вступить и продолжить игру вместе.
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. При нарушении метроритма
рушится все исполнение.
Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. Тебе урок понравился.? Да. Ты понял, как
нужно работать над произведениями? А скажи, трудности у тебя были? ( ответ ученика:
были: не правильно менял мех, трудно делать крещендо и диминуэндо, путал пальчики
(аппликатуру). Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения зазвучали интереснее?
(ответ : я старался). А ты доволен результатом? (да). Очень понравилась игра в ансамбле.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне
раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих
способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.
Домашнее задание. Отметка.
Заключение.
Я рада, теперь ты знаешь над чем надо дома поработать. Я дам тебе это задание на дом
для закрепления, а ты обязательно дома занимайся и произведения твои зазвучат ярче и
выразительнее. Ты хорошо поработал в классе, молодец. Я запишу тебе домашнее задание
в дневник
Используемая литература:
1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Бойцова. « Аккордеон для начинающих», часть1, 2.
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».