Напоминание

"Азбука нравственности"


Автор: Заляева Алсу Гумеровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Атнинская начальная школа - детский сад"
Населённый пункт: Балтасинский район, село.Атня
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: "Азбука нравственности"
Раздел: начальное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного

возраста «Атнинская начальная школа - детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

«Утверждаю»

Директор школы _________ Насихова Г.В.

Приказ № 89 от « 1 » сентября 2022 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

по духовно-нравственному направлению

для 1-4 классов

разработчик: Заляева Алсу Гумеровна

Рассмотрено и принято на заседании

педагогического совета протокол №1

от “ 1 ” сентября 2022 г.

2022 -2023 учебный год.

1.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и

результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,

справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве

Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

2

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить

монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Программа «Азбука нравственности » будет реализована в течение 4 лет (1-4 класс).

1 класс – «Истоки нравственности и этики»

2 класс – «Законы морали»

3 класс – «Мораль: сознание и поведение»

4 класс – «Здоровье души».

Формы учета оценки планируемых результатов

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Диагностика:

- нравственной самооценки;

- этики поведения;

- отношения к жизненным ценностям;

- нравственной мотивации.

Формы организации внеурочной деятельности:

- Ролевые игры;

- Беседы, викторины;

- Коллективные творческие дела;

- Смотры-конкурсы, выставки;

- Тренинги общения;

- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и др.

3

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1-й класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10часов)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Правила опрятности и аккуратности (5 часов) Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.

Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часов)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)

Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны

людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

2-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить

подарки.

.Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово - держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О

зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого(10 часов)

4

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее

в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3-й класс (34 часа)

ора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль

воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы

о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и

мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики

4 -й класс (34ч)

Раздел 1: Культура общения (6 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные

ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении.

Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь

забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о

дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и

сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек.

Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

5

3.Календарно-тематическое планирование

1класс

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата провединия

Примеча

ние

По

плану

По

факту

теор.

практ.

Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч)

1

Вводное занятие.

1

Знакомство с программой, с целями, с темами

занятий. Простые интеллектуальные игры.

2

Правила

поведения

на

уроке

1

Зачем нужны правила поведения? Всегда ли мы

соблюдаем правила? Какие правила для нас

самые трудные7

3

Правила

поведения

на

перемене

1

Понятия

«урок»

и

«перемена».

Правила

поведения на уроке и на перемене.

4

Правила

поведения

в

общественных местах

1

Как вести себя в актовом зале школы?

5

Правила

поведения

в

гардеробе (раздевалке)

1

Как правильно вести себя в гардеробе?

Часто ли ученики ходят по упавшей одежде?

Кто и почему был обижен в раздевалке?

6

Правила

поведения

в

столовой

1

Как правильно вести себя в столовой?

Зачем нужны правила поведения за столом?

Главное правило поведения за столом.

Правила пользования столовым прибором,

7

Правила

поведения

в

библиотеке.

Урок-

экскурсия

1

Как правильно вести себя в библиотеке?

Что такое библиотека?

Для чего она предназначена?

6

8

Правила

поведения

в

школьном

двореУрок

экскурсия (игры во дворе)

1

Знакомство с понятием «школьный двор»?

Для чего он предназначен?

Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч)

9.

Что такое «добро»

1

Знакомство

с

понятиями

«добро»

и

«зло»

(синонимами «хорошо» и «плохо»).

10.

Чтение

рассказов

В.Осеевой,

Н.Носова,

Е.Пермяка

1

Диспут «Чей герой лучше»?

Роль смеха.

11.

Каким бывает зло?

1

Чтение

и

обсуждение

рассказов

детских

писателей, сказок о добре и зле.

12.

«Волшебные»

(добрые)

слова

1

Правила

вежливости,

их

происхождение.и

изменение в связи с развитием общества.

Объяснить,

что

мы

понимаем

под

формой

общения.

Составить словарь наиболее употребляемых слов.

13.

Человек и его поступки.

Хорошие и плохие черты

характера,

1

Объяснить детям, какие черты характера хорошие

и плохие; побудить к обсуждению вопроса,

почему надо исправлять плохие качества.

14.

Жадность и жадины

1

Чтение и анализ басен Л. Н. Толстого, народных

пословиц о жадности.

15.

Добрые и недобрые дела

Урок

беседа

с

элементами

диспута

и

игры

1

Разбор конкретных ситуаций из жизни.

Эксперимент:

какое

нравственное

качество

отражается на лице(мордашке) игрушек.

16.

Помни о других - ты не

один на свете.

