Напоминание

Формирование штриховой культуры - основа базовых навыков исполнительской школы баяниста


Автор: Федосова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель игры на народных инструментах
Учебное заведение: МБО ДО "Алексеевская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Формирование штриховой культуры - основа базовых навыков исполнительской школы баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Алексеевская детская школа искусств»

Конспект

Урока

Специальность «Баян»

1 класс

Тема: « Формирование штриховой культуры- основа базовых

навыков исполнительской школы баяниста"

Федосова Ирина Николаевна

преподаватель по классу аккордеона

Первой квалификационной категории

п.г.т. Алексеевское 2022г.

Открытый урок по теме:

«

Формирование штриховой культуры- основа базовых

навыков исполнительской школы баяниста»

Урок с учеником 1 класса, Камаловым Аязом 7 лет. Баян III четверть

Цель урока: Формирование исполнительских навыков учащихся, используя различные

методы обучения.

Задачи урока:

Образовательная: Совершенствовать приемы игры на баяне ; закрепление ранее

пройденного материала. Показать особенности исполнения штрихов и их влияние на

характер музыкального произведения.

Развивающая: Развивать технические способности, слуховое восприятие музыки,

эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать

мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.

Воспитательная: Формирование интереса к данному виду работы; умение слушать и

контролировать себя во время занятий;

Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.

Формировать систематичность приобретения технических навыков.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Реализуемые технологии:

развивающая;

творческая;

художественно-эстетическая;

здоровьесберегающая.

Оборудование:

Баян

Стул, пульт для нот;

Сборник нот;

Материал урока: К.Черни «Этюд», А. Филиппенко «Мы на луг ходили», р.н.п.

«Поставлю я ведерочки на лед», р.н.п. «Ой мы дерево срубили», ансамбль Р. Лехтинена

«Ленка- Енка»

План урока:

Начало урока:

организационный момент (сообщение темы и поставленных задач);

Основной этап:

теоретическая часть;

практическая часть: работа над музыкальными произведениями.

Заключение:

оценивание;

домашнее задание.

Теоретическая часть.

Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем

богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и

целенаправленная работа над приемами звукоизвлечения, развитием слуховых

звукокрасочных представлений и их реализаций на инструменте. Уже в начальный

период обучения следует добиваться качественного звучания инструмента.

«Музыка- по выражению Г. Нейгауза, - это искусство звука. Раз музыка- есть звук, то

главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнения является работа

над звуком».

Одной из составляющих работы над звуком ( формирование качеств звукового туше)

является работа над штрихами. Слово « штрих» - в переводе с немецкого означает «черта»

этот термин часто употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде

искусства применяется. В живописи- мазок, в поэзии- слово, в музыке- звук, но несмотря

на такое различие, штрихи в различных видах искусства имеют общую характеристику-

все они являются результатом действия, а не самим действием.

Если проследить историю возникновения и развития штриха, то станет ясно: трактовка

штриха на разных инструментах чаще всего соотносилась с изменением характера звука в

зависимости от определенного движения руки. Звук независимо от того, на каком

инструменте он извлекался, включает в себя три фразы:

- начало (атака звука)

- основную часть ( развитие звука)

- окончание ( снятие звука)

Необходимо иметь в виду, что реальное звучание баяна, достигается в результате

непосредственной работы пальцев и меха. Атаке звука, как известно, предшествует

сигнал, который дается нашим сознанием, в результате чего происходят

целенаправленные движения игрового аппарата. Существует три основных способа

взаимодействия работы пальцев и ведения меха:

- артикуляция мехом;

- пальцевая артикуляция;

- мехо – пальцевая артикуляция

Разнообразие музыкально- художественных задач требует постоянного чередования всех

приемов звукоизвлечения при атаке звука и его окончания. Целесообразно выделить

четыре основных способа туше:

- нажим;

- толчок;

-удар;

- скольжение (glissando).

Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных

приёмов извлечения. Чтобы не смешивать понятия приёма и штриха, следует определить

зону проявления штриха в пределах: связная игра, раздельная игра. Иначе говоря,

границы штриха простираются от legato (legatissimo) до staccato ( staccatissimo).

Музыкальное исполнительство включает в себя графические обозначения в виде лиг,

точек и черточек. От штрихов в немалой степени зависит характер исполнения фразы, её

выразительные оттенки. Штрихи, подобранные в соответствии с музыкальным

содержанием пьесы, способствует также и правильному дыханию. Артикуляции фразы.

Работа по формированию основ звукоивлечения при правильной организации игрового

аппарата, овладении приёмами и штрихами, требует постоянного внимания в процессе

обучения игре на инструменте. Как со стороны педагога и ученика.

Современная музыкальная педагогика обладает достаточным объёмом подходов,

систем, способов, методов и приёмов активации творческой деятельности ребёнка,

воспитания их музыкальной культуры. Наиболее эффективными методами музыкального

развития учащихся младшего возраста являются методы:

- яркого контраста, сравнения сопоставления;

-моделирование творческого процесса;

- освоение шумовой, звуковой, музыкальной реальности;

- пластического, графического, мелодичного, ритмического тембрового

фантазирования.

Особое значение на уроках необходимо придавать наглядным средствам. Учащийся не

только воспринимает и эмоционально переживает музыкальное произведение, но и

стремится сопоставить его с чем-то реальным. К наглядным средствам, активизирующим

процесс самовыражения у учеников, педагоги относят- картины, рисунки, схемы, знаки,

символы, кино и телевидение.

