Напоминание

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в средней группе детского сада


Автор: Беликова Ирина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в средней группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДЕТСКОГО САДА»

Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь

счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко,

вернуть же его очень трудно.

Дети самое большое богатство, наше будущее. Они продолжат наше

дело, построение нашего государства. Однако специалисты - врачи,

физиологи, педагоги – выражают серьёзную озабоченность

состоянием здоровья подрастающего поколения.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить,

учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые

умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и

адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования

детского характера, развития воли, природных способностей.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления

здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о

здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо

заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет

здоровье как полное физическое, психическое и социальное

благополучие.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о

том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все

меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что

является причиной роста функциональных и хронических

заболеваний.

Растет число детей, страдающих заболеваниями нервной системы,

органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-

кишнчного тракта и др. Особую озабоченность общества вызывают

детский травматизм, наркомания и токсикомания, табакокурение.

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных ее

институтов. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей

жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная

каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение

принадлежит первым годам жизни ребенка. И так как проблема

здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более

чем остро, то словосочетания «здоровьесберегающие технологии»

и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в

беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы

педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от

дошкольных учебных учреждений. Так как же нужно воспитывать

ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к

нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям)

нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать

системно и сообща.

Оздоровительное направление работы российских детских садов

всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их

деятельности. Одной из приоритетных задач формирования

здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является

создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового

образа жизни у детей дошкольного возраста.

Выделяют 3 группы средств физического воспитания детей

дошкольного возраста.

1.

Гигиенические и социально-бытовые факторы.

К ним относятся

режим, сон, питание, игрушки, одежда и т.п. Отмечается,

соблюдение личной и общественной гигиены, режима

деятельности, питания, сна вызывает у ребенка положительные

эмоции. Это улучшает работу всех органов, систем, повышает

работоспособность. Кроме того, гигиенические

факторы составляют обязательное условие для более

эффективного воздействия физических упражнений на организм

занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, физического

оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может

привести к различным заболеваниям детей и снизить

положительное влияние физических упражнений на их

физическое развитие.

2.

Естественные силы природы

. К ним относятся солнце, воздух и

вода. По отдельности и в сочетании они являются важным

средством укрепления здоровья, повышения работоспособности.

Солнце, воздух и вода используются как самостоятельные

средства закаливания организма человека. Они вырабатывают

приспособляемость организма к повышенной и пониженной

температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям

метеорологических факторов. Закаливание имеет и другое

значение: оно способствует воспитанию волевых и нравственных

качеств: выдержки, смелости, решительности, самообладания и т.

п.

3.

Физические упражнения

выделяются учеными в качестве

основного специфического средства физического воспитания.

Это средство предназначено для развития двигательных

действий, в его состав входят спортивные и подвижные игры,

гимнастика, праздники, развлечения, простейшие виды туризма и

т. п. Работа по использованию этой группы средств может

проходить в детском саду в разных формах: физкультурно-

оздоровительная работа в режиме дня, самостоятельная

двигательная деятельность с использованием специально

созданной взрослыми предметно-развивающей среды, активный

отдых.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ включает целую систему.

Данная система может быть представлена в виде следующих

разделов:

1.

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка

уровня физического развития и здоровья детей, которая включает

в себя диагностические мероприятия по оцениванию и

отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада

различными специалистами.

2.

Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления

оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.

3.

Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс

физкультурных мероприятий, различные типы специально

организованных видов деятельности.

4.

Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему

организации психологической поддержки детям методами и

приёмами создания благоприятного эмоционально-

психологического климата.

5.

Здоровьесберегающие компоненты в организации

образовательного процесса.

6.

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в

детском саду [11].

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших

направление работы дошкольного учреждения. В систему

оздоровления как непременное условие входит внимательное

отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее

эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в

должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов

детского сада должны быть внесены должностные обязанности

оздоровительной направленности.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских

дошкольный учреждениях. Вспомогательными составляющими в

обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие

технологии. Основная цель, которых состоит в поддержании

высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них

качественных знаний и навыков построения активного и здорового

образа жизни.