1

Раскрытие смысла понятия «помнить о других»

Как твоё действие отразиться на других?

Почему надо беречь своих родителей?

Готовить детей к восприятию чужой точки

зрения.

7

17.

Ты и твои друзья

Урок-

беседа

о

литературных

героях

1

Раскрытие на конкретных примерах, доступных

детскому воображению, сущность нравственных

отношений между людьми.

Что означает быть хорошим товарищем?

Только ли сверстник может быть другом?

18.

Учимся дружить

1

Расширить знания о взаимоотношениях людей, о

дружбе. Обсудить, чем дружба отличается от

товарищества. Научить различать привязанность

и настоящую дружбу.

Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч)

19.

«Ученье – свет, а неученье

тьма»

добросовестном

отношении к учёбе)

1

Какую роль играет образование в жизни людей?

«Век живи – век учись»

20.

«Играй,

играй.а

дело

знай»

1

Пословицы и поговорки о грамоте, учении.

21.

Как быть прилежным и

старательным

1

Какое значение имеет выражение «прилежный,

старательный ученик»?

Почему мы даём положительную оценку этим

качествам человека?

Что нужно для того, чтобы стать прилежным и

старательным?

22.

Наш труд в классе

1

Формирование у детей нравственного опыта,

представление о труде для всех.

Нужен ли труд?

Нравится ли труд детям?

На каких литературных героев вы хотите быть

похожими?

23.

О лени и лентяях

1

Обсудить проблему человеческой лени; сделать

выводы, как преодолеть собственную лень; учить

рассуждать

24.

Кем быть?

1

Дать первоначальные знания о разнообразном

8

мире профессий, показать важность труда в

любой профессиональной деятельности

25.

Профессия

моих

родителей

1

Расширение

представления

детей

о

труде

родителей

Раздел №4 «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

26.

Культура внешнего вида

1

Что означает культура внешнего вида?

Почему внешний вид не только твоё личное дело?

Составление списка Мойдодыра – защитника

чистоты и гигиены.

27.

Гигиена тела. «Не только

платье красит человека»

1

Правила личной гигиены; способы ухода за своим

телом; привычка

соблюдать правила личной

гигиены ежедневно.

28

Каждой вещи – своё место

Урок

беседа

с

элементами инсценировки

1

Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша -

растеряша»

Правила организованного собранного ученика.

Аккуратность – это нравственное качество.

Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа)

29.

Как вести себя дома и на

улице?

(Обобщающее занятие)

1

Правила поведения на улице.

Правила поведения дома.

Твой подъезд, твой двор.

Ты идёшь гулять.

30.

Безопасное

общение

с

незнакомцами. Практикум

1

Правилам безопасного поведения с незнакомыми

людьми.

Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа)

31.

«Школа вежливых наук»

1

Этикет – что это такое?

Зачем он нужен младшему школьнику?

32.

Как приветствовать людей

и знакомиться

с ними.

Язык, мимика и жесты

1

Внешние правила знакомства и приветствия.

Краткий

справочник

«Правила

этикета»

(составитель Л. Васильева – Гангнус)

Формы знакомства и приветствия за столом.

Навыки и привычки, облегчающие установление

9

контактов

в

общении,

создании

атмосферы

доверия

33.

Игра-путешествие

в

страну Этикета

1

Разыгрывание житейских ситуаций.

3.1. Учебно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятий

Количество

часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Примеча

ние

По

плану

. По

факту

теор.

практ.

Раздел 1.Культура общения (9 часов)

1.

Введение

1

Знакомство с программой, с целями, с темами

занятий. Простые интеллектуальные игры.

2.

Что такое дисциплина в

школе?

1

Правила поведения для учащихся

3.

Правила

поведения

в

библиотеке

1

Как правильно вести себя в библиотеке?

4.

Внимательность

к

окружающим

(сопереживание, помощь)

1

Выработка

правил

заботливого

отношения

к

людям.

5.

Правило

обязательности:

дал слово -держи его

1

Игра «Цветик-семицветик»

6.

Доброжелательность

в

общении

1

Составление правил доброжелательного человека.

Коллективное задание

7.

Ты

и

поступки

окружающих

1

Инсценирование, обыгрывание ситуаций

8.

Правдивость

1

Командное проигрывание ситуаций, инсценировка

10

9.

Поведение в гостях

1

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

10.

Заповеди

11.

Земля – наш общий дом.

Бережное отношение к

природе

Игра – судебный процесс

12.

Дал слово - держи

1

Беседа (осознание себя как личности, видение

положительных и отрицательных черт характера),

тренинг «Какой я человек?»

