Автор: Багаутдинова Анна Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-
логопеда.
Инновационные
методы
воздействия
в
деятельности
учителя-логопеда
становятся
перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы помогают достижению
максимально возможных успехов у детей дошкольного и школьного возраста. Инновационные
методы, не требуют особых усилий и способствуют оздоровлению всего организма. На
сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и
школьного возраста имеется обширный практический материал, применение которого
способствует эффективному речевому, интеллектуальному и общему развитию ребенка. В
специальных
журналах,
в
различных
методических
и
научно-популярных
изданиях
представлены новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнении к академическим
методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова,
Е.А. Пожиленко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.
Ниже представленный практический материал можно условно отнести к нетрадиционным
педагогическим технологиям:
- Японская методика пальцевого массажа и самомассажа.
- Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
- Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по
принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом
человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и
речевую сферу ребенка.
В опосредованной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы
коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий. Применение данных
методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их
использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в
конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам
относятся:
- Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при
разных формах раздражения, агрессии, тонуса всего организма ребенка.
- Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
- Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
- Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
- Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
- Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.
Японская методика пальцевого массажа и самомассажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется
методика пальцевого массажа и самомассажа.
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
1.
массаж большого пальца – повышает активность мозга
2.
массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
3.
массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
4.
массаж безымянного пальца – стимулирует печень
5.
массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое
и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук
способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых
центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению
успокаивающего эффекта.
Совет взрослым: если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят в руках предметы,
не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Су-Джок терапия
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-
волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого
профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние
отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом
человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Определив нужные точки в системах
соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Поскольку все тело человека
проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным
способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп
эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей
пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру
необходимо повторять несколько раз в день. Очень полезен массаж кончиков пальцев и
ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на
них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики
пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.
Часто у детей с
нарушениями речи наблюдается неуверенность, замкнутость, раздражительность, упрямство,
повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и
истощаемость нервных процессов (нарушение равновесия между процессами возбуждения и
торможения). Пальцевые упражнения помогут справиться со многими проблемами.
Фитотерапия
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения для:
восстановления умственной и физической работоспособности;
устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
профилактики нарушений мозгового кровообращения;
устранения бессонницы, нервозности;
профилактики и устранения расстройств памяти;
восстановления мышечного тонуса.
Детская фитотерапия обладает рядом тонкостей. Начинать лечение крохи можно только
после консультации и рекомендации врача. Не все травы одинаково влияют на организм
взрослых и малышей. Важно знать, какие травы необходимы вашему ребенку и в какой
дозировке. Доза назначается в зависимости от возраста.
Ароматерапия
Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел.
Задачи:
нормализовать мышечный тонус,
Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и
настроением человека.
Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при
письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами:
- при вдыхании лаванды – на 20%
- при вдыхании жасмина – на 30%
- при вдыхании лимона – на 50%
Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин.
Оборудование.
Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в
аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности.
Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.Во время
работы необходимо использовать принципы ароматерапии.
В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже
чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.
Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные
особенности детей.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Задачи:
Создавать положительный эмоциональный фон.
Стимулировать двигательные функции.
Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
Растормаживать речевую функцию.
Музыкальная ритмика используется при лечении
тиков
заикания
нарушений координации
расторможенности
моторных стереотипов
дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)
брадилалии и тахилалии
Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного
мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий
успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и
торможения.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и
речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими
играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так
и замедляющем темпе, и даже пении.
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых
эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
-вегетативной нервной системы
-эндокринных желез.
Литотерапия
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50
различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему
сосудов и деятельность мозга.
Имаготерапия
Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:
использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее
запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию
Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется
при нарушениях поведения,
при страхах,
при нарушении коммуникативной сферы
Технология проведения:
• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с
травмирующей ребенка ситуацией
• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные
эмоции
• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями
(смех, плач), снятием напряжения
Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании
специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально
подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей
сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.