Напоминание

"Ансамблевое музицирование в классе аккордеона"


Автор: Дмитрикова Нина Николаевна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МАУ ДО ГО "Город Калининград" "ДМШ им. Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическое сообщение с открытым уроком
Тема: "Ансамблевое музицирование в классе аккордеона"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА»

В настоящее время во всех Международных, Всероссийских, региональных

конкурсах кроме сольного исполнительства есть номинация – ансамбль. Это очень

актуальный вид музыкальной деятельности.

Занятия в классе ансамбля способствуют развитию и сохранению мотивации

у учащихся к обучению в классе аккордеона.

Занятия в ансамбле создают условия для формирования творческой потребности в

музыкальном исполнительстве и музицировании, для самовыражения и получения

эстетического удовлетворения. На этих занятиях можно достичь принципа

триединства в обучении, воспитания и развития.

Выполнить задачи обучения:

1. Развитие природных способностей детей;

2.Развитие творческого потенциала;

Задачи воспитания:

1.Расширение музыкального кругозора;

2. Воспитание любви и уважения к своей национальной культуре

Задачи развития :

1.Развитие чувства уверенности в себе.

2.Развитие интереса к совместному музицированию

В общей системе музыкального воспитания одно из ведущих мест занимает

народное музыкальное исполнительство. Русская народная инструментальная

музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной

основе помогает развивать ощущение мелодии.

От руководителя ансамбля требуется постоянная творческая инициатива,

умение найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных

способностей учащихся. Руководитель ансамбля должен хорошо понимать

психологию каждого участника ансамбля, знать его привычки и интерес, уметь

всегда найти с ним контакт. Важнейшей задачей преподавателя является воспитание

у учащихся дисциплины, сознательности, без чего не добиться успехов в работе

2

ансамбля. В процессе работы важно умение просто, доступно объяснять свои

требования.

Система знаний и навыков складывается на основе учета возрастных

особенностей психики детей и подростков. Форма занятий может быть

разнообразной (разбор пьес индивидуально с каждым участником ансамбля,

сведение несколько участников ансамбля и др.). Кроме этого можно

разнообразить внеурочными формами работы: посещения и обсуждения концертов,

прослушивание записей, другие творческие встречи. В процессе занятий у учащихся

развиваются способности к художественному переживанию, эмоциональному

образному мышлению. Формируются воображение, находчивость,

сообразительность.

Совместные занятия являются благоприятной почвой для исправления общих

и индивидуальных погрешностей в исполнении.

Занятия в ансамбле – ступень для подготовки к оркестру. Работая над

ансамблевым произведением в младших классах, педагог должен добиваться

синхронности при взятии звука, равновесия звучания, вырабатывать умение

передать мелодическую линию от партии к партии, воспитывать ощущение общего

ритмического пульса. Совместная работа в ансамбле способствует формированию у

учащихся необходимого для их будущей деятельности чувства коллективизма.

Выразительные средства ансамблей дают возможность исполнять самые

разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальные произведения. В

отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в малом ансамбле

каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения

помогает развивать инициативу и музыкальную самостоятельность исполнителей.

На всем протяжении занятий в классе ансамбля педагог должен фиксировать

внимание учащихся на необходимость правильной, свободной посадки за

инструментом, правильного исходного положения рук и всего корпуса, соблюдения

единого метра, правильных позиций, приемов игры, штрихов. С первых лет

обучения необходимо при прослушивании музыкальных произведений мысленно

выделять различные компоненты музыкальной ткани. Педагог помогает ученику

3

увидеть важнейшие стороны нотного текста (лад, тональность, размер, ритм,

ключевые знаки, исполнительские ремарки, нюансы) и учит осмысленно

прочитывать нотную запись. Чтение с листа расширяет аппликатурные навыки,

развивает находчивость. В процессе занятий преподаватель помогает ученику

понять содержание произведения (рассказывает о композиторе, подчеркивает

стилистические, фактурные особенности, характеризует жанровые закономерности

произведения).

Репертуарный план работы в классе ансамбля аккордеонистов

предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанру, стилю,

педагогической направленности (произведения народного творчества, русской

классики, советской, а также лучших образцов современной и зарубежной музыки).

Педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и

последовательности обучения. Подбор интересного нотного материала,

соответствующего степени продвинутости ансамбля является одним из важнейших

факторов его успешной работы. На занятиях в классе ансамбля учащиеся должны

научиться:

- применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструменте,

приобретенные на уроках специальности;

- слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему,

подголоски, вариации и т.д.

В

ансамблевых

сочетаниях

инструмент

приобретает

новые,

порой

неожиданные возможности. Исполнение в ансамбле предполагает не только навыки

синхронной игры, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство

художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыке,

полёт вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремлённость каждого из

участников

к

новым

музыкальным

открытиям

К формированию навыков ансамблевой игры у юного аккордеониста можно и

нужно приступать на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле не только

способствует развитию слуха, расширению кругозора, но и вызывает у ребёнка

устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт музицирования в ансамбле,

4

активно знакомится с новыми произведениями. Быстро и качественно разучивает

их, тем самым расширяет свой репертуар, овладевая музыкальными стилями.

Ансамблевая игра развивает творческие способности и технические навыки

обучающихся. Важным оказывается и то, что более сильный участник способен

оказывать воздействие на менее продвинутого, стимулируя его быстрее вливаться в

коллектив.

На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме

дуэта «учитель – ученик». Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно

включается в процесс совместного музицирования. Учитель в данной ситуации

выступает и чутким партнёром, и внимательным наставником, стремящимся

выработать

у

учащегося

важнейшие

навыки

ансамблевой

игры.

Дуэтное

музицирование, как правило, способствует успешному преодолению различных

психологических напряжений – зажимов, возникающих у ребёнка в ходе сольного

исполнения. Кроме того, ансамблевая игра помогает ученику закреплять умения и

навыки,

приобретённые

на

уроках

специальности.

С первых занятий уместно использование шумовых ударных инструментов и

желательно,

чтобы

это

были

русские

народные

шумовые

инструменты.

Выступление на сцене в ансамблевом музицировании позволяет ребёнку уже на

раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, и такое выступление надолго

запоминается,

являясь

прекрасным

стимулом

к

дальнейшим

занятиям

на

инструменте. Совместные концертные выступления педагога и уч-ся способствуют

формированию

высокого

профессионального

авторитета

преподавателя,

вызывающего

уважения

и

доверия

родителей.

В дальнейшем, когда формируется ансамбль из учеников, важно соблюдать

общий

эмоциональный

строй,

стилистику,

темп,

динамический

баланс,

нюансировку. Непременно следуют подчеркнуть особую роль артикуляционно –

штриховой культуры звукоизвлечения, трактовки различных штрихов, тембров и

их комбинаций. Совместное музицирование аккордеонистов предполагает наличие

штриховой составляющей. Штрих является результатом взаимодействия различных

приёмов атаки, ведения, снятия и соединения звуков, поэтому в процессе

5

ансамблевого музицирования уже на раннем этапе необходимо уделить пристальное

внимание идентичному выполнению указанных приёмов на той или иной стадии их

осуществления. Формирование единой штриховой культуры у каждого участника

ансамбля связано с осознанным восприятием природы инструмента, процесса

звукообразования на аккордеоне и роли важнейших элементов данного процесса –

движения

меха

и

пальцев.

Важнейшая особенность начального этапа работы – формирование у всех

участников ансамбля единообразного подхода к основным видам атаки звука.

Обучение рекомендуется начинать с постановочных навыков движения меха. Работу

над унификацией слухо – двигательных процессов участников ансамбля лучше

всего начинать с формирования навыков совместного взятия одного звука, затем

нескольких и т.д. Градация начала (атака) звука на аккордеоне, чётко определяемые

слухом, можно разделить на три основных: мягкое, твёрдое и жёсткое. Каждая из

упомянутых разновидностей связана с определённым движением меха и пальцев.

Стремясь к выработке навыка синхронного и единообразного произношения звука в

ансамбле,

необходимо

обратить

внимание

на

идентичность

постановочных

движений

правой

и

левой

рук

исполнителей.

