Автор: Накипова Фарида Савиловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская гимназия"
Населённый пункт: п.г.т. Балтаси
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: Влияние занятий фитнесом на физическую и умственную работоспособность учащихся средних классов
Раздел: полное образование
Научно-исследовательская работа:
Влияние занятий фитнесом на физическую и умственную
работоспособность учащихся средних классов
Выполнила: Залялова Тансылу Рамисовна,
обучающийся 8 класса
МБОУ «Балтасинская гимназия» пгт Балтаси
Балтасинского муниципального района
Руководитель: Накипова Фарида Савиловна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ «Балтасинская гимназия»
Казань-2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Литературный обзор………………………………………………… 4
1.1.
Польза фитнеса……………………………………………………. 4
1.2.
Аэробные
виды
гимнастики
и
их
влияние
на
организм
занимающихся …………………………………………………. 5
Глава II.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1. Цель исследования………………………………………………… 6
2.2. Задачи исследования……………………………………………… 7
2.3.Методы исследования………………………………………………. 8
2.4.Организация исследования…………………………………………. 8
Выводы ……………………………………………………………………… 9
Практические рекомендации ………………………………………………… 9
Литература …………………………………………………………………… 10
Приложения ……………………………………………………………………11
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мы достигли большого прогресса в науке и технике, но по
части физической выносливости отстали.
Наряду с положительными
факторами научно-технический прогресс привел к некоторому увеличению
нервно-психического напряжения, уменьшению двигательной активности и
физических нагрузок.
Такой
дисбаланс
отрицательно
сказывается
как
на
физическом
и
психическом состоянии человека, так и на снижении умственной и
физической работоспособности.
Учащиеся среднего школьного возраста много времени проводят сидя за
уроками и компьютером, а это и есть основная причина бурного роста числа
различных заболеваний.
Именно в среднем школьном возрасте занятия фитнесом направлены на
поддержку оптимального уровня развития физических качеств и внешнего
вида, улучшение здоровья. Розовая, гладкая кожа, ясные глаза, свежее
дыхание, стройная фигура, лёгкая походка, умение владеть своим телом - вот
что делают занятия фитнес. Из этого следует, что важная роль в
профилактике
различных
заболеваний,
повышение
работоспособности
принадлежит физическому труду, постоянной двигательной тренировке. В
этом актуальность и перспективность и практическая направленность
нашей работы.
Цель исследования: определение влияния занятий фитнесом на
показатели физической и умственной работоспособности учащихся
средних классов.
Задачи исследования
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать показатели физической и умственной работоспособности
учащихся средних классов.
3
2.
В условиях педагогического эксперимента определить влияние занятий
фитнесом на показатели физической, умственной работоспособности
учащихся.
Объект исследования: учащиеся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: физическая и умственная работоспособность
учащихся и сдачи нормы ГТО, занимающихся фитнесом.
Методы исследования:
1.
Анализ научной, методической литературы.
2.
Методы исследования физической работоспособности (Нормы ГТО)
3.
Тест умственной работоспособности.
Гипотеза:
Занятия фитнесом положительно влияют на физическую и
умственную работоспособность учащихся среднего школьного возраста.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Польза фитнеса.
Фитнес улучшает здоровье, иммунитет и укрепляет позвоночник, суставы.
Ученые
проанализировали
данные
исследований
и
обнаружили,
что
физические упражнения сокращают боли и улучшают функцию суставов.
Фитнес помогает похудеть. Но одной физической нагрузки все равно
недостаточно. Если после тренировки съесть, например, кусок торта, вес
будет стоять на месте и даже увеличиваться в силу нарушенных обменных
процессов
у
таких
людей.
Поэтому
необходимо
соблюдать
сбалансированную диету и оптимальный питьевой режим. Фитнес укрепляет
сердце. Накачивая кровь в мышцы, занятые в тренировке, сердце тоже
тренируется. Сердечные мышцы укрепляются, и им не страшно переносить
перенапряжение в какой-либо стрессовой ситуации. Фитнес продлевает
жизнь. Занятия фитнесом позволяет сделать свое тело красивее и стройнее.
Расправляются плечи, осанка становится лучше, крепнут мышцы, исчезает
жир, а талия, наоборот, появляется.
4
Занимаясь им, вы станете сильнее и выносливее. Фитнес развивает гибкость.
