Напоминание

Онтогенез речевого развития дошкольников


Автор: Карева Елена Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад "Семицветик"
Населённый пункт: Нарьян-Мар
Наименование материала: статья
Тема: Онтогенез речевого развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

В дальнейшем ребенок

овладевает флексийной системой

окончаний (склонений и

спряжении) при

неизменяемости основы, т.е.

законами формообразования и

словоизменения

Учитель-дефектолог Карева Е.А.

ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»

ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

(по А.Н.Гвоздеву)

С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка в дошкольном возрасте

выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

Морфология (лингвистика) — раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы

слов.

Синтаксис

– раздел грамматики,

изучающий

формы

и

типы

предложений,

структуру

словосочетаний и связи слов в предложении и в словосочетании.

I ПЕРИОД

- период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (это

грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи — слова-фрагменты

(в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок

обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся

ударение и количество слогов).

(от 1 года 3 мес.- 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:

Первый этап I периода (этап однословного предложения) (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.). На этом

кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные

предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые они используют для

выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего

высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет

ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова - корни. В различных

предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть

слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-

би, му, мяу,) лепетные слова (ди, моко).

Второй этап I периода (1год 8мес. - 1год 10 мес.) - этап предложений из нескольких слов -

корней.

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т. е. в речи

ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова

в высказывания связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в

предложениях в одной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже

единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо

в неопределенной форме, либо в форме 2-ого лица единственного числа повелительного наклонения (

мама ди, Аня баи, папа ням-ням).

II ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до

3 лет). Этот период включает в себя три этапа:

1 этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.).

Первые грамматические формы существительных:

1)

Формы им.п. ед и мн ч. с окончаниями –Ы, -И (столы, мальчики) (фонетически чаще –И, по

причине смягчения согласных «толи - столы»)

2)

Формы В.П. с окончанием –У (кису, куклу)

3)

Появление формы Р.п. с окончанием –Ы (нет кисы), и П.п. с окончанием –Е для обозначения

места, при этом предлог не употребляется («толе» вместо « на столе»)

Первые грамматические формы глаголов:

1)

Повелительное наклонение 2-го лица ед. числа («иди, неси, дай»)

2)

формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит)

3)

Возвратные и невозвратные глаголы (купаться, купать).

Первые грамматические формы прилагательных:

К двум годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и

женского рода, но без согласования с существительными (красный, красная).

Синтаксическая структура:

1)

Согласование существительных в им.п. ед.ч. с глаголами изъявительного наклонения (реальное

действие во время речи) (матик играет)

2)

Формы управления глаголами (дай кису)

3)

Расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет кукла)

2 Этап использования флексийной системы для выражения синтаксических связей слов (от

2 лет 2 мес. до 2 лет 6 мес.).

Словоизменения в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий (окончаний),

которые

систематизируются

при

формообразовании

в

различные

типы

склонения

имен

существительных и спряжения глаголов. Из-за сложности флективной системы ребенок не может

одновременно усвоить все формы словоизменения.

1)

В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное

окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующими». Другие варианты окончаний,

выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, или

заменяются. Так, формы существительных родительного падежа мн. числа имеют несколько вариантов

окончаний: «-ов», нулевое окончание, «- ей», среди которых чаще употребляется окончание «-ов»

(много ложков, ножов).

2)

Дифференциация форм ед. и мн.ч. глаголов изъявительного наклонения (идет – идут)

3)

Усваивается изменения по лицам (кроме 2 лица мн.ч.- думаете, идете)

4)

Разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени (но в прошедшем времени

смешиваются муж., жен., и ср.род – «кукла лежал»)

5)

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи наблюдаются как правильные, так и

неправильное согласование прилагательного с сущ-м. В ряде случаев прилагательные употребляются

после сущ-х (шарик красный)

6)

Усвоены личные местоимения

7)

Появляются некоторые простые предлоги: в, на, у, с (однако наблюдаются замены предлогов,

смешивание окончаний «в столу»)

3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 л. 6 мес. до

3 л).

1) Правильное употребление предлогов и союзов, но при употреблении сложных предлогов (из-за,

из-под) наблюдаются аграмматизмы

2) Усвоение окончаний множественного числа –ОВ, -АМИ, АХ

3) Усвоение падежных окончаний Им.п. мн.ч. –А (рога)

4) Закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах (все

кроме им.п.) (красного шара, красным шаром и т.д.)

5) Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения усваиваются

служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы, однако в полной мере

морфологическая система языка ещё не усвоена

III ПЕРИОД - Период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет)

1) В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и

спряжения, усваивает многие единичные формы (пишу, пиши, пишет).

2) Сокращается словотворчество, так как ребенок овладевает не только общими правилами

грамматики, но и более частными (у кошки не кошата, а котята, у лошади не лошадёнок, а

жеребёнок)

3) В речи детей до 4 лет ещё встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменение

(нОгами, Ушами, попИла). После 4 лет такого рода ошибки исчезают, остаются лишь нарушения

чередования согласных в основах глаголов (посидю, поскаку, бежу; огуреца, у львёнока…)

4) Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах,

глагольное управление

Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой

практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что

позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при

изучении русского языка.

Используемые источники:

1.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999

2.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961

3.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских

садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В.

Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.

4.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин . – М., 2000.

5.

Ж. «Логопед». 2005, №4



В раздел образования