Следующим этапом работы в ансамбле становятся формирование однотипных

навыков в координации совместных изменений динамики. Можно поиграть

упражнения на совместное увеличение или уменьшения силы звука разными

штрихами. Одним из важнейших направлений репетиционной работы в условиях

ансамблевого исполнительства является синхронность снятия звука. На аккордеоне

существуют разновидности окончания звука: пальцевые, меховые и синхронные

мехо – пальцевые. Снятие звука в ансамблевом исполнительстве определяется не

только

временем

окончания

выписанной

длительности,

но

и

характером

сопутствующего

исполнительского

действия.

Порой

аккордеонисты,

отдавая

предпочтения пальцевым действиям, используют мех при атаке и окончании звука

лишь

в

роли

нагнетающего

механизма.

Функция

меха

в

ансамблевом

исполнительстве очень существенна, поскольку любая штриховая неточность

способна

разрушить

целостное

восприятие

художественного

образа.

6

Единая трактовка темпа – важнейшее условие метроритмической

синхронности ансамбля. Предпосылкой синхронности ансамблевого исполнения

является единство ритмической пульсации, которое, с одной стороны, придаёт

звучанию необходимую слаженность и внутреннюю упругость, с другой

-

позволяет инструменталистам точно фиксировать атаку и завершение каждого

звука, избегать несовпадений. Успешной работе на первоначальной стадии

разучивания метроритмического сложного произведения благоприятствует выбор

наименьшей длительности в качестве единицы пульсации. В дальнейшем, с

ускорением темпа, названная единица сменяется более крупной длительностью. При

этом рекомендуется время от времени возвращаться к относительно медленным

темпам и, разумеется,

к соответствующим единицам пульсации.

В целом

инструменталист, осмысленно управляющий временными процессами, владеющий

многообразными элементами атаки, соединения, снятия звуков и их сочетаний,

располагает богатейшей палитрой выразительных средств.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В РАБОТЕ НАД

МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Важнейшие этапы совместной работы педагога и учащегося над музыкальным

произведением:

1. Аналитический разбор нотного текста, охватывающий мелодику, гармонию,

фактуру, композицию, особенности интонирования, важнейшие образные сферы,

характер пьесы целиком.

2. «Эскизное» разучивание музыкального материала – адаптация

инструменталистов к изложенной звуковой ткани, выбор аппликатуры,

формирование комплекса навыков пространственного ориентирования.

3. Освоение метроритмических закономерностей в их взаимодействии.

4. Исполнительское воссоздание текста, осуществляемое специфическими

инструментальными средствами.

7

5. Интонационно – образное решение, возникающее благодаря «диалогу»

музыкальных смыслов и конкретных технических задач. Именно здесь, на

интонационно – образном уровне, возникают предпосылки к художественному

творчеству музыканта – исполнителя . В ансамблях аккордеонистов любой партии

может быть поручена та или иная функции, определяемая замыслом композитора

или инструментовщика. Поэтому каждый из участников должен безукоризненно

владеть основными компонентами художественно – выразительного ансамблевого

исполнения:

1. Умение в нужный момент проявить инициативу, выступать на данном этапе

солистом, не теряя, однако связи с сопровождением, чутко воспринимая его

гармонические,

ритмические

особенности,

поддерживая

оптимальные

соотношения громкостно – динамических градаций между мелодией и

аккомпанементом.

2. Владение навыками естественной передачи мелодии другому инструменту.

Исполнители

должны

стремиться

к

максимальной

плавности,

незаметности

«перемещений» мелодического голоса, мысленно интонируя его от начала до конца

и сохраняя образно – эмоциональное единство соответствующего построения или

раздела.

3. Освоение навыков плавного перехода от соло к аккомпанементу и наоборот.

Существенные проблемы в таких случаях обычно возникают из – за чрезмерно

поспешного, суетливого завершения мелодического фрагмента или преувеличенной

«масштабности» сопровождения ( сбои в ритмической пульсации, однотипность

нюансировки и т. д.)

4. Умение исполнять аккомпанемент в полном соответствии с характером мелодии.

Обычно сопровождение разделяется на подголосочное, педальное и аккордовое.

Подголосок произрастает из ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль

служит фоном для выразительного и рельефного звучания мелодии, в одних случаях

связывая последнюю с аккомпанементом, в других случаях создавая необходимый

8

колорит. Аккордовое сопровождение, направляемое басом, выступает в качестве

гармонического и ритмического фундамента. Очень важно, чтобы сопровождение

органически дополняло и обогащало мелодическую линию.

