Автор: Осина Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Тверская гимназия №8"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: конспект урока на тему « История Торжка в « Повести о разорении Торжка в 1315 году» как важная часть исторического прошлого Руси»
Раздел: полное образование
Осина Ю.С.
МОУ « Тверская гимназия № 8»
Конспект урока
Предмет: родная литература
Тема: « История Торжка в « Повести о разорении Торжка в 1315 году» как важная часть
исторического прошлого Руси»
Тип: урок «открытия» нового знания.
Форма: урок-исследование.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Модель обучения: базовая, 9 класс.
Цель: доказать, что «Повесть о разорении Торжка в 1315 году» - выдающееся произведение
древнерусской литературы, позволяющее переосмыслить исторические события, происходящие в
Торжке в 1315 году; способствовать осмыслению «Повести…» как высоко патриотического
произведения; рассуждать на основе теоретических знаний об анализе художественного
произведения.
Задачи:
1.
Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
2.
Воспитывать любовь и сопричастность к истории и литературе Родины.
3.
Содействовать формированию умений чтения и анализа художественного текста,
обеспечить коррекцию и тренинг изученных понятий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать
альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и
второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных
средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами
коммуникации.
Оборудование урока, дидактические средства –
Мультимедийный проектор, доска.
ПК.
Художественные тексты.
Карточки для индивидуальной и групповой работы.
Тетрадь.
Этап урока
Содержание урока,
деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
Организационный
момент,
постановка
учебной задачи.
2м.
Организация урока,
целеполагание, задания
групповые и
индивидуальные, заявки о
подготовленности по
предварительным
заданиям. Создание
психологического настроя,
вводная беседа.
Понимание темы по
ключевым словам.
Участие в
определении цели
урока.
Выбор личного
участия в уроке.
самоопределение – Л
смыслообразование –
Л
подведение под
понятие – П
формирование
интереса – Л
построение
логической цепи – П
Актуализация
знаний.
6м.
Слово учителя о
«Повести…» как
произведении ДРЛ и его
связи с историей . Беседа
по вопросам:
Что вы знаете о
данном
историческом
событии?
Как оно
представлено в
« Повести….»
Чем отличается
представление
данного
исторического
события в этом
произведении от
других
произведений в
ДРЛ?
Что вы узнали из
этого произведения
об истории города
Торжка?
Почему история
Торжка неотделима
от истории Руси в
целом?
Вывод: мы можем сделать
вывод о том, что данное
произведение ДРЛ
позволяет переосмыслить
событие 1315 года , понять
его значимость в истории
Руси, а также иначе
посмотреть на
выдающуюся личность
Участие в
эвристической беседе.
Синонимия.
Обращение к
предшествующим
знаниям.
Обобщающий вывод.
Мобилизация
понимания.
выборочная работа –
П
логические действия –
П
самоопределение – Л
осознанное
построение речевого
высказывания – П
Михаила Тверского
Открытие нового
знания.
8м.
1.
Выразительное
чтение по цепочке
отрывка текста
«Повести…» . По
ходу чтения
выполняются
задания групповые
– выявление
различных групп
художественно-
выразительных
средств, парные –
образ Михаила
Тверского,
индивидуальные –
как представлен
Ефрем
Новоторжский,
сравнительная
характеристика
Ефрема
Новоторжского и
Михаила Тверского.
2.
Беседа по
прочитанному,
отчёт по групповым
и индивидуальным
заданиям.
3.
Выводы о
художественности
произведения,об
особенности
изображения
Михаила Тверского
и Ефрема
Новоторжского ,
последствиях
разорения для
Торжка.
Обработка навыка
выразительного
чтения.
Смысловое чтение
одного отрывка.
Работа в группе или
паре.
Текстовый поиск-
выделитель.
извлечение
необходимой
информации из текста
– П
работа в паре – К
учебное
сотрудничество с
учителем – К
подведение под
понятие – П
самоопределение – Л
участие в диалоге – К
умение
аргументировано
высказать свою мысль
– П
Первичное
закрепление.
5м.
Посмотрим, как это
событие и герои
произведения находят
отражение в
изобразительном
искусстве
Узнавание
иллюстрированного
эпизода, персонажа.
анализ информации –
П
установление
причинно-
следственных связей –
Р
погружение в
позитивную
атмосферу созерцания
и познания – М
Самостоятельная
работа с
Заполнение таблиц-
шаблонов в
реализация
построенного проекта
проверкой по
эталону,
самоанализ,
самоконтроль.
5м.
дифференцированных
группах с выбором
выступающего:
художественно-
выразительные
средства
произведения; слова
автора,
характеризующие
князя Михаила
Тверского, Ефрема
Новоторжского, а
также описывающие
Торжок
– Л
включение в систему
знаний – М
Включение
нового знания в
систему знаний и
повторение.
10м.
Подведение итогов. Запись
в тетрадь цитат из
произведения и вывод.
Запись в тетрадь : с
помощью чьих слов
автор выражает боль ,
испытываемую от
событий,
произошедших в
Торжке и являющихся
частью трагических
перепитий истории
Руси.
Образец ответа по
окончании работы
транслируется на
доске, обучающиеся
сверяют свои работы,
оценивают их полноту.
самостоятельное
нахождение и
исправление ошибок –
Л
оценка результата – Р
смыслообразование –
Л
Рефлексия.
3м.
Учитель предлагает
осмыслить личную роль в
достижении цели урока и
продолжить предложение.
Полилог «выбери и
закончи
предложение»:
Я узнал..
Я понял..
Я выполнял..
Мне теперь известно..
За урок я..
Материал урока был..
Я умею..
Наиболее сложным
для меня было..
Моё настроение..
Мои чувства после
знакомства с
произведением..
Я хотел бы дополнить..
выявление причины
затруднения – Л
желание донести свою
позицию и умения – К
Домашнее
задание.
1м.
Учитель предлагает
варианты домашнего
задания на выбор.
Домашнее задание
выбирают учащиеся:
рассказ-
характеристика
«полюбившийся
герой»; слово в
защиту князя Михаила
Тверского(индивидуал
ьное или групповое).