Напоминание

Влияние занятий фитнесом на физическую и умственную работоспособность учащихся средних классов


Автор: Накипова Фарида Савиловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Балтасинская гимназия"
Населённый пункт: п.г.т. Балтаси
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: Влияние занятий фитнесом на физическую и умственную работоспособность учащихся средних классов
Раздел: полное образование





Назад




Научно-исследовательская работа:

Влияние занятий фитнесом на физическую и умственную

работоспособность учащихся средних классов

Выполнила: Залялова Тансылу Рамисовна,

обучающийся 8 класса

МБОУ «Балтасинская гимназия» пгт Балтаси

Балтасинского муниципального района

Руководитель: Накипова Фарида Савиловна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ «Балтасинская гимназия»

Казань-2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Литературный обзор………………………………………………… 4

1.1.

Польза фитнеса……………………………………………………. 4

1.2.

Аэробные

виды

гимнастики

и

их

влияние

на

организм

занимающихся …………………………………………………. 5

Глава II.Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель исследования………………………………………………… 6

2.2. Задачи исследования……………………………………………… 7

2.3.Методы исследования………………………………………………. 8

2.4.Организация исследования…………………………………………. 8

Выводы ……………………………………………………………………… 9

Практические рекомендации ………………………………………………… 9

Литература …………………………………………………………………… 10

Приложения ……………………………………………………………………11

2

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мы достигли большого прогресса в науке и технике, но по

части физической выносливости отстали.

Наряду с положительными

факторами научно-технический прогресс привел к некоторому увеличению

нервно-психического напряжения, уменьшению двигательной активности и

физических нагрузок.

Такой

дисбаланс

отрицательно

сказывается

как

на

физическом

и

психическом состоянии человека, так и на снижении умственной и

физической работоспособности.

Учащиеся среднего школьного возраста много времени проводят сидя за

уроками и компьютером, а это и есть основная причина бурного роста числа

различных заболеваний.

Именно в среднем школьном возрасте занятия фитнесом направлены на

поддержку оптимального уровня развития физических качеств и внешнего

вида, улучшение здоровья. Розовая, гладкая кожа, ясные глаза, свежее

дыхание, стройная фигура, лёгкая походка, умение владеть своим телом - вот

что делают занятия фитнес. Из этого следует, что важная роль в

профилактике

различных

заболеваний,

повышение

работоспособности

принадлежит физическому труду, постоянной двигательной тренировке. В

этом актуальность и перспективность и практическая направленность

нашей работы.

Цель исследования: определение влияния занятий фитнесом на

показатели физической и умственной работоспособности учащихся

средних классов.

Задачи исследования

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать показатели физической и умственной работоспособности

учащихся средних классов.

3

2.

В условиях педагогического эксперимента определить влияние занятий

фитнесом на показатели физической, умственной работоспособности

учащихся.

Объект исследования: учащиеся среднего школьного возраста.

Предмет исследования: физическая и умственная работоспособность

учащихся и сдачи нормы ГТО, занимающихся фитнесом.

Методы исследования:

1.

Анализ научной, методической литературы.

2.

Методы исследования физической работоспособности (Нормы ГТО)

3.

Тест умственной работоспособности.

Гипотеза:

Занятия фитнесом положительно влияют на физическую и

умственную работоспособность учащихся среднего школьного возраста.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. Польза фитнеса.

Фитнес улучшает здоровье, иммунитет и укрепляет позвоночник, суставы.

Ученые

проанализировали

данные

исследований

и

обнаружили,

что

физические упражнения сокращают боли и улучшают функцию суставов.

Фитнес помогает похудеть. Но одной физической нагрузки все равно

недостаточно. Если после тренировки съесть, например, кусок торта, вес

будет стоять на месте и даже увеличиваться в силу нарушенных обменных

процессов

у

таких

людей.

Поэтому

необходимо

соблюдать

сбалансированную диету и оптимальный питьевой режим. Фитнес укрепляет

сердце. Накачивая кровь в мышцы, занятые в тренировке, сердце тоже

тренируется. Сердечные мышцы укрепляются, и им не страшно переносить

перенапряжение в какой-либо стрессовой ситуации. Фитнес продлевает

жизнь. Занятия фитнесом позволяет сделать свое тело красивее и стройнее.

Расправляются плечи, осанка становится лучше, крепнут мышцы, исчезает

жир, а талия, наоборот, появляется.

