Напоминание

"И.А.Куприн "Слон"


Автор: Кузьмина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 19"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: "И.А.Куприн "Слон"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Учитель 1 квалификационной категории Кузьмина Наталья Александровна

Тема: А.И.Куприн «Слон».

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных,

коммуникативных, читательских) учащихся 3 класса.

Задачи: 1. Формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

2. Формирование коммуникативных умений: готовности слушать собеседника,

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь

свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

3. Развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

4. Воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, терпения.

Оборудование: 1. книги с рассказом А.И.Куприна «Слон»;

2. компьютер, интерактивная доска, ноутбуки;

3. презентация;

4. лист самооценки, карточки для работы в группах.

Ход урока.

1.Организационный момент. ( Слайд 1).

- Я вам буду задавать вопросы, если ваш ответ «да», поднимите руку, если «нет»,

хлопните в ладоши.

1.Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

2.Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

3.Верите ли вы, что родители ради своего ребенка способны на любые поступки?

4. Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

- К одному из этих вопросов мы вернемся в конце урока.

2.Пятиминутка чтения. Работа над техникой чтения.

1.Чтение незнакомого текста за 1 минуту. Подсчет количества слов.

2.Повторное чтение этого же отрывка за 1 минуту. Подсчет разницы в количестве слов.

3.Выразительное чтение этого же отрывка, используя мимику и жесты.

4.(Слайд 2).Чтение в темпе скороговорки, предварительно проговорив скороговорку про

слона: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.

3.Выход на тему урока. (Слайд 3). Проблемный вопрос.

- Я даю вам 30 секунд, чтобы вы подумали над вопросом: что на свете дороже всего?

- А сейчас поделитесь своей точкой зрения с соседом справа.

- Теперь поменяйтесь ролями.

- Так что же на свете дороже всего?

- Прозвучали разные варианты ответов, к этому вопросу мы вернемся еще раз в конце

нашего разговора.

- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ Александра Ивановича

Куприна «Слон».

- Вспомните, когда вы впервые прочитали название произведения «Слон», появилось ли у

вас какое-нибудь предположение о содержании этого рассказа? Могли ли вы сразу

предположить, что речь пойдет о больной девочке?

4.Интересные моменты из биографии А. И. Куприна. Видео. (Слайд 4, 5).

- Как вы думаете, для чего А. И. Куприн рассказал читателям эту трогательную историю о

больной девочке?

- А. И. Куприн хотел показать, насколько важна в жизни любого человека семья, которой

он практически был лишен в детстве.

- Сейчас предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из видеоролика о биографии

Куприна. Но сначала объясним смысл некоторых слов из видео.

1. Монография – это научный труд в виде книги с углубленным изучением какой-либо

темы.

2. Мелкий чиновник – это государственный служащий, имеющий невысокую должность.

Просмотр видео.

- Мама писателя осталась одна с тремя маленькими детьми, и ей пришлось отдать Сашу в

сиротский пансион. Маленький Саша обожал свою маму и всегда с пониманием к ней

относился.

Читает ученик. В своих воспоминаниях А. Куприн писал: « Бывало в раннем детстве, вернешься после

долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, товарищи грубы, начальство

недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер… какая нестерпимая

боль, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь

милые имена, зовешь маму и плачешь, плачешь, плачешь...

5. Анализ характеров главных героев.

- Роль мамы в жизни любого человека очень велика: будь-то маленький ребенок или

взрослый человек.

- Какой вы представляете маму Нади, главной героини рассказа «Слон»? (любящая,

заботливая, ласковая, готова исполнить все желания дочери)

- Зачитайте (из 1 части ) какой взгляд был у мамы, как она называла Надю (из 2 части)?

(«Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами», « Милая Надя,

милая моя девочка»).

- Найдите и зачитайте описание папы во 2 части (конец). ( выборочное чтение)

- Как это характеризует его? (любящий, заботливый, очень переживает, плачет, готов

на все ради дочери, сильный характер)

- Почему папа изо всех сил хотел выполнить желание девочки: привести живого слона?

Зачитайте (4 часть середина). (Он боялся, что дочь умрет, а он не смог выполнить ее

последнего желания)

- Какой в рассказе показана Надя? ( Наивная, добрая, ранимая, любит родителей,

животных).

