Автор: Гайнетдинова Эльвина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №139-ЦО"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы контроля знаний,умений, навыков на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………
.
3
Глава 1. Теоретические основы использования форм, методов контроля
знаний, умений, навыков на уроках математики…………………………...
5
1.1. Понятие о формах и методах контроля знаний………………………..
5
1.2 Понятие и сущность умений и
навыков…………………………………
1
0
1.3.Роль функции проверки знаний, умений, навыков в начальной
школе.
1
2
Глава 2. Методические аспекты использования форм, методов контроля
знаний, умений и навыков на уроках
математики…………………………..
1
7
2.1.
Методы
и
формы
организации
проверки
по
математике……………....
1
7
2.2. Примеры организации форм и методов контроля знаний на уроках
математики……………………………………………………………………
..
2
4
Заключение……………………………………………………………………
.
2
7
Библиографический
список………………………………………………….
2
9
Приложение…………………………………………………………………
…
3
1
2
Введение
На сегодняшний день актуальной проблемой в школе является
проблема проверки знаний, умений и навыков школьников. Еще в педагогике
прошлого поднимался вопрос о том, как лучше проверить знания, умения и
навыки учащихся. И это понятно: одним из условий успешного обучения
является привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным
материалом.
О постоянном интересе к формам и методам контроля знаний
учащихся
свидетельствуют
многочисленные
публикации
в
средствах
информации.
Контроль
знаний
является
составной
частью
учебного
процесса. Контроль — выявление и сравнение (на определенном этапе
обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые
задаются к этому результату программой. По результатам личной учебной
деятельности ученика должен проводиться контроль его знаний и умений.
Некоторые
учителя,
подходя
традиционно
к
организации
проверки,
используют ее только ради показателей достигнутого. Поставив проверку
учебной деятельности правильно, учитель
может оценить полученные
учащимися знания, умения, навыки, оказать вовремя необходимую помощь
и
добиться
поставленных
целей.
Все
это
в
совокупности
создает
благоприятные
условия
для
развития
познавательных способностей
учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
Также хорошо поставленный контроль позволяет учителю увидеть свои
собственные удачи и промахи.
3
В практике школы на данный момент всё ещё недостаточно научно
обоснованных методических рекомендаций по правильному использованию
различных форм и методов контроля знаний учащихся. Педагог обязан
заботиться о том, чтобы объективная оценка и должный контроль со стороны
учителя, приносили ученику в случае успешной деятельности глубокое
моральное удовлетворение, стимулировали его дальнейшие усилия.
Анализ
наиболее
значительных
работ
психологов
говорит
о
необыкновенной
сложности
возникающих
под
влиянием
результатов
педагогического контроля состояний, настроений, эмоций и чувств у
школьника. Интерес в этом смысле представляют работы М.Зарецкого и
Е.Перовского. Как отмечал М.Зарецкий, контроль начинает выполнять свои
воспитательные функции лишь при условии вдумчивого отношения к нему
со стороны педагога. Правильно воспитывать с помощью контроля- это
значит
учитывать
индивидуальные
способности
ученика,
уметь
сопереживать ему, отказываться от использования контроля в качестве
средства наказания.
Цель исследования: определение форм и методов проверки знаний,
умений и навыков по математике в начальных классах.
Объект исследования: процесс обучения математики в начальной
школе.
Предмет исследования: формы и методы проверки знаний, умений,
навыков на уроках математики в начальных классах.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику материалам по теме «Формы и методы
проверки знаний, умений, навыков на уроках математики в начальных
классах.
2.Выявить особенности накопленных сведений по проблеме контроля
знаний учащихся.
3.Выявить способы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
4
Методы, которые были использованы для решения поставленных
задач:
1.Анализ методической и психолого-педагогической литературы по
проблеме контроля знаний учащихся;
2.Обработка изученного материала по теме «формы и методы
проверки знаний, умений, навыков на уроках математики в начальной
школе»;
3.Изучение педагогического опыта учителей-практиков;
4.Наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы использования форм, методов контроля
знаний, умений, навыков на уроках математики
1.1.Понятие о формах и методах контроля знаний
Знания являются ядром содержания обучения. На их основе у
учеников формируются умения и навыки, практические и умственные
действия; также знания – основа эстетических взглядов, нравственных
убеждений.
Понятие «знание» имеет несколько определений. Оно выступает как
часть сознания, как нечто общее в отражении предметного разнообразия и
как способ упорядочения действительности.
В
«Российской
педагогической
энциклопедии»
«знания»
определяются
следующим
образом:
«проверенный
общественно-
исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса
познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в
виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в
форме знаков естественного и искусственного языков».