4

Занимаясь им, вы станете сильнее и выносливее. Фитнес развивает гибкость.

У вас увеличится плотность костной ткани, следовательно, можно будет в

старости не опасаться остеопороза. Весь организм будет постоянно в

отличной форме, причем, как физической, так и умственной.

Ведя правильный образ жизни, можно замедлить процесс старения.

Фитнесом может заниматься любой человек, независимо от возраста.

Тренировка

способствуют

выработке

таких

важных

качеств

как

самоконтроль, умение владеть собой и воля. Благодаря этому, со временем

вы с легкостью избавитесь от всех своих вредных привычек.

1.2. Аэробные виды гимнастики и их влияние на организм

занимающихся. Направления фитнеса. Силовые тренировки. Занятия,

проходящие в быстром ритме с нагрузкой либо на все группы мышц, либо на

главные мышечные группы. Аэробные направления. Кардиотренировки,

предназначенные для повышения выносливости организма и снижения веса.

Танцевальный фитнес. Кардиотренировки с элементами хореографии.

Мягкий фитнес. Занятия, не требующие существенной физической

подготовки, направленные на тренировку органов дыхания, формированию и

исправлению осанки, растяжки. Аква. Фитнес в воде. Благоприятно влияет на

сердечно-сосудистую систему, суставы и практически не имеет

противопоказаний кроме аллергии на хлор, используемы для дезинфекции

бассейнов. Отлично сгоняет жир.

Глава 2. Методы исследования.

2.1.Организация исследования и результаты

Исследования проводились с учащимися 8 классов МБОУ «Балтасинская

гимназия». В эксперименте участвовало 2 параллельных класса. «А» класс,

которые занимаются фитнесом и «Б» класс, которые не занимаются

фитнесом. На первом этапе

был проведен анализ литературных источников

по теме исследования, проанализирован накопленный материал. Были

выработаны цель, задачи исследования, определены объект и предмет

5

исследования. На данном этапе основное внимание уделялось теоретическим

аспектам проблемы.

На

втором

этапе

проводились

измерения

показателей

физической

работоспособности учащихся. Исследования проводилось в течение 2- х лет с

2020

по

2022г.,

проводились

с

учащимися

8а-8б

классов

МБОУ

«Балтасинская гимназия» на уроках физической культуры. В эксперименте

участвовало 2 параллельных класса. Уровень нашей физической подготовки

оценивался нормами ГТО, которые мы сдали, как в начале исследований, так

и в их конце. Измерялись показатели физической способности. Показатели в

группах измерялись непосредственно после занятия у тех, кто занимается

фитнесом и в свободное время у тех, кто не занимается. Составляя свою

индивидуальную

программу

тренировок,

полезно

сочетать

разные

направления фитнеса. Выбрав подходящее направление фитнеса, нужно

построить тренировку так, чтобы она обеспечивала и результат, и пользу для

здоровья. Мы решили совместить аэробику и мягкий фитнес, которые

включали в себя бег, активные игры (футбол, баскетбол, волейбол, теннис и

др.).

В начале мы совершали разминочный бег, затем активные игры и завершали

занятие легкой растяжкой. К середине первого занятия мы были выжаты ,но

тем не менее мы решили закончить урок стрейчингом, ведь это нужно, чтобы

восстановить и подготовить мышцы к следующему занятию. Больше всего

нас

привлекала

возможность

быть

красивыми

и

здоровыми.

