Напоминание

Проект "Игротека"


Автор: Чухина Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с № 87
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: Проект "Игротека"
Тема: Проект "Игротека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 87

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

____________ Некрасова К.Е.

« ____» ______________2022 г.

Проект «Игротека»

по обучению игровой деятельности

в группе компенсирующей направленности

для детей с ЗПР

Участники проекта: учитель – логопед: Чухина М.А.

2022/2023 уч. год

Пояснительная записка

Игра является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном воз-

расте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая использует-

ся взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок

развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от кото-

рых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действи-

тельности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отно-

шения с людьми. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое

у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким

во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля проис-

ходит, прежде всего, в игре...». Именно поэтому игра так активно применяет-

ся в коррекционно-развивающей работе. А знание особенностей игры детей с

отклонениями в развитии, условия ее организации с разными категориями

детей с ОВЗ является важнейшим условием эффективной работы.

Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у

многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия

ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке

неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не зна-

ют, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети

дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через

игру, основная задача педагога –

научить ребенка играть. Решение этой зада-

чи осуществляется в процессе игровых занятий. По нашему опыту, формиро-

вание игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально

организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятель-

ность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под

влиянием целенаправленного обучения.

Игра для детей с нарушениями развития является самым действенным сред-

ством коррекции психофизического развития. Процесс обучения игре пред-

ставляет собой форму взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивает не

столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько

активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познава-

тельных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрос-

лыми и сверстниками, что очень важно, так как дети с нарушением интел-

лекта часто аутичны и не умеют взаимодействовать с окружающими людь-

ми. При обучении игре детей с умственной отсталостью учитываются инди-

видуальные особенности и возможности развития каждого ребенка.

Дети с умственной отсталостью играют «рядом» или поодиночке. Самостоя-

тельная игра, как правило, кратковременна. Наша задача научить детей взаи-

модействовать друг с другом и с взрослыми в процессе игры. Так как именно

игра обеспечивает выделение и осмысление детьми социально принятых

нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива

личностного развития ребенка – быть как взрослый. Именно поэтому очень

важно обучать детей игре и через игру социализировать их к взрослой жиз-

ни.

Актуальность

Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реа-

лизацией Федерального закона «Об образовании в РФ», федерального госу-

дарственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее –

ФГОС ДО).

Содержание дошкольного образования, определенное в образовательных об-

ластях ФГОС ДО, может реализовываться в различных видах деятельности

(общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)

Для развития детей дошкольного возраста с ОВЗ нужны особые игры, в ко-

торых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей

роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно иг-

рать не смогут.

Цели и задачи

Проект ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель проекта: создание условий для формирования речевых навыков, акти-

визации основных психических процессов, обучения методам взаимодей-

ствия в социуме через игровую деятельность.

Задачи проекта:

В начале обучения игре основными являются следующие задачи:

формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в

игре;

обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным

значением;

обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по

образцу и самостоятельно;

обучение воспроизводству связанных между собой логически определен-

ных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);

воспитание бережного отношения к игрушке;

-обозначение словом, предложением предметов и действий.

Задачи проекта могут быть частично изменены в зависимости от индивиду-

альных особенностей детей.

Возраст детей: 3 - 8 лет.

Состав группы: Дети с ОВЗ.

Принципы формирования группы: Группы формируются по принципу до-

бровольного участия детей в игре, с учетом их заинтересованности и осо-

бенностей психофизического развития.

Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один учебный год (сентябрь 2022 г. – май

2023 г.).

Тип проекта: долгосрочный творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта: дошкольники 3 – 8 лет группы компенсирующей

направленности для детей с ЗПР, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

включает в себя:

- составление перспективного плана работы по проведению проекта;

- беседы с родителями об организации игровой деятельности дома;

- подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, посло-

виц;

- организация игрового уголка и подготовка оборудования в соответствии с

поставленными задачами обучения игре;

- пополнение предметно – развивающей среды.

2.