- Можно ли сказать, что Надя капризная, избалованная девочка? ( Наверное, нет, она

просто маленькая наивная девочка, которая очень больна).

- Прочитайте по ролям разговор Нади и папы, где она просит привести ей маленького

живого слона (3 часть, середина): «Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце

нельзя достать, потому что оно жжется. И Луну тоже нельзя».

- То, как Надя объясняет папе, почему нереально достать солнце с неба, доказывает, что

Надя еще маленькая и многих вещей пока не понимает.

- Как Надя назвала маленького слона? (слоненышек).

- А как правильно назвать детеныша слона? (слоненок).

- Маленькие дети некоторые слова каверкают и это порой бывает очень смешно.

Например, мой младший сынуля вместо «киндер сюрприз» говорит «пима матис», а одна

маленькая очаровательная девочка помидоры называет «поедонами».

- Вы проживаете сейчас самый прекрасный период своей жизни – детство. Радуйтесь

каждому прожитому дню, независимо от того, какая погода на улице, потому что у

природы нет плохой погоды.

6. Физминутка «У природы нет плохой погоды».

Подул свежий ветерок;

Зашелестела листва;

Упали первые капли дождя;

Дождь постепенно учащается;

Начался град;

Опять дождь;

Последние капли дождя;

Подул ветерок; Снова шелестит листва..

7. Работа в микрогруппах. Запишите состав своей микрогруппы.

1. Объяснить смысл фразеологизмов (крылатых выражений). (Слайд 6)

- Когда так говорят?

Слона то и не приметили. (Не заметили главного)

Слон в посудной лавке. ( О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди

хрупких вещей)

Делать из мухи слона. ( Придавать чему-либо незначительному большое значение)

Как слон. (Неуклюжий, громозкий, неповоротливый человек).

2. Распределить по порядку иллюстрации к 6 части рассказа. (Слайд 7)

1. Он пришёл?

2. Слон такой большой!

3. Здравствуйте, Томми!

4. Он очень любит булки.

5. Давайте играть, Томми!

6. Они пообедают вместе.

7. В эту ночь во сне…

8. Я уже совсем здорова!

3. Составьте план рассказа, озаглавьте все 6 частей.

1. Девочка больна.

2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть живого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади.

4. На уроках русского языка мы закончили изучать орфограмму «Непроизносимые

согласные в корне слова». Найдите в 1 части слова с непроизносимыми согласными,

объясните их написание, подобрав проверочные слова

(

из детской, честное).

8. Итог урока.

- В начале урока я задала вам вопрос «Что на свете всего дороже?» Были разные ответы.

Я вам отвечу на этот вопрос поэтическими строчками. (Слайд 8).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

9. Самооценка. (Слайд 9). Рефлексия.

- Сейчас прошу оценить вашу работу в группах, отметив на ваших рабочих листах, и

показать смайлики.

- Мы работали отлично, чувствовали себя уверенно.

- Мы работали хорошо, но испытывали чувство неуверенности, что ответим

неправильно.

- У нас не было желания работать. Сегодня не наш день.

- Спасибо за вашу самооценку.

- А теперь я попрошу вас продолжить фразы:

1. Было интересно…

2. Было трудно…

3. У меня получилось…

4. Мне захотелось…

10. Подведение к домашнему заданию.

- Помните, в начале урока я вас спросила: верите ли вы, что лошадь может ночевать в

одной комнате с человеком?

- Оказывается может, и такая смешная история произошла с Александром Ивановичем.

(Рассказывает ученик).

Однажды чья-то лошадь забралась в овес. Друг писателя хотел прогнать эту лошадь.

Но Александр Иванович подхватил лошадь за челку, и, как капризный ребенок,

настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, привязал около своей кровати и сказал:

«Я хочу знать, когда и как лошадь спит». Так продолжалось несколько дней. Куприн

решил прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась навозом и

запахом конюшни.

- Как вы думаете, в рассказе «Слон» описаны реальные или вымышленные,

фантастические события? (и реальные, и вымышленные).

11. Домашнее задание.

- Придумайте свою невероятную историю с обычными вещами в обычной жизни.



В раздел образования