На других занятиях мы чувствовали, что сил у нас все больше и больше,

начали с легкостью выполнять любые упражнения и сдавать нормы ГТО, о

которых хотели бы рассказать подробнее. Мы уже говорили, что в начале 6

класса нормативы были сданы еле-еле, большинство получили “3”. Позже

пересдали нормы в конце 6 класса. Результаты нашего 8”А” класса были

удовлетворительными,многие показатели улучшились, а вот 8”б” класс

остался на том же уровне. Это объясняется тем, что у них не было занятий

фитнесом. Летом мы также не забрасывали наши занятия и выполняли

6

доступные упражнения в домашних условиях. И в новом учебном году наши

силы и результаты были еще выше. Но самые удивительные успехи ждали

нас в 8 классе. В начале учебного года мы, как обычно, сдавали нормы ГТО и

на этот раз, ради интереса, решили сверить их с результатами 6 класса, когда

мы еще даже не знали о фитнесе и с параллельным 8 “Б” классом. Начнем со

знакомого всем нам бега на 100 метров. Большинство из “Б” класса

прибежали больше, чем за 23 сек, только некоторые смогли получить

бронзовую отметку, прибежав за 18 и 19 секунд. Мы прибежали в среднем за

14 секунд, большинство достигнули “золотого” уровня. Теже самые

показатели были и в бегах на 2 и 3 км. Особенно хорошие результаты были в

прыжках. Мы прыгнули в среднем на 240 метров, а параллельный класс

лишь на 195. Первенство в прыжках, беге говорит о том, что фитнес сильно

укрепил мышцы ног. Они стали более подкаченными и, соответственно,

мощными. Также хочется отметить, что раньше после прыжков и бега сильно

болели мышцы, теперь же этого у нас нет. Во-первых, наши ноги уже

привыкли

подобным физическим нагрузка, а во-вторых, мы грамотно

подходим к каждым испытаниям и после низ проводем заминку- легкую

растяжку. Это помогает нам в восстановлении мышц. Так они будут намного

крепче и выносливее. Не обошел фитнес и мышцы рук и спины, благодаря

которому мы на “отлично “сдали подтягивание из виса лежа на низкой

перекладине и разгибание и сгибание рук в упоре лежа на полу. Мы смогли

сделать по 18-20 отжиманий, что превосходит даже золотой знак. Результаты

наших “соперников” опять оказались нелучшими, некоторые из них даже не

смогли сдать минимум в 9 отжиманий. Ни для кого не секрет, что фитнес

оказывает общетонизирующий результат, благотоворно влияя не только на

первый группу мышц, а на все тело и даже мышление человека.

Положительне результаты ждали нас и в наклоне вперед из положения

стоя с прямыми ногами на гимастической скамье. Все достигли золотого

уровня и получили пятерки. Наша гибкость была оценена в среднем на 20(!)

см, что намного выше золотой отметки. Хочу упомянуть и 8 “Б” класс,

7

показатели которых в этой норме были очень плохими. Никто не получил

серебряную или золотую отметку, многи даже не смогли дотронуться до

пола. В улучшении гибкости нам помогла легкая заминка после тяжелых

упражнений. В поднимании туловища мы также были лучшими, опередив

средний показатель параллельного класса на 8б. Наш самый лучший

показатель был 49(у девушек). Это все были обязательные нормы ГТО, в

которых мы достигли высот. Но не стоить думать, что в выборочных

испытниях наши результаты не изменились. В них также нас преследовал

успех. Мы с легкостью сдали метание спортивного снаряда, бег на лыжах на

разные дистанции, стрельбу из пневматической винтовки из положения стоя

с опорой локтей о стойку, туристический поход с проверкой туристических

навыков. Все эти испытания были для нас лишь удовольствием. Результаты

были обработаны по таблице №1 «оценка результатов ГТО»

Показатели физической работоспособности не занимающихся фитнесом

таковы: оценку «золото» имеет 15%, «серебро» -30%, «бронза» -20%, «не

сдано» -35%. Показатели физической работоспособности занимающихся

фитнесом таковы: оценку «золото» имеет 45%, «серебро» -40%, «бронза» -

15%, «не сдано» -0.

На третьем этапе

нашей работы было проведено Школьный тест

умственного развития (ШТУР). Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич,

М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Перед

предъявлением каждого набора дается описание этого типа заданий и на

примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Для

каждой

из

подгрупп

подсчитывается

средний

процент

правильно

выполненных заданий. - первая - наиболее успешные - 10%;

- вторая - близкие к успешным - 20%;

- третья - средние по успешности - 40%;

- четвертая - малоуспешные - 20%;

- пятая-наименее успешные-10%

8

ВЫВОДЫ

Проведя анализ данных из приложения №1 и №2, пришли к выводу, что

наблюдается

достоверные

различия

между

группами

учащимися

по

исследуемым показателям физической работоспособности. Результаты «А»

класса намного лучше, чем у «Б». Мы также видим, что показатели

умственной работоспособности более высокие и они устойчивее к влиянию

разного рода помех, чем у учащихся не занимающихся фитнесом.

Исследование показало, что под влиянием занятий фитнесом, даже при

самых низких исходных двигательных возможностях, можно повысить

тренировочный эффект и достичь хороших результатов, как физических, так

и умственных.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для достижения необходимого оздоровительного эффекта, для

повышения физической и умственной работоспособности учащихся на

занятиях фитнесом необходимо соблюдать некоторые принципы и правил

для достижения эффекта тренировки необходимо заниматься не менее 3-х раз

в неделю. Очень важно соблюдать следующие принципы:

Систематичность (последовательность), постепенность, адекватность.

