Напоминание

"Коррекция внимания, памяти, мышления и воображения учащихся 5-6 классов" (VIII вид)


Автор: Евгенова Алёна Евгеньвна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СКШИ
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: коррекционно-развивающая программа
Тема: "Коррекция внимания, памяти, мышления и воображения учащихся 5-6 классов" (VIII вид)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа – интернат» г. Нерюнгри

«Утверждаю»

«Согласовано»

Рассмотрено

директор МОУ СКШИ г. Нерюнгри

зам. директора по ВР

на заседании М.О.

_________________

__________________

протокол № ________

Н.В. Семенкова

А.А. Степченко

Е.В. Ласобык

«___»___________20__г.

«___»___________20__г.

«___»___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Развитию памяти, мышления, внимания, воображения»

5-6 кл

Составила:

педагог-психолог

А.Е. Евгенова

2017 – 2018 учебный год

Развитие памяти, мышления, внимания, воображения

Современные

требования

общества

к

развитию

детей,

имеющих

отклонения

в

развитии,

диктуют

необходимость

более

полно

реализовать

идею

индивидуализации

обучения,

учитывая

степень

тяжести

их

дефекта,

состояние

здоровья,

индивидуально

типологические

особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям,

направленной

на

преодоление

трудностей

овладения

социальными

и

познавательными

компетентностями,

что

в

конечном

итоге

будет

способствовать

более

успешной

адаптации

и

интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному

и сенсорному развитию.

У

учащихся

при

недоразвитии

интеллекта

выявляется

весь

комплекс

психомоторных

нарушений,

который

включает

в

себя:

нарушения

мелкой

и

общей

моторики,

нарушения

пространственной

ориентировки

и

координации

движений,

нарушения

таких

познавательных

психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-

развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную,

двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с

ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа была разработана на основе следующих документов:

1.

Федеральный

закон

РФ

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

2.

Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3.

Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

4.

Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 )-одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22

декабря 2015г.№ 4/15);

5.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля

2015 года

№26

»Об

утверждении

Сан

Пин

2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья».

6.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СКШИ г.Нерюнгри (утверждена

30 апреля 2015г.);

7.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов

МОУ СКШИ от 30.09.2017 г.

8.

Учебный план МОУ СКШИ на текущий учебный год.

Настоящая программа разработана и составлена на основе авторских программ по развитию

познавательных

процессов,

авт:

Ю.А.

Афонькина,

Н.В.

Колосова

«Развитие

познавательных

способностей»; Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная «Развиваем память и внимание».

Рабочая программа по «Развитию памяти, мышления, внимания, воображения» составлена с

учетом

особенностей

познавательной

деятельности

обучающихся

коррекционной

школы

и

способствует коррекции познавательной деятельности.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии,

диктуют

необходимость

более

полно

реализовать

идею

индивидуализации

обучения,

учитывая

степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности.

Речь

идет

о

необходимости

оказания

комплексной

дифференцированной

помощи

детям,

направленной

на

преодоление

трудностей

овладения

социальными

и

познавательными

компетентностями,

что

в

конечном

итоге

будет

способствовать

более

успешной

адаптации

и

интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному

и сенсорному развитию.

У

учащихся

при

недоразвитии

интеллекта

выявляется

весь

комплекс

психомоторных

нарушений,

который

включает

в

себя:

нарушения

мелкой

и

общей

моторики,

нарушения

пространственной

ориентировки

и

координации

движений,

нарушения

таких

познавательных

психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-

развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную,

двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с

ограниченными возможностями здоровья.

Цель

формирование

основ

предметных

знаний

и

умений,

коррекции

недостатков

психофизического развития обучающихся.

Цель

программы:

положительное

изменение

в

интеллектуальном

развитии

подростка

(развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др.).

Задачи программы:

1.

поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка;

2.

коррекция

отдельных

сторон

психической

деятельности

(развитие

памяти,

внимания,

восприятия);

3.

развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления

Общая характеристика предмета

Развитие памяти, мышления, внимания, воображения 5-6 кл

Теоретической

основой

программы

коррекционных

занятий

являются

концептуальные

положения

теории

Л.С.

Выготского

об

общих

законах

развития

аномального

и

нормально

развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении

системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего

развития

при

организации

психологической

помощи;

об

индивидуализированном

и

дифференцированном

подходе

к

детям

в

процессе

реализации

коррекционной

психолого-

педагогической программы. А также – исследованиях П.Я. Гальперин, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина,

в которых была подтверждена, развита и конкретизирована идея Л.С. Выготского о ведущей роли

обучения в развитии ребенка.

Программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития с

особыми

образовательными

потребностями,

формирование

у

него

психологических

новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, развитие психосоциальной и

эмоциональной

компетенции.

Дети

во

время

специальных

занятий,

основанных

на

прямом

обучающей воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного

характера. Получают и закрепляют определенный сенсорный опыт, самостоятельно учатся применять

освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления,

которые

при

получении

непосредственного

чувственного

опыта,

обогащении

впечатлениями

приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях.

Методические принципы программы:

принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в

случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

принцип

нормативности

и

природособразности,

связанный

с

учетом

возрастных

и

психофизиологических особенностей ребенка;

деятельностный

принцип,

основанный

на

организации

и

вовлечении

школьника

в

деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития

ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;

принцип

от

сложного

к

простому,

предполагающий

расширение

и

углубление

уровня

психического развития через создание зоны ближайшего развития;

принцип

системности

предполагает

учет

всех

аспектов

индивидуального

развития

личности в их взаимосвязи;

принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических

функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных, и их последующее развитие.

Формы работы:

1.

Диагностика;

2.

Групповые занятия по 60 мин (5 «а», 6 «а», 6 «б» классы);

3.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и других мыслительных

операций.

Обучение

по

данной

программе

способствует

формированию

у

детей

эмоционально-

позитивного чувственного восприятия мира на основе усвоенных знаний и навыков в анализе

окружающей

действительности

сенсорно-перцептивных,

мнемических

и

интеллектуальных

процессов у обучающихся; их самостоятельности в познавательной и практической деятельности;

развитию

потенциала

образовательных

потребностей

и

личностных

качеств

ребенка

с

ОВЗ;

гармонизации

его

отношений

с

социальным

окружением;

выработке

внутренней

мотивации

к

обучению и компенсации умственного и сенсорного дефекта.

Формы организации учебного процесса, технологии

Программа

предусматривает

проведение

традиционных

уроков,

комплексных

занятий

(познавательные, практические), обобщающих занятий. Часть занятий , которые не предусматривает

работу в тетрадях, повышенную двигательную активность, проводятся в игровой форме. В занятия

включаются психологические игры и упражнения; релаксационные техники;

психогимнастика;

организация практических действий; разыгрывание ситуаций; графические задания. Работа ведется в

парах, в группе, дети выполняют индивидуальные задания.

Контроль уровня обученности

В

качестве

формы

контроля

предусмотрены

диагностические

методики:

методика

«Совмещение вырезов» (восприятие); методика «Найди и вычерки» Р.С. Немов (внимание); методика

«10 слов» Р.А. Лурия (память); методика «Матрицы Равена» модификация Р.С. Немова (мышление).

В

процессе

обследования

выявляется

не

только

достигнутый

уровень

развития,

но

и

зона

ближайшего

развития.

Одновременно

оценивается

уровень

овладения

компонентами

учебной

деятельности: мотивационно-ориентировочными. Операциональными, контрольно-оценочными.

Диагностика проводится в начале и в конце года (сентябрь; май). Результаты обследования

являются решающими при формирования подгрупп.

Место коррекционного курса в учебном плане

Курс занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционно-

направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих

обучающимся,

воспитанникам

с

ограниченными

возможностями

здоровья

недостатков

психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической

деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения:

для 5 класса – 2 часа в неделю (68 часов);

для 6 класса – 2 часа в неделю (68 часов);

Продолжительность

занятий

20-30

минут.

Занятия

проводятся

с

учётом

возрастных

и

индивидуальных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики и сенсорных

процессов»

у

обучающихся

предполагается

формирование

универсальных

учебных

действий

(личностных,

познавательных,

регулятивных,

коммуникативных),

позволяющих

достигать

личностные,

метапредметные:

регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

и

предметные

результаты.

Личностные: обучение на занятиях организует и дисциплинирует с нарушениями интеллекта,

способствует

формированию

мотивации

к

учебной

деятельности

и

позитивного

отношения

к

окружающему миру.

Регулятивные: учащийся

постепенно

учится

определять

цель

своей

деятельности,

планировать

ее,

двигаться

по

заданному

плану,

контролировать

свои

действия.

У

учащегося

вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому

усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудится.

Познавательные: развиваются все виды восприятия, создаются необходимые предпосылки

для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности

дальнейшего

обучения.

В

процессе

обучения

учащийся

овладевает

сенсорными

эталонами

для

определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам

других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия,

формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их обобщать, сопоставлять

результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, мышления, внимания и

воображения.