Мы же в своей статье хотим раскрыть смысл необходимости

внедрения нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в

ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно

удержать лекарствами. Есть более действенное средство -

движение. Физические упражнения непременно должны войти в

образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно

сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и

полноценную жизнь.

Как практика показала, обеспечить укрепление здоровья детей

можно только путем комплексного решения педагогических,

медицинских и социальных вопросов.

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому

дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый

багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового

образа жизни, заложив в нем культуру здоровья.

Деятельность взрослого, в нашем случае, направленная на

укрепление здоровья, составляет содержание физического

воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие.

Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники

жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой,

формирующие физические и личностные качества ребенка.

В нашей дошкольной образовательной организации мы применяем

народные подвижные игры и игровые подражательные движения,

как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах;

используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике,

музыкальной ритмике, используем фольклор при проведении

игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике

и в самостоятельной детской деятельности.

При всем этом также стремимся вовлечь в воспитательно-

образовательный процесс дошкольного учреждения родителей

(законных представителей), т.к. они являются участниками

образовательного процесса.

Используя игровые приемы, обучение и оздоровление происходит

с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в

памяти ребенка надолго.

Для полноценного физического развития детей в ДОУ есть

спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование

которого:

обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;

способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также

развитию двигательной активности и координации движений;

повышает эффективность общеизвестных упражнений и

повседневных игр;

положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Спортивный зал и имеющееся в нем оборудование позволяет

включить в работу большую группу детей, что обеспечивает

высокую эффективность занятий. Оборудование не загромождает

полезную площадь помещения и дети свободно могут пользоваться

любыми спортивными снарядами.

Большой эффект достигается при использовании нестандартного

(легко трансформируемого) оборудования спортивного зала. Дети к

такому оборудованию проявляют большой интерес (дорожки разной

ширины; шнуры; дуги для подлезания; дорожка – «следы»; мягкие

мячи; тренажеры для профилактики плоскостопия, массажеры и

т.д).

Дети пользуются спортивным оборудованием не только в зале, но и

групповых помещениях, в каждой группе есть центр двигательной

активности. Эти центры оборудованы спортивным инвентарем в

соответствии с возрастными особенностями детей.

Кроме того, оборудованы и прогулочные участки. Участки детского

сада оборудованы физкультурными площадками с зонами для

подвижных и спортивных игр.

Далее хотелось бы остановиться более подробно на

нетрадиционных методах здоровьесбережени в средней группе

детского сада, которые мы активно используем в своей

деятельности. Это такие методы как:

Закаливание;

Аэробика;

Фитнес-йога;

Аромотерапия.

Закаливание

Закаливание

- это повышение устойчивости организма к

неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети

не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха,

влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость[36].

Закаливание – это неизменный образ жизни ребенка дома и в

детском саду. Процесс закаливания чрезвычайно индивидуален.

Для одного ребенка необходимо только поддержание

определенного уровня, другому ребенку совершенно необходимо

поднимать планку закаливания, чтобы достичь необходимого

уровня. Но определенно, для дошкольного учреждения необходимо

подбирать методики абсолютно безвредные для всех находящихся

в одной группе детей.

Работники дошкольных детских учреждений должны ставить перед

собой при начальном закаливании детей строго определенные

задачи. Прежде всего, перед началом процесса закаливания детей

дошкольного возраста, необходимо провести медицинское

обследование детей на предмет изучения физического развития и

функционального состояния организма ребенка. На основании

выявленных данных можно уверенно определить основной вид

необходимого закаливания и определить правильную дозировку

процедур закаливания. Затем производится определение метода

закаливания и соответствие нагрузки к функциональным

возможностям самого ребенка. Необходимо провести

определенную работу с родителями для совместных и

эффективных действий.

Закаливание ребенка в дошкольном учреждении и в домашних

условиях приведут к повышению стрессоустойчивости.

Необходимо проводить сквозное проветривание различных

помещений в период отсутствия детей. В присутствии детей

целесообразно проводить угловое проветривание, естественно,

внимательно следя за не нахождением детей вблизи открытого окна

или форточки.

