Автор: Хакимова Наталья Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа- детский сад комбинированного вида «Росинка»,обособленное структурное подразделение детский сад №2 «Золотая рыбка» Воспитатель
Населённый пункт: Новоуральск
Наименование материала: статья
Тема: Знай, люби и береги! Дошкольникам о культурно-исторических памятниках
Раздел: дошкольное образование
Игра ходилка-бродилка
«Путешествие по Золотому кольцу России».
Дошкольникам о культурно-исторических памятниках
«Золотого кольца» России.
В настоящее время наша страна переживает непростой период, где
утрачиваются
представления
о
доброте,
милосердии,
гражданственности и патриотизме. Ведь от того, что видит и
слышит ребенок с детства, какие духовно-нравственные ценности
закладываются в детстве, зависит формирование его сознания и
отношение к окружающему.
Ценности - это духовные и материальные
феномены, имеющих личностный смысл,
являющиеся мотивом деятельности.
Одной
из
задач
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
объединение
обучения
и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
формирования общей культуры личности детей, развития их
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных
качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает передача
детям
народного
наследия,
приобщение
ребенка
к
основам
национальной
культуры.
Это
то,
что
хранит
человека
от
обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, а
в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную
опору.
Ребёнок
не рождается
патриотом,
он
им
становится.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному
краю,
своей
стране,
чувство
гордости
и
ответственности за родную страну, желание быть
частью великой страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем,
что видит перед собой ребенок, чему он изумляется
и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще
не достаточно осознаны им, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. А
кто может передать эти впечатления лучше, чем взрослый, который
видел всё это великолепие, вызвавшее отклик в его душе.
Однако, не каждый родитель считает необходимым рассказывать
своему ребёнку о своих предках, исторических памятниках
культуры родной страны, наивно думая, что маленький ребёнок
ничего в этом не понимает. На мой взгляд, роль взрослых важна в
воспитании нравственно – патриотических качеств у детей, так как
эти
качества
человека
формируются именно
в
дошкольном
возрасте.
Памятники культуры рядом с нами. И чем больше мы будем знать о
них, тем сильнее будем их любить и беречь.
В этом году я впервые была участником новой интересной формы
Педагогическая экспедиция - поездке по «Золотому кольцу» и
видела красоту и величие городов «Золотого кольца» России.
Любое хорошо подготовленное путешествие всегда приносит
неожиданные открытия и радость познания. Так случилось и в этот
раз…
Мне захотелось донести всё увиденное и пережитое детям.
Мои действия как педагога по следам
Педагогической экспедиции:
Сначала я рассказала дошкольникам и их
родителям о том, что меня порадовало,
удивило, заставило задуматься о том, как
мало мы знаем о России…
Показала свои фотографии из поездки, на
которых
запечатлены
памятники
культуры, достопримечательности городов и моё пребывание
там.
Мы знаем - в основе работы педагога лежит деятельностный
подход - всё через деятельность, в основном - игровую.
Василий Александрович Сухомлинский точно заметил: «Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается
живительный
поток
представлений,
понятий
об
окружающем мире».
Путешествие по Золотому кольцу России вдохновило меня на
изготовление дидактического
игрового пособия
с таким же
названием «Путешествие по Золотому кольцу России».
Это уникальная возможность познакомить детей с историей
России.
Дети
заочно
знакомятся
в
игровой
форме
с
разнообразием гербов городов «Золотого кольца», изучают их
особенности, учатся видеть отличия, соотносят изображения герба
города с его названием.
Дидактическое пособие в форме игры
ходилка-бродилка, куда входит игровое
поле, карты, фишки, правила игры,
кубик,
12
книжечек
с
достопримечательностями
городов,
гербы.
Игра ходилка-бродилка — одна из
разновидностей старейших настольных
игр. Многие скажут, что «бродилками» можно лишь скоротать
досуг, но это вовсе не развивающие игры. А вот и нет!
Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем
развивают они самые разнообразные умения и навыки:
развитие социальных и коммуникативных навыков;
настольные игры отлично развивают мелкую моторику и
координацию движений;
развитие концентрации и внимания;
кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом
знакомится с понятием количества, осваивает навыки
порядкового и количественного счета, учится соотносить
количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком
(цифрами);
расширять и обогащать словарный запас.
Игра – «бродилка» приглашает детей пройти с помощью фишек по
маршруту автобуса - «Золотому кольцу России». Это игра с
правилами.
В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков. Фишки ставят на
«Старт». Игроки ходят по очереди.
Для того, чтобы добраться до конечной остановки нужно
выполнить различные задания.
Если фишка остановилась - на зелёном кружке
- назвать
город. На красном круге - ребёнок находит
герб города, находящегося рядом.
На
жёлтом
-
назвать
достопримечательность, прилегающего города.
Поездки по Золотому кольцу России для
путешественников – эксклюзивная возможность
увидеть
сразу
несколько
великолепных
жемчужин нашей страны, познакомиться с их
историей и достопримечательностями. В каждом городе своя
природа, свои традиции и свой быт, что позволит каждому ребенку
расширить свой кругозор и обогатить свои представления о стране,
в которой им суждено было родиться.
Актуальность
пособия
в
том,
что
оно
способствует
приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к
историческим корням русского народа, обогащает чувственный
опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире,
позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками
России
через
игру,
посредством
ознакомления
с
городами
«Золотого кольца» России.