Автор: Евгенова Алёна Евгеньвна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СКШИ
Населённый пункт: г. Нерюнгри
Наименование материала: коррекционно-развивающая программа
Тема: "Коррекция внимания, памяти, мышления и воображения учащихся 5-6 классов" (VIII вид)
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат» г. Нерюнгри
«Утверждаю»
«Согласовано»
Рассмотрено
директор МОУ СКШИ г. Нерюнгри
зам. директора по ВР
на заседании М.О.
_________________
__________________
протокол № ________
Н.В. Семенкова
А.А. Степченко
Е.В. Ласобык
«___»___________20__г.
«___»___________20__г.
«___»___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Развитию памяти, мышления, внимания, воображения»
5-6 кл
Составила:
педагог-психолог
А.Е. Евгенова
2017 – 2018 учебный год
Развитие памяти, мышления, внимания, воображения
Современные
требования
общества
к
развитию
детей,
имеющих
отклонения
в
развитии,
диктуют
необходимость
более
полно
реализовать
идею
индивидуализации
обучения,
учитывая
степень
тяжести
их
дефекта,
состояние
здоровья,
индивидуально
–
типологические
особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной
на
преодоление
трудностей
овладения
социальными
и
познавательными
компетентностями,
что
в
конечном
итоге
будет
способствовать
более
успешной
адаптации
и
интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному
и сенсорному развитию.
У
учащихся
при
недоразвитии
интеллекта
выявляется
весь
комплекс
психомоторных
нарушений,
который
включает
в
себя:
нарушения
мелкой
и
общей
моторики,
нарушения
пространственной
ориентировки
и
координации
движений,
нарушения
таких
познавательных
психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-
развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную,
двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа была разработана на основе следующих документов:
1.
Федеральный
закон
РФ
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»;
2.
Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3.
Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 )-одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015г.№ 4/15);
5.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 года
№26
»Об
утверждении
Сан
Пин
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
6.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СКШИ г.Нерюнгри (утверждена
30 апреля 2015г.);
7.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов
МОУ СКШИ от 30.09.2017 г.
8.
Учебный план МОУ СКШИ на текущий учебный год.
Настоящая программа разработана и составлена на основе авторских программ по развитию
познавательных
процессов,
авт:
Ю.А.
Афонькина,
Н.В.
Колосова
«Развитие
познавательных
способностей»; Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная «Развиваем память и внимание».
Рабочая программа по «Развитию памяти, мышления, внимания, воображения» составлена с
учетом
особенностей
познавательной
деятельности
обучающихся
коррекционной
школы
и
способствует коррекции познавательной деятельности.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии,
диктуют
необходимость
более
полно
реализовать
идею
индивидуализации
обучения,
учитывая
степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности.
Речь
идет
о
необходимости
оказания
комплексной
дифференцированной
помощи
детям,
направленной
на
преодоление
трудностей
овладения
социальными
и
познавательными
компетентностями,
что
в
конечном
итоге
будет
способствовать
более
успешной
адаптации
и
интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному
и сенсорному развитию.
У
учащихся
при
недоразвитии
интеллекта
выявляется
весь
комплекс
психомоторных
нарушений,
который
включает
в
себя:
нарушения
мелкой
и
общей
моторики,
нарушения
пространственной
ориентировки
и
координации
движений,
нарушения
таких
познавательных
психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-
развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную,
двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель
формирование
основ
предметных
знаний
и
умений,
коррекции
недостатков
психофизического развития обучающихся.
Цель
программы:
положительное
изменение
в
интеллектуальном
развитии
подростка
(развитие памяти, мышления, восприятия, внимания и др.).
Задачи программы:
1.
поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка;
2.
коррекция
отдельных
сторон
психической
деятельности
(развитие
памяти,
внимания,
восприятия);
3.
развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления
Общая характеристика предмета
Развитие памяти, мышления, внимания, воображения 5-6 кл
Теоретической
основой
программы
коррекционных
занятий
являются
концептуальные
положения
теории
Л.С.
Выготского
об
общих
законах
развития
аномального
и
нормально
развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении
системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего
развития
при
организации
психологической
помощи;
об
индивидуализированном
и
дифференцированном
подходе
к
детям
в
процессе
реализации
коррекционной
психолого-
педагогической программы. А также – исследованиях П.Я. Гальперин, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина,
в которых была подтверждена, развита и конкретизирована идея Л.С. Выготского о ведущей роли
обучения в развитии ребенка.
Программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития с
особыми
образовательными
потребностями,
формирование
у
него
психологических
новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, развитие психосоциальной и
эмоциональной
компетенции.