Таким образом, воспитатели и родители должны понимать, что

процесс закаливания – это целый комплекс мероприятий,

связанных между собой и дополняющих друг друга, которые

обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление

детей будет эффективным.

Детская аэробика

Аэробика

считается одним из звеньев в развитии координационных

способностей и функциональных сил организма у детей

дошкольного возраста и, как следствие, влияет на укрепление

здоровья детей. Аэробика - это комплекс упражнений, в которых

дыхательные движения сочетаются с движениями тела, опорно-

двигательного аппарата [29].

Цели и задачи способствуют развитию не только координационных

способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности,

красоты и точности движений.

При планировании проведения занятий аэробикой нами

используются упражнения с палками, мячами, скакалками,

совмещённые с танцевальными шагами, которые дают возможность

координировать, сочетать работу всех групп мышц. Развивая

координационные способности у детей, мы используем

общеразвивающие упражнения с разнообразными предметами, так

как они вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость,

умение правильно распределять силы. Используется

индивидуально-дифференцированный подход при разучивании

новых элементов, мотивируем детей на правильное выполнение

движений, опираясь на личный пример и видеозаписи.

Воспитателем, музыкальным руководителем и родителями

подбирается фонотека с записями классической, современной и

мультипликационной музыки. Это музыкальное сопровождение на

занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма,

позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать

свои движения с музыкой.

Таким образом, аэробика укрепляет сердечно-сосудистую систему

и легкие, укрепляет мышцы и улучшает координацию движений.

Заниматься спортивной аэробикой можно начинать с четырех лет,

когда скелет и связки еще не сформированы.

Фитнес- йога

Занятий йогой следует начинать с 5-летнего возраста, с

выполнения самых простых упражнений – асаны. Фитнес-йога – это

оздоровительная методика, позволяющая укрепить сердце и

сосуды, развивать гибкость, повысить выносливость, повысить

иммунитет, укрепить кости, повысит уверенность в себе, развитию

умения концентрироваться [64].

Цель занятий фитнес-йогой - развитие гибкости, повышение

выносливости, повышение уверенности в себе, развитие умения

концентрироваться, развитие двигательных умений и навыков. В

основу занятий входят комплексы физических упражнений с

элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий мы

подбираем самые доступные йоговские позы. Занятия йогой

просто необходимы для полного гармоничного развития детей

дошкольного возраста, т.к. большинство упражнений Хатха-йоги

естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц,

определенные положения людей, предметы. Многие позы названы

их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и

т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят

фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают

упражнения и легче их осваивают. Занятия можно проводить в

следующих направлениях:

фитнес (занятие полностью состоит из активного выполнения

различных упражнений, направленных на развитие двигательной

активности, выносливости, развития сердечно - сосудистой и

мышечной системы ребенка, формирования правильного дыхания

во время выполнения упражнений);

йога (занятие состоит из упражнений, направленных на растяжку

мышц, развитие правильного ритма дыхания, укрепление мышц

спины, ног, пресса, на релаксацию);

фитнес-йога (первая половина занятия проводится с применением

активных упражнений, вторая – в спокойном темпе).

Итак, фитнес-йога – эффективная форма проведения

физкультурных занятий, позволяющая решить проблемы здоровья

детей, а так же способствует двигательной активности детей

дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного

учреждения.

Аромотерапия

Аромотерапия представляет собой лечение с использованием

различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных

масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев,

кустарников и трав.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они

бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм

мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные

или неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта,

как правило, спонтанна. Даже спустя много лет запах матери,

например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и

защищенности. Это связано с тем, что, будучи малышами, мы

познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему

чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным

состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и

гармонизирующей силе аромотерапии. Аромотерапия существует

не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она

является и весьма реальной защитой от различных бактерий и

вирусов. Аромотерапия укрепляет естественные силы организма,

способствует решению множества задач по достижению здоровья и

красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности

природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и

счастливой.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры,

воспринимающие действие аромотерапии без всякого

предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда

положительна. В нашей средней группе применение средств

аромотерапии позволяет поддерживать хорошее настроение у

детей, а также помогает излечить простудные заболевания и

нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые

запахи. Всё это проводится с участием медицинской сестры

дошкольного образовательного учреждения.

