Автор: Заляева Алсу Гумеровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Атнинская начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: Балтасинский район, село.Атня
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: "Азбука нравственности"
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Атнинская начальная школа - детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю»
Директор школы _________ Насихова Г.В.
Приказ № 89 от « 1 » сентября 2022 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
по духовно-нравственному направлению
для 1-4 классов
разработчик: Заляева Алсу Гумеровна
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета протокол №1
от “ 1 ” сентября 2022 г.
2022 -2023 учебный год.
1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
2
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Программа «Азбука нравственности » будет реализована в течение 4 лет (1-4 класс).
1 класс – «Истоки нравственности и этики»
2 класс – «Законы морали»
3 класс – «Мораль: сознание и поведение»
4 класс – «Здоровье души».
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
Формы организации внеурочной деятельности:
- Ролевые игры;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Тренинги общения;
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и др.
3
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1-й класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10часов)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)
«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)
Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часов)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)
Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны
людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
2-й класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить
подарки.
.Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово - держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О
зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого(10 часов)
4
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее
в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3-й класс (34 часа)
ора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль
воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы
о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и
мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики
4 -й класс (34ч)
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные
ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении.
Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь
забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о
дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и
сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек.
Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
5
3.Календарно-тематическое планирование
1класс
№
Тема занятий
Кол-во часов
Описание примерного содержания занятий
Дата провединия
Примеча
ние
По
плану
По
факту
теор.
практ.
Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч)
1
Вводное занятие.
1
Знакомство с программой, с целями, с темами
занятий. Простые интеллектуальные игры.
2
Правила
поведения
на
уроке
1
Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы
соблюдаем правила? Какие правила для нас
самые трудные7
3
Правила
поведения
на
перемене
1
Понятия
«урок»
и
«перемена».
Правила
поведения на уроке и на перемене.
4
Правила
поведения
в
общественных местах
1
Как вести себя в актовом зале школы?
5
Правила
поведения
в
гардеробе (раздевалке)
1
Как правильно вести себя в гардеробе?
Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?
Кто и почему был обижен в раздевалке?
6
Правила
поведения
в
столовой
1
Как правильно вести себя в столовой?
Зачем нужны правила поведения за столом?
Главное правило поведения за столом.
Правила пользования столовым прибором,
7
Правила
поведения
в
библиотеке.
Урок-
экскурсия
1
Как правильно вести себя в библиотеке?
Что такое библиотека?
Для чего она предназначена?
6
8
Правила
поведения
в
школьном
двореУрок
–
экскурсия (игры во дворе)
1
Знакомство с понятием «школьный двор»?
Для чего он предназначен?
Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч)
9.
Что такое «добро»
1
Знакомство
с
понятиями
«добро»
и
«зло»
(синонимами «хорошо» и «плохо»).
10.
Чтение
рассказов
В.Осеевой,
Н.Носова,
Е.Пермяка
1
Диспут «Чей герой лучше»?
Роль смеха.
11.
Каким бывает зло?
1
Чтение
и
обсуждение
рассказов
детских
писателей, сказок о добре и зле.
12.
«Волшебные»
(добрые)
слова
1
Правила
вежливости,
их
происхождение.и
изменение в связи с развитием общества.
Объяснить,
что
мы
понимаем
под
формой
общения.
Составить словарь наиболее употребляемых слов.
13.
Человек и его поступки.
Хорошие и плохие черты
характера,
1
Объяснить детям, какие черты характера хорошие
и плохие; побудить к обсуждению вопроса,
почему надо исправлять плохие качества.
14.
Жадность и жадины
1
Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных
пословиц о жадности.
15.
Добрые и недобрые дела
Урок
–
беседа
с
элементами
диспута
и
игры
1
Разбор конкретных ситуаций из жизни.
Эксперимент:
какое
нравственное
качество
отражается на лице(мордашке) игрушек.
16.
Помни о других - ты не
один на свете.
1
Раскрытие смысла понятия «помнить о других»
Как твоё действие отразиться на других?
Почему надо беречь своих родителей?
Готовить детей к восприятию чужой точки
зрения.
7
17.
Ты и твои друзья
Урок-
беседа
о
литературных
героях
1
Раскрытие на конкретных примерах, доступных
детскому воображению, сущность нравственных
отношений между людьми.
Что означает быть хорошим товарищем?
Только ли сверстник может быть другом?
18.