Все эти определения говорят о научных знаниях. Но есть еще
житейские знания, личностные знания, которые известны только одному
человеку. Л.М. Фридман дает определение более общего характера: «Знание
— это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в
какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно,
5
непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения
текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания
человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической
и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной
деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно
незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-
нибудь».
Контроль
знаний
−
это
проверка
знаний
данного
ученика,
предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной
деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности
учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без
заметных
искажений
истинной
картины
знаний
ученика.
Даже
при
доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают
хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.
Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении
всего времени обучения школьника в учебном году. Контроль должен быть
всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет
знаний и умений школьников позволяет своевременно «обнаружить пробелы
в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации
знаний, применении их на практике»
Определимся, что же такое методы контроля.
Методы контроля — это
способы
деятельности
преподавателя
и
учеников,
в
ходе
которых
выявляются усвоение учебного материала и овладение школьниками
требуемыми знаниями, умениями и навыками.
Основными
методами
контроля
знаний,
умений
и
навыков
школьников являются: наблюдение, устный контроль, письменная проверка,
практическая работа, дидактические тесты.
Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим
образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между
6
школьниками и учителями, на основании которой устанавливается, как
ученики воспринимают и усваивают учебный материал.
Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует
учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах
контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение
позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования знаний
и умений
младших школьников. Каждый метод контроля имеет свои
достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может
быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса
обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание
всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного
процесса.
Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные,
разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных
заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать
и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и
содержанию
контрольных
мероприятий
на
уроках
труда:
«Проверка
соответствия
учебной
подготовки
школьников
требованиям
стандарта
проводится с помощью специально разработанной системы измерителей
достижения стандарта образования». Система измерителей должна быть
содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям
стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при
проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности
проверяющего)
Система
измерителей
может
быть
представлена
в
форме
традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов,
включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др.
Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют,
7
считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований
стандарта.
Формы контроля могут быть традиционными и нетрадиционными. К
традиционным относятся:
устный опрос;.
фронтальный опрос;
диктант;
контрольная работа;
самостоятельная работа;
практическая работа;
лабораторная работа;
зачет;
тест;
домашние контрольные работы.
К нетрадиционным формам контроля можно отнести:
головоломки;
ребусы;
кроссворды;
защита творческих работ и проектов;
урок-викторина;
урок-соревнование;
урок-экзамен («Смотр знаний»);
урок-отчет;
урок творческих заданий.
Рассмотрим подробнее некоторые нетрадиционные формы контроля:
Головоломки
Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения,
до которых можно додуматься в процессе решения.
8
Например, Анаграммы.
ЖСЕИЛОЕН (Сложение)
ЬЕДСТЯ (Десять)
АТМИКЕТМАА (Математика)
ЛОГУ (Угол)
Ребусы
Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При
отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте
определение», «объясните свойства» и т.д.
Защита творческих работ или проектов
В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект
или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение месяца, затем на
итоговом уроке происходит защита проектов.
Кроссворды
Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле
знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести
новые знания.
1.
Часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать
(вопрос).
2.
Рассказ, в котором есть числа и вопрос, на который нужно
ответить, выполнив арифметические действия (задача).
3.
Часть задачи, в которой рассказывается, что в ней известно
(условие).
9
4.
Как называются числа 11, 23, 48, 97 (двузначные).
5.
Часть задачи, в которой находят ответ на вопрос задачи
(решение).
6.
Искомое число в задаче (ответ).
7.
Арифметическое действие (вычитание).
Таким образом,
можно сказать, что существует множественное
количество форм и методов контроля знаний младших школьников. Все они
имеют
место
на
уроках
математики,
используются
на
практике
большинством учителей.
1.2. Понятие и сущность умений и навыков
Целью любого учебного предмета, в том числе математики, является
усвоение знаний и овладение ими определенными умениями и навыками.
Овладение умениями и навыками происходит после усвоения знаний,
которые определяют должные умения и навыки или указывают, как нужно
выполнять то или иное умение или навык
Перед тем, как начать разбираться в том, как формируются у
учащихся умения и навыки, нужно узнать что такое умения и навыки.
Нет точного соотношения между понятиями «навыки» и «умения».
Педагоги-практики считают, что навыки – более высокая стадия овладения
физическими
упражнениями
и
трудовыми
действиями,
чем
умения.
Психологи и педагоги же считают наоборот: умения представляют более
высокую психологическую категорию, чем навыки.
Некоторые
авторы
считают,
что
умения
–
это
возможность
воспроизводить какую-либо операцию или действие. Они полагают, умение
предшествует навыку, который рассматривается как безупречная стадия
овладения действиями.