13.

Нравственные

устои

русского народа

1

Знакомство с баснями, былинами

Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов)

14.

«Дружба

каждому

нужна.

Дружба

верностью сильна»

1

Чтение и обсуждение произведений о дружбе

15.

Преданный друг

1

Практическая работа «Составление правил дружбы»

16.

О доброте и бессердечии

1

Беседа о добром отношении к людям, природе,

животным

17.

Об

уважительном

отношении к старшим

1

Рассуждения овзаимоотношениях между членами

семьи, уважении к старшим

18.

О зависти и скромности

1

Чтение и анализ басен И. Крылова, народных

сказок.

19.

О

доброте

и

жестокосердии

1

На примере литературных произведений, доступных

детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди

вкладывают

в

понятия

«доброта»

и

«жестокосердие».

20.

Хочешь иметь друга –

будь им.

1

Расширить знания о взаимоотношениях людей, о

дружбе.Обсудить,

чем

дружба

отличается

от

товариществаНаучить различать привязанность и

11

настоящую дружбу.

21 -

22

Чтение

произведений

Н.Носова, В.Осеевой

2

23.

«Пословица

недаром

молвится». Пословицы и

поговорки о дружбе

1

Игра «Слабое звено»

24.

В мире мудрых мыслей

1

Поговорки,

пословицы

разных

народов,

высказывания о нравственных качествах людей

Раздел 4. Понять другого (10 часов)

25.

Золотые правила

1

26.

Учимся

понимать

настроение другого по

внешним признакам.

1

Обыгрывание жизненных ситуаций.

27.

О

тактичности

и

бестактном поведении

1

Составление правил тактичного поведения

28.

Учимся

находить

хорошее в человеке

1

Игровой тренинг

29.

О

чём

говорят

выразительные

движения

1

Познакомить детей с выразительными движениями

как вербальными средствами общения.

Дать возможность потренироваться в невербальном

общении.

30.

На

чём

основано

взаимопонимание

1

Развитие умения «входить в положение других

людей»,

лучше

понимать

их

чувства,

мотивы

поведения;

усвоение

стандартных

приемов

эстетических форм общения; учить умению видеть

причины отсутствия взаимопонимания.

31 -

32

Чтение художественных

произведений о детях и

для детей.

2

Чтение и обсуждение рассказов детских писателей о

дружбе

33.

«Да

здравствует

1

Составить словарь наиболее часто употребляемых в

12

вежливость!»

общении «вежливых» слов.

34.

Итоговое занятие.

1

Конкурсная программа

3.2. Учебно-тематическое планирование

3 класс

№ Тема занятий

Количество

часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Примеча

ние

По

плану

По

факту

теор.

практ

Раздел 1. Культура общения(9 часов)

1

Этикет разговора

1

На примере рассказов Е.Пермяка научить детей

придерживаться нравственных правил общения.

2

Обращение

к

разным

людям

1

Учить вежливому обращению к людям.

3

Вежливый

отказ.

Несогласие

1

Учить детей употреблять в речи вежливые формы

отказа в просьбе, в приглашении

4

Этикетные ситуации.

1

Инсценирование,

обыгрывание

жизненных

ситуаций

5

Афоризмы

1

Чтение,

осмысление

пословиц

о

воспитании,

нравственных качествах человека

6

Разговор по телефону

1

Прививать детям навыки культурного поведения

при общении по телефону.

7

Играем

роль

воспитанного человека

1

Отрабатывание

формулы

речевого

этикета,

привитие

умения

пользоваться

ими

в

своем

13

речевом поведении.

8

Почему

письмо

зеркало души?

1

Развивать

навык

письменной

речи,

умение

высказывать свои мысли письменно.

9

Чтение книг о детях

Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)

10.

Что

значит

быть

вежливым?

1

Учить детей придерживаться нравственных правил

общения.

11

Мои

достоинства

и

недостатки

Развивать навык самоконтроля, умение критично

оценивать себя.

12

Большое

значение

маленьких радостей

1

В какие игры и как мы играем (на перемене, во

дворе школы). Книжкина мастерская.

13

О хороших и дурных

привычках

1

Школьные традиции нашего народа (гимназия,

крестьянская школа).

14

Афоризмы

о

самовоспитании

1

Чтение, осмысление афоризмов, высказываний о

самовоспитании.

15

Точность:

береги

свое

время и время других.

1

Практическая работа в группах по составлению

личного плана на день, неделю.

16

Твои друзья и ты

1

Формировать навыки и привычки, облегчающие

установление

контактов

в

общении,

создании

атмосферы доверия.

Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов)

17

Заповеди:

как

мы

их

выполняем

1

Ознакомление с внутренней сутью нравственного

поступка – мотивом.

18

О

сострадании

и

жестокосердии

1

Ознакомление с нравственными качествами как

результатом поведения по нравственным нормам.

19.

Лгать нельзя, но если...?

1

Учить детей честности, справедливости

14

20

Всегда

ли

богатство

счастье?

1

Размышления о значении слова «счастье»

21

Спешите делать добро

1

Путем

обыгрывания

житейских

ситуаций

формировать у детей нормы нравственного этикета.

22

Без труда не вытащишь и

рыбку из пруда

1

Беседа

о

значении

труда

для

развития

и

совершенствования людей

23.

Т руд кормит, а лень

портит

1

Чтение стихов, пословиц о труде, работе

24.

Организованность

в

труде. Кем хочу быть?

Почему?

1

Любой труд почетен. Уважение к труду нашего

народа. Трудолюбие в культуре.

25

Чьим трудом славен наш

город?

1

Коллективная работа «Наши славные земляки»

26

Герои русских былин

1

Чтение былин, иллюстрирование.

Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя?(8 часов)

27.

Как

сердцу

высказать

себя?

1

Учить

детей

умению

делиться

своими

переживаниями.

28.

Пытаемся разобраться в

трудной ситуации

1

1

Формирование у учащихся ценностных ориентаций,

умений формулировать нравственные суждения

29.

«И

нам

сочувствие

даётся, как нам даётся

благодать»

1

Воспитание патриотизма, уважительное отношение

к

ветеранам

войны

и

труда;

Воспитание

толерантности;

развитие

монологической

и

диалогической речи

30.

Думай хорошо – и мысли

созревают

в

добрые

поступки.

1

Расширить

представление

о

человеческих

отношениях в обществе, о нормах нравственности,

правилах культуры; развивать память, речь.

31.

Слово

лечит,

слово

1

Учить детей сопереживанию, умению в трудную

15

ранит.

минуту поддержать друзей, близких.

32.

Диалоги

о

хороших

манерах, добре и зле.

1

Закреплять

навыки

культурного

поведения

в

общественных местах; продолжать формировать

положительные моральные качества; учить давать

оценку поступкам других людей, высказывать свое

мнение по теме; развивать творческие способности

детей.

33

Афоризмы

1

34.

Чему нас научили уроки

нравственности?

1

Игры, конкурсы

3.3. Учебно-тематическое планирование

4 класс

Тема занятий

Количество

часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведия

Примечан

ие

По

плану

По

факту

теор.

практ

Раздел 1.Культура общения (6 часов)

1.

Традиции

общения

в

русской

семье.

«Домострой»

1

Семья,

родители,

родные

(братья,

сестры

бабушки, дедушки).

Отношения поколений в

семье. Проявления любви и уважения, заботы,

сострадания, помощи в семье. Обида. Почему

надо уважать старшее поколение?

2.

Этикет разговора.

1

Обращение по имени к одноклассникам и

друзьям. Имя и отношение к человеку.

3.

Обращение

к

разным

2

Понятия «товарищ»,

«друг», «господин».

16

людям.

Особенности их использования в общении

между людьми. Товарищество и дружба в

традициях

русского

народа.

Верность

и

бескорыстие в дружбе

4.

Этикетные ситуации

1

Понятия

«тон

голоса»,

«речь»,

«общение».Специфика речевого общения. Речь и

отношение человека к людям.

Содержание

понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны

людям правила вежливости и этикета. Как

человек формирует «личный» этикет. Основные

правила вежливости в общении.

5.

О

терпимости

к

ближним

2

Понятия

«я»,

«мы»,

«они».

Формирование

осознания связи человека и окружающей среды.

6.

Культура спора

1

Инсценирование,

обыгрывание

ситуаций

по

теме занятия

Раздел 2. Самовоспитание (8 часов)

7.

Что значит быть вежли-

вым?

1

Конкурс «Лучшее дерево вежливости»

8.

Мои

достоинства

и

недостатки.

1

Понятия

«личность»,

«индивидуальность»,

«неповторимость». Внешний и внутренний мир

человека.

9.

О хороших и дурных

привычках.

1

Добрые и злые поступки, их последствия.

10.

«Познай самого себя»

1

Диагностика нравственной самооценки уч-ся

11.

Самовоспитание

1

Я - мой характер, мои знания. Мое поведение

зависит от меня самого

12.

Определение

цели

и

составление

плана

самовоспитания на не-

1

Практическое занятие по составлению плана на

день.