Учимся дружить
1
Расширить знания о взаимоотношениях людей, о
дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от
товарищества. Научить различать привязанность
и настоящую дружбу.
Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч)
19.
«Ученье – свет, а неученье
–
тьма»
(О
добросовестном
отношении к учёбе)
1
Какую роль играет образование в жизни людей?
«Век живи – век учись»
20.
«Играй,
играй.а
дело
знай»
1
Пословицы и поговорки о грамоте, учении.
21.
Как быть прилежным и
старательным
1
Какое значение имеет выражение «прилежный,
старательный ученик»?
Почему мы даём положительную оценку этим
качествам человека?
Что нужно для того, чтобы стать прилежным и
старательным?
22.
Наш труд в классе
1
Формирование у детей нравственного опыта,
представление о труде для всех.
Нужен ли труд?
Нравится ли труд детям?
На каких литературных героев вы хотите быть
похожими?
23.
О лени и лентяях
1
Обсудить проблему человеческой лени; сделать
выводы, как преодолеть собственную лень; учить
рассуждать
24.
Кем быть?
1
Дать первоначальные знания о разнообразном
8
мире профессий, показать важность труда в
любой профессиональной деятельности
25.
Профессия
моих
родителей
1
Расширение
представления
детей
о
труде
родителей
Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)
26.
Культура внешнего вида
1
Что означает культура внешнего вида?
Почему внешний вид не только твоё личное дело?
Составление списка Мойдодыра – защитника
чистоты и гигиены.
27.
Гигиена тела. «Не только
платье красит человека»
1
Правила личной гигиены; способы ухода за своим
телом; привычка
соблюдать правила личной
гигиены ежедневно.
28
Каждой вещи – своё место
Урок
–
беседа
с
элементами инсценировки
1
Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша -
растеряша»
Правила организованного собранного ученика.
Аккуратность – это нравственное качество.
Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа)
29.
Как вести себя дома и на
улице?
(Обобщающее занятие)
1
Правила поведения на улице.
Правила поведения дома.
Твой подъезд, твой двор.
Ты идёшь гулять.
30.
Безопасное
общение
с
незнакомцами. Практикум
1
Правилам безопасного поведения с незнакомыми
людьми.
Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа)
31.
«Школа вежливых наук»
1
Этикет – что это такое?
Зачем он нужен младшему школьнику?
32.
Как приветствовать людей
и знакомиться
с ними.
Язык, мимика и жесты
1
Внешние правила знакомства и приветствия.
Краткий
справочник
«Правила
этикета»
(составитель Л. Васильева – Гангнус)
Формы знакомства и приветствия за столом.
Навыки и привычки, облегчающие установление
9
контактов
в
общении,
создании
атмосферы
доверия
33.
Игра-путешествие
в
страну Этикета
1
Разыгрывание житейских ситуаций.
3.1. Учебно-тематическое планирование
2 класс
№
Тема занятий
Количество
часов
Описание примерного содержания занятий
Дата проведения
Примеча
ние
По
плану
. По
факту
теор.
практ.
Раздел 1.Культура общения (9 часов)
1.
Введение
1
Знакомство с программой, с целями, с темами
занятий. Простые интеллектуальные игры.
2.
Что такое дисциплина в
школе?
1
Правила поведения для учащихся
3.
Правила
поведения
в
библиотеке
1
Как правильно вести себя в библиотеке?
4.
Внимательность
к
окружающим
(сопереживание, помощь)
1
Выработка
правил
заботливого
отношения
к
людям.
5.
Правило
обязательности:
дал слово -держи его
1
Игра «Цветик-семицветик»
6.
Доброжелательность
в
общении
1
Составление правил доброжелательного человека.
Коллективное задание
7.
Ты
и
поступки
окружающих
1
Инсценирование, обыгрывание ситуаций
8.
Правдивость
1
Командное проигрывание ситуаций, инсценировка
10
9.
Поведение в гостях
1
Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
10.
Заповеди
11.
Земля – наш общий дом.
Бережное отношение к
природе
Игра – судебный процесс
12.
Дал слово - держи
1
Беседа (осознание себя как личности, видение
положительных и отрицательных черт характера),
тренинг «Какой я человек?»
13.
Нравственные
устои
русского народа
1
Знакомство с баснями, былинами
Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов)
14.
«Дружба
каждому
нужна.
Дружба
верностью сильна»
1
Чтение и обсуждение произведений о дружбе
15.
Преданный друг
1
Практическая работа «Составление правил дружбы»
16.