Достижению

синхронности

действий

в

ансамблевом

исполнительстве

способствует

визуальный

контакт между

всеми

участниками – регулярное

обращение посредством жестов, мимики, взглядов, позволяющее определять начало

и окончание построений, в зависимости от характера исполняемой музыки

акцентировать «диалогические» элементы взаимодействия партнёров на сцене.

В ансамбле аккордеонистов можно считать оптимальным принцип посадки,

благодаря

которому

достигается

стабильность

контакта,

обеспечивается

возможность наблюдать за действиями правой и левой рук любого исполнителя,

наряду

со

слуховой

координацией

партнёров,

призванной

поддерживать

естественный баланс совместного звучания. Заключительный этап работы –

подготовка к сценическому выступлению – связан с необходимостью постоянного

слухового контроля в условиях определённого концертного зала. Учащиеся должны

ориентироваться на специфические параметры акустики. Корректируя звучность

соответственно её слушательскому восприятию в различных точках данного

помещения.

Произведения, исполненные на открытом уроке:

1. Д.Кабалевский «Ёжик».

Исполняют Дьяконов Данила, Дьяконов Миша. В начале каждый участник

знакомится

с

нотным

текстом.

Выявляются

закономерности.

Так

в

этом

произведении мелодия ведётся по тоническим трезвучиям. В первой партии в

восходящем движении, во второй партии в низходящем движении. Одинаковый

штрих «стаккато», и интервал секунда помогает создать колючий образ ёжика.

Динамическое развитие, а потом движение от субито пиано помогает выстроить

прогулку зверька ( движение, спрятался, опять показался, ушёл в лес и т. д.)

9

Маленьким ученикам это очень понятный музыкальный и художественный образ.

2. А. Иванов «Полька».

Исполняют

Дьяконов

Данила,

Дьяконов

Миша.

Здесь

анализируется

строение

музыкального

произведения,

жанрово

стилистические закономерности, присущие танцу – полька. Простая двух частная

форма, удобная одна игровая позиция. Пульсация идёт шестнадцатыми нотами.

Интересен рисунок – в восходящем движении две шестнадцатых, потом восьмая

нота; в низходящем движении восьмая, потом две шестнадцатые. Ритмический

рисунок двух партий практически совпадает. Штрихи здесь постоянно меняются,

все

окончания

мотивов

играются

на

стаккато,

что

придаёт

лёгкость

и

танцевальность. Дуэтное изложение в этой пьесе связано с однотипными штрихами,

что представляет значительную трудность для учащихся. Здесь решается важнейшая

ансамблевая

задача:

шаг

за

шагом

добиваться

максимально

выверенного,

единообразного и синхронного исполнения. Когда произведения «Ёжик» и Полька

были выучены в дуэтном исполнении для колоритности, полноты звучания были

добавлены другие инструменты: фортепиано и ударные. Такой смешанный состав

украшал школьные и конкурсные концерты.

3.

Р.Бажилин

Сборник

ансамблевых

произведений,

к

которому

прилагается диск с фонограммой.

«Автомобиль» исполняют Дьяконов Миша, Дьяконов Данила, Жасминова

Наташа. Концертное

эстрадное произведение, где все партии равномерно по

трудности. Тональность Фа диез мажор (6 знаков). Ритмические сложности в

постоянных синкопах, вначале они чередуются, затем идут синхронно в двух

партиях.

Партия

аккомпанемента

должна

на

всём

протяжении

удерживать

постоянную пульсацию, не заглушать темы, но звуковой баланс опоры должен

постоянно чувствоваться.

4. И.С. Бах «Ария»

10

Исполнил ансамбль «Улыбка». Здесь для учеников открывается новый пласт

ансамблевого

звучания,

восприятие

музыки

совсем

другой

эпохи,

другого

голосоведения, других музыкальных красок. Здесь уместно рассказать о творчестве

великого композитора, музыкальной культуре того времени, послушать другие

произведения полифонического изложения. Пьеса изложена на четыре голоса.