Однако другие авторы под умениями подразумевают возможность
выполнять на профессиональном уровне какую-либо деятельность. По их
мнению
умения
формируются
на
основе
нескольких
навыков,
10
характеризующих степень овладения действиями. Именно поэтому навыки
предшествуют умению.
Умение и навык есть способность совершать какое-либо действие.
Различаются они по уровню овладения данным действием.
Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего
уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня
сформированности,
совершаемому
автоматизировано,
без
осознания
промежуточных шагов.
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое
содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда
же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен
уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на
второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение
у него доведено до уровня навыка.
Когда учитель в процессе обучения формирует у ученика способность
совершать какое-то действие, то он сначала выполняет это действие
обширно, закрепляя в своем сознании каждый шаг. Получается, что сначала
способность выполнять это действие формируется как умение. Тренируясь и
многократно выполняя действие, умение совершенствуется, промежуточные
шаги этого процесса прекращают осознаваться, действие выполняется
автоматически. У ученика образуется навык в выполнении этого действия, то
есть умение переходит в навык.
Если действие сложное, его выполнение состоит из многих шагов, то
сколько бы не совершенствовать действие, оно так и останется умением и не
превратится в навык.
Если же действие легкое и примитивное, которое используется при
выполнении сложных действий, то тогда его выполнение формируется как
навык, например, навык письма, устных арифметический действий над
11
небольшими числами и т.д. Если действие сложное, то его выполнение
формируется как умение, в состав которого входит несколько навыков.
Общеучебные умения и навыки
— это такие умения и навыки,
которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим
предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий,
используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые
узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия,
формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться
операциями для выполнения лишь других специфических действий этого
предмета или смежных предметов.
Таким образом, связь между понятиями «умений» и «навыки»
заключается в следующем. Если речь идет о простом учебном действии, то
первоначальный уровень овладения этим действием – «умение», которое по
мере совершенствования переходит в «навык». А в случае сложного
учебного
действия,
«умение»
выполнять его
состоит из нескольких
автоматизированных «навыков». По-видимому, не стоит разделять понятия
«умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям и
навыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как
единый комплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.
1.3.Роль проверки знаний, умений, навыков в начальной школе
Основной
целью
проверки
знаний
по
математике
является
определение качества усвоения учениками учебного материала, уровня
овладения ими знаниями, умениями, навыками, которые требует учебная
программа.
Благодаря правильно поставленной проверки знаний учащихся,
учитель имеет возможность оценить полученные ими знаний, умения и
навыки по математике. При необходимости педагог своевременно окажет
помощь, проведет коррекцию учебного материала и добьется поставленных
целей обучения. А ученику дается возможность привести в систему
12
усвоенный материал, пройденный в какой-то период времени, обобщить его,
выделив
главное,
акцентировать
на
нем
внимание,
а
также
при
необходимости скорректировать отдельные знания и в оценке и в отметке
увидеть результаты своей работы.
Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания и
умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку
изучения математического материала.
Основным условием повышения качества обучения является именно
систематическая проверка знаний по математике. Учитель, который умело
владеет
различными
формами
контроля,
может
поспособствовать
повышению
заинтересованности
учащихся
в
изучении
математики,
обеспечивать активность учащихся на уроках, а также предотвратить
отставание.
Другая цель проверки знаний и умений состоит в обнаружении
достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования,
углубления
знаний,
умений,
с
тем,
чтобы
создавались
условия
для последующего
включения
школьников
в
активную
творческую
деятельность.
Конкретизация этой цели проверки связана с обучением школьников
приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в
самоконтроле и взаимоконтроле.
Также цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств
личности,
как
ответственность
за
выполненную
работу,
проявление
инициативы.
Проверка знаний учащихся, как часть процесса обучения, выполняет в
нем целый ряд функций. От решения вопроса о функциях зависит разработка
всей методики проверки знаний. Ученые-педагоги, а также методисты
выделяют
следующие
функции:
контролирующая,
ориентирующая,
обучающая и воспитывающая.
13
Контролирующая функция выявляет состояние знаний и умений
обучающихся, которые предусмотрены на этом этапе обучения, а также
ориентирует учителя и учеников в результатах их совместной деятельности.
Проверка знаний отражает достижения и недоработки ученика в процессе
усвоения им знаний.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся
по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели
обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Обучающая функция. В первую очередь, проверка помогает учащимся
совершенствовать
проверяемые
знаний,
делать
их
более
систематизированными,
более
точными,
более
прочными.
