Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Программа коррекционно-развивающей работы "Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики эмоциональных состояний младших школьников и подростков"
Тема: Проблемы эмоционально-волевой сферы обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального
образования Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Программа коррекционно-развивающей работы
«Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики
эмоциональных состояний младших школьников и
подростков»
Составитель:
Царева З.В
педагог-психолог
РСПЦ
Проверил:
Савостьянов Ю.Б.
начальник отдела
Самара
Аннотация
В современных условиях проблема организации работы по профилактике
психоэмоционального
напряжения,
сопровождению
позитивной
социализации и преодолению негативных форм поведения у обучающихся
особенно актуальна, так как реализация Федерального государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
это
–
максимальное
содействие
психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников.
Данное положение обусловлено заказом общества на развитие личности,
способной к адаптации в сложной динамике общественных преобразований и
успешно реализующую себя в социуме. Психологические исследования и
практические наблюдения показывают, что у многих современных детей всё
чаще встречаются различного рода проблемы и трудности. Все это позволило
говорить о необходимости выстраивания специально-организованной работы
с детьми и взрослыми. Таким образом, для нас особенно важно было
объединить усилия педагогов и психолога образовательного учреждения,
направив
их
на
развитие
чувственной
сферы
детей
и
обеспечение
благоприятного эмоционального микроклимата, что способствует развитию
позитивного, здорового ребенка.
Исследование данной проблемы позволило выделить противоречие между
традиционным
пониманием
профилактики
психоэмоционального
напряжения, сопровождению позитивной социализации и современными
подходами, направленных на самопознание и саморазвитие ребенка способам
конструктивного
взаимодействия
и
взаимопонимания.
Практические
наблюдения педагогов показывают, что у детей всё чаще встречаются
различного
рода
проблемы
и
трудности:
проявления
агрессии,
конфликтности
не
типичные
для
спокойных
детей,
излишняя
импульсивность, частая смена настроения в течение дня у некоторых детей,
плаксивость, апатия, эмоциональная нестабильность.
Практическая направленность.
Данная проблема потребовала поиска
новых подходов и средств, что позволило использовать нетрадиционные
подходы мандалотерапии, их направленность на личностное развитие
обучающихся,
профилактику
психоэмоционального
напряжения
и
преодоление негативных форм поведения детей, формирование позитивной
социализации если:
* будет обеспечен целостный личностно-ориентированный подход;
* будет создана образовательная среда с учётом возрастных особенностей, с
использованием индивидуально-дифференцированного подхода, произойдёт
активное включение во взаимодействие всех субъектов образовательного
процесса для закрепления приемлемых стереотипов поведения.
Таким образом, программа имеет большую практическую значимость, может
быть использована специалистами в образовательных учреждениях.
Преодоление поведенческих нарушений у детей всех возрастов - сложный и
долговременный процесс. В Федеральном Законе «Об образовании в
Российской Федерации» подчёркивается значимая задача современного
общества – развитие личности каждого ребёнка.
Поэтому, основываясь на исследованиях Г.М.Андреевой, С.В. Еникополова,
Н.Д. Левитова, С.Е.Рощина, доказавших возможность использования арт-
терапии (в том числе мандалотерапии) в профилактической и коррекционно-
развивающей
работе
с
детьми,
данная
программа
становится
особо
актуальной, отвечая на социально-образовательный заказ современного
общества.
Актуальность и перспективность данной программы заключается в
использовании мандалотерапии, в рамках учебно-воспитательного процесса,
с
целью
профилактики,
коррекции
и
преодоления
негативных
эмоциональных
состояний,
которые
тормозят
личностное
развитие
обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что мандалотерапии при
нарушениях
эмоциональных
состояний
детей
будет
эффективно
способствовать стабилизации позитивного изменения основных показателей
положительной динамики эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Цель программы: гармонизация внутреннего эмоционального состояния
обучающихся с использованием методов арт-терапии (мандалотерапии).