О доброте и бессердечии
1
Беседа о добром отношении к людям, природе,
животным
17.
Об
уважительном
отношении к старшим
1
Рассуждения овзаимоотношениях между членами
семьи, уважении к старшим
18.
О зависти и скромности
1
Чтение и анализ басен И. Крылова, народных
сказок.
19.
О
доброте
и
жестокосердии
1
На примере литературных произведений, доступных
детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди
вкладывают
в
понятия
«доброта»
и
«жестокосердие».
20.
Хочешь иметь друга –
будь им.
1
Расширить знания о взаимоотношениях людей, о
дружбе.Обсудить,
чем
дружба
отличается
от
товариществаНаучить различать привязанность и
11
настоящую дружбу.
21 -
22
Чтение
произведений
Н.Носова, В.Осеевой
2
23.
«Пословица
недаром
молвится». Пословицы и
поговорки о дружбе
1
Игра «Слабое звено»
24.
В мире мудрых мыслей
1
Поговорки,
пословицы
разных
народов,
высказывания о нравственных качествах людей
Раздел 4. Понять другого (10 часов)
25.
Золотые правила
1
26.
Учимся
понимать
настроение другого по
внешним признакам.
1
Обыгрывание жизненных ситуаций.
27.
О
тактичности
и
бестактном поведении
1
Составление правил тактичного поведения
28.
Учимся
находить
хорошее в человеке
1
Игровой тренинг
29.
О
чём
говорят
выразительные
движения
1
Познакомить детей с выразительными движениями
как вербальными средствами общения.
Дать возможность потренироваться в невербальном
общении.
30.
На
чём
основано
взаимопонимание
1
Развитие умения «входить в положение других
людей»,
лучше
понимать
их
чувства,
мотивы
поведения;
усвоение
стандартных
приемов
эстетических форм общения; учить умению видеть
причины отсутствия взаимопонимания.
31 -
32
Чтение художественных
произведений о детях и
для детей.
2
Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о
дружбе
33.
«Да
здравствует
1
Составить словарь наиболее часто употребляемых в
12
вежливость!»
общении «вежливых» слов.
34.
Итоговое занятие.
1
Конкурсная программа
3.2. Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ Тема занятий
Количество
часов
Описание примерного содержания занятий
Дата проведения
Примеча
ние
По
плану
По
факту
теор.
практ
Раздел 1. Культура общения(9 часов)
1
Этикет разговора
1
На примере рассказов Е.Пермяка научить детей
придерживаться нравственных правил общения.
2
Обращение
к
разным
людям
1
Учить вежливому обращению к людям.
3
Вежливый
отказ.
Несогласие
1
Учить детей употреблять в речи вежливые формы
отказа в просьбе, в приглашении
4
Этикетные ситуации.
1
Инсценирование,
обыгрывание
жизненных
ситуаций
5
Афоризмы
1
Чтение,
осмысление
пословиц
о
воспитании,
нравственных качествах человека
6
Разговор по телефону
1
Прививать детям навыки культурного поведения
при общении по телефону.
7
Играем
роль
воспитанного человека
1
Отрабатывание
формулы
речевого
этикета,
привитие
умения
пользоваться
ими
в
своем
13
речевом поведении.
8
Почему
письмо
–
зеркало души?
1
Развивать
навык
письменной
речи,
умение
высказывать свои мысли письменно.
9
Чтение книг о детях
Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)
10.
Что
значит
быть
вежливым?
1
Учить детей придерживаться нравственных правил
общения.
11
Мои
достоинства
и
недостатки
Развивать навык самоконтроля, умение критично
оценивать себя.
12
Большое
значение
маленьких радостей
1
В какие игры и как мы играем (на перемене, во
дворе школы). Книжкина мастерская.
13
О хороших и дурных
привычках
1
Школьные традиции нашего народа (гимназия,
крестьянская школа).
14
Афоризмы
о
самовоспитании
1
Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о
самовоспитании.
15
Точность:
береги
свое
время и время других.
1
Практическая работа в группах по составлению
личного плана на день, неделю.
16
Твои друзья и ты
1
Формировать навыки и привычки, облегчающие
установление
контактов
в
общении,
создании
атмосферы доверия.
Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов)
17
Заповеди:
как
мы
их
выполняем
1
Ознакомление с внутренней сутью нравственного
поступка – мотивом.
18
О
сострадании
и
жестокосердии
1
Ознакомление с нравственными качествами как
результатом поведения по нравственным нормам.
