Напоминание

"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей 3-4 лет"


Автор: Химина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовила и провела:

Химина Ольга Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной

категории

1.

Важность развития мелкой моторики рук.

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые

направлены на выполнение точных движений кистями и пальцами. Раньше дети

выполняли больше движений своими руками (завязывали шнурки, бантики,

застёгивали пуговицы). В настоящее время ситуация поменялась: либо взрослые

выполняют большую часть движений, не давая детям самостоятельности, либо

действия детей максимально облегчены (обувь на липучке, одежда на молнии,

косички и хвостики завязаны резинкой).

О важности мелкой моторики говорит многое, т.к. дети со слабой моторикой

часто бывают не готовы к письму, отстают в речевом развитии, что сказывается

на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную

систему ребенка.

Конечно же, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие

ребёнка:

- навыков самообслуживания,

- мышления,

- памяти,

- внимания,

- словарного запаса.

Центры коры головного мозга тесно взаимосвязаны. Активируя зону мелкой

моторики, мы естественным путём влияем на соседние.

2.

Что способствует ловкости рук?

Существует много способов сделать

маленькие пальчики ребёнка более

умелыми. Мелкую моторику рук у детей

3-4 лет прекрасно развивают различные

игровые действия:

- массаж с помощью шипованных

мячиков,

- игры с мелкими деталями (конструктор,

мозаика, паззлы),

- рисование карандашами,

- лепка из пластилина,

- сортировка круп (рис, горох,

фасоль),

- перекатывание в ладошках

различных предметов (палочек,

орехов и т.д.),

- откручивание крышек на

бутылках разных размеров,

- застёгивание пуговиц, различные

шнуровки,

- нанизывание крупных пуговиц на леску и т.д.

В форме занимательной игры эти занятия увлекают малышей 3-4 лет.

Помните! Играть с мелкими игровыми материалами нужно только под

присмотром взрослого!

3.

Пальчиковые игры.

Наиболее интересным занятием для детей являются пальчиковые игры, которые

обязательно сопровождаются фольклорными произведениями:

- скороговорки,

- стишки,

- потешки,

- мини-представления и т.д.

Эти игры разыгрываются при помощи пальчиков.

Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, иначе, малышу это

надоест и он переключит своё внимание на что-то другое.

Помните!

- сразу двумя руками детям сложно выполнять движения, поэтому начинать

необходимо с одной, затем повторить другой, и только после этого можно

пробовать синхронизировать руки;

- с первого раза ребёнок может не

запомнить все движения или слова,

что нормально в этом возрасте. Все

получится постепенно.

- соотносить слова с действиями

малыш научится в процессе занятий.

Подбодрите его и помогите

выполнить движения.

- двигайтесь от простого

к сложному. Если

ребёнку упражнение не

под силу, он просто

откажется его выполнять.

- организовывать игры

лучше с любимыми

персонажами, стишками,

песенками, игрушками.

- если ребёнок не в

настроении – не

принуждайте!

Самые простые пальчиковые игры для детей 3-4 лет:

- «Потрите ладошки»

- «Пальчики приветствуют друг друга» (поочерёдное прикосновение

одноименных пальчиков друг к другу: мизинчики, безымянные, средние,

указательные, большие)

- «Зашагали ножки по дорожке» (указательный и средний пальцы словно

«шагают» по поверхности стола)

- «Бабушка плохо видит» - большим и указательным пальцем изображаем очки и

подносим к глазам.

Затем можно использовать игры с небольшими стишками, постепенно

усложняя движения:

- «Лодочка»

Зайчиха в лодочке плывёт, (складываем ладошки в форме лодочки)

Зайчонка плыть с собой зовёт (машем руками зовущим жестом).

- «Загибалки»

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Ну а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Проговаривая строчки стихотворения, загибаем пальчики на руке малыша,

начинаем счёт с большого пальца.

- «Зайчик» (игра с усложнением)

Прыгал заюшка косой (правой рукой – кулак и ушки: большой и указательный

пальцы)

Под зелёной, под сосной, (все пальцы левой руки выпрямляем и растопыриваем)

Рядом, под другой сосной (все пальцы правой руки выпрямляем и растопыриваем)

Прыгал заюшка другой (левой рукой – кулак и ушки: большой и указательный

пальцы).

Для развития мелкой моторики

также часто используются

игры с пальчиковыми

игрушками, которые так

нравятся детям. Суть их

заключается в том, что весёлые

потешки разыгрываются при

помощи «кукольного театра».

Развивать мелкую моторику

рук у младших дошкольников

необходимо! Делать это нужно

ненавязчиво, а весело и

увлекательно, помогая малышу

совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие

аспекты развития ребёнка.



В раздел образования