Помогая
учащимся совершенствовать свои знания, проверка знаний способствует
воспринимать их новые знания более облегченно.
Так как проверка знаний требует от учащихся выполнения действий,
то она одновременно является упражнением в этих самых действиях, а
значит, что она способствует формированию у учащихся определенных
умений. К примеру, устная и письменная речь. Устная проверка формирует
умение развернуто излагать свои мысли, а при фронтальной устной
проверке – кратко излагает самое главное.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства
ответственности
у
школьников
за
свой
учебный
труд,
трудолюбия, дисциплины труда; в формировании честности, правдивости,
настойчивости, взаимопомощи.
Еще
Н.К.Крупская
писала
о
том,
что
«отсутствие
проверки
дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности»
А перспектива проверки, наоборот, заставляет учеников более
ответственно относиться к учебному труду. Особенно заметно влияние этой
функции проверки проявляется на отношении учащихся к выполнению
домашних работ. Регулярная проверка домашнего задания способствует
14
выработке у учащихся привычки самоконтроля над своими действиями,
воспитывает ценную привычку к регулярному труду.
Задача стимулирующей функции – создать необходимую основу для
стимулирующих
содержательных
оценок
деятельности
учащихся,
для
развития познавательной активности школьников.
Ученики уделяют больше внимание домашней работе, если они
знают, что она будет проверена и проанализирована. То есть наличие или
ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются
дополнительным мотивом к их учебной деятельности.
Развивающая функция.
В процессе контроля развиваются
речь,
память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль
оказывает большое влияние на развитие проявление таких качеств личности,
как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность прогностической функции – проверка для получения
опережающей информации об учебном процессе. В результате проверки
учитель получает основания для прогноза о ходе определенного отрезка
учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения
и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Прогноз
помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и
осуществления учебного процесса.
Кроме того, проверка знаний оказывает влияние и на работу учителя.
Следует отметить ориентирующую и стимулирующую функции проверки.
Если проверка знаний ориентирует ученика в достижениях и недоработках
его учебной деятельности, то учителя она ориентирует, прежде всего, в
достижениях
и
недочетах
его
преподавания.
Ориентируя
учителя
в
результатах преподавания, проверка знаний помогает ему совершенствовать
дальнейшую работу, то есть проверка знаний является своего рода стимулом
для повышения качества работы учителя. И, наконец, проверка знаний
дает возможность учителю лучше узнать индивидуальные особенности
учащихся, помогает вернее найти индивидуальный подход к ним.
15
Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что проверка и оценка
достижений
младших
школьников
является
весьма
существенной
составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической
деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами
учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным
требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным
приоритетам и целям образования в первом звене школы. Контроль
позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в
целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского
коллектива
определяется
прежде
всего
по
глубине,
прочности
и
систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью -
проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному
учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у
школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать
свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
16
Глава 2. Методические аспекты использования форм, методов
контроля знаний, умений и навыков на уроках математики
2.1. Методы и формы организации проверки по математике
В виду разнообразия форм и видов классной работы различны методы
и способы ее проверки.
Методами организации проверки знаний, умений, навыков могут
быть:
устный опрос
Главное достоинство устной проверки знаний умений и навыков
учащихся на уроках математики по сравнению с другими формами -
непосредственный контакт между учеником и учителем в процессе проверки.
Она дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего,
своевременно корректировать его знания, исправлять погрешности речи,
учить
логически
грамотно
строить
изложение,
правильно
применять
терминологию.
Сущностью этого метода контроля является требование устного
изложения учеником изученного материала, связного повествования. Такой
опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста,
сообщение о наблюдении и т.д.
Методика устной проверки включает в себя две основные части:.
1. Составление проверочных вопросов и заданий.
2. Ответ учащихся на составленные вопросы и задания.
Составление проверочных вопросов и заданий является важным
элементом устной проверки. При составлении вопросов отталкиваются от
того, что необходимо проверить те знаний, которые являются главными на
данном этапе обучения или которые относительно трудные для усвоения
учащимися.
Если устная проверка направлена на выявление сознательности
восприятия
знаний
и
осмысленности
их
использования,
если
она
17
стимулирует самостоятельность, а также творческую активность учащихся,
то ее называют эффективной.
Вторая составная часть устной проверки
учащихся на уроках
математики – ответ учащегося на вопросы.
В дидактической литературе выделяют два условия качественной
проверки знаний учащихся:
1.
Ученику никто не мешает (учитель и класс комментируют ответ
потом);
2.
Создается
обстановка,
обеспечивающая
наилучшую
работу
интеллектуальных сил ученика.
