Напоминание

Проблемы эмоционально-волевой сферы обучающихся в учебно-воспитательном процессе.


Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Программа коррекционно-развивающей работы "Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики эмоциональных состояний младших школьников и подростков"
Тема: Проблемы эмоционально-волевой сферы обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального

образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Программа коррекционно-развивающей работы

«Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики

эмоциональных состояний младших школьников и

подростков»

Составитель:

Царева З.В

педагог-психолог

РСПЦ

Проверил:

Савостьянов Ю.Б.

начальник отдела

Самара

Аннотация

В современных условиях проблема организации работы по профилактике

психоэмоционального

напряжения,

сопровождению

позитивной

социализации и преодолению негативных форм поведения у обучающихся

особенно актуальна, так как реализация Федерального государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС)

это

максимальное

содействие

психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников.

Данное положение обусловлено заказом общества на развитие личности,

способной к адаптации в сложной динамике общественных преобразований и

успешно реализующую себя в социуме. Психологические исследования и

практические наблюдения показывают, что у многих современных детей всё

чаще встречаются различного рода проблемы и трудности. Все это позволило

говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы

с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас особенно важно было

объединить усилия педагогов и психолога образовательного учреждения,

направив

их

на

развитие

чувственной

сферы

детей

и

обеспечение

благоприятного эмоционального микроклимата, что способствует развитию

позитивного, здорового ребенка.

Исследование данной проблемы позволило выделить противоречие между

традиционным

пониманием

профилактики

психоэмоционального

напряжения, сопровождению позитивной социализации и современными

подходами, направленных на самопознание и саморазвитие ребенка способам

конструктивного

взаимодействия

и

взаимопонимания.

Практические

наблюдения педагогов показывают, что у детей всё чаще встречаются

различного

рода

проблемы

и

трудности:

проявления

агрессии,

конфликтности

не

типичные

для

спокойных

детей,

излишняя

импульсивность, частая смена настроения в течение дня у некоторых детей,

плаксивость, апатия, эмоциональная нестабильность.

Практическая направленность.

Данная проблема потребовала поиска

новых подходов и средств, что позволило использовать нетрадиционные

подходы мандалотерапии, их направленность на личностное развитие

обучающихся,

профилактику

психоэмоционального

напряжения

и

преодоление негативных форм поведения детей, формирование позитивной

социализации если:

* будет обеспечен целостный личностно-ориентированный подход;

* будет создана образовательная среда с учётом возрастных особенностей, с

использованием индивидуально-дифференцированного подхода, произойдёт

активное включение во взаимодействие всех субъектов образовательного

процесса для закрепления приемлемых стереотипов поведения.

Таким образом, программа имеет большую практическую значимость, может

быть использована специалистами в образовательных учреждениях.

Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и

долговременный процесс. В Федеральном Законе «Об образовании в

Российской Федерации» подчёркивается значимая задача современного

общества – развитие личности каждого ребёнка.

Поэтому, основываясь на исследованиях Г.М.Андреевой, С.В. Еникополова,

Н.Д. Левитова, С.Е.Рощина, доказавших возможность использования арт-

терапии (в том числе мандалотерапии) в профилактической и коррекционно-

развивающей

работе

с

детьми,

данная

программа

становится

особо

актуальной, отвечая на социально-образовательный заказ современного

общества.

Актуальность и перспективность данной программы заключается в

использовании мандалотерапии, в рамках учебно-воспитательного процесса,

с

целью

профилактики,

коррекции

и

преодоления

негативных

эмоциональных

состояний,

которые

тормозят

личностное

развитие

обучающихся.

Гипотеза исследования заключается в том, что мандалотерапии при

нарушениях

эмоциональных

состояний

детей

будет

эффективно

способствовать стабилизации позитивного изменения основных показателей

положительной динамики эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Цель программы: гармонизация внутреннего эмоционального состояния

обучающихся с использованием методов арт-терапии (мандалотерапии).