19.
Лгать нельзя, но если...?
1
Учить детей честности, справедливости
14
20
Всегда
ли
богатство
счастье?
1
Размышления о значении слова «счастье»
21
Спешите делать добро
1
Путем
обыгрывания
житейских
ситуаций
формировать у детей нормы нравственного этикета.
22
Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда
1
Беседа
о
значении
труда
для
развития
и
совершенствования людей
23.
Т руд кормит, а лень
портит
1
Чтение стихов, пословиц о труде, работе
24.
Организованность
в
труде. Кем хочу быть?
Почему?
1
Любой труд почетен. Уважение к труду нашего
народа. Трудолюбие в культуре.
25
Чьим трудом славен наш
город?
1
Коллективная работа «Наши славные земляки»
26
Герои русских былин
1
Чтение былин, иллюстрирование.
Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя?(8 часов)
27.
Как
сердцу
высказать
себя?
1
Учить
детей
умению
делиться
своими
переживаниями.
28.
Пытаемся разобраться в
трудной ситуации
1
1
Формирование у учащихся ценностных ориентаций,
умений формулировать нравственные суждения
29.
«И
нам
сочувствие
даётся, как нам даётся
благодать»
1
Воспитание патриотизма, уважительное отношение
к
ветеранам
войны
и
труда;
Воспитание
толерантности;
развитие
монологической
и
диалогической речи
30.
Думай хорошо – и мысли
созревают
в
добрые
поступки.
1
Расширить
представление
о
человеческих
отношениях в обществе, о нормах нравственности,
правилах культуры; развивать память, речь.
31.
Слово
лечит,
слово
1
Учить детей сопереживанию, умению в трудную
15
ранит.
минуту поддержать друзей, близких.
32.
Диалоги
о
хороших
манерах, добре и зле.
1
Закреплять
навыки
культурного
поведения
в
общественных местах; продолжать формировать
положительные моральные качества; учить давать
оценку поступкам других людей, высказывать свое
мнение по теме; развивать творческие способности
детей.
33
Афоризмы
1
34.
Чему нас научили уроки
нравственности?
1
Игры, конкурсы
3.3. Учебно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема занятий
Количество
часов
Описание примерного содержания занятий
Дата проведия
Примечан
ие
По
плану
По
факту
теор.
практ
Раздел 1.Культура общения (6 часов)
1.
Традиции
общения
в
русской
семье.
«Домострой»
1
Семья,
родители,
родные
(братья,
сестры
бабушки, дедушки).
Отношения поколений в
семье. Проявления любви и уважения, заботы,
сострадания, помощи в семье. Обида. Почему
надо уважать старшее поколение?
2.
Этикет разговора.
1
Обращение по имени к одноклассникам и
друзьям. Имя и отношение к человеку.
3.
Обращение
к
разным
2
Понятия «товарищ»,
«друг», «господин».
16
людям.
Особенности их использования в общении
между людьми. Товарищество и дружба в
традициях
русского
народа.
Верность
и
бескорыстие в дружбе
4.
Этикетные ситуации
1
Понятия
«тон
голоса»,
«речь»,
«общение».Специфика речевого общения. Речь и
отношение человека к людям.
Содержание
понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны
людям правила вежливости и этикета. Как
человек формирует «личный» этикет. Основные
правила вежливости в общении.
5.
О
терпимости
к
ближним
2
Понятия
«я»,
«мы»,
«они».
Формирование
осознания связи человека и окружающей среды.
6.
Культура спора
1
Инсценирование,
обыгрывание
ситуаций
по
теме занятия
Раздел 2. Самовоспитание (8 часов)
7.
Что значит быть вежли-
вым?
1
Конкурс «Лучшее дерево вежливости»
8.
Мои
достоинства
и
недостатки.
1
Понятия
«личность»,
«индивидуальность»,
«неповторимость». Внешний и внутренний мир
человека.
9.
О хороших и дурных
привычках.
1
Добрые и злые поступки, их последствия.
10.
«Познай самого себя»
1
Диагностика нравственной самооценки уч-ся
11.
Самовоспитание
1
Я - мой характер, мои знания. Мое поведение
зависит от меня самого
12.
Определение
цели
и
составление
плана
самовоспитания на не-
1
Практическое занятие по составлению плана на
день.
17
делю
13.
Как я работаю над собой
1
Составление уч-ся рассказов о самовоспитании
14.