Приемы устной проверки используются на разных этапах урока. При
оценке ответа обращается внимание на полноту и правильность ответа,
последовательность изложения. Прерывать ученика можно только тогда,
когда он не отвечает на вопрос, а уклоняется от вопроса.
Письменный опрос
Письменный опрос в начальной школе применяется редко. В первый
год обучения письменный опрос не применяется, так как учащиеся только
научились писать. Во 2-3 классах роль возрастает, а в средней школе
становится
одной
из
ведущих.
Часто
письменный
опрос
называют
самостоятельной работой. Сущность этого метода – учитель дает учащимся
записанные на доске, карточках или листочках задания, которые ученики
выполняют в течение 10-15 минут. Преимущество этого опроса в том, что
учитель за один урок может опросить всех учеников. Письменный опрос в
свою очередь подразделяется на следующие виды:
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа является самой
продолжительной по
времени письменной проверкой знаний, умений обучающихся по небольшой
теме курса. Ее главной целью является проверка усвоения школьниками
способа усвоения учебных задач, ориентировка конкретных правил и
закономерностей. Если проверочная работа проводится на начальных этапах
18
изучения темы, то отметка учителем не ставится. Вместо нее учитель
проводит аргументированный анализ работ учащихся вместе с учениками.
Если проверка проводится на стадии закрепления, автоматизация, то тогда
может ставиться отметка за работу. Самостоятельные письменные работы
проводятся с целью текущей и итоговой проверки знаний, умений навыков.
При текущей проверке самостоятельные работы небольшие по объему, могут
проводиться по частям в течение урока 2-3 раза.
При изучении математики важно, чтобы ученики знали не только
теоретический материал, но и могли применять ее при решении задач,
упражнений, обладали бы рядом навыков. И эти умения и навыки могут быть
проверены только в письменной работе. Как правило, самостоятельные
работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и перед
контрольной работой. Рассмотрим примерную самостоятельную работу по
теме: «Величины и ее измерение» ( см. Приложение 1).
Учитель при проведении самостоятельной работы сталкивается со
следующими трудностями:
1.
Ученики заканчивают выполнение работы не в одно время, так
что необходимо иметь дополнительные задания для тех, кто заканчивает
работы быстрее остальных.
2.
Нелегко
подобрать
всем
учащимся
задания
одинаково
посильные.
Контрольная работа.
Сущность
контрольной
работы
в
том,
что
учитель
проводит
письменные работы, чтобы проверить уровень усвоения знаний учащимися
после изучение какой-либо темы или раздела учебной программы. Перед
контрольной работой желательно провести ряд письменных опросов до тех
пор, пока учитель не будет уверен, что все ученики освоили материал. Также
необходимо предупредить за 1-2 недели
учащихся о предстоящей
контрольной работе и провести подготовительную работу (типовые задания).
Например, итоговая контрольная работа за первое полугодие для 3 класса.
19
Контрольная работа предусмотрена для школьников, обучающихся по УМК
«Начальная школа XXI века» ( см. Приложение 2).
Контрольная работа оценивается отметкой.
Организация контрольной работы:
1.
Перед проведением контрольной работы нужно определить
объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
2.
Учителю необходимо продумать, что он отнесет к ошибкам, а что
к недочетам. Исходя из этого, будет складываться оценка. Критерии должны
быть сообщены учащимся.
3.
Нужно продумать, как ученик должен сформировать решение
задания, в зависимости от его вида. Из этого будет складываться оценка.
4.
Перед каждой контрольной работой должна быть проведена
самостоятельная работа с подобными заданиями.
5.
Контрольная работа должна быть по силам абсолютно для
каждого ученика. Сильным учащимся можно дать задания повышенной
трудности.
6.
Необходимо
сразу
проводить
анализ
контрольной
работы,
поэтому заканчивать ее нужно за несколько минут до звонка.
Тест
Тестирование в последнее время приобретают большую популярность
среди методов контроля.
Тест имеет большое количество вопросов, на которые необходимо
дать краткий однозначный ответ ( см. Приложение 3). Суть тестирования в
том, что перед учениками ставится какая-то система вопросов, и ответив на
которые, школьники проявляют свой уровень знаний и умений, а также
психическое развитие социального опыта.
Основное достоинство теста – его объективность. Однако он занимает
много время у учителя, так как процесс тестирования довольно-таки
трудоемок. Тестовый контроль
–
результативная проверка качества
усвоения, немедленное исправление ошибок.
20
Итак, тесты выполняют обучающую, диагностическую, а также
организационную функцию. Они также оказывают содействие в повышении
качества знаний.
Математический диктант.
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для
повторения. Его продолжительность ~ 10 мин. Математический диктант -
система вопросов, связанная между собой.