17

делю

13.

Как я работаю над собой

1

Составление уч-ся рассказов о самовоспитании

14.

О терпении

1

Беседа-диалог «Умеем ли мы себя сдерживать?»

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов)

15.

Заповеди:

как

мы

их

исполняем

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь,

выдумка, фантазия в сказках (преувеличение,

преуменьшение). Добро и зло в отношениях

между людьми. Главное в сказках - победа

добра над злом.

16.

О

сострадании

и

жестокосердии

1

Волшебные, чудесные, правдивые отношения

между людьми. Что в них общего и в чем их

различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты

людей. Почему в сказках всегда есть правда и

она побеждает.

17.

Лгать нельзя, но если,..?

1

Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь

(«святая ложь»,

ложь во спасение). Лгать,

врать, говорить неправду - тоже зло. Победа

правды над кривдой в сказках.

18.

Всегда

ли

богатство

счастье?

1

Чтение

и

обсуждение

художественных

произведений о жадности и жадинах.

19.

Спешите делать добро

1

Русские

и

башкирские

сказки

-

это

представления народа о добре и зле, надежды и

мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки -

предания

старины глубокой.

Сказка - это

знакомство с бытом русского и башкирского

народа,

его

мечтами,

а

также

душевной

красотой простых людей, их готовностью и

18

умением постоять за добро против зла.

20.

Без труда не вытащишь

и рыбку из пруда

1

Все блага, окружающие нас дома, в школе –

дело рук многих людей. Сохранение их и

создание

новых

забота

каждого.

Труд

умственный и физический имеют много общего,

так как человек своими действиями преображает

действительность. Труд всегда считался делом

чести, за доблестный труд награждали орденами

и

медалями.

Понятие

«трудолюбие»

тесно

связано с понятием «патриотизм».

21.

«Чем ты сильнее, тем

будь добрее»

1

Развитие эмпатии (способность поставить себя

на

место

другого

человека,

почувствовать

ситуацию, мир так, как их воспринимает этот

человек, и таким образом понять его проблемы),

укрепление гуманистической направленности

детей.

22.

«Досадно мне, что слово

честь забыто»

1

Чтение и обсуждение рассказов В Осеевой

23.

Россияне

о

любви

к

Родине

1

Пословицы, поговорки, высказывания великих

людей о любви к Родине

24

Твоя малая родина

1

Сочинения, презентации о малой родине

25.

«Мой первый друг, мой

друг бесценный»

1

Рассказы детей о друзьях, составление правил

дружбы.

26.

«Приветливость

-

золотой

ключик,

открывающий

сердца

людей»

1

Рассуждение на тему «Слово лечит, слово

ранит». Отношения между друзьями основаны

на вежливости, заботе, чуткости. Те требования,

которые

каждый

предъявляет

к

другим,

необходимо предъявлять и себе.

Раздел 4. Искусство и нравственность (8часов)

19

27.

Нравственное

содержание

древних

мифов.

За что народ

любил Илью Муромца и

чтил

своих

былинных

героев

2

Чтение и осмысливание содержания древних

мифов. Рассуждение о представлениях людей о

добре и зле.

28.

Положительные герои в

былинах и сказках

1

1

Чтение,

устное

составление

характеристики

героев, иллюстрирование произведений

29.

Отрицательные герои в

литературных

произведениях

1

1

Чтение и обсуждение рассказов Б.Житкова, В.

Осеевой, Е.Пермяка.

30.

Искусство

и

нравственность

1

1

Содержание понятий «вежливость», «этикет».

Зачем нужны людям правила вежливости и

этикета. Как человек формирует «личный»

этикет.

Основные

правила

вежливости

в

общении.

31.

«Вот

человек.

Что

скажешь ты о нем?»

1

Аккуратность и вкус в одежде свидетельствуют

о стремлении человека к опрятности, красоте. В

идеале внешний и внутренний мир, который не

всегда

можно

сразу

разглядеть,

должны

сочетаться, находиться в гармонии. Обсуждение

пословицы «Встречают по одежке, провожают

по уму». Одним из творческих заданий будет

придумывание своей пословицы, которая может

стать правилом.

32.

«И

нам

сочувствие

даётся, как нам даётся

благодать».

1

Необходимость

человека

в

общении

и

жестокость одиночества. Раскрыть в доступной

форме мысль о том, что речь является важней-

шим средством общения.

20

33.

Диалоги

о

хороших

манерах, добре и зле.

1

Викторина «Спешите делать добро!»

34.

Обобщающий урок

1

Игра «Я на необитаемом острове»

21



В раздел образования