Напоминание

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда


Автор: Багаутдинова Анна Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование компьютерных технологий

в работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является

повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего

дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что у детей старшего дошкольного возраста с

речевыми

нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные

занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение

осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной

работе

разнообразных

нетрадиционных

методов

и

приемов

предотвращает

утомление,

поддерживает у них с различной речевой патологией познавательную активность, повышает

эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое

главное, для повышения мотивации детей к непосредственно образовательной деятельности

использование ИК-технологий может служить одним из средств процесса коррекции речи.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать

педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно

повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская,

Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования

новых информационных технологий в коррекционной педагогике положены базовые психолого-

педагогические

и

методологические

положения,

разработанные

Л.С.

Выготским,

П.Я.

Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.

Элькониным и др.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы более подробно остановится на организации

эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий.

Направления деятельности:

1.

диагностика средствами ИКТ;

2.

эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;

3.

консультационная и просветительская поддержка родителей;

4.

совершенствование профессиональной компетентности логопеда.

1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ.

Обследование речи у детей старшего дошкольного возраста учителем-логопедом может быть

предложено с использованием ИК технологий. Например, можно использовать программу MS

PowerPoint, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи

дошкольников.

Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в

правильном ответе и помогает создать условия оказания детям индивидуальной помощи в ходе

выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего

педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Программа «Word» помогает логопеду систематизировать результаты диагностики и

сохранять их в электронном варианте, что позволяет иметь постоянный доступ к необходимой

информации.

Для того, чтобы было затрачено меньше времени при обследовании учеников, возможно

использование специальной системы прокласс.

Так же эти пульты могут быть использованы при закреплении материала и проверки

приобретенных знаний.

2. Использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы

позволяют сделать подачу дидактического материала более удобной и наглядной, это стимулирует

интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе помогает добиться устойчивого

внимания и поддержания интереса ребенка. Положительным моментом является и то, что

применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем, это достигается

при помощи следующих ИК-технологий перечисление оборудования: компьютерные планшеты,

интерактивная доска, мультимедиа проекторы)

Для проведения коррекционно-логопедических занятий используется богатый дидактический

материал. Это может быть готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих

программ («Гарфилд», «Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки»,

«Упражнения для глаз» и др.), а так же самостоятельно разработанный

инструментарий

(презентации, логопедические тренажеры).

Использование

компьютерных игр, тренажеров

со звуковыми эффектами, анимацией

активизирует

деятельность

учащихся

на

занятии.

Используемый

продукт,

кроме

того,

предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также

дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.

Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры

для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у школьников

положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям.

3. Консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование

ИКТ.

В работе с родителями, также есть место ИК-технологиям:

• Памятки для родителей по вопросам речевого развития младших школьников, оставленные и

размноженные с помощью компьютера (сканера, принтера).

• Презентации к беседам, лекциям на родительских собраниях, лекториях.

• Осуществление взаимодействия между учителем-логопедом и родителями через сайт школы (в

разделе «Служба сопровождения» родители и все желающие могут задать вопросы логопеду).

4. Совершенствование профессиональной компетентности логопеда.

• Чтение и анализ электронных книг и специальных журналов («Логопед», «Дефектология» и др.)

• Чтение электронных рассылок и сайтов по логопедии, специальной педагогике

• Систематизация электронных ресурсов и методических разработок

• Практическое освоение и совершенствование навыков работы в программах Microsoft Power

Point, Microsoft Word, Exel.

• Оформление документации. ИКТ обеспечивают порядок и эстетику в ведении документации,

упрощает работу с документами. В электронной папке логопеда хранятся планы логопедической

работы за несколько лет, отчеты, таблицы, диаграммы, необходимые бланки, образцы речевых

характеристик, списки учащихся, расписание логопедических занятий и другие документы.

• Осуществление взаимодействия и партнерских отношений между специалистами коррекционно-

логопедической, психологической, социально-педагогической, медицинской служб.

Таким образом, ИК-технологии, предназначенные для коррекционного обучения детей, в

первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на

современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие

дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение

разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий.

Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного

процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей

представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.



В раздел образования