Автор: Багаутдинова Анна Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Использование компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является
повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего
дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что у детей старшего дошкольного возраста с
речевыми
нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные
занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение
осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной
работе
разнообразных
нетрадиционных
методов
и
приемов
предотвращает
утомление,
поддерживает у них с различной речевой патологией познавательную активность, повышает
эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое
главное, для повышения мотивации детей к непосредственно образовательной деятельности
использование ИК-технологий может служить одним из средств процесса коррекции речи.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать
педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно
повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская,
Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования
новых информационных технологий в коррекционной педагогике положены базовые психолого-
педагогические
и
методологические
положения,
разработанные
Л.С.
Выготским,
П.Я.
Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.
Элькониным и др.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы более подробно остановится на организации
эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий.
Направления деятельности:
1.
диагностика средствами ИКТ;
2.
эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;
3.
консультационная и просветительская поддержка родителей;
4.
совершенствование профессиональной компетентности логопеда.
1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ.
Обследование речи у детей старшего дошкольного возраста учителем-логопедом может быть
предложено с использованием ИК технологий. Например, можно использовать программу MS
PowerPoint, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи
дошкольников.
Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в
правильном ответе и помогает создать условия оказания детям индивидуальной помощи в ходе
выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего
педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.
Программа «Word» помогает логопеду систематизировать результаты диагностики и
сохранять их в электронном варианте, что позволяет иметь постоянный доступ к необходимой
информации.
Для того, чтобы было затрачено меньше времени при обследовании учеников, возможно
использование специальной системы прокласс.
Так же эти пульты могут быть использованы при закреплении материала и проверки
приобретенных знаний.
2. Использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы
позволяют сделать подачу дидактического материала более удобной и наглядной, это стимулирует
интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе помогает добиться устойчивого
внимания и поддержания интереса ребенка. Положительным моментом является и то, что
применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем, это достигается
при помощи следующих ИК-технологий перечисление оборудования: компьютерные планшеты,
интерактивная доска, мультимедиа проекторы)
Для проведения коррекционно-логопедических занятий используется богатый дидактический
материал. Это может быть готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих
программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки»,
«Упражнения для глаз» и др.), а так же самостоятельно разработанный
инструментарий
(презентации, логопедические тренажеры).
Использование
компьютерных игр, тренажеров
со звуковыми эффектами, анимацией
активизирует
деятельность
учащихся
на
занятии.
Используемый
продукт,
кроме
того,
предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также
дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.
Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры
для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у школьников
положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям.
3. Консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование
ИКТ.
В работе с родителями, также есть место ИК-технологиям:
• Памятки для родителей по вопросам речевого развития младших школьников, оставленные и
размноженные с помощью компьютера (сканера, принтера).
• Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях.
• Осуществление взаимодействия между учителем-логопедом и родителями через сайт школы (в
разделе «Служба сопровождения» родители и все желающие могут задать вопросы логопеду).
4. Совершенствование профессиональной компетентности логопеда.
• Чтение и анализ электронных книг и специальных журналов («Логопед», «Дефектология» и др.)
• Чтение электронных рассылок и сайтов по логопедии, специальной педагогике
• Систематизация электронных ресурсов и методических разработок
• Практическое освоение и совершенствование навыков работы в программах Microsoft Power
Point, Microsoft Word, Exel.
• Оформление документации. ИКТ обеспечивают порядок и эстетику в ведении документации,
упрощает работу с документами. В электронной папке логопеда хранятся планы логопедической
работы за несколько лет, отчеты, таблицы, диаграммы, необходимые бланки, образцы речевых
характеристик, списки учащихся, расписание логопедических занятий и другие документы.
• Осуществление взаимодействия и партнерских отношений между специалистами коррекционно-
логопедической, психологической, социально-педагогической, медицинской служб.
Таким образом, ИК-технологии, предназначенные для коррекционного обучения детей, в
первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на
современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие
дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение
разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий.
Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного
процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей
представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.