Напоминание

«Виды педагогических технологий»


Автор: Сметнева Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 179
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: «Виды педагогических технологий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Существует несколько видов классификаций педагогических

технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и

средствам существующие педагогические технологии имеют

сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» - это

взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении

образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его

индивидуальными особенностями; диагностические процедуры,

содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения

результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают :

общепедагогические (характеризуются

целостностью педагогического процесса в регионе, учебном

заведении, на определенной ступени обучения).

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагоги

ческая (общедидактическая,

общевоспитательная) технология характеризует целостный

образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на

определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология

синонимична педагогической системе : в нее включается

совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм

деятельности субъектов и объектов процесса;

Частнометодический (предметный) уровень:

частнопредметная педагогическая технология употребляется в

значении "частная методика", т. е. как совокупность методов и средств

для реализации определенного содержания обучения и воспитания в

рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания

предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы

учителя, воспитателя);

Локальный (модульный) уровень: локальная технология

представляет собой технологию отдельных частей учебно-

воспитательного процесса, решение частных дидактических и

воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности,

формирование понятий, воспитание отдельных личностных

качеств, технология урока, усвоения новых

знаний, технология повторения и контроля

материала, технология самостоятельной работы и др.).

По организационным формам технологии бывают :

-классно-урочные;

-альтернативные;

-академические;

-клубные;

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективных способов обучения;

-дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО,

обучение по книге);

дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);

программированное (компьютерное, программное,

система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на :

авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-

воспитательного процесса, а ученик только объект.

Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни,

подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением

требований и принуждения);

сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-

субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение,

находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности,

содержание, дают оценки);

свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку

свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его

жизнедеятельности);

личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной

системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные

и безопасные условия для его развития);

гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой,

направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

массовая (традиционная) технология (школьная технология,

рассчитанная на усредненного ученика);

технология продвинутого образования (углубленное изучение

предметов и типична для гимназического, лицейского, специального

образования);

технология компенсирующего обучения (используется

для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания,

компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии

подразделяются на :

-информационные (формирование школьных знаний, умений и

навыков);

-операционные (обеспечивают формирование умственных

действий);

-технологии саморазвития (направлены на формирование способов

умственных действий);

-эвристические (развивают творческие способности учащихся);

-прикладные (обеспечивают формирование действенно-

практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают :

обучающие;

воспитательные;

светские;

религиозные;

общеобразовательные;

профессиональные;

гуманистические;

технократические;

моно- и политехнологии;

проникающие.

Критерий эффективности педагогических технологий :

Любая педагогическая технология должна удовлетворять

некоторым основным методологическим

требованиям (критериям технологичности).

Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть

присуща опора на определенную научную концепцию, включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми

признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей,

целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического

целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения,

поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью

коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические

технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть

эффективными по результатам и оптимальными по затратам,

гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность

применения (повторения, воспроизведения) педагогической

технологии в других однотипных образовательных учреждениях,

другими субъектами.

Технология и содержание образования. В настоящее время

в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и

процессуальных компонентов образовательной системы: целей,

содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе

совершенствования и вариаций педагогических технологий их

компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще

всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание

изменяется лишь по структуре, дозировке, логике.

Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее

дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль

в определении содержания образования, процессуальной

части технологии и в реализации их единства. В последние годы в

нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что

в сочетании с разнообразием выбора педагогических

технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение

качества образования.

Технология и мастерство. Одна и та же технология может

осуществляться различными исполнителями более или менее

добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении

неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная

специфика, но определяющей является компонента, характеризующая

закономерности усвоения материала, состав и последовательность

действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако

близкими к некоторому среднему значению, характерному для

данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется

свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.



В раздел образования