Основной этап

Включает в себя работу в соответствии с изучаемыми лексическими темами:

- экскурсия по детскому саду;

- беседы, презентации и альбомы по темам «Игрушки», «Загадки», «Домаш-

ние животные» и т.д.;

- чтение художественной литературы;

- наблюдения;

- обучение преобразованию предметных действий в игровые;

- обучение игровым действиям на основе игровой ситуации;

- сюжетно - ролевые игры;

- игры-драматизации;

- игры со строительным материалом и обыгрывание построек.

3.

Заключительный этап

включает в себя:

воспроизводство связанных между собой логически определенных дей-

ствий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);

бережное отношения к игрушке;

обозначение словом, предложением предметов и действий. обучение

воспроизводству связанных между собой логически определенных дей-

ствий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);

воспитание бережного отношения к игрушке;

-обозначение словом, предложением предметов и действий.

оформление фотоальбома, презентации

Содержание

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1.

Правило последовательности:

игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, ко-

торые связаны с положительными эмоциями;

объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое

действие взрослого или ребенка сопровождается комментарием;

игровое действие должно быть завершено.

2.

Правило многократного повторения игрового занятия для закрепле-

ния необходимого навыка или знания.

3.

Правило доступного игрового материала:

игра должна быть с четко сформулированными правилами;

подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной

группы.

4.

Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основ-

ной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет

роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентиро-

вать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами

игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отноше-

ния.

Чтобы научить ребенка играть, необходимо организовать поэтапную работу.

Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести

экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их по-

следовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыгра-

ют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии,

присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с

3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком, при этом необ-

ходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные

действия.

Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумы-

вать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4

штук, по игрушкам); в помощь ребенку можно предлагать вопросный план,

опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, худож-

ник)). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начи-

нает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями

«А что было бы, если…».

Целесообразно разыгрывание сценки-диалога с помощью разнообразного

материала: на куклах, на предметах- заместителях, например, кубиках

(например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний –

мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет раз-

вить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения круго-

зора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на

определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в

процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более заниматель-

ными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей.

По мнению автора, не надо стирать грани между игрой и обучением. Речь

идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игро-

вых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, кото-

рые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять

его знания об окружающем мире.

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие,

целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми.

Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во

многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию

они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидак-

тическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых момен-

тов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнова-

ния, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различ-

ных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо забо-

титься не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том,

чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя

игровое действие. Основной стимул познавательной деятельности – не указа-

ния логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим

логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в иг-

ровой форме образцы поведения в жизни.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, во-

ображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элемен-

тов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-

сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые

используют педагоги на занятиях с детьми с ОВЗ. Эти приемы способствуют

повышению познавательной активности детей данной категории, поддержи-

вают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обу-

чающая ситуация тесно связана с ходом коррекционного занятия. Благодаря

ей решаются основные образовательные задачи, повышается активность де-

тей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к

познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Иг-

ровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности,

обрести уверенность в себе.

Ожидаемые результаты выполнения проекта.

В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулиру-

ют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают перено-

сить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль

труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют

предметы-заместители.

Таким образом, организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности компенсирует ряд отклонений в их развитии, и

дети с ОВЗ могут полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, учиться строить

взаи- моотношения в социуме, перенося эти отношения в игру.

Реализация проекта через образовательные области

Образовательные

области

Направления

развития

Содержание

Физическое развитие

Здоровье

Ритмические упражнения, подвижные игры, дыхательная, зри-

тельная гимнастика, пальчиковые игры

Физкультура

Эстафеты, подвижные игры (имитация движений).

Социально – коммуни-

кативное развитие

Труд

Трудовые поручения, дежурства. Закреплять умение самостоя-

тельно готовить материалы к игре, убирать игрушки на место.

Безопасность

Дидактическая игра «Можно или нельзя».

Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

Социализация

Познавательные игры «Оденем куклу на прогулку», «Наведем

порядок», «Расскажи, где ты живешь?», «Когда у тебя день ро-

ждения?».