Такого звучания в ансамбле «Улыбка» ранее не было Исполнение мелодии в каждой

партии спокойное, напевное. Пульсация идёт восьмыми и четвертными нотами.

Большая

работа

ведётся

по

выстраиванию

аккордов

по

вертикали

-

выдерживать каждую длительность вместе – это основная задача в работе. Здесь

возможны варианты работы по голосам, партиям, попарно (совмещая разные

партии), и затем уже исполнение всех вместе. Форма построения произведения двух

частная, первая часть репризная. Повтор должен внести напряжённость, развитие

смысловое и звуковое. В Арии интересная работа с регистрами. Чтобы получить

хорошее органное звучание надо поэксперементировать с ними. Здесь очень

кропотливая работа над звуковой палитрой. От самого тихого пиано до двух форте.

Большая и тонкая работа над фразировкой. Каждую фразу начать и закончить

одновременно - для учащихся с разными музыкальными данными сложная работа.

Окончание в пьесе тоже для них необычно – уметь на довольно громком звучании

остановиться одновременно. Но эти все приёмы ученикам нравиться осваивать. И

когда они исполнили это произведение на концерте - сами поняли, что освоили что

– то удивительно новое, красивое, необычное.

Списки учебной литературы

1. Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования»

г.Ростов –на-Дону, «Феникс», 2011 г.

2. Бажилина Р. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов». – Москва: «Издательский

дом В. Катанского», 2004г.

3.Левин В. «Играем вместе» г.Ростов –на-Дону, «Феникс», 2011 г.

4. Коробейников А. «Альбом для детей и юношества», пьесы для баяна и

аккордеона, часть 1,2. ,С-Пб: «Композитор», 2003г.

5.Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования»

г. Ростов –на-Дону, «Феникс», 2011 г.

6.Бажилина Р. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов», Москва: «Издательский дом

11

В. Катанского», 2004г.

8. Композиции для аккордеона, вып. 1,2,3,4,5., сост. В. Ушаков. Санкт-Петербург,

Композитор, 1999 г., 2002 г., 2003 г

9. Популярные танго, сост., перелож., ред., В. Ю. Чирикова, Санкт-Петербург,

Композитор, 2004 г.

10. Р. Н. Бажилин Самоучитель игры на баяне ( аккордеоне), Москва, 2008 г.

11. Р.Н. Бажилин Школа игры на аккордеоне, Изд-во В. Катанского, Москва, 2008 г.

12. В.Баканова Бразильский карнавал, Москва 2007 г.

13. В.Баканова Французский сувенир, Москва 2007 г.

14. С. и А. Агаповы Концертные пьесы для дуэта аккордеонов, Санкт- Петербург,

«Композитор»,2010г.

15.Г. Бойцова «Юный аккордеонист» (1,2,3 части), Москва «Музыка», 2015 г.

16.Б. Самойленко «Как у нащих, у ворот», Саратов, 2014 г.

Списки методической литературы

1. Методическая программа «Коллективное музицирование, класс ансамбля»,

составитель - Морозюк Э.Н., - М., 2006

2. Методическая программа «Класс ансамбля народных инструментов,

оркестровый класс», составители – Евдокимов В.М., Калганов Б.А., Нектаревский

И.С., Ларин Г.Е., Тихонов В.Д., - М., 1979

3. «Аккордеонно – баянное исполнительство: вопросы методики, теории и

истории», составитель – профессор Шаров О.М., издательство «Композитор,

Санкт – Петербург», СПб, 2006

4.Р.Бажилин «Игра в ансамбле»

5. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. С

методическими рекомендациями. «Музыка», Москва, 1966 г.

6. А. Илюхин, Ю.Шишаков. «Русский народный оркестр». Руководство для

дирижера и партитуры. «Музыка», Москва, 1970 г.

7. В помощь дирижеру. Сост. Ю.Шишаков. Москва, 1988 г.

8. С. Бойцова. Юный аккордеонист. ч. 1,2,3, с методическими пояснениями.

9. Иштван Кардош. Школа игры на аккордеоне. С методическими пояснениями.

10. Р. Бажилин Школа игры на аккордеоне. Методика XXI века, с методическими

пояснениями. Москва, 2008 г.

12



В раздел образования