Напоминание

"Методы формирования сознательной дисциплины у первоклассников"


Авторы: Замуруева Ольга Александровна, Лукашова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: Одинцово
Наименование материала: статья
Тема: "Методы формирования сознательной дисциплины у первоклассников"
Раздел: начальное образование





Назад




Методы формирования сознательной дисциплины у первоклассников

Дисциплина — это способ научить наших детей правильному поведению, а не мера

наказания. Четко заданные правила, значения которых вы объяснили своему ребенку,

помогут не только с организацией повседневных задач, но и поспособствуют эффек-

тивному обучению.

«Он у меня будет по струнке ходить!» — это не дисциплина, это способ морального

давления на ребенка. И очень вредный способ. У многих родителей и учителей слово

«дисциплина» действительно ассоциируется с подъемом в 6 утра, обливаниями холод-

ной водой, линейкой, которая взмывает и опускается на «кривую» спину. Нет, нет и

еще раз нет! Дети не должны жить в условиях военного лагеря, но вот навык понимать

правила и выполнять их понадобится им уже в начальной школе, не говоря о взрослой

жизни.

Именно в школе маленький человек впервые и со всей полнотой принимает на себя

груз ответственности и требований, который ложится на его плечи. Да, быть может,

некоторые родители и считают, что ребенок должен расти в атмосфере, полной свобо-

ды. Но что малыш будет делать в классе, где просят сидеть на месте и не кричать с ме-

ста, когда дома ему можно было ходить на голове? Мучительно принимать претензии!

А вот собранному ребенку будет куда проще заниматься лучше, входить в новые для

себя ролевые отношения и коммуникацию.

Зачем первокласснику нужна дисциплина? Как же приучить ребенка к дисциплине?

1. Установите домашние правила! Не важно, сколько лет вашему ребенку, 5 или 10,

он должен понимать разницу между соответствующим поведением и поведением, ко-

торое недопустимо. Пусть ребенок знает, чего от него ожидают, а также о том, что по-

следует за нарушением правил. Важно помнить, что правила должны быть рациональ-

ными, а вы — уметь ответить ребенку на его вопрос о смысле установленных норм. –

Мамочка, ну почему нельзя-я-я-я? – поднимая брови, вопрошает ребёнок.

– Потому что я так сказала! – грозно нахмурившись отрезает мама.

Это не ответ, это отмашка, не имеющая авторитета и оставляющая негатив. Объясняй-

те детям причины своих решений, они должны видеть, что исполняют не вашу при-

хоть, а полезное для них самих правило.

Да, конечно, правила и последствия непослушания будут сильно зависеть от

возраста ребенка. В то время как малышу надо объяснить, что драться нехорошо, под-

ростку лет 11 уже важно объяснить, почему он должен быть дома в 20:00. И будьте

гибкими — то, что правильно для начальных классов, уже не является истиной для

младшего подросткового возраста. Взрослея, дети расширяют границы (птенцы же не

живут в скорлупе?), и, если вовремя им с этим не помочь, скорлупа лопнет сама, а вы

окажетесь погружены в пучину конфликтов.

2. Повседневные правила и привычки. Оказывается, рутина тоже может быть по-

лезна, если превращается в полезные привычки. Маленькие традиции и обряды позво-

ляют ребенку чувствовать себя в безопасности, даже если это правильно «еще раз по-

дергать дверную ручку, чтобы проверить — закрыли ли вы дверь». Если вы, например,

заметили, что поведение вашего ребенка ухудшается, когда он устает (или наоборот —

баловство приходит от недостатка активности), обратите на это внимание и создайте

«дела», которые помогут удовлетворить нужные потребности.

Укладывайте ребенка спать и будите его в одно и то же время — то, что предсказуемо,

не так травмирует. Если в расписании дня появляются внезапные изменения — напри-

мер, поход в гости или к врачу, сообщите об этом заранее, не оттягивая до последнего.

Некоторые дети не могут спокойно «перескакивать» от одной активности к другой.

