Автор: Кузьмина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 19"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: "И.А.Куприн "Слон"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Учитель 1 квалификационной категории Кузьмина Наталья Александровна
Тема: А.И.Куприн «Слон».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных,
коммуникативных, читательских) учащихся 3 класса.
Задачи: 1. Формирование положительного отношения к познавательной деятельности.
2. Формирование коммуникативных умений: готовности слушать собеседника,
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
3. Развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
4. Воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, терпения.
Оборудование: 1. книги с рассказом А.И.Куприна «Слон»;
2. компьютер, интерактивная доска, ноутбуки;
3. презентация;
4. лист самооценки, карточки для работы в группах.
Ход урока.
1.Организационный момент. ( Слайд 1).
- Я вам буду задавать вопросы, если ваш ответ «да», поднимите руку, если «нет»,
хлопните в ладоши.
1.Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?
2.Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?
3.Верите ли вы, что родители ради своего ребенка способны на любые поступки?
4. Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?
- К одному из этих вопросов мы вернемся в конце урока.
2.Пятиминутка чтения. Работа над техникой чтения.
1.Чтение незнакомого текста за 1 минуту. Подсчет количества слов.
2.Повторное чтение этого же отрывка за 1 минуту. Подсчет разницы в количестве слов.
3.Выразительное чтение этого же отрывка, используя мимику и жесты.
4.(Слайд 2).Чтение в темпе скороговорки, предварительно проговорив скороговорку про
слона: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
3.Выход на тему урока. (Слайд 3). Проблемный вопрос.
- Я даю вам 30 секунд, чтобы вы подумали над вопросом: что на свете дороже всего?
- А сейчас поделитесь своей точкой зрения с соседом справа.
- Теперь поменяйтесь ролями.
- Так что же на свете дороже всего?
- Прозвучали разные варианты ответов, к этому вопросу мы вернемся еще раз в конце
нашего разговора.
- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ Александра Ивановича
Куприна «Слон».
- Вспомните, когда вы впервые прочитали название произведения «Слон», появилось ли у
вас какое-нибудь предположение о содержании этого рассказа? Могли ли вы сразу
предположить, что речь пойдет о больной девочке?
4.Интересные моменты из биографии А. И. Куприна. Видео. (Слайд 4, 5).
- Как вы думаете, для чего А. И. Куприн рассказал читателям эту трогательную историю о
больной девочке?
- А. И. Куприн хотел показать, насколько важна в жизни любого человека семья, которой
он практически был лишен в детстве.
- Сейчас предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из видеоролика о биографии
Куприна. Но сначала объясним смысл некоторых слов из видео.
1. Монография – это научный труд в виде книги с углубленным изучением какой-либо
темы.
2. Мелкий чиновник – это государственный служащий, имеющий невысокую должность.
Просмотр видео.
- Мама писателя осталась одна с тремя маленькими детьми, и ей пришлось отдать Сашу в
сиротский пансион. Маленький Саша обожал свою маму и всегда с пониманием к ней
относился.
Читает ученик. В своих воспоминаниях А. Куприн писал: « Бывало в раннем детстве, вернешься после
долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, товарищи грубы, начальство
недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер… какая нестерпимая
боль, какое отчаяние овладевает маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь
милые имена, зовешь маму и плачешь, плачешь, плачешь...
5. Анализ характеров главных героев.
- Роль мамы в жизни любого человека очень велика: будь-то маленький ребенок или
взрослый человек.
- Какой вы представляете маму Нади, главной героини рассказа «Слон»? (любящая,
заботливая, ласковая, готова исполнить все желания дочери)
- Зачитайте (из 1 части ) какой взгляд был у мамы, как она называла Надю (из 2 части)?
(«Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами», « Милая Надя,
милая моя девочка»).
- Найдите и зачитайте описание папы во 2 части (конец). ( выборочное чтение)
- Как это характеризует его? (любящий, заботливый, очень переживает, плачет, готов
на все ради дочери, сильный характер)
- Почему папа изо всех сил хотел выполнить желание девочки: привести живого слона?
Зачитайте (4 часть середина). (Он боялся, что дочь умрет, а он не смог выполнить ее
последнего желания)
- Какой в рассказе показана Надя? ( Наивная, добрая, ранимая, любит родителей,
животных).
