Автор: Иванова Антонина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская СОШ им. М.Н.Анисимова"
Населённый пункт: Сунтарского улуса Республики Саха(Я)
Наименование материала: методическая разборка
Тема: Программа внеурочной деятельности "Мой мир"
Раздел: начальное образование
Программа внеурочной деятельности
«Мой мир»
1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
Рабочая программа составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования» с учетом программ,
включенных в ее структуру. Программа направлена на
социализацию обучающихся, «на познание и исследование
окружающего мира, на межличностное общение и обмен
духовными ценностями в процессе взаимодействия с
окружающими людьми.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты, в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
—формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни; бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты, согласно планируемым
результатам освоения ООП, включают:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.);
формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов (уровень первичного
понимания) – приобретение школьником общих сведений о:
- здоровом образе жизни и экологически целесообразном
поведении;
-жизни односельчан в различные исторические периоды;
-природных объектах и их взаимосвязи с жизненными
потребностями человека;
-архитектурных памятниках;
-памятных местах и событиях;
-музеях и их разнообразии.
Результаты второго уровня (формирование позитивного
отношения школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом):
предполагают развитие ценностных отношений школьника к
своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к
природе, к родному отечеству, к труду и другим людям.
Обучающиеся должны должны научиться:
использовать в речи исторические, искусствоведческие
термины;
выражать свое отношение к полученной информации устно и
письменно;
бережно относиться к природе, идентифицировать себя с
прилегающей зелёной зоной;
анализировать архитектурные памятники и ориентироваться
во времени;
внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные
места и события;
применять на экскурсии знания, полученные в школе, и
наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять
школьный материал;
выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами,
родителями.
Третий уровень - приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия (приобретение
школьником опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками; опыта
управления другими людьми и принятия на себя
ответственности за других). Достижение третьего уровня
происходит через выход в социум.
Для оценки эффективности достижения планируемых
результатов можно использовать следующие показатели:
поведение детей на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные
результаты;
участие учащихся в экскурсиях
наличие у учащихся наградных материалов (дипломы,
грамоты, сертификаты, поощрения);
содержание портфеля достижений учащихся в направлении
духовно-нравственного воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС (33часа)
1.Вводное занятие(1час)
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих
экскурсий. ТБ при пеших экскурсиях.
2. Наша школа (5часов)
• Экскурсия по школе (1 час)
Знакомство с различными помещениями, их назначением, с
работниками школы, правилами поведения.
Экскурсия на школьный двор (1час)
Знакомство с различными площадками на школьном дворе и
их предназначением.
Экскурсия в школьную столовую (1 час)
Знакомство с работниками столовой, с правилами поведения в
столовой.
Экскурсия в школьную библиотеку (1 час)
Знакомство с работниками библиотеки, правилами поведения
в библиотеке, с правилами пользования книг из
библиотечного фонда.
Экскурсия в музей «Утум» (1 час)
Знакомство с термином «Музей». Беседа о значении музея.
Знакомство с работником школьного музея.
3.Село, в котором я живу (12часов)
• Экскурсия «Безопасный путь в школу и из школы» (2
часа)
Знакомство с пешеходными переходами.
Практическое занятие: обозначение своего безопасного
маршрута «Дорога от дома до школы и обратно».
Экскурсия «Наше село» (2 часа)
Обзорная экскурсия по достопримечательным местам нашего
села.
Обсуждение экскурсии.
Подготовка и участие в НПК «Я иследователь» (2 часа)
Знакомство с различными кружками школы.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия в музей «Утум» (2 часа)
Беседа о роли музея в истории нашего села.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия в парк (2 часа)
Знакомство с творчеством местных мастеров
Обсуждение экскурсии
Экскурсия в библиотеку (2часа)
Знакомство с помещением библиотеки, ее работниками,
правилами поведения в библиотеке, правилами пользования
книг из библиотечного фонда.
Экскурсии в природу (10 часов)
Осенняя экскурсия (4 часа)
Экскурсия в парк «Красота окружающей природы»
Экскурсия на школьный двор «Что нам дарит природа» (сбор
природного материала)
«Знакомство с сезонными изменения в природе.
Обсуждение экскурсии.
Зимняя экскурсия (2 часа)
Наблюдение за изменениями в природе зимой.
Обсуждение экскурсии
Весенняя экскурсия (4 часа)
Признаки весны. Отличие живой и неживой природы (март)
Состояние природных объектов и явлений, происходящих в
природе в весенний период (апрель)
Обсуждение экскурсии
Итоговое занятие (1 час)
Игра - викторина
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33ч)
№
Тема
Кол-во
часов
План. дата
Факт. дата
1
Вводное занятие
1
2. Наша школа
2
Экскурсия
по
школе
1
3
Экскурсия на
школьный двор
1
4
Экскурсия в
столовую
1
5
Экскурсия в
шк.библиотеку
1
6
Экскурсия в
музей «Утум»
1
3.Село, в котором я живу
7-8
Безопасный путь
в школу и из
школы
2
9-10
Экскурсия
«Наше село»
2
11-12
Подготовка и
участие в НПК
«Я
исследователь»
2
13-14
Экскурсия в
музей «Утум»
2
15
Экскурсия в
МПЧ
1
16
Экскурсия в
ШВУ
1
17-18
Экскурсия в
библиотеку
2
4. Экскурсия в природу
19
Экскурсия в
1
парк
20
Что нам дарит
природа
1
21
Знакомство с
сезонными
мзменениями в
природе
1
22
Обсуждение
экскурсии
1
23-24
Наблюдение за
изменениями в
природе зимой
2
25
Признаки весны
1
26
Отличие живой
и неживой
природы
1
27-28
Состояние
природных
явлений в
весенний период
2
29-30
31
Защита проектов
Поход
2
1