Относитесь к этому с пониманием и делайте «буферные» зоны, во время которых бу-

дет происходить перестройка. У малышей это может быть сказка между играми и обе-

дом, у школьников — перерыв между уроками или домашней работой.

3. Обсудите вопрос последствий. Обрисуйте ребенку четкую причинно-следствен-

ную связь между тем, как он себя ведет, и что за этим следует. Следуйте установлен-

ным правилам без исключений. Например, если лазать по деревьям в парке нельзя, то

нельзя всегда, а не только когда «ты же в такой чистенькой белой рубашке!». Спроси-

те ребенка о его собственном мнении: «Как ты думаешь, что следует сделать, если ты

опоздаешь на обед? Ведь суп уже будет холодным, придется есть так...» — и пусть у

него будет возможность обдумать собственное поведение. Удостоверьтесь, что наказа-

ние или «последствия» уместны. Они ни в коем случае не должны унижать ребенка!

Последствие должно помогать ребенку учиться на ошибках. Убрать игрушки самосто-

ятельно, поставить грязную чашку в мойку и помыть ее самостоятельно, даже попро-

бовать холодный суп из-за копаний за компьютером — все это куда полезнее, чем час

простоять в углу. Покажите ребенку прямое следствие: если ты долго собираешься на

прогулку, значит, сама прогулка будет короче.

4. Правило есть правило. Об этом уже сказано выше, но хочется остановиться на

этом пункте подробнее. Следите за своими словами и за четким выполнением правил,

которые вы же установили. У многих родителей и учителей есть привычка делать ис-

ключения: пропускать мимо ушей или мимо глаз то, что не соответствует правильно-

му порядку, разрешать некоторые действия «в самый последний раз» и обещать, что

санкции придут в следующий раз: «еще раз такое увижу, и вот тогда точно...».

Все это, во-первых, подрывает ваш авторитет, во-вторых, сбивает ребенка с толку, раз-

мывая границы дозволенного. Даже если у вашего ребенка есть оправдание, будьте

просты в своей ясности: «Оля, ты нарушила правило, это означает, что...».

Если у вас несколько детей (внимание, учителя!), то помните, что правила должны

быть равны для всех. То, что нельзя Кате, нельзя и Саше. То, что можно Жене, можно

и Ване. В противном случае дети (и вполне справедливо) решат, что вы относитесь к

ним нечестно.

5. Имейте реалистичные ожидания. Если у вас гиперактивный первоклассник, то не

следует ожидать, что из-за ваших требований он мгновенно научится сидеть прямо,

поднимать руку перпендикулярно парте, не ерзать и вообще вести себя, как образцо-

вый представитель кадетского училища. Если вы установите слишком высокий уро-

вень нормы поведения, это может заставить ребенка чувствовать себя подавленно.

Слишком низкий уровень требований, наоборот, может привести к тому, что школь-

ник не разовьет свой потенциал (например, усидчивости). Все дети разные и могут

иметь как слабые, так и сильные стороны. Более того, в разном возрасте дети объек-

тивно различаются по своему поведению: первоклассники шумят, дети 8-11 лет дерут-

ся, а подростки зажимаются и бунтуют. Постарайтесь ознакомиться с тем, как выгля-

дит норма поведения для возрастной группы вашего ребенка.

Не нужно забывать о родителях, которые тоже могут помочь своему ребенку. С роди-

телями нужно обязательно провести беседу о поведении ребенка в школе. Многим

деткам не хватает внимания родителей и они нарушают дисциплину в школе, стараясь

компенсировать дефицит внимания дома.

Как нельзя наказывать детей? Лишать их естественных физиологических потребно-

стей: не отпускать в туалет, лишать еды и прогулки на свежем воздухе, не дать сладо-

стей – это возможный вариант развития событий. Категорически запрещается наказы-

вать ребёнка чтением книг!

Работать над дисциплиной нужно начинать с первых дней, из урока в урок. Не падать

духом и не кричать, если это сразу не получается сделать. Пройдет немного времени,

дети повзрослеют, поймут, чего школа от них требует и тогда в классе будет царить

рабочая атмосфера!.



В раздел образования