Объект: эмоциональные состояния и их нарушения у детей младшего
школьного и подросткового возраста.
Предмет:
эффективные
возможности
метода
мандалотерапии
при
нарушениях эмоциональных состояний у обучающихся.
Задачи программы:
способствовать снижению тревожности, социальной робости,
эмоционального напряжения;
создание условий для снижения страха самовыражения;
способствовать повышению самооценки, уверенности в себе;
развивать способность к самоконтролю;
развитие творческих способностей.
Адресат: обучающиеся младшего школьного и подросткового возраста, в том
числе дети с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
снижение тревожности, социальной робости, проявление эмоциональной
стабильности у обучающихся;
снижение страха самовыражения;
повышение самооценки и уверенности в себе;
развитие творческих способностей;
проявление самоконтроля и саморегуляции.
Данная система занятий рассчитана на групповую форму работы с младшими
школьниками и подростками, включает 10 занятий, каждое из которых имеет
свою направленность и в то же время, благодаря многостороннему эффекту
мандалотерапии, позволяет решать несколько задач одновременно.
Продолжительность занятий 45 минут.
Учебный план программы
Цель программы: развитие личностных особенностей, гармонизация
эмоционально-волевой сферы младших школьников и подростков в процессе
коммуникативной и творческо-поисковой деятельности.
Категория обучающихся: учащиеся 1-6 класса
Режим занятий: 1 занятие в неделю
Продолжительность занятия: 1академический час
№ Наименование тем
Всег
о
часов
в том числе
Форма
контроля
теоретических
практических
1
Раздел 1.
«Увлекательный мир
творчества»
1
0,25
0,75
Рисунки
Упражнения-
этюды
2
Раздел 2.
« Размышляем, играем,
творим»
8
0,75
7,25
Обратная связь
Задания,
игры
занимательного
характера.
Рисунки,
коллаж из
мандал
3
Раздел 3.
«Я и другие»
Рефлексия – познание
себя и других
1
0,25
0,75
Выставка
работ. Вручение
дипломов.
Итого
10
1,25
8,75
Учебно-тематический план
Цель программы: развитие личностных особенностей, гармонизация
эмоционально-волевой сферы младших школьников и подростков в процессе
коммуникативной и творческо-поисковой деятельности.
Категория обучающихся: учащиеся 1-6 класса
Режим занятий: 1 занятие в неделю
Продолжительность занятия: 1академический час
№
Наименование тем
Всего
часов
в том числе
Форма контроля
теорети
ческих
практи
ческих
1
Вводное занятие.
«Увлекательный мир творчества»
1
1.1
Знакомство «Мой портрет в лучах
солнца»
Игры «Облачко для всех»
«Сосуд души»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, приемы арт-
терапии
2.
«Размышляем, играем, творим»
8
2.1.
«Расскажи, покажи и нарисуй»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, обратная связь.
2.2.
«Я и мои эмоции»
1
0,25
0,75
Игры, приемы артерапии.
2.3
«Мое воображение»
1
0,20
0,80
Упражнения,
игры, этюды.
2.4
«Магия мандалы»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, приемы артерапии
2.5
«Кукла - колокольчик»
Игра «Изобрази ситуацию»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, обратная связь.
2.6
«Моя сказка»
1
0,15
0,85
Упражнения,
мандалотерапия,
обратная связь
2.7
«Невидимое дыхание»
«Существенное-несущественное»
1
0,15
0,85
Упражнения, обратная
связь
2.8
«Дерево желаний»
1
0,15
0,85
Упражнения,
мандалотерапия,
обратная связь
3.0
Я и другие»
Рефлексия – познание себя и других
1
3.1
«Мы разные, но мы вместе»
Совместный рисунок
1
0.10
0.90
Упражнения,
мандалотерапия,
обратная связь.
Итого
10
1,9
8,1
Выводы.