Познавательное разви-

тие, речевое развитие

Коммуникация

Беседы по лексическим темам. Беседы о людях разных профес-

сий. Рассматривание картины «В детском саду».

Викторина « Подумай -отгадай».

Чтение художественной

литературы

Стихи о маме и бабушке, папе, дедушке.

Белозеров М. «Майский праздник».

Маяковский В. «Кем быть».

"Моя бабушка», С. Капутикян; «Мой дедушка», Р. Гамзатов;

«Мама», Ю. Яковлев; А. Барто; «О мальчиках и девочках», С.

Маршак; «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский; «Вместе тес-

но, врозь скучно» Е. Благинина, потешки, колыбельные песни.

Художественно – эсте-

тическое развитие

Художественное твор-

чество

Рисование «Моя семья», открытки к Дню Победы.

Аппликация «Неваляшка».

Фотогазета «Наша армия»,

Конструирование «Мы строим зоопарк».

Музыка

Песни о маме и бабушке, о людях военных профессий.

Прослушивание музыкальных произведений: марш, вальс и т.д.

Примерное перспективное планирование по организации игровой деятельности детей с ОВЗ

Лексичес-

кие темы

месяца

Обогащение

опыта,

развивающие

игры

Дидактические

игры, ознаком-

ление с художе-

ственной ли-

тературой

Сюжетно - ро-

левые игры,

игры драмма-

тизации

Строительные

игры, продук-

тивная дея-

тельность

Подвижные

игры

Обогащение сло-

варя

Сентябрь

Здравтвуй,

детский

сад!

Игрушки

Экскурсия по

детскому саду.

Беседа о сотруд-

никах д/с, игруш-

ках, правилах по-

ведения в д/с.

А. Барто

«Игрушки»,

«Угадай, чего не

стало»

Магазин игру-

шек, детский

сад

Наш детский

сад, любимая

игрушка.

«Рано утром

детский сад

малышей

встречает..»

Игрушки,

воспитатель,

детский сад,

этажи

Октябрь

Овощи.

Фрукты

Осень.

«Чудесный

мешочек»,

«Вершки-

корешки»,

«Кто

быстрее

Ботаническое

лото.

Сложи

картинку.

Угадай, что

на хитрой

Наш дом.

Осенние

заготовки.

Овощной

магазин

Драмати-

Что растет в

саду и в огоро-

де.

Огород.

Угадай-ка.

Садовник.

Сторож

и зайцы.

В огороде

у ребяток.

Овощи, фрукты,

сочный,

ароматный,

гладкий, зреть

собирать,

огород, сад,

соберет овощи

(фрукты) в кор-

зину», «Что где

растет?»

«Отгадай

по описанию».

Выставка

«Дары

осени».

Фотовыставка

«Во саду ли, в

огороде»

картинке

(коррекцион-

ная игра «Что

нарисовал

художник» –

зашумление

предметов).

«Что где

растет».

«Маленькая

хозяюшка» –

варим

овощной суп,

компот.

зация сказ-

ки «Репка»,

Урожай соби-

рай и на зиму

запасай…

Пугало.

красный,

зеленый,

гладкий,

бархатистый

Ноябрь

Человек.

Одежда.

Обувь.

Головные

уборы.

«4-й лишний»,

Кто что делает»,

«Кому что нужно»,

«Что из чего

сделано».

Обогащение опыта,

обучающие игры.

«Наша Маша ма-

ленькая» (потеш-

ка).

Собери цветок.

Что изменилось?

Повторяй

за мной.

Свой, чужой,

знакомый.

Обувная ярмарка.

Ателье.

Ремонт обуви.

Магазин

Одежды.

Драматизация

стихотворения

«Башмачки»

А. Л. Барто.

Обыгрывание

рекламы оде-

жды.

Сильные, сме-

лые, ловкие.

Кто скорее

добежит до

флажка.

Фотограф.