У вас увеличится плотность костной ткани, следовательно, можно будет в
старости не опасаться остеопороза. Весь организм будет постоянно в
отличной форме, причем, как физической, так и умственной.
Ведя правильный образ жизни, можно замедлить процесс старения.
Фитнесом может заниматься любой человек, независимо от возраста.
Тренировка
способствуют
выработке
таких
важных
качеств
как
самоконтроль, умение владеть собой и воля. Благодаря этому, со временем
вы с легкостью избавитесь от всех своих вредных привычек.
1.2. Аэробные виды гимнастики и их влияние на организм
занимающихся. Направления фитнеса. Силовые тренировки. Занятия,
проходящие в быстром ритме с нагрузкой либо на все группы мышц, либо на
главные мышечные группы. Аэробные направления. Кардиотренировки,
предназначенные для повышения выносливости организма и снижения веса.
Танцевальный фитнес. Кардиотренировки с элементами хореографии.
Мягкий фитнес. Занятия, не требующие существенной физической
подготовки, направленные на тренировку органов дыхания, формированию и
исправлению осанки, растяжки. Аква. Фитнес в воде. Благоприятно влияет на
сердечно-сосудистую систему, суставы и практически не имеет
противопоказаний кроме аллергии на хлор, используемы для дезинфекции
бассейнов. Отлично сгоняет жир.
Глава 2. Методы исследования.
2.1.Организация исследования и результаты
Исследования проводились с учащимися 8 классов МБОУ «Балтасинская
гимназия». В эксперименте участвовало 2 параллельных класса. «А» класс,
которые занимаются фитнесом и «Б» класс, которые не занимаются
фитнесом. На первом этапе
был проведен анализ литературных источников
по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были
выработаны цель, задачи исследования, определены объект и предмет
5
исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим
аспектам проблемы.
На
втором
этапе
проводились
измерения
показателей
физической
работоспособности учащихся. Исследования проводилось в течение 2- х лет с
2020
по
2022г.,
проводились
с
учащимися
8а-8б
классов
МБОУ
«Балтасинская гимназия» на уроках физической культуры. В эксперименте
участвовало 2 параллельных класса. Уровень нашей физической подготовки
оценивался нормами ГТО, которые мы сдали, как в начале исследований, так
и в их конце. Измерялись показатели физической способности. Показатели в
группах измерялись непосредственно после занятия у тех, кто занимается
фитнесом и в свободное время у тех, кто не занимается. Составляя свою
индивидуальную
программу
тренировок,
полезно
сочетать
разные
направления фитнеса. Выбрав подходящее направление фитнеса, нужно
построить тренировку так, чтобы она обеспечивала и результат, и пользу для
здоровья. Мы решили совместить аэробику и мягкий фитнес, которые
включали в себя бег, активные игры (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и
др.).
В начале мы совершали разминочный бег, затем активные игры и завершали
занятие легкой растяжкой. К середине первого занятия мы были выжаты ,но
тем не менее мы решили закончить урок стрейчингом, ведь это нужно, чтобы
восстановить и подготовить мышцы к следующему занятию. Больше всего
нас
привлекала
возможность
быть
красивыми
и
здоровыми.