Текст диктанта может быть:
1.
Спроецирован на экран;
2.
Написан на плакате;
3.
Зачитан учителем.
Методика проведения диктанта:
1.
Учитель полностью читает текст, ученики не делают никаких
записей, а только слушают.
2.
Учитель читает текст по фразам, делая паузу, чтобы ученики
выполнили задание.
3.
После
выполнения
всех
заданий,
учитель
еще
один
раз
зачитывает текст с маленькими остановками для того, чтобы ученики могли
дополнить ответ или что-либо исправить.
Выделяют
три
формы
контроля:
индивидуальная,
групповая,
фронтальная.
Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый
ученик получает персональное
задание, необходимо выполнить
без
посторонней помощи. Такая форма контроля разумна в случае, если
требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности
отдельных учащихся.
Эту
форму
можно
использовать
в
письменном
опросе
или
самостоятельной
работе.
Цель
этого
формы
контроля
–
определить
индивидуальные особенности, способности, а также темп усвоения знаний.
Например,
индивидуальную работу может получить ученик, который
21
пропустил много учебных дней, работающий в быстром или медленном
темпе. Индивидуальная форма устного ответа на уроках математики в
начальной школе не является распространённой. Эта форма контроля всегда
планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросит и какие
для этого использовать средства.
Групповой контроль. При проведении группового контроля учитель
делит класс на несколько групп (от 2 до 10 учащихся). Каждая группа
получает проверочное задание. Смотря на то, какая цель проведения
контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.
В парной работе два ученика выполняют какую-то часть работы
совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание – работа единая,
если разные – дифференцированная. В. К. Дьяченко рассматривает парную
работу как самостоятельную общую форму организации обучения. Он
подходит к формам обучения, как к структурам общения между обучающим
и обучаемым.
Парная групповая работа в большинстве случаев используется при
взаимопроверке классных самостоятельных работ. Данная работа является
очень полезной: она повышает внимание учащихся, заставляет их вдумчиво
относиться к заданию, так как они выполняют его самостоятельно и
проверяют работу товарища. Это способствует прочности усвоения знаний,
развитию навыков самоконтроля и самооценки.
Групповую форму контроля применяют:
1. При повторении с целью обобщения и систематизации учебного
материала.
2. При выделении приёмов и методов решения задач.
3. При выявлении наиболее рационального решения задач или
доказательства решения.
Фронтальный контроль.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В
процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания
22
учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся,
обнаруживаются недочёты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся.
Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и
устранению.
При фронтальной форме контроля затрачивается меньше времени.
Устный опрос как диалог учителя со всем классом (ответы с места)
проводится, в основном, на первых этапах обучения, когда требуется
систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено
на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или
других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна
продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность
учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность
усвоения,
способность
рассуждать,
высказывать
своё
мнение,
аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе.
2.2.
Примеры организации форм и методов контроля знаний
на уроках математики
Рассмотрим, какие методические пособия и сборники предлагаются в
различных учебно-методических комплексах для осуществления контроля
ЗУН на уроках математики в младших классах.
В УМК «Школа России» С.И. Волкова разработала пособия для
младших школьников ( см. Приложение 4) :
Математика. Тесты 1,2,3,4 класс.
Пособие содержит тесты по математике для 1 (2, 3, 4) класса в
соответствии с содержанием курса «Математика» авторов М. И. Моро и др.
Тестовые задания разработаны ко всем учебным темам и включают задания
базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня
представлены тремя типами тестов. При этом обеспечивается постепенное
нарастание сложности заданий, как внутри каждого теста, так и при переходе
от одного типа тестов к другому.
Математика. Контрольные работы. 1-4 классы.
23
Данное пособие предназначено для итоговой проверки усвоения
учащимися начальной школы учебного материала по математике на разных
завершающих этапах его изучения, составлено в полном соответствии с
концепцией, программой и комплектом учебно-методических пособий по
математике, разработанных коллективом авторов под руководством М. И.
Моро, и содержит письменные тематические и итоговые контрольные работы
по четвертям, годам обучения и по всему курсу начальной школы.
Математика. Проверочные работы. 1,2,3,4, класс.
Данное пособие содержит тексты проверочных работ и предметных
тестов по математике для 1 (2, 3, 4) класса начальной школы, которые
составлены в полном соответствии с программой и учебно-методическим
комплектом пособий по математике для 1 (2, 3, 4) класса авторского
коллектива М. И. Моро.
Пособие предназначено для реализации такого важного компонента
учебной деятельности как проведение самоконтроля и самооценки: дети
выполняют предложенные работы, сами оценивают и фиксируют результаты
своей учебной деятельности и продвижение по каждой из изучаемых тем.