Рассмотренные нами направления арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия,
музыкотерапия,
мандалотерапия,
метафорические
карты)
являются
эффективным средством при работе с младшими подростками «группы
риска». Использование арт-терапии способствует снижению тревожности,
повышению уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля у
подростков «группы риска». В процессе занятий с применением арт-терапии
задействованы различные анализаторы: тактильные (работа с различными
изобразительными
материалами,
тканью,
бумагой
разной
фактуры),
зрительные (работа с цветом, визуальными образами, анализ
художественных
произведений) и слуховые (слушание музыки, восприятие голоса при
релаксации). Использование метода арт-терапии в работе с младшими
школьниками и подростками «группы риска» помогает установить контакт с
детьми, увидеть их скрытые возможности и безболезненно выявить
проблемы детей и найти пути их решения.
Мандалотерапия – метод психокоррекции и профилактики, при котором
используются круглые изображения, которые создаются произвольно или по
определённой инструкции.
Мандалотерапия имеет высокий потенциал в работе с проблемами 26
младших школьников и подростков «группы риска»: коррекция расстройств
мелкой моторики и нервного напряжения, тревожности, формирование
уверенности в себе на основе спокойствия и стимуляции творческого
потенциала, релаксации. Существует три формы мандалотерапии: активная,
пассивная и смешенная.
При активной форме дети самостоятельно создают мандалы из различных
материалов или заполняют изображением пустой круг на бумаге.
Пассивная форма подразумевает использование готовых изображений в
круге.
При смешанной форме мандалотерапии подростки выбирают готовые
шаблоны и раскрашивают мандалы. Техники работы: свободное творчество,
круг мандал (по Джоан Келлог), тематическая работа.
Арт-терапевтическое воздействие, проведенное с обучающимися, позволило
нормализовать уровень тревожности и агрессии, способствовала тому, что
дети
научились проявлять
соответствующие
эмоции
в определённых
ситуациях. Об этом свидетельствует, прежде всего, то, что у детей на
контрольном этапе психодиагностического обследования уровень по всем
показателям значительно снизился, а также произошла положительная
динамика в сторону повышения уровня нравственно-эмоциональной сферы.
На основании полученных результатов, что для большинства младших
подростков «группы риска» характерны такие психологические особенности,
как:
неуверенность
в
себе,
подчиненность,
застенчивость,
низкий
самоконтроль, школьная тревожность.
Некоторым подросткам данной
выборки свойственна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Выявленные
особенности
свидетельствуют
о
необходимости
психологической поддержки младших подростков «группы риска».
Список литературы:
1. Брязгунов И.П. Психосоматическая функциональная патология детского
возраста: что сделано и что надо сделать? // Педиатрия. — 2006. — № 4. — С.
115-117.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический
проект, 2006. — 430 с.
3. Буряк В.Н. Структура вегетативных дисфункций в пубертатном возрасте //
Здоровье ребенка. — 2007. — № 2(5). — С. 95-98.
4. Горяйнов А.А. Психосоматический подход в современной медицине к
патологии человека // Врач-аспирант. — 2005. — № 1 (8). — С. 56-65.
5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002. —
368 с.
6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.:
Когито-Центр, 2007— 197
с.
7. Татарина Е.В., Шкатулка мастера. Практикум по арт-терапия детей и
подростков. — М.: ООО «Вариант», 2017— 208
с.
Приложение
Мандала 1: «Как мне почувствовать себя лучше?»
Мандала 2: «Какого цвета мое дыхание?»
Мандала 3: «Как найти самого себя?»
Мандала 4: « Энергетическое состояние сегодня?»
Мандала 5: «Какие мои три самые лучшие черты?»
Мандала 6: «Мое спокойствие внутри меня?»
Мандала 7: «Мое воображение»
Мандала 8: «Управление состоянием»
Мандала 9: «Как сбалансировать эмоции?»
Мандала 10: «Я активизирую и гармонизирую свое состояние»
Мандала «Дерево желаний»
Осознание своих достоинств. Пожелание всем удачи!