Из всего комплекса санитарно-гигиенических мероприятий

большое внимание уделяется санации воздуха помещений.

Наиболее эффективно обеззараживают воздух эфирные масла

мяты, лаванды, эвкалипта. Ароматизация воздуха спальных и

игровых комнат в нашем ДОУ с целью профилактики

респираторных заболеваний снижает микробную обсемененность

атмосферы помещений в 3-4 раза. Эффект сохраняется в течении

суток и более. Эфирные масла угнетают дифтерийные и

коклюшные палочки, гемолитические стрептококки и гноеродные

стафилококки. Но, кроме того, ароматы эфирных масел

ионизируют и озонируют воздух закрытых помещений, уничтожая

специфический запах больниц.

Ароматы оказывают положительное действие на бронхолегочную,

сердечно - сосудистую, нервную системы.

Использование аромотерапии предусматривает активизацию

обонятельных центров головного мозга - это свежий запах хвои,

острый запах корейского бальзама приятный запах лимона, кинзы,

душицы, мяты. Дети, вдыхая эти ароматы на занятиях,

представляют, что находятся в лесу, где чистый и свежий

воздух. Особое значение придаем дыханию носом, т.к. в средней

части носа находятся обонятельные нервы.

Мы систематически проводим занятия занятий на улице в любую

погоду, которые помогают закалить и укрепить навык дыхания

носом, а не ртом, как в основном приучены дети. В носовой полости

воздух очищается, согревается и увлажняется, что позволяет

избежать охлаждения, перегрева и воздушных инфекций.

Обонятельные нервы передают информацию о запахах

наполняющих воздух, нашему головному мозгу и восстанавливают

гармонию ребенка с окружающей средой. Свежий запах хвои,

эвкалипта, розмарина, лимона, полыни, душицы, мяты, разнотравья

возбуждают приятые ассоциации. Для распыления ароматических

веществ можно применять прибор «Фитам», ароматические лампы,

карманный ингалятор, фитопалочки или наполнить кабинет легким

запахом, накапав 10 капель любого ароматического масла в

горячую воду.

Таким образом, постоянное совершенствование мастерства

педагогов, поиск новых подходов к организации

здоровьесбережения детей,- постоянная забота дошкольного

учреждения [14]. Профессиональная компетентность педагогов

детского сада в вопросах здоровьесбережения позволит более

эффективно использовать здоровьесберегающие возможности

среды пребывания детей в детском саду.

Список используемой литературы

1.

Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:

индивидуально-ориентированный подход/ Т. В. Ахутина //

Школа здоровья. - 2000. - № 2.

2.

Валеология: Учебное пособие/Под ред. Я.Л. Мархоцкого. – Мн.:

Выш. шк., 2006. – 5-12 с.

3.

Евдакимова, Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая

технология в ДОУ / Е. С. Евдокимова // Управление ДОУ. - 2004.

- № 1.

4.

Здоровьесберегающее пространство дошкольного

образовательного учреждения: проектирование, тренинги,

занятия/сост. Н. И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

5.

Зелинская, Д. Школа здоровья./Д. Зелинская. – М., 1995. - Т.2.

6.

Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии / В. И.

Ковалько. - М.: ВАКО, 2004.

7.

Кудрявцева, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления./В. Т.

Кудрявцева. - М.: Линка - Пресс, 2000.

8.

Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева.

- М., 2000.

9.

Маханева, М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового

ребенка. / М. Д. Маханева. //Управление ДОУ. - 2005. - № 5.

10.

Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических

упражнений / Л. Д. Назаренко. - М., 2002.

11.Панкратова, И. В. Растим здоровое поколение/И. В. Панкратова //

Управление ДОУ. - 2004. - № 1.

12.

Сухарев, А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и

подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7.

N2. С. 29 – 34.

13.

Фомина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни/Н.

А. Фомина // Управление ДОУ. - 2006. - № 4.

14.

Шумихина, Ю. В. Клуб «Здоровая семья»/Ю. В. Шумихина //

Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 3.

15.

Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для

детей/М. Н. Щетинин. М.: Айрис-пресс, 2007.

5



В раздел образования