Дети
во
время
специальных
занятий,
основанных
на
прямом
обучающей воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного
характера. Получают и закрепляют определенный сенсорный опыт, самостоятельно учатся применять
освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления,
которые
при
получении
непосредственного
чувственного
опыта,
обогащении
впечатлениями
приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях.
Методические принципы программы:
•
принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в
случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;
•
принцип
нормативности
и
природособразности,
связанный
с
учетом
возрастных
и
психофизиологических особенностей ребенка;
•
деятельностный
принцип,
основанный
на
организации
и
вовлечении
школьника
в
деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;
•
принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития
ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;
•
принцип
от
сложного
к
простому,
предполагающий
расширение
и
углубление
уровня
психического развития через создание зоны ближайшего развития;
•
принцип
системности
предполагает
учет
всех
аспектов
индивидуального
развития
личности в их взаимосвязи;
•
принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических
функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных, и их последующее развитие.
Формы работы:
1.
Диагностика;
2.
Групповые занятия по 60 мин (5 «а», 6 «а», 6 «б» классы);
3.
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и других мыслительных
операций.
Обучение
по
данной
программе
способствует
формированию
у
детей
эмоционально-
позитивного чувственного восприятия мира на основе усвоенных знаний и навыков в анализе
окружающей
действительности
сенсорно-перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
процессов у обучающихся; их самостоятельности в познавательной и практической деятельности;
развитию
потенциала
образовательных
потребностей
и
личностных
качеств
ребенка
с
ОВЗ;
гармонизации
его
отношений
с
социальным
окружением;
выработке
внутренней
мотивации
к
обучению и компенсации умственного и сенсорного дефекта.
Формы организации учебного процесса, технологии
Программа
предусматривает
проведение
традиционных
уроков,
комплексных
занятий
(познавательные, практические), обобщающих занятий. Часть занятий , которые не предусматривает
работу в тетрадях, повышенную двигательную активность, проводятся в игровой форме. В занятия
включаются психологические игры и упражнения; релаксационные техники;
психогимнастика;
организация практических действий; разыгрывание ситуаций; графические задания. Работа ведется в
парах, в группе, дети выполняют индивидуальные задания.
Контроль уровня обученности
В
качестве
формы
контроля
предусмотрены
диагностические
методики:
методика
«Совмещение вырезов» (восприятие); методика «Найди и вычерки» Р.С. Немов (внимание); методика
«10 слов» Р.А. Лурия (память); методика «Матрицы Равена» модификация Р.С. Немова (мышление).
В
процессе
обследования
выявляется
не
только
достигнутый
уровень
развития,
но
и
зона
ближайшего
развития.
Одновременно
оценивается
уровень
овладения
компонентами
учебной
деятельности: мотивационно-ориентировочными. Операциональными, контрольно-оценочными.
Диагностика проводится в начале и в конце года (сентябрь; май). Результаты обследования
являются решающими при формирования подгрупп.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционно-
направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих
обучающимся,
воспитанникам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
недостатков
психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической
деятельности. Программа рассчитана на 2 года обучения:
для 5 класса – 2 часа в неделю (68 часов);
для 6 класса – 2 часа в неделю (68 часов);
Продолжительность
занятий
20-30
минут.
Занятия
проводятся
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»
у
обучающихся
предполагается
формирование
универсальных
учебных
действий
(личностных,
познавательных,
регулятивных,
коммуникативных),
позволяющих
достигать
личностные,
метапредметные:
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные
и
предметные
результаты.
Личностные: обучение на занятиях организует и дисциплинирует с нарушениями интеллекта,
способствует
формированию
мотивации
к
учебной
деятельности
и
позитивного
отношения
к
окружающему миру.
Регулятивные: учащийся
постепенно
учится
определять
цель
своей
деятельности,
планировать
ее,
двигаться
по
заданному
плану,
контролировать
свои
действия.
У
учащегося
вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому
усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудится.
Познавательные: развиваются все виды восприятия, создаются необходимые предпосылки
для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности
дальнейшего
обучения.
В
процессе
обучения
учащийся
овладевает
сенсорными
эталонами
для
определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам
других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия,
формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их обобщать, сопоставлять
результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, мышления, внимания и
воображения.
Коммуникативные: словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также
существующих
между
ними
взаимосвязей
и
взаимоотношений
обеспечивают
возможность
абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учащимся. Разные виды
деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса учащихся.
Школьники
учатся
с
достаточной
точностью
и
полнотой
выражать
свои
мысли
в
в
соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Учатся
работать
в
парах
и
малых
группах;
а
также,
вербальных
и
невербальных
способов
коммуникации.