О терпении
1
Беседа-диалог «Умеем ли мы себя сдерживать?»
Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов)
15.
Заповеди:
как
мы
их
исполняем
1
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь,
выдумка, фантазия в сказках (преувеличение,
преуменьшение). Добро и зло в отношениях
между людьми. Главное в сказках - победа
добра над злом.
16.
О
сострадании
и
жестокосердии
1
Волшебные, чудесные, правдивые отношения
между людьми. Что в них общего и в чем их
различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты
людей. Почему в сказках всегда есть правда и
она побеждает.
17.
Лгать нельзя, но если,..?
1
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь
(«святая ложь»,
ложь во спасение). Лгать,
врать, говорить неправду - тоже зло. Победа
правды над кривдой в сказках.
18.
Всегда
ли
богатство
счастье?
1
Чтение
и
обсуждение
художественных
произведений о жадности и жадинах.
19.
Спешите делать добро
1
Русские
и
башкирские
сказки
-
это
представления народа о добре и зле, надежды и
мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки -
предания
старины глубокой.
Сказка - это
знакомство с бытом русского и башкирского
народа,
его
мечтами,
а
также
душевной
красотой простых людей, их готовностью и
18
умением постоять за добро против зла.
20.
Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда
1
Все блага, окружающие нас дома, в школе –
дело рук многих людей. Сохранение их и
создание
новых
–
забота
каждого.
Труд
умственный и физический имеют много общего,
так как человек своими действиями преображает
действительность. Труд всегда считался делом
чести, за доблестный труд награждали орденами
и
медалями.
Понятие
«трудолюбие»
тесно
связано с понятием «патриотизм».
21.
«Чем ты сильнее, тем
будь добрее»
1
Развитие эмпатии (способность поставить себя
на
место
другого
человека,
почувствовать
ситуацию, мир так, как их воспринимает этот
человек, и таким образом понять его проблемы),
укрепление гуманистической направленности
детей.
22.
«Досадно мне, что слово
честь забыто»
1
Чтение и обсуждение рассказов В Осеевой
23.
Россияне
о
любви
к
Родине
1
Пословицы, поговорки, высказывания великих
людей о любви к Родине
24
Твоя малая родина
1
Сочинения, презентации о малой родине
25.
«Мой первый друг, мой
друг бесценный»
1
Рассказы детей о друзьях, составление правил
дружбы.
26.
«Приветливость
-
золотой
ключик,
открывающий
сердца
людей»
1
Рассуждение на тему «Слово лечит, слово
ранит». Отношения между друзьями основаны
на вежливости, заботе, чуткости. Те требования,
которые
каждый
предъявляет
к
другим,
необходимо предъявлять и себе.
Раздел 4. Искусство и нравственность (8часов)
19
27.
Нравственное
содержание
древних
мифов.
За что народ
любил Илью Муромца и
чтил
своих
былинных
героев
2
Чтение и осмысливание содержания древних
мифов. Рассуждение о представлениях людей о
добре и зле.
28.
Положительные герои в
былинах и сказках
1
1
Чтение,
устное
составление
характеристики
героев, иллюстрирование произведений
29.
Отрицательные герои в
литературных
произведениях
1
1
Чтение и обсуждение рассказов Б.Житкова, В.
Осеевой, Е.Пермяка.
30.
Искусство
и
нравственность
1
1
Содержание понятий «вежливость», «этикет».
Зачем нужны людям правила вежливости и
этикета. Как человек формирует «личный»
этикет.
Основные
правила
вежливости
в
общении.
31.
«Вот
человек.
Что
скажешь ты о нем?»
1
Аккуратность и вкус в одежде свидетельствуют
о стремлении человека к опрятности, красоте. В
идеале внешний и внутренний мир, который не
всегда
можно
сразу
разглядеть,
должны
сочетаться, находиться в гармонии. Обсуждение
пословицы «Встречают по одежке, провожают
по уму». Одним из творческих заданий будет
придумывание своей пословицы, которая может
стать правилом.
32.
«И
нам
сочувствие
даётся, как нам даётся
благодать».
1
Необходимость
человека
в
общении
и
жестокость одиночества. Раскрыть в доступной
форме мысль о том, что речь является важней-
шим средством общения.
20
33.
Диалоги
о
хороших
манерах, добре и зле.
1
Викторина «Спешите делать добро!»
34.
Обобщающий урок
1
Игра «Я на необитаемом острове»
21