Использование пособия обеспечивает формирование и развитие личностных
и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
УМК «Перспектива» в разработке Буки Т. Б. предлагает для учителя
и учащихся следующие книги ( см. Приложение 5):
Математика. Тесты. 1,2, класс;
Математика. Проверочные работы. 1,2,3,4 класс;
Данные пособия содержат тексты проверочных работ и тесты для 1(2,
3, 4) класса начальной школы, составленные в полном соответствии с
программой и учебно-методическим комплектом пособий по математике для
1 (2, 3, 4) класса авторов Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой, Т. Б. Бука, а
также с требованиями ФГОС НОО. Проверочные работы и тесты составлены
по наиболее важным темам первого (второго, третьего, четвертого) года
обучения,
а
потому
обеспечивают
проведение
как
сквозной,
так
и
24
фронтальной проверки изученного материала. В пособии предусмотрена
возможность
формирования
у
школьников
навыков
самооценки
и
самоконтроля, а также развития личностных и регулятивных учебных
действий.
Также существует большое количество сборников и методических
пособий для учителей, которые не относятся ни к какому учебно-
методическому комплексу, но они также успешно используются на практике
педагогами. В приложении ознакомимся с некоторыми из них, а также
примерами некоторых работ ( см. Приложение 6).
Таким образом, можно сказать, что для наиболее успешной работы
учителя изданы множество книг – помощников. Выбрав на свой взгляд
наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися, учитель
вправе подобрать для себя те методические пособия, которые он считает
наилучшими.
25
Заключение
Совершенствование учебного воспитательного процесса в целом или
отдельных его компонентов (форм, методов, средств обучения и воспитания
школьников) невозможно без проверки усвоения знаний учащихся, без
представления учителем того, как они умеют применять их на практике для
решения самых разных задач. Значение контроля знаний, умений, навыков
учащихся в том, что благодаря нему устанавливается обратная связь, которая
позволяет учителю наблюдать за уровнем усвоения материала школьниками.
Систематический контроль знаний и умений — одно из основных
условий повышения качества обучения. Учитель математики должен
использовать не только общепринятые формы проверки знаний, но и
внедрять в систему обучения свои средства контроля. Учитель должен умело
владеть различными формами контроля для способствования повышения
заинтересованности
учащихся
в
изучении
математики,
обеспечения
активности учащихся на уроках, а также предубеждения отставания.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля, у учащихся
раскрываются
индивидуальные
особенности,
повышается
уровень
подготовки к уроку.
Также хорошо поставленный контроль позволяет
учителю увидеть свои собственные удачи и промахи, а не только правильно
оценивать уровень усвоения учащихся учебного материала.
Управление процессом формирования общих учебных умений и
навыков младших школьников будет успешным, если:
В процессе учитель понимает научные основы, структуры, а
также особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста; результат этого процесса – готовность выполнять
действия, способствующие развитию учебно-познавательной деятельности
школьника.
Процесс
является
целенаправленным,
специально
организованным взаимодействием участников образовательного процесса
начальной
школы,
ориентированное
на
качественную
разработку
26
дидактических, методических идей формирования и развития умений и
навыков у учеников начальных классов.
Труды видных педагогов прошлого и настоящего дают указания по
правильному использованию контроля в воспитательных целях, но единой
методики для всех школ и педагогов нет и быть не может, ведь у каждого
учителя есть своя изюминка, подтверждающая слова «хороша та методика,
которой владеешь в совершенстве». Поэтому совершенствование форм и
методов контроля знаний учащихся превращается в задачу большой
государственной важности и требует объединения усилий со стороны всей
педагогической общественности.
27
Библиографический список
1.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В. П.
Беспалько. — М., 1999.
2.
Бука, Т. Б. Математика. Проверочные работы. 1 класс./ Т. Б. Бука.
— М.: Просвещение, 2016.
3.
Бука, Т. Б. Математика. Тесты. 1 класс./ Т. Б. Бука. — М.:
Просвещение, 2016.
4.
Буряк, М. В. Математика. 4 класс. Контрольно- измерительные
материалы. ФГОС. / М. В. Буряк — М.: Феникс, 2017.
5.
Волкова, С. И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы./ С.
И. Волкова. — М.: Просвещение, 2015.
6.
Волкова, С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс./ С. И.
Волкова. — М.: Просвещение, 2015.
7.
Волкова, С. И. Математика. Тесты. 2 класс./ С. И. Волкова. —
М.: Просвещение, 2015.
8.
Голубь, В. Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык.