Содержание коррекционного курса
Структура
программы
курса
коррекционных
занятий
по
развитию
психомоторики
и
сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие воображения;
развитие внимания;
развития памяти;
развитие мышления.
В
рамках
ФГОС
основного
общего
образования
есть
обязательное
направление
–
коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации
отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.
Внимание
– направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или
определенной деятельности.
Внимание является не самостоятельным психическим процессом,
а
качественной
характеристикой
восприятия,
памяти,
мышления,
обеспечивающей
избирательный
характер
психической
деятельности.
Внимание
- обязательное
условие
продуктивности
всякой
сознательной деятельности.
Память
– форма
психического
отражения,
заключающаяся
в
закреплении,
сохранении
и
последующем
воспроизведении
прошлого
опыта,
делающая
возможным
его
повторное
использование
в
деятельности
или
возвращение
в
сферу
сознания.
Память
связывает
прошлое
субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения. Это основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее
невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой
активности
человека.
Это
целенаправленное
использование,
развитие
и
приращение
знаний,
возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно
присущих реальному предмету мысли.
Воображение
особая
форма
человеческой
психики,
стоящая
отдельно
от
остальных
психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,
мышлением
и
памятью.
Воображение
–
психическая
деятельность,
состоящая
в
создании
представлений
и
мысленных
ситуаций,
никогда
в
целом
не
воспринимавшихся
человеком
в
действительности.
Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов не
только
содействует
психическому
развитию
учащихся,
но
и
перестраивает
саму
моторику,
обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение
самостоятельно
принимать
решение
и
действовать
в
условиях
стремительно
меняющейся
окружающей обстановки.
5 «а» класс
Содержание предмета
«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»
№
п/п
Тема
Краткое содержание темы
Кол-во
часов
Формы
контроля
1.
Обследование
детей
диагностическим
инструментарием
1 ч + 1 ч
Входящая и
исходящая
диагностика
2.
Развитие воображения
Развитие воображения и фантазии.
16 ч.
3.
Развитие внимания
Улучшение качества непроизвольного
и после произвольного внимания;
увеличение объема внимания;
улучшение распределения и
переключаемости внимания в работе.
16 ч.
4.
Развитие памяти
Развитие разнообразных видов памяти
(наглядно-образно е,
с л о в е с н о -
логическое, эмоциональная память), и
свойств (объем, точность, прочность,
о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .
Р а з в и т и е
произвольно сти,
и д е ом ото р н о й
тренировки.
17 ч.
5.
Развитие мышления
Развитие абстрактного мышления. Его
форм и основных операций (анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация,
классификация).
17 ч.
Личностные БУД (при направляющей помощи):
Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на
поддержание норм поведения в школе;
В
предложенных
педагогом
ситуациях
делать
выбор
как
поступить
опираясь
на
общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Познавательные БУД (под руководством педагога):
Отличать новое от уже известного с помощью педагога;
Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на
вопросы,
используя
жизненный
опыт,
информацию
полученную
на
занятии;
перерабатывать
полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.
Проговаривать последовательность действий на занятиях.
Коммуниикативные БУД:
Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне
одного предложения);
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять
доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в
ситуации спора и противоречия интересов.
Основные требования к ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
цвет (основные цвета), величину, форму предметов;
контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);
вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);
запахи;
барические ощущения (тяжелый – легкий);
сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
части суток, времена года и порядок их следования;
последовательность событий.
6 «а» класс
Содержание предмета
«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»
№
п/п
Тема
Краткое содержание темы
Кол-во
часов
Формы
контроля
1.
Обследование
детей
диагностическим
инструментарием
1 ч + 1 ч
Входящая и
исходящая
диагностика
2.
Развитие воображения
Развитие воображения и фантазии.
16 ч.
3.
Развитие внимания
Улучшение качества непроизвольного
и после произвольного внимания;
увеличение объема внимания;
улучшение распределения и
переключаемости внимания в работе.
16 ч.
4.
Развитие памяти
Развитие разнообразных видов памяти
(наглядно-образно е,
с л о в е с н о -
логическое, эмоциональная память), и
свойств (объем, точность, прочность,
о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .
Р а з в и т и е
произвольно сти,
и д е ом ото р н о й
тренировки.
17 ч.
5.
Развитие мышления
Развитие абстрактного мышления. Его
форм и основных операций (анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация,
классификация).
17 ч.