На других занятиях мы чувствовали, что сил у нас все больше и больше,
начали с легкостью выполнять любые упражнения и сдавать нормы ГТО, о
которых хотели бы рассказать подробнее. Мы уже говорили, что в начале 6
класса нормативы были сданы еле-еле, большинство получили “3”. Позже
пересдали нормы в конце 6 класса. Результаты нашего 8”А” класса были
удовлетворительными,многие показатели улучшились, а вот 8”б” класс
остался на том же уровне. Это объясняется тем, что у них не было занятий
фитнесом. Летом мы также не забрасывали наши занятия и выполняли
6
доступные упражнения в домашних условиях. И в новом учебном году наши
силы и результаты были еще выше. Но самые удивительные успехи ждали
нас в 8 классе. В начале учебного года мы, как обычно, сдавали нормы ГТО и
на этот раз, ради интереса, решили сверить их с результатами 6 класса, когда
мы еще даже не знали о фитнесе и с параллельным 8 “Б” классом. Начнем со
знакомого всем нам бега на 100 метров. Большинство из “Б” класса
прибежали больше, чем за 23 сек, только некоторые смогли получить
бронзовую отметку, прибежав за 18 и 19 секунд. Мы прибежали в среднем за
14 секунд, большинство достигнули “золотого” уровня. Теже самые
показатели были и в бегах на 2 и 3 км. Особенно хорошие результаты были в
прыжках. Мы прыгнули в среднем на 240 метров, а параллельный класс
лишь на 195. Первенство в прыжках, беге говорит о том, что фитнес сильно
укрепил мышцы ног. Они стали более подкаченными и, соответственно,
мощными. Также хочется отметить, что раньше после прыжков и бега сильно
болели мышцы, теперь же этого у нас нет. Во-первых, наши ноги уже
привыкли
подобным физическим нагрузка, а во-вторых, мы грамотно
подходим к каждым испытаниям и после низ проводем заминку- легкую
растяжку. Это помогает нам в восстановлении мышц. Так они будут намного
крепче и выносливее. Не обошел фитнес и мышцы рук и спины, благодаря
которому мы на “отлично “сдали подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине и разгибание и сгибание рук в упоре лежа на полу. Мы смогли
сделать по 18-20 отжиманий, что превосходит даже золотой знак. Результаты
наших “соперников” опять оказались нелучшими, некоторые из них даже не
смогли сдать минимум в 9 отжиманий. Ни для кого не секрет, что фитнес
оказывает общетонизирующий результат, благотоворно влияя не только на
первый группу мышц, а на все тело и даже мышление человека.
Положительне результаты ждали нас и в наклоне вперед из положения
стоя с прямыми ногами на гимастической скамье. Все достигли золотого
уровня и получили пятерки. Наша гибкость была оценена в среднем на 20(!)
см, что намного выше золотой отметки. Хочу упомянуть и 8 “Б” класс,
7
показатели которых в этой норме были очень плохими. Никто не получил
серебряную или золотую отметку, многи даже не смогли дотронуться до
пола. В улучшении гибкости нам помогла легкая заминка после тяжелых
упражнений. В поднимании туловища мы также были лучшими, опередив
средний показатель параллельного класса на 8б. Наш самый лучший
показатель был 49(у девушек). Это все были обязательные нормы ГТО, в
которых мы достигли высот. Но не стоить думать, что в выборочных
испытниях наши результаты не изменились. В них также нас преследовал
успех. Мы с легкостью сдали метание спортивного снаряда, бег на лыжах на
разные дистанции, стрельбу из пневматической винтовки из положения стоя
с опорой локтей о стойку, туристический поход с проверкой туристических
навыков. Все эти испытания были для нас лишь удовольствием. Результаты
были обработаны по таблице №1 «оценка результатов ГТО»
Показатели физической работоспособности не занимающихся фитнесом
таковы: оценку «золото» имеет 15%, «серебро» -30%, «бронза» -20%, «не
сдано» -35%. Показатели физической работоспособности занимающихся
фитнесом таковы: оценку «золото» имеет 45%, «серебро» -40%, «бронза» -
15%, «не сдано» -0.
На третьем этапе
нашей работы было проведено Школьный тест
умственного развития (ШТУР). Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич,
М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Перед
предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на
примерах объясняется способ их решения.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Для
каждой
из
подгрупп
подсчитывается
средний
процент
правильно
выполненных заданий. - первая - наиболее успешные - 10%;
- вторая - близкие к успешным - 20%;
- третья - средние по успешности - 40%;
- четвертая - малоуспешные - 20%;
- пятая-наименее успешные-10%
8
ВЫВОДЫ
Проведя анализ данных из приложения №1 и №2, пришли к выводу, что
наблюдается
достоверные
различия
между
группами
учащимися
по
исследуемым показателям физической работоспособности. Результаты «А»
класса намного лучше, чем у «Б». Мы также видим, что показатели
умственной работоспособности более высокие и они устойчивее к влиянию
разного рода помех, чем у учащихся не занимающихся фитнесом.
Исследование показало, что под влиянием занятий фитнесом, даже при
самых низких исходных двигательных возможностях, можно повысить
тренировочный эффект и достичь хороших результатов, как физических, так
и умственных.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для достижения необходимого оздоровительного эффекта, для
повышения физической и умственной работоспособности учащихся на
занятиях фитнесом необходимо соблюдать некоторые принципы и правил
для достижения эффекта тренировки необходимо заниматься не менее 3-х раз
в неделю. Очень важно соблюдать следующие принципы:
Систематичность (последовательность), постепенность, адекватность.