Одежда, обувь

Каблук, подошва,

туфли, сапоги,

ботинки, платье,

пальто, шерсть.

Декабрь

Домашние

птицы и

животные.

Зимние за-

бавы.

«Кто чем питает-

ся?»,

«Чей? Чья?

Чье?»,

«Кто как голос

подает»

«Узнай, чей след»,

«Кто спрятался на

хитрой

картинке?»,

«Собери картин-

ку»

Зооклиника.

Драматизация

стихотворения

«Кот-

мурлыка».

Будка для

Жучки

Маша вышла

на прогулку.

Найди баш-

мачок.

Барашек.

Вокруг доми-

ка хожу.

Гуси-гуси.

Названия домашних

животных и птиц и их

детенышей, кормить,

поить.

Январь

Зимующие

птицы.

Дикие жи-

вотные.

«Улетают – не

улетают»,

«Узнай

по описанию»,

«Подбери пред-

мет к призна-

кам».

Экскурсия в парк

Зоологическое

лото.

Что лишнее?

Кто голос подает.

Летает – не лета-

ет?

Сложи узор.

Мы кормушку

смастерили…

Магазин, боль-

ница для живот-

ных. Пальчи-

ковый театр.

«Разговор

птиц».

Пальчиковый

театр.

«Теремок».

Птичий двор.

Жилье для жи-

вотных (из

конструктора)

Ласточка.

Гори ясно.

Уточка

и селезень.

Воробушки и

автомобиль.

Употребление приста-

вочных глаголов; зи-

мовать, зимующие,

ледяной.

Февраль

Наш город.

Моя улица.

Мебель.

Транспорт.

День за-

щитника

Отечества

«4-й лишний»,

«Что из чего, ка-

кое?»,

«Назови три

предмета»,

«4-й лишний»,

«Умные маши-

ны»,

«Кому

что нужно».

Экскурсия по

улицам города.

Круглый год.

Что сначала, что

потом.

Один – много.

Сложи узор.

Когда это бывает.

Узнай

по описанию.

Силуэты.

Общее – разное.

Семья .

Где мы были –

мы не скажем,

а что делали –

покажем.

Гараж.

Мебель для ку-

кол.

День – ночь

Мебель, грузить,

перевозить, деревян-

ная, стеклянная, ма-

шина, шофер, поезд,

машинист, фургон,

удобный, быстрый,

перевозить, вагон,

квартира, кухня,

спальня, гостиная

Март

8 Марта.

Моя семья.

Весна.

Перелетые

птицы.

«4-й лишний»,

«Домашние

дела»,

«Накроем стол

к обеду»,

«День рождения

куклы Кати».

Ботаническое

лото.

От зернышка до

булочки.

Семена.

Сложи узор.

Что сначала, что

потом.

Приготовление

праздничного

обеда.

Драматизация

стихотворения

С. Капутикян

«Девочка чума-

зая».

Мост для авто-

мобилей

Мы – веселые

ребята.

Каравай.

Приготовить,

украсить, накрыть.

Апрель

Профессии.

Продукты.

Посуда.

«4-й лишний».

«Сервируем стол

к обеду» (столо-

вая и кухонная

посуда).

С какой полки эти

товары (игрушки,

обувь, одежда).

Назови признаки.

Геометрическое

лото.

Рассеянный

художник.

Детский сад.

Рассказывание

стихотворений

от лица персо-

нажа.

Поделки по

образцу.

Магазин «Про-

дукты».

Мы строители.

Ветерок.

Солнце, до-

ждик, ветер.

Посуда, глина, стек-

ло, чашки, блюдце,

тарелка; относитель-

ные прилагательные.

Май

Моя стра-

на.

9 Мая.

Цветы.

Времена

года.

Экскурсия к па-

мятнику 1200

гвардейцам.

«Времена года»,

«Какой цветок»,

«Когда это быва-

ет».

Мы - военные.

Моряки.

Открытка к

празднику

Бравые сол-

даты с песня-

ми идут…

Весна, лето, осень,

зима.

Ромашка, тюльпан,

роза, одуванчик.