Объект: эмоциональные состояния и их нарушения у детей младшего

школьного и подросткового возраста.

Предмет:

эффективные

возможности

метода

мандалотерапии

при

нарушениях эмоциональных состояний у обучающихся.

Задачи программы:

способствовать снижению тревожности, социальной робости,

эмоционального напряжения;

создание условий для снижения страха самовыражения;

способствовать повышению самооценки, уверенности в себе;

развивать способность к самоконтролю;

развитие творческих способностей.

Адресат: обучающиеся младшего школьного и подросткового возраста, в том

числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты:

снижение тревожности, социальной робости, проявление эмоциональной

стабильности у обучающихся;

снижение страха самовыражения;

повышение самооценки и уверенности в себе;

развитие творческих способностей;

проявление самоконтроля и саморегуляции.

Данная система занятий рассчитана на групповую форму работы с младшими

школьниками и подростками, включает 10 занятий, каждое из которых имеет

свою направленность и в то же время, благодаря многостороннему эффекту

мандалотерапии, позволяет решать несколько задач одновременно.

Продолжительность занятий 45 минут.

Учебный план программы

Цель программы: развитие личностных особенностей, гармонизация

эмоционально-волевой сферы младших школьников и подростков в процессе

коммуникативной и творческо-поисковой деятельности.

Категория обучающихся: учащиеся 1-6 класса

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Продолжительность занятия: 1академический час

№ Наименование тем

Всег

о

часов

в том числе

Форма

контроля

теоретических

практических

1

Раздел 1.

«Увлекательный мир

творчества»

1

0,25

0,75

Рисунки

Упражнения-

этюды

2

Раздел 2.

« Размышляем, играем,

творим»

8

0,75

7,25

Обратная связь

Задания,

игры

занимательного

характера.

Рисунки,

коллаж из

мандал

3

Раздел 3.

«Я и другие»

Рефлексия – познание

себя и других

1

0,25

0,75

Выставка

работ. Вручение

дипломов.

Итого

10

1,25

8,75

Учебно-тематический план

Цель программы: развитие личностных особенностей, гармонизация

эмоционально-волевой сферы младших школьников и подростков в процессе

коммуникативной и творческо-поисковой деятельности.

Категория обучающихся: учащиеся 1-6 класса

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Продолжительность занятия: 1академический час

Наименование тем

Всего

часов

в том числе

Форма контроля

теорети

ческих

практи

ческих

1

Вводное занятие.

«Увлекательный мир творчества»

1

1.1

Знакомство «Мой портрет в лучах

солнца»

Игры «Облачко для всех»

«Сосуд души»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, приемы арт-

терапии

2.

«Размышляем, играем, творим»

8

2.1.

«Расскажи, покажи и нарисуй»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, обратная связь.

2.2.

«Я и мои эмоции»

1

0,25

0,75

Игры, приемы артерапии.

2.3

«Мое воображение»

1

0,20

0,80

Упражнения,

игры, этюды.

2.4

«Магия мандалы»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, приемы артерапии

2.5

«Кукла - колокольчик»

Игра «Изобрази ситуацию»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, обратная связь.

2.6

«Моя сказка»

1

0,15

0,85

Упражнения,

мандалотерапия,

обратная связь

2.7

«Невидимое дыхание»

«Существенное-несущественное»

1

0,15

0,85

Упражнения, обратная

связь

2.8

«Дерево желаний»

1

0,15

0,85

Упражнения,

мандалотерапия,

обратная связь

3.0

Я и другие»

Рефлексия – познание себя и других

1

3.1

«Мы разные, но мы вместе»

Совместный рисунок

1

0.10

0.90

Упражнения,

мандалотерапия,

обратная связь.

Итого

10

1,9

8,1

Выводы.