Инструктор должен знать, что каждое занятие должно быть построено по
определённой схеме: начинать надо с разминки, затем основная - самая
активная и продолжительная часть занятия. И заключительная часть, которая
носит восстановительную направленность. Это упражнения на гибкость,
дыхательные и расслабляющие.
Первые занятия носят обучающий характер, движения должны быть
простыми, это позволит с первых дней занятий добиваться оптимальной
Нагрузки. Оптимальная нагрузка определяется путём подсчёта частоты
сердечных сокращений (ЧСС). Максимальное ЧСС определяется по формуле
9
Карванену: 220 минус возраст. Для учащихся средних классов максимальное
ЧСС составляет 205-195 ударов в минуту. Умеренная физическая активность
будет достигнута при частоте пульса от 105 до 133 уд/мин или от 26 до 33
уд.за секунд. Для повышения физической работоспособности обязательным
условием является включение в комплекс аэробных упражнений, т.е.
упражнений
с
максимальным
потреблением
кислорода.
К
таким
упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Батурин А., Гаппаров М., Коровников К. Десять тестов к стройной
фигуре. - М: Советский спорт. - 1992. - С. 17.
2.
Бойко А. Нет средства равноценного. - М: ФиС, № 4, 1999. - С. 10.
3.
Дубровский
В.
И.
Спортивная
медицина
-
М:
Гуманитарный
издательский центр Владос, 1999. - С. 145, 71-72, 132, 140, 143-145.
4.
Карин. Феликс. Красота и здоровье. - ТОО «Миф» АО Б. ММ - 1994. -С.
16-18.
5.
Карповский Г.К. ФКиС в повышении работоспособности и учебно-
трудовой интенсивности студентов. Теория и практика ФК - № 10, 1987.
-С. 13-14.
6.
Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в
спортивной медицине. - М: ФиС, 1988. - С. 49, 21, 103.
7.
Колосков А. Оптимальная программа оздоровительных тренировок. –
Физкультура и спорт. № 9, 2001 – С. 22.
8.
Прокофьев А. Аэробика по-елецки. - ФиС, № 10, 1999. - С. 16.
10
Приложения
Табл.1. Показатели физической работоспособности по
Нормам ГТО, учащихся не занимающихся и занимающихся фитнесом.
Тесты
Золотой
Серебряный
Бронзовый
Показатели
физической
работоспособности по нормам ГТО,
учащихся
не
занимающихся
фитнесом.
15%
30%
20%
Показатели
физической
работоспособности по нормам ГТО,
учащихся занимающихся фитнесом.
45%
40%
15%
Табл.2. Измерение показателей физической работоспособности
учащихся.
№ Тесты
Класс
Мальч.
Дев.
Класс
Мальч.
Дев.
1
Бег на 2 км (мин, с)
6а
12.00
14.30
6б
12.15
13.45
7а
10.13
11.35
7б
10.24
12.25
8а
7.40
8.30
8б
8.25
10.20
2
Наклон
вперед
из
положения стоя на
гимнастической
скамье(см)
6а
+9
+11
6б
+6
+9
7а
+12
+15
7б
+9
+12
8а
+16
+20
8б
+10
+16
4
Прыжок в длину с
места
толчком
двумя ногами (см)
6а
170
155
6б
175
155
7а
195
175
7б
185
160
8а
240
188
8б
195
175
11
Табл.3.Тест умственной работоспособности ШТУР.
Авторы К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова
№
Тесты
Качество образовании
1
6а
10%
8%
2
7а
20%
10%
3
8а
40%
12%
Рис.1.Тест умственной работоспособности ШТУР
(А класс)
12
Рис.2.
Тест умственной работоспособности ШТУР (Б класс)
Рис.3.Количество учащийся в классе (А класс)
Рис.4. Количество учащийся в классе (Б класс)
13
Рис.5. Занятие фитнеса в А классе
6а класс
7а класс
8а класс
Рис.6.Сдачи нормы ГТО
14
Бег на 2км: 7.40
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами 240см
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической
Скамье 20 см
Бег А Класс
Прыжок А класс
Наклон А класс
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами 195см
15
Бег на 2 км: 8.25
Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической
скамье 10 см
Бег Б класс
Прыжок Б класс
Наклон Б класс
16