Напоминание

Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда


Автор: Багаутдинова Анна Раисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №68"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-

логопеда.

Инновационные

методы

воздействия

в

деятельности

учителя-логопеда

становятся

перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы помогают достижению

максимально возможных успехов у детей дошкольного и школьного возраста. Инновационные

методы, не требуют особых усилий и способствуют оздоровлению всего организма. На

сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного и

школьного возраста имеется обширный практический материал, применение которого

способствует эффективному речевому, интеллектуальному и общему развитию ребенка. В

специальных

журналах,

в

различных

методических

и

научно-популярных

изданиях

представлены новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнении к академическим

методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова,

Е.А. Пожиленко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.

Ниже представленный практический материал можно условно отнести к нетрадиционным

педагогическим технологиям:

- Японская методика пальцевого массажа и самомассажа.

- Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.

- Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по

принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом

человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и

речевую сферу ребенка.

В опосредованной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы

коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий. Применение данных

методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их

использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в

конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам

относятся:

- Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при

разных формах раздражения, агрессии, тонуса всего организма ребенка.

- Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

- Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

- Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

- Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

- Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

- Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Японская методика пальцевого массажа и самомассажа

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется

методика пальцевого массажа и самомассажа.

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

1.

массаж большого пальца – повышает активность мозга

2.

массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу

3.

массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника

4.

массаж безымянного пальца – стимулирует печень

5.

массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое

и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук

способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых

центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению

успокаивающего эффекта.

Совет взрослым: если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят в руках предметы,

не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Су-Джок терапия

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-

волевой сфер ребенка является Су-Джок терапия. В исследованиях южно-корейского ученого

профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние

отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом

человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Определив нужные точки в системах

соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Поскольку все тело человека

проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным

способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп

эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей

пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру

необходимо повторять несколько раз в день. Очень полезен массаж кончиков пальцев и

ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на

них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики

пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла.

Часто у детей с

нарушениями речи наблюдается неуверенность, замкнутость, раздражительность, упрямство,

повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и

истощаемость нервных процессов (нарушение равновесия между процессами возбуждения и

торможения). Пальцевые упражнения помогут справиться со многими проблемами.

Фитотерапия

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения для:

восстановления умственной и физической работоспособности;

устранения усталости, вялости, астенического синдрома;

профилактики нарушений мозгового кровообращения;

устранения бессонницы, нервозности;

профилактики и устранения расстройств памяти;

восстановления мышечного тонуса.

Детская фитотерапия обладает рядом тонкостей. Начинать лечение крохи можно только

после консультации и рекомендации врача. Не все травы одинаково влияют на организм

взрослых и малышей. Важно знать, какие травы необходимы вашему ребенку и в какой

дозировке. Доза назначается в зависимости от возраста.

Ароматерапия

Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел.

Задачи:

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и

настроением человека.

Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при

письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами:

- при вдыхании лаванды – на 20%

- при вдыхании жасмина – на 30%

- при вдыхании лимона – на 50%

Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин.

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в

аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности.

Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.Во время

работы необходимо использовать принципы ароматерапии.

В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже

чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные

особенности детей.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Задачи:

Создавать положительный эмоциональный фон.

Стимулировать двигательные функции.

Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

Растормаживать речевую функцию.

Музыкальная ритмика используется при лечении

тиков

заикания

нарушений координации

расторможенности

моторных стереотипов

дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)

брадилалии и тахилалии

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного

мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий

успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и

торможения.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и

речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими

играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так

и замедляющем темпе, и даже пении.

Хромотерапия

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых

эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:

-вегетативной нервной системы

-эндокринных желез.

Литотерапия

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50

различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему

сосудов и деятельность мозга.

Имаготерапия

Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:

использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее

запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию

Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)

Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)

Используется

при нарушениях поведения,

при страхах,

при нарушении коммуникативной сферы

Технология проведения:

• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с

травмирующей ребенка ситуацией

• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные

эмоции

• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями

(смех, плач), снятием напряжения

Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании

специально подобранного сюжета.

Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально

подобранные произведения)

Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей

сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.



В раздел образования