Большую роль в формировании культуры звука у учащихся играют: прослушивание

записей мастеров. Посещение концертов, а также совместное музыцирование педагога с

учеником. Очень важно научить ученика полюбить свой инструмент. Как говорил А.

Гольденвейзер: «Для каждого исполнения самое важное любить свой инструмент. Знать

все таящие в нём возможности и уметь использовать их наилучшим образом»

Ход урока.

Упражнение №1.

Урок начинается с проигрывания гаммы до мажор правой рукой в две октавы

четвертями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное; staccato острое и

в половину длительности нот, non legato , где каждая нотка играется отдельно). Требуется

помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Проигрывание гамм имеет

значение:

а) для развития певучего, красивого звука;

б) для выработки легато и стаккато;

в) для освоения тональностей.

Короткие и длинные арпеджио, аккорды. Работая над арпеджио и аккордами следует

стремиться к их легкому и свободному исполнению. Ученику рекомендуется ярче

выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха. Такое

упражнение исполняется вначале в умеренном темпе, затем в оживленном.

Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего

механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента

начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я

в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое

освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных

произведениях. Затем левой рукой отрабатываем схему гаммы, движение смены мехом, в

разжим и сжим.

В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону,

вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученик с удовольствием выполняет разминку.

1.К. Черни. Этюд- до мажор.

Разбор произведения по частям. Работа над первой частью, игра двумя руками. Работа

по фразам, предложениям, затем по частям. Отрабатываем аппликатурную гибкость, затем

игра отдельными руками второй части. В работе над исполнением этюда используются

навыки, приобретенные учеником при игре гаммы.

Ярче исполнить динамические оттенки, особенно crescendo и diminuendo. Педагог

предлагает послушать Этюд в темпе Allegretto в своем исполнении. Затем ученик

старается исполнить Этюд в оживленном темпе.

2. А. Филиппенко. «Мы на луг ходили».

Педагог предлагает вспомнить знакомую пьесу, затем ученик дает характеристику и

рисует художественный образ пьесы.

Ученик исполняет пьесу в разных темпах, медленно, затем подвижно. Уделяем

особое внимание работе над фразировкой, которая на баяне, связанна с техникой

владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное

движение меха – сжим или разжим.

В партии левой руки - работа над аккомпанементом, прослушиваем бас,

контролируем во время исполнения двумя руками, правильно меняем мех. Сравнение в

представлении с оркестром (бас и аккомпанемент балалайки) – каждый выполняет свою

функцию. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.

3. р.н.п «Поставлю я ведерочки на лед».

Педагог проигрывает пьесу в характере. Ученик самостоятельно разбирает пьесу по

частям: определяя жанр, тональность, размер, длительности звуков, штрихи.

Работа над произведением первой части отдельно правой и левой рукой. Правильное

исполнение штрихов. В левой руке – работа над аккомпанементом. Прослушать отдельно

ход басов. Обратить внимание на легкость исполнения аккордов.

4. Новая тема: ритмический рисунок – четверть с точкой. р.н.п. «Ой, мы дерево срубили».

Объяснение педагогом, как сыграть четверть с точкой(прохлопываем со счетом вслух)

Ученик играет упражнение на ритмический рисунок. Далее идет разбор пьесы

отдельными руками со счетом вслух. Задание на дом , играть отдельными руками со

счетом вслух.

5. Ансамбль Р. Лехтинена «Летка-Енка»

Прыг- скок, утром на лужок- Прыг скок, их догнать спешат-

Прыг- скок – выбежал сверчок Прыг- скок- десять лягушат,

A вслед, тоже прыг да скок, Прыг- скок, с ветки на цветок

Из темной норки выскочил зверек хорек Порхает рядышком с друзьями мотылек.

Определяем жанр, характер, повторяем какие бывают составы ансамблей (карточки).

Дуэт, трио, квартет. Далее ученик играет вместе с педагогом. При игре в ансамбле, нужно

контролировать игру, важным моментом является, вступить и продолжить игру вместе.

Одним из важных компонентов при игре является метроритм. При нарушении метроритма

рушится все исполнение.

Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. Тебе урок понравился.? Да. Ты понял, как

нужно работать над произведениями? А скажи, трудности у тебя были? ( ответ ученика:

были: не правильно менял мех, трудно делать крещендо и диминуэндо, путал пальчики

(аппликатуру). Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения зазвучали интереснее?

(ответ : я старался). А ты доволен результатом? (да). Очень понравилась игра в ансамбле.

Анализ урока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне

раскрыты:

- четкость и ясность поставленных задач.

- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих

способностей ребенка.

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).

- активизация слухового контроля.

- развитие мышления (игра в ансамбле).

- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

Домашнее задание. Отметка.

Заключение.

Я рада, теперь ты знаешь над чем надо дома поработать. Я дам тебе это задание на дом

для закрепления, а ты обязательно дома занимайся и произведения твои зазвучат ярче и

выразительнее. Ты хорошо поработал в классе, молодец. Я запишу тебе домашнее задание

в дневник

Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.

2. Бойцова. « Аккордеон для начинающих», часть1, 2.

3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».



В раздел образования