2 класс. Контрольно измерительные материалы. ФГОС./ В.Т. Голубь — М.:
Метода, 2015.
9.
Голубь, В. Т. Математические диктанты. 3 класс. Практическое
пособие для начальной школы. ФГОС./ В. Т. Голубь. — М.: Книга, 2017.
10.
Голубь,
В.
Т.
Тематический
контроль
знаний
учащихся
математика, русский язык.1 класс. Зачетная тетрадь/ В. Т. Голубь. — М.:
ВАКО, 2017.
11.
Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия./ В. В.
Давыдов — М., 1993-1999.
12.
Демидова, Т.Е., Методика обучения математики в начальных
классах: Курс лекций: вопросы частной методики./ Т.Е. Демидова, Л.И
Чижевская. – Брянск: БГУ, 2001.
13.
Зинович, Л. А. Сборник тестов по математике 3 класс./Л. А.
Зинович. — М.: 2013.
28
14.
Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы
психологии./ Е. П. Ильин — 1986. - № 2.
15.
Калинина, М. И. К вопросу о контроле и оценке знаний
учащихся/ М. И. Калинина// «Организация контроля знаний учащихся в
обучении математики». — М.: Просвещение, 2008.
16.
Миракова, Т. Н., Проверочные работы. 2 класс./ Т. Н. Миракова,
Г. В. Никифорова. — М.: Просвещение, 2016.
17.
Миракова, Т. Н. Математика. Тесты. 2 класс./ Т. Н. Миракова. —
М.: Просвещение, 2016.
18.
Никифорова Г. В. Проверочные работы. 4 класс./ Г. В.
Никифорова. — М.: Просвещение, 2016.
19.
Остапенко, М.А., Контрольные работы и тесты по математике 1-
4 классы./ М.А. Остапенко, О. В. Чистякова. — М.: Литера, 2014.
20.
Полякова,
А.В.
Усвоение
знаний
и
развитие
младших
школьников / А.В. Полякова // Под ред. Л.В. Занкова. — М., 1998.
21.
Ситникова, Т. Н. Самостоятельные и контрольные работы по
математике. 4 класс./ Т. Н. Ситникова. — М.: Вако, 2015.
22.
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие
для студентов средних специальных учебных заведений./ Н. Ф. Талызина.
— М., 1998.
23.
Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие
для студентов и учителей./ Л. М. Фридман. — М., 1997.
29
Приложение 1.
Самостоятельная работа по теме: «Величины и их измерение». 4 класс
Ф.И. учащегося - ___________________________
Дата выполнения - ___________________
1.
Прочитай название единиц измерения. Запиши их в три столбика:
миллиметр, час, килограмм, тонна, секунда, сантиметр, километр, сутки,
дециметр, центнер, метр, литр, грамм, минута
Единицы измерения
длины
Единица измерения
массы
Единица измерения
времени
2. Заполни пропуски.
1.
2 м 3 мм = _____ мм 2 471 м = ___ км _____м
34 км = ________ м 2 км 2 5м = _________ м
8 м = _____ см 7 200 мм = ______ дм
414 = ____ дм ____ мм 1 024 мм = __м _____мм
2.
6 кг 100 г = _________ г 8 кг = __________ г
6 т = _________ кг 600 кг = ____ ц
7 000 кг = ___ т 3000 г = ___ кг
210 =___ц ___кг 10 000 г = ___ кт
3. Сравни числа:
15 т 2 ц … 152 000 кг 3 км 350 м … 3 050 м
_______________________________ ____________________________
120 мин…2 ч 45 мин
30
________________________________
31
Приложение 2.
Итоговая контрольная работа за первое полугодие.
(«Начальная школа XXI века»)
1.
Вычисли значение выражений.
(194+588)-387 17-4:2+10
415-226+107-29 72:9+319-8х7
2.
Задача.
8 канареек и 4 кенаря рассадили поровну в 3 клетки. Сколько птиц в каждой
клетке?
3.
Задача.
В столовой израсходовали 18 кг риса, а гречневой крупы в 2 раза меньше,
чем риса. Пшена израсходовали столько, сколько риса и гречневой крупы
вместе. Сколько кг пшена израсходовано?
4.
Задача.
Длина прямоугольника 6 см, а ширина на 4 см короче. Найди периметр и
площадь.
5.
Вставь такие знаки действий, чтобы получилось верное равенство:
2…6…3=4
32
Приложение 3.
Тест по теме «Умножение и деление»
33
Приложение 4.
Пособия, предлагаемые УМК «Школа России»
34
Приложение 5.
Пособия, разработанные УМК «Перспектива»
35
Приложение 6.
Пособия для учителей и учащихся, не входящие ни в какой УМК.
36
37