Коммуникативные: словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также

существующих

между

ними

взаимосвязей

и

взаимоотношений

обеспечивают

возможность

абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учащимся. Разные виды

деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса учащихся.

Школьники

учатся

с

достаточной

точностью

и

полнотой

выражать

свои

мысли

в

в

соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Учатся

работать

в

парах

и

малых

группах;

а

также,

вербальных

и

невербальных

способов

коммуникации.

Содержание коррекционного курса

Структура

программы

курса

коррекционных

занятий

по

развитию

психомоторики

и

сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

развитие воображения;

развитие внимания;

развития памяти;

развитие мышления.

В

рамках

ФГОС

основного

общего

образования

есть

обязательное

направление

коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации

отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

Внимание

– направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или

определенной деятельности.

Внимание является не самостоятельным психическим процессом,

а

качественной

характеристикой

восприятия,

памяти,

мышления,

обеспечивающей

избирательный

характер

психической

деятельности.

Внимание

- обязательное

условие

продуктивности

всякой

сознательной деятельности.

Память

форма

психического

отражения,

заключающаяся

в

закреплении,

сохранении

и

последующем

воспроизведении

прошлого

опыта,

делающая

возможным

его

повторное

использование

в

деятельности

или

возвращение

в

сферу

сознания.

Память

связывает

прошлое

субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в

основе развития и обучения. Это основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее

невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой

активности

человека.

Это

целенаправленное

использование,

развитие

и

приращение

знаний,

возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно

присущих реальному предмету мысли.

Воображение

особая

форма

человеческой

психики,

стоящая

отдельно

от

остальных

психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,

мышлением

и

памятью.

Воображение

психическая

деятельность,

состоящая

в

создании

представлений

и

мысленных

ситуаций,

никогда

в

целом

не

воспринимавшихся

человеком

в

действительности.

Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов не

только

содействует

психическому

развитию

учащихся,

но

и

перестраивает

саму

моторику,

обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение

самостоятельно

принимать

решение

и

действовать

в

условиях

стремительно

меняющейся

окружающей обстановки.

5 «а» класс

Содержание предмета

«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»

п/п

Тема

Краткое содержание темы

Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Обследование

детей

диагностическим

инструментарием

1 ч + 1 ч

Входящая и

исходящая

диагностика

2.

Развитие воображения

Развитие воображения и фантазии.

16 ч.

3.

Развитие внимания

Улучшение качества непроизвольного

и после произвольного внимания;

увеличение объема внимания;

улучшение распределения и

переключаемости внимания в работе.

16 ч.

4.

Развитие памяти

Развитие разнообразных видов памяти

(наглядно-образно е,

с л о в е с н о -

логическое, эмоциональная память), и

свойств (объем, точность, прочность,

о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .

Р а з в и т и е

произвольно сти,

и д е ом ото р н о й

тренировки.

17 ч.

5.

Развитие мышления

Развитие абстрактного мышления. Его

форм и основных операций (анализ,

синтез, сравнение, абстрагирование,

обобщение, конкретизация,

классификация).

17 ч.

Личностные БУД (при направляющей помощи):

Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на

поддержание норм поведения в школе;

В

предложенных

педагогом

ситуациях

делать

выбор

как

поступить

опираясь

на

общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в

практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с

позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Познавательные БУД (под руководством педагога):

Отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на

вопросы,

используя

жизненный

опыт,

информацию

полученную

на

занятии;

перерабатывать

полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.

Проговаривать последовательность действий на занятиях.

Коммуниикативные БУД:

Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне

одного предложения);

Вступать в беседу на занятии и в жизни;

Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять

доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в

ситуации спора и противоречия интересов.

Основные требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

цвет (основные цвета), величину, форму предметов;

контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);

вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);

запахи;

барические ощущения (тяжелый – легкий);

сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

части суток, времена года и порядок их следования;

последовательность событий.

6 «а» класс

Содержание предмета

«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»

п/п

Тема

Краткое содержание темы

Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Обследование

детей

диагностическим

инструментарием

1 ч + 1 ч

Входящая и

исходящая

диагностика

2.

Развитие воображения

Развитие воображения и фантазии.

16 ч.

3.

Развитие внимания

Улучшение качества непроизвольного

и после произвольного внимания;

увеличение объема внимания;

улучшение распределения и

переключаемости внимания в работе.

16 ч.

4.

Развитие памяти

Развитие разнообразных видов памяти

(наглядно-образно е,

с л о в е с н о -

логическое, эмоциональная память), и

свойств (объем, точность, прочность,

о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .

Р а з в и т и е

произвольно сти,

и д е ом ото р н о й

тренировки.

17 ч.

5.

Развитие мышления

Развитие абстрактного мышления. Его

форм и основных операций (анализ,

синтез, сравнение, абстрагирование,

обобщение, конкретизация,

классификация).

17 ч.

Личностные БУД (при направляющей помощи):

Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на

поддержание норм поведения в школе;

В

предложенных

педагогом

ситуациях

делать

выбор

как

поступить

опираясь

на

общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в

практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с

позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Познавательные БУД (под руководством педагога):

Отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на

вопросы,

используя

жизненный

опыт,

информацию

полученную

на

занятии;

перерабатывать

полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.

Проговаривать последовательность действий на занятиях.

Коммуниикативные БУД:

Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне

одного предложения);

Вступать в беседу на занятии и в жизни;

Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять

доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в

ситуации спора и противоречия интересов.

Основные требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

цвет (основные цвета), величину, форму предметов;

контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);

вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);

запахи;

барические ощущения (тяжелый – легкий);

сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

части суток, времена года и порядок их следования;

последовательность событий.

6 «б» класс

Содержание предмета

«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»

п/п

Тема

Краткое содержание темы

Кол-во

часов

Формы

контроля

1.

Обследование

детей

диагностическим

инструментарием

1 ч + 1 ч

Входящая и

исходящая

диагностика

2.

Развитие воображения

Развитие воображения и фантазии.

16 ч.

3.

Развитие внимания

Улучшение качества непроизвольного

и после произвольного внимания;

увеличение объема внимания;

улучшение распределения и

переключаемости внимания в работе.

16 ч.

4.

Развитие памяти

Развитие разнообразных видов памяти

(наглядно-образно е,

с л о в е с н о -

логическое, эмоциональная память), и

свойств (объем, точность, прочность,

о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .

Р а з в и т и е

произвольно сти,

и д е ом ото р н о й

тренировки.

17 ч.

5.

Развитие мышления

Развитие абстрактного мышления. Его

форм и основных операций (анализ,

синтез, сравнение, абстрагирование,

обобщение, конкретизация,

классификация).

17 ч.

Личностные БУД (при направляющей помощи):

Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на

поддержание норм поведения в школе;

В

предложенных

педагогом

ситуациях

делать

выбор

как

поступить

опираясь

на

общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в

практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с

позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Познавательные БУД (под руководством педагога):

Отличать новое от уже известного с помощью педагога;

Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на

вопросы,

используя

жизненный

опыт,

информацию

полученную

на

занятии;

перерабатывать

полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.

Проговаривать последовательность действий на занятиях.

Коммуниикативные БУД:

Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне

одного предложения);

Вступать в беседу на занятии и в жизни;

Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять

доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в

ситуации спора и противоречия интересов.

Основные требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

цвет (основные цвета), величину, форму предметов;

контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);

вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);

запахи;

барические ощущения (тяжелый – легкий);

сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

части суток, времена года и порядок их следования;

последовательность событий.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СКШИ г.Нерюнгри (утверждена

30 апреля 2015г.);

2.

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» - М.: ТЦ Сфера,

2001г.

3.

А.Левина, О.Морозова «Запомни картинки» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004г.

4.

Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие

игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.

5.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.

А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.

6.

Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

7.

Л.Я.Береславский «Весёлая академия (развитие внимания)» - М.: - Махаон, 2004г.

8.

Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.

Сборник игр и упражнений.Москва, 2007

9.

О.Холодова

«Юным

умникам

и

умницам

(задания

по

развитию

познавательных

способностей)» М.: Росткнига, 2005г.

10.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов

МОУ СКШИ от 30.09.2017 г.

11.

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года

№26

»Об

утверждении

Сан

Пин

2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную

деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья».

12.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р.

- ПИТЕР, 2002.

13.

Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

14.

Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

15.

Примерная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 )-одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22

декабря 2015г.№ 4/15);

16.

Развитие

познавательных

способностей

у

старших

дошкольников

с

задержкой

психического развития на этапе предшкольного образования / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.В.

Колосова. – М.: АРКТИ, 2016. – 96 с. – (Коррекционная педагогика).

17.

Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

18.

Т.П.

Завьялова,

И.В.

Стародубцева

Сборник

игровых

занятий

по

развитию

памяти,

внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2010. – 56 с.

19.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.

20.

Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная Развиваем память и внимание. Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 160 с.

21.

Федеральный

закон

РФ

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации».



В раздел образования