Автор: Сметнева Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 179
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: «Виды педагогических технологий»
Раздел: дошкольное образование
Существует несколько видов классификаций педагогических
технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и
средствам существующие педагогические технологии имеют
сходство, но отличаются по различным параметрам.
По своему определению «педагогическая технология» - это
взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении
образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его
индивидуальными особенностями; диагностические процедуры,
содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения
результатов деятельности
ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ
По уровню применения технологии бывают :
общепедагогические (характеризуются
целостностью педагогического процесса в регионе, учебном
заведении, на определенной ступени обучения).
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагоги
ческая (общедидактическая,
общевоспитательная) технология характеризует целостный
образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на
определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология
синонимична педагогической системе : в нее включается
совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм
деятельности субъектов и объектов процесса;
Частнометодический (предметный) уровень:
частнопредметная педагогическая технология употребляется в
значении "частная методика", т. е. как совокупность методов и средств
для реализации определенного содержания обучения и воспитания в
рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания
предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы
учителя, воспитателя);
Локальный (модульный) уровень: локальная технология
представляет собой технологию отдельных частей учебно-
воспитательного процесса, решение частных дидактических и
воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности,
формирование понятий, воспитание отдельных личностных
качеств, технология урока, усвоения новых
знаний, технология повторения и контроля
материала, технология самостоятельной работы и др.).
По организационным формам технологии бывают :
-классно-урочные;
-альтернативные;
-академические;
-клубные;
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективных способов обучения;
-дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной деятельностью:
традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО,
обучение по книге);
дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
программированное (компьютерное, программное,
система «консультант»).
По подходу к ребенку технологии подразделяются на :
авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-
воспитательного процесса, а ученик только объект.
Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни,
подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением
требований и принуждения);
сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-
субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение,
находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности,
содержание, дают оценки);
свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку
свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его
жизнедеятельности);
личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной
системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные
и безопасные условия для его развития);
гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой,
направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
массовая (традиционная) технология (школьная технология,
рассчитанная на усредненного ученика);
технология продвинутого образования (углубленное изучение
предметов и типична для гимназического, лицейского, специального
образования);
технология компенсирующего обучения (используется
для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания,
компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии
подразделяются на :
-информационные (формирование школьных знаний, умений и
навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных
действий);
-технологии саморазвития (направлены на формирование способов
умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности учащихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-
практической сферы личности).
По характеру содержания и структуры технологии бывают :
обучающие;
воспитательные;
светские;
религиозные;
общеобразовательные;
профессиональные;
гуманистические;
технократические;
моно- и политехнологии;
проникающие.
Критерий эффективности педагогических технологий :
Любая педагогическая технология должна удовлетворять
некоторым основным методологическим
требованиям (критериям технологичности).
Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть
присуща опора на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми
признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей,
целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения,
поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью
коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические
технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть
эффективными по результатам и оптимальными по затратам,
гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность
применения (повторения, воспроизведения) педагогической
технологии в других однотипных образовательных учреждениях,
другими субъектами.
Технология и содержание образования. В настоящее время
в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и
процессуальных компонентов образовательной системы: целей,
содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе
совершенствования и вариаций педагогических технологий их
компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще
всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание
изменяется лишь по структуре, дозировке, логике.
Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее
дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль
в определении содержания образования, процессуальной
части технологии и в реализации их единства. В последние годы в
нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что
в сочетании с разнообразием выбора педагогических
технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение
качества образования.
Технология и мастерство. Одна и та же технология может
осуществляться различными исполнителями более или менее
добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении
неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная
специфика, но определяющей является компонента, характеризующая
закономерности усвоения материала, состав и последовательность
действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако
близкими к некоторому среднему значению, характерному для
данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется
свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.