Солдаты, моряки, во-

енный корабль.

Взаимодействие с родителями

1. Способствование развитию содержательной игровой деятельности дома на основе создания в семье благоприятной

атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

2. Беседа на тему: Игровая деятельность дома.

4. Посещение детьми с родителями магазина, парикмахерской, поликлиники с целью обогащения словаря , активиза-

ции интереса к людям разных профессий.

5. Трудовая деятельность «Как я помогаю маме» (фотовыставка).

6. Консультация «Организация досуга в семье: выходные дни, семейные праздники, чаепития»

7.Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление костюмов и атрибутов к сюжетно-

ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок, рекомендации родителям о посе-

щении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.

Методическое обеспечение:

.Игрушки: куклы пластмассовые, куклы-младенцы , куклы - персонажи литературных произведений;

картинки и фотографии изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младе-

нец);

игрушки, изображающие сказочных персонажей (Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фи-

гурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие резиновые, пластмассовые, игрушки, изображающие

людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для театра (кошка,

мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);

рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. .

Одежда и обувь для медвежонка из сказки «Три медведя»: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помеще-

нии; верхняя зимняя одежда и обувь .

Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник. .

Уголки для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»;

Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, чайная — пластмассовая; кухонная; на-

боры для стирки (тазик, ведро, прищепки для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; пред-

меты домашнего обихода , миски, ложки, кастрюли; тазы, подносы различных размеров ;

Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; стол, пластмассовая

посуда (чашки, блюдца, тарелки, ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью

(миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки, муляжи овощей и фруктов натурального размера; плетеные и пласт-

массовые корзины; фартуки; кухонные прихватки с картинками, знакомыми детям, и т. п

Подвижные игрушки ( грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах); настольная ширма;

плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце,

тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: репка, домик-теремок; магнитная доска; иллюстра-

ции со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т.

п, прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса ; кошельки; сумки для покупателей; весы; калькулятор); наборы

для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т. п.

Литература :

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образо-

вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005

2.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред. Шевченко С.Г. М.,2005

3.Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности .М.,2008

4.О. А .Степанова Развитие игровой деятельности ребенка. М.,2009

Приложение.

Игры для проекта «Игротека».

«Зоопарк»

Задачи: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отноше-

ние к животным, культуру поведения в общественных местах.

Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, кассир, посетители зоопарка.

Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с жи-

вотными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Кассир продает

билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители поку-

пают билеты, слушают экскурсовода, смотрят на животных. Предварительная работа: Чтение литературных произведе-

ний о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».

Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в

зоопарк ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что

я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных ме-

стах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках.

Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар. Приходят покупа-

тели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кас-

сир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Продукты», «Книги».

Предварительная работа: Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми . Чтение литературных

произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных ме-

стах.

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы

умеем?»: «Как купить хлеб ?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и

т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудо-

вание для уборки.

«Парикмахерская»

Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных

местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу

Роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду,

вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят

за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, дает рекомендации по уходу

за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в па-

рикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами

причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво»

Игровой материал: Набор игрушек «Парикмахерская»: зеркало, набор расчесок, ножницы, машинка для стрижки волос,

фен для сушки, бигуди, лак для волос, альбом с образцами причесок, краска для волос, пелеринки, полотенца, касса,

чеки, деньги, швабра, ведра, тряпки для пыли, для пола.

«Строительство»

Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях;

воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строитель-

ную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Предварительная работа: Беседа о стройке. Чтение сказки «Тере-

мок». Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на

стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Игровой материал: строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по ди-

зайну, предметы-заместители, машинки.

«Поликлиника»

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, добро-

ту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внима-

тельно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, де-

лает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра де-

лает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровые ситуации: «На приеме у врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендо-

скопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Экскурсия к детской поли-

клинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Мая-

ковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пин-

цет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка Изготов-

ление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, игрушки - фонендоскоп, тонометр, градусник, вата,

бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.



В раздел образования