- Можно ли сказать, что Надя капризная, избалованная девочка? ( Наверное, нет, она
просто маленькая наивная девочка, которая очень больна).
- Прочитайте по ролям разговор Нади и папы, где она просит привести ей маленького
живого слона (3 часть, середина): «Какой ты глупый, папа. Разве я не знаю, что солнце
нельзя достать, потому что оно жжется. И Луну тоже нельзя».
- То, как Надя объясняет папе, почему нереально достать солнце с неба, доказывает, что
Надя еще маленькая и многих вещей пока не понимает.
- Как Надя назвала маленького слона? (слоненышек).
- А как правильно назвать детеныша слона? (слоненок).
- Маленькие дети некоторые слова каверкают и это порой бывает очень смешно.
Например, мой младший сынуля вместо «киндер сюрприз» говорит «пима матис», а одна
маленькая очаровательная девочка помидоры называет «поедонами».
- Вы проживаете сейчас самый прекрасный период своей жизни – детство. Радуйтесь
каждому прожитому дню, независимо от того, какая погода на улице, потому что у
природы нет плохой погоды.
6. Физминутка «У природы нет плохой погоды».
Подул свежий ветерок;
Зашелестела листва;
Упали первые капли дождя;
Дождь постепенно учащается;
Начался град;
Опять дождь;
Последние капли дождя;
Подул ветерок; Снова шелестит листва..
7. Работа в микрогруппах. Запишите состав своей микрогруппы.
1. Объяснить смысл фразеологизмов (крылатых выражений). (Слайд 6)
- Когда так говорят?
Слона то и не приметили. (Не заметили главного)
Слон в посудной лавке. ( О большом, нескладном человеке, оказавшемся в тесноте, среди
хрупких вещей)
Делать из мухи слона. ( Придавать чему-либо незначительному большое значение)
Как слон. (Неуклюжий, громозкий, неповоротливый человек).
2. Распределить по порядку иллюстрации к 6 части рассказа. (Слайд 7)
1. Он пришёл?
2. Слон такой большой!
3. Здравствуйте, Томми!
4. Он очень любит булки.
5. Давайте играть, Томми!
6. Они пообедают вместе.
7. В эту ночь во сне…
8. Я уже совсем здорова!
3. Составьте план рассказа, озаглавьте все 6 частей.
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
4. На уроках русского языка мы закончили изучать орфограмму «Непроизносимые
согласные в корне слова». Найдите в 1 части слова с непроизносимыми согласными,
объясните их написание, подобрав проверочные слова
(
из детской, честное).
8. Итог урока.
- В начале урока я задала вам вопрос «Что на свете всего дороже?» Были разные ответы.
Я вам отвечу на этот вопрос поэтическими строчками. (Слайд 8).
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
9. Самооценка. (Слайд 9). Рефлексия.
- Сейчас прошу оценить вашу работу в группах, отметив на ваших рабочих листах, и
показать смайлики.
- Мы работали отлично, чувствовали себя уверенно.
- Мы работали хорошо, но испытывали чувство неуверенности, что ответим
неправильно.
- У нас не было желания работать. Сегодня не наш день.
- Спасибо за вашу самооценку.
- А теперь я попрошу вас продолжить фразы:
1. Было интересно…
2. Было трудно…
3. У меня получилось…
4. Мне захотелось…
10. Подведение к домашнему заданию.
- Помните, в начале урока я вас спросила: верите ли вы, что лошадь может ночевать в
одной комнате с человеком?
- Оказывается может, и такая смешная история произошла с Александром Ивановичем.
(Рассказывает ученик).
Однажды чья-то лошадь забралась в овес. Друг писателя хотел прогнать эту лошадь.
Но Александр Иванович подхватил лошадь за челку, и, как капризный ребенок,
настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, привязал около своей кровати и сказал:
«Я хочу знать, когда и как лошадь спит». Так продолжалось несколько дней. Куприн
решил прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась навозом и
запахом конюшни.
- Как вы думаете, в рассказе «Слон» описаны реальные или вымышленные,
фантастические события? (и реальные, и вымышленные).
11. Домашнее задание.
- Придумайте свою невероятную историю с обычными вещами в обычной жизни.