Автор: Нечаева Галина Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал уроков химии"
Раздел: полное образование
Воспитательный потенциал уроков химии
из опыта работы учителя химии МБОУ г. Иркутска СОШ
№
12
Нечаевой Галины Михайловны
Перед каждым человеком встает вопрос о смысле того, что он
делает. Когда польза, результат видны сразу, можно гордиться плодами
своего труда: печник сложил печь, пекарь испек хлеб. А труд учителя?
Зерна, посеянные нами, порою всходят лишь многие годы спустя. И для
нас важно, прежде всего, развивать и совершенствовать личность, а не
просто передавать знания. Процесс это сложный и длительный.
Почему? Во-первых, роль семьи и авторитет родителей (любых) в
воспитании детей., плюс наслед-ственность, безусловно, играют
первостепенную роль. Что не всегда соответствует нравственно-
этическим нормам. Во-вторых, условия жизни накладывают свой
отпечаток (как позитивный, так и негатив-ный) на формирование
учащихся. Поэтому, что говорит и требует учитель не всегда правильно.
с пониманием воспринимается детьми. Хотя, как показывает жизнь, со
временем, большинство выпускни-ков добрым словом вспоминают
школу, благодарят учителей.
-Как произойдет первое знакомство учащихся с удивительным миром
химии?- об этом задумываются не только начинающие, но и опытные
учителя. Каждый раз хочется придумать что-то новое, осо-бенное, ведь
первое впечатление во многом определяет последу-ющее отношение
учащихся к предмету. На первом уроке в 8 классе говорю:
"Знакомьтесь, химия- добрая волшебница!" Почему ее так называют?
Выслушав мнения ребят, обощаю: она позволяет человеку добывать
металлы из руд, извлекать из природного сырья вещества одно
чудесней и удивительней другого, рождает сотни и тысячи веществ не
встречающихся в природе, с важными и полез-ными свойствами. Она
превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь в духи,
красители и лекарства. Перечень добрых дел, которые творит химия
неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает, обувает и лечит;
предоставляет блага, без которых немыслима наша жизнь.
Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществля-ет
химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая
спичкии и газ, приготавлтвая пищу. Да и сам человеческий организм -
большая химическая лаборатория, в которой происходит множество
химических реакций. Позже,чтобы ответить на вопрос: зачем нужно
изучать химию?, рассматриваем и раскрываем ее зна-чение в
промышленности, сельском хозяйстве, освоении космоса, медицине.
Знакомимся с профессиями, требующими знаний химии.
Часто можно слышать: химия загубила, отравила. Объясняю, хи-мия-
наука, поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит , портит и
отравляет не наука, а челове. Выход? Использование эко-логически
чистых технологий, без нарушений правил эксплуатации, соблюдение
техники безопасности, замкнутых циклов. ЗаменаТЭЦ на
альтернативные источники.
Древнегреческий мыслитель Аристотель писал: "Кто двигается
вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад чем
вперед". Воспитание экологической культуры без химических знаний
невозможно. Именно поэтому на уроках химии мы говорим об
источниках кислотных дождей, их влиянии на природу, на объекты,
созданные человеком. в старших классах обязательно рассматриваем
проблемы утилизации бытового, строительного мусора, т.к. эти знания
жизненно важны.
Изучая состав, строение и свойства отдельных веществ, обязательно
говорим об их (+) и (-) биологическом значении.
В чем вред курения? В состав табачного дыма входят различные
вещества. 9 класс тема"Углерод и его соединения". Аморфный углерод
(С) - сажа, его концентрация в табачном дыме 1,5 г/м
3
, засоряет
дыхательные пути, бронхи, вызывает хронический кашель, бронхит.
Угарный газ-СО блокирует гемоглобин крови, приводит к
кислородному голоданию, ведет к ухудшению самочувствия, памяти,
повышает утомляемость. Каково же бывает удивление ребят, когда они
узнают, что в табачном дыме содержится аммиак- NH
3.
9кл. тема:
"Аммиак", синильная кислота. уксусная кислота, бензпитен
(ароматический углеводрод) -10кл. вызывает раковые заболевания
полости рта, легких, ЖКТ, мочеполовой системы. Другими
концерогенами являются тяжелые металлы: кадмий, никель, свинец,
хром, полоний и др. , табачные растения их накапливают. (журнал
"Химия в школе",
№
6.1987г.). 10 класс тема "Спирты" обязательно
говорю о вреде алкоголя. В пример - опыт: в 2-х стаканах с мокрой
ватой на дно поместили зерна пшеницы. В один добавили 20 капель
водки. Определите, в каком стакане не бы-ло водки и почему? Ребята
делают правильные выводы: алкоголь-яд для каждой живой клетки.
Дополнительные сведения, что смертель-ная доза алкоголя для
человека 7г на 1кг веса. Афоризмы: "Он ее пил на здоровье, она пила
его здоровье." (Ц. Недялкин). "Спирт и опиум-близнецы ада и гибели".
(Э. По). (Химия в школе
№
5,1991г.)
Из высказываний школьников, не желающих учиться: -я не такой
заядлый химик как Иванов Петя; -мне химия не нужна; это так трудно и
пр. Для того, чтобы помочь детям учиться, для раз-нообразия, интереса
и снижения напряжения, использую худ. литературу. Поэзия-могучий
катализатор учебно-воспитательного процесса. Подбираю из
литературы. 8кл. стихи об индикаторах:
"Попасть в кислоту-есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь. а сплошная малина!" Или
"Пускай дожди весенние мне навевают грусть,
Таблицу Менделеева я знаю наизусть."
Использую задания найди ошибки в рассуждениях незадачливого
химика. 9кл. после изучения неметеллов и металлов, предлагаю это
задание: "Ну, и врачи пошли теперь, ничего не понимают! Бабушка
наша приболела, пошла в поликлиннику. А там ей прописали: пить
бром, есть железо и прогреваться кварцем. Пить бром - это явное
самоубийство! Есть железо - не старушечьи зубы надо. Хорошо, что
хоть насчет кварца понятно: это значит лежать на пляже. на горячем
песке... Все-таки плохо их там учат, в мединститутах!"
Небольшие творческие задания выполняют учащиеся: стихотворения
(Химия. Золото). Сказки: три гидроксида; приключения братьев -
щелочных металлов.
Я сторонница того, чтобы на уроках присутствовали юмор, шутка в
разумных пределах. Разнообразие форм, методов, наглядность,
химический эксперимент позволяют повысить эффективность обу-
чения и воспитания. Однако, без дисциплины, усидчивости, трудо-
любия успехов не будет. Как говорят сами ребята: неинтересно то, что
трудно и непонятно. А чтобы было легко, просто и ясно, необ-ходимо
работать на уроке и дома. Не зря гласит народная мудрость: "Без труда -
не вынешь рыбку из пруда. Терпение и труд - все перетрут. Повторение
- мать учения. Тяжело в учении - легко в бою."
Ежегодно 8-классников посвящаем в химиков (в начале 2 чет-верти).
У нас есть свой гимн "Химиков", вот несколько строк из него:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить,
Наш кабинет химическим зовется,
Всю жизнь мы будем химию учить.
Все выше, выше и выше
К вершинам наук мы идем.
И если в пути не взорвемся,
К намеченной цели придем.
В работе следую принципу А.С. Макаренко: сочетание требова-
тельности и уважения к воспитанникам.
Как говорят: "Театр начинается с вешалки", так и успех учебно-
воспитательного процесса обеспечивается многими факторами.
Считаю, что кроме тех, о которых сказано выше также важны:
оснащенность (материально-техническая база) кабинета, знание
предмета учителем, его человеческие качества, внешний вид; порядок и
уют в кабинете. Все в комплексе позволяетповысить качество обучения
и усилить его воспитательный потенциал.