Инструктор должен знать, что каждое занятие должно быть построено по

определённой схеме: начинать надо с разминки, затем основная - самая

активная и продолжительная часть занятия. И заключительная часть, которая

носит восстановительную направленность. Это упражнения на гибкость,

дыхательные и расслабляющие.

Первые занятия носят обучающий характер, движения должны быть

простыми, это позволит с первых дней занятий добиваться оптимальной

Нагрузки. Оптимальная нагрузка определяется путём подсчёта частоты

сердечных сокращений (ЧСС). Максимальное ЧСС определяется по формуле

9

Карванену: 220 минус возраст. Для учащихся средних классов максимальное

ЧСС составляет 205-195 ударов в минуту. Умеренная физическая активность

будет достигнута при частоте пульса от 105 до 133 уд/мин или от 26 до 33

уд.за секунд. Для повышения физической работоспособности обязательным

условием является включение в комплекс аэробных упражнений, т.е.

упражнений

с

максимальным

потреблением

кислорода.

К

таким

упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Батурин А., Гаппаров М., Коровников К. Десять тестов к стройной

фигуре. - М: Советский спорт. - 1992. - С. 17.

2.

Бойко А. Нет средства равноценного. - М: ФиС, № 4, 1999. - С. 10.

3.

Дубровский

В.

И.

Спортивная

медицина

-

М:

Гуманитарный

издательский центр Владос, 1999. - С. 145, 71-72, 132, 140, 143-145.

4.

Карин. Феликс. Красота и здоровье. - ТОО «Миф» АО Б. ММ - 1994. -С.

16-18.

5.

Карповский Г.К. ФКиС в повышении работоспособности и учебно-

трудовой интенсивности студентов. Теория и практика ФК - № 10, 1987.

-С. 13-14.

6.

Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в

спортивной медицине. - М: ФиС, 1988. - С. 49, 21, 103.

7.

Колосков А. Оптимальная программа оздоровительных тренировок. –

Физкультура и спорт. № 9, 2001 – С. 22.

8.

Прокофьев А. Аэробика по-елецки. - ФиС, № 10, 1999. - С. 16.

10

Приложения

Табл.1. Показатели физической работоспособности по

Нормам ГТО, учащихся не занимающихся и занимающихся фитнесом.

Тесты

Золотой

Серебряный

Бронзовый

Показатели

физической

работоспособности по нормам ГТО,

учащихся

не

занимающихся

фитнесом.

15%

30%

20%

Показатели

физической

работоспособности по нормам ГТО,

учащихся занимающихся фитнесом.

45%

40%

15%

Табл.2. Измерение показателей физической работоспособности

учащихся.

№ Тесты

Класс

Мальч.

Дев.

Класс

Мальч.

Дев.

1

Бег на 2 км (мин, с)

12.00

14.30

12.15

13.45

10.13

11.35

10.24

12.25

7.40

8.30

8.25

10.20

2

Наклон

вперед

из

положения стоя на

гимнастической

скамье(см)

+9

+11

+6

+9

+12

+15

+9

+12

+16

+20

+10

+16

4

Прыжок в длину с

места

толчком

двумя ногами (см)

170

155

175

155

195

175

185

160

240

188

195

175

11

Табл.3.Тест умственной работоспособности ШТУР.

Авторы К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова

Тесты

Качество образовании

1

10%

8%

2

20%

10%

3

40%

12%

Рис.1.Тест умственной работоспособности ШТУР

(А класс)

12

Рис.2.

Тест умственной работоспособности ШТУР (Б класс)

Рис.3.Количество учащийся в классе (А класс)

Рис.4. Количество учащийся в классе (Б класс)

13

Рис.5. Занятие фитнеса в А классе

6а класс

7а класс

8а класс

Рис.6.Сдачи нормы ГТО

14

Бег на 2км: 7.40

Прыжок в длину с

места толчком двумя

ногами 240см

Наклон вперед из положения

стоя на гимнастической

Скамье 20 см

Бег А Класс

Прыжок А класс

Наклон А класс

Прыжок в длину с

места толчком двумя

ногами 195см

15

Бег на 2 км: 8.25

Наклон вперед из положения

стоя на гимнастической

скамье 10 см

Бег Б класс

Прыжок Б класс

Наклон Б класс

16



В раздел образования