Рассмотренные нами направления арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия,

музыкотерапия,

мандалотерапия,

метафорические

карты)

являются

эффективным средством при работе с младшими подростками «группы

риска». Использование арт-терапии способствует снижению тревожности,

повышению уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля у

подростков «группы риска». В процессе занятий с применением арт-терапии

задействованы различные анализаторы: тактильные (работа с различными

изобразительными

материалами,

тканью,

бумагой

разной

фактуры),

зрительные (работа с цветом, визуальными образами, анализ

художественных

произведений) и слуховые (слушание музыки, восприятие голоса при

релаксации). Использование метода арт-терапии в работе с младшими

школьниками и подростками «группы риска» помогает установить контакт с

детьми, увидеть их скрытые возможности и безболезненно выявить

проблемы детей и найти пути их решения.

Мандалотерапия – метод психокоррекции и профилактики, при котором

используются круглые изображения, которые создаются произвольно или по

определённой инструкции.

Мандалотерапия имеет высокий потенциал в работе с проблемами 26

младших школьников и подростков «группы риска»: коррекция расстройств

мелкой моторики и нервного напряжения, тревожности, формирование

уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого

потенциала, релаксации. Существует три формы мандалотерапии: активная,

пассивная и смешенная.

При активной форме дети самостоятельно создают мандалы из различных

материалов или заполняют изображением пустой круг на бумаге.

Пассивная форма подразумевает использование готовых изображений в

круге.

При смешанной форме мандалотерапии подростки выбирают готовые

шаблоны и раскрашивают мандалы. Техники работы: свободное творчество,

круг мандал (по Джоан Келлог), тематическая работа.

Арт-терапевтическое воздействие, проведенное с обучающимися, позволило

нормализовать уровень тревожности и агрессии, способствовала тому, что

дети

научились проявлять

соответствующие

эмоции

в определённых

ситуациях. Об этом свидетельствует, прежде всего, то, что у детей на

контрольном этапе психодиагностического обследования уровень по всем

показателям значительно снизился, а также произошла положительная

динамика в сторону повышения уровня нравственно-эмоциональной сферы.

На основании полученных результатов, что для большинства младших

подростков «группы риска» характерны такие психологические особенности,

как:

неуверенность

в

себе,

подчиненность,

застенчивость,

низкий

самоконтроль, школьная тревожность.

Некоторым подросткам данной

выборки свойственна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Выявленные

особенности

свидетельствуют

о

необходимости

психологической поддержки младших подростков «группы риска».

Список литературы:

1. Брязгунов И.П. Психосоматическая функциональная патология детского

возраста: что сделано и что надо сделать? // Педиатрия. — 2006. — № 4. — С.

115-117.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический

проект, 2006. — 430 с.

3. Буряк В.Н. Структура вегетативных дисфункций в пубертатном возрасте //

Здоровье ребенка. — 2007. — № 2(5). — С. 95-98.

4. Горяйнов А.А. Психосоматический подход в современной медицине к

патологии человека // Врач-аспирант. — 2005. — № 1 (8). — С. 56-65.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002. —

368 с.

6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.:

Когито-Центр, 2007— 197

с.

7. Татарина Е.В., Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапия детей и

подростков. — М.: ООО «Вариант», 2017— 208

с.

Приложение

Мандала 1: «Как мне почувствовать себя лучше?»

Мандала 2: «Какого цвета мое дыхание?»

Мандала 3: «Как найти самого себя?»

Мандала 4: « Энергетическое состояние сегодня?»

Мандала 5: «Какие мои три самые лучшие черты?»

Мандала 6: «Мое спокойствие внутри меня?»

Мандала 7: «Мое воображение»

Мандала 8: «Управление состоянием»

Мандала 9: «Как сбалансировать эмоции?»

Мандала 10: «Я активизирую и гармонизирую свое состояние»

Мандала «Дерево желаний»

Осознание своих достоинств. Пожелание всем удачи!



В раздел образования