Личностные БУД (при направляющей помощи):
Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на
поддержание норм поведения в школе;
В
предложенных
педагогом
ситуациях
делать
выбор
как
поступить
опираясь
на
общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Познавательные БУД (под руководством педагога):
Отличать новое от уже известного с помощью педагога;
Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на
вопросы,
используя
жизненный
опыт,
информацию
полученную
на
занятии;
перерабатывать
полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.
Проговаривать последовательность действий на занятиях.
Коммуниикативные БУД:
Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне
одного предложения);
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять
доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в
ситуации спора и противоречия интересов.
Основные требования к ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
цвет (основные цвета), величину, форму предметов;
контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);
вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);
запахи;
барические ощущения (тяжелый – легкий);
сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
части суток, времена года и порядок их следования;
последовательность событий.
6 «б» класс
Содержание предмета
«Развитие памяти, мышления, внимания, воображения»
№
п/п
Тема
Краткое содержание темы
Кол-во
часов
Формы
контроля
1.
Обследование
детей
диагностическим
инструментарием
1 ч + 1 ч
Входящая и
исходящая
диагностика
2.
Развитие воображения
Развитие воображения и фантазии.
16 ч.
3.
Развитие внимания
Улучшение качества непроизвольного
и после произвольного внимания;
увеличение объема внимания;
улучшение распределения и
переключаемости внимания в работе.
16 ч.
4.
Развитие памяти
Развитие разнообразных видов памяти
(наглядно-образно е,
с л о в е с н о -
логическое, эмоциональная память), и
свойств (объем, точность, прочность,
о р г а н и з о в а н н о с т ь ) .
Р а з в и т и е
произвольно сти,
и д е ом ото р н о й
тренировки.
17 ч.
5.
Развитие мышления
Развитие абстрактного мышления. Его
форм и основных операций (анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование,
обобщение, конкретизация,
классификация).
17 ч.
Личностные БУД (при направляющей помощи):
Знать и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на
поддержание норм поведения в школе;
В
предложенных
педагогом
ситуациях
делать
выбор
как
поступить
опираясь
на
общепринятые нравственные правнаходить ила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в
практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «как хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Познавательные БУД (под руководством педагога):
Отличать новое от уже известного с помощью педагога;
Учиться: добывать новые знания при направляющей помощи педагога, находить ответы на
вопросы,
используя
жизненный
опыт,
информацию
полученную
на
занятии;
перерабатывать
полученную информацию; овладевать поисковыми способами ориентирования в окружающем мире.
Проговаривать последовательность действий на занятиях.
Коммуниикативные БУД:
Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне
одного предложения);
Вступать в беседу на занятии и в жизни;
Учиться: в совместной деятельности, договариваться и находить общее решение; сохранять
доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в
ситуации спора и противоречия интересов.
Основные требования к ЗУН обучающихся
Обучающиеся должны знать, понимать:
цвет (основные цвета), величину, форму предметов;
контрастные температурные ощущения (холодный - горячий);
вкусовые ощущения (сладкий, кислый, горький, соленый);
запахи;
барические ощущения (тяжелый – легкий);
сенсорные эталоны плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
части суток, времена года и порядок их следования;
последовательность событий.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СКШИ г.Нерюнгри (утверждена
30 апреля 2015г.);
2.
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания» - М.: ТЦ Сфера,
2001г.
3.
А.Левина, О.Морозова «Запомни картинки» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004г.
4.
Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие
игры. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.
5.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.
А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
6.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
7.
Л.Я.Береславский «Весёлая академия (развитие внимания)» - М.: - Махаон, 2004г.
8.
Метиева Л.А., Удалова Э.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Сборник игр и упражнений.Москва, 2007
9.
О.Холодова
«Юным
умникам
и
умницам
(задания
по
развитию
познавательных
способностей)» М.: Росткнига, 2005г.
10.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ педагогов
МОУ СКШИ от 30.09.2017 г.
11.
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года
№26
»Об
утверждении
Сан
Пин
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
12.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р.
- ПИТЕР, 2002.
13.
Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
14.
Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
15.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 )-одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015г.№ 4/15);
16.
Развитие
познавательных
способностей
у
старших
дошкольников
с
задержкой
психического развития на этапе предшкольного образования / Авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.В.
Колосова. – М.: АРКТИ, 2016. – 96 с. – (Коррекционная педагогика).
17.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
18.
Т.П.
Завьялова,
И.В.
Стародубцева
Сборник
игровых
занятий
по
развитию
памяти,
внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2010. – 56 с.
19.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. - М.: ACT Астрель, 2002.
20.
Э.Н. Петлякова, С.Н. Подгорная Развиваем память и внимание. Москва: ИКЦ «МарТ»;
Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 160 с.
21.
Федеральный
закон
РФ
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации».