Автор: Семёнова Вероника Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: г. Александров, Владимирская область
Наименование материала: Конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: Тема: «В мире книг. Стихи русских поэтов об осени».
Раздел: начальное образование
Конспект занятия по внеурочной
деятельности
«Родной язык».
Тема: «В мире книг. Стихи русских поэтов об осени».
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 2
Семёнова Вероника Анатольевна
Александров
2021г.
Цель:
познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина, Ф.И.
Тютчева, К.Д. Бальмонта об осени;
формировать умения выразительно читать, воспринимать и
анализировать пейзажную лирику;
воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и
литературные произведения, живопись.
Задачи:
Предметные:
-познакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К.
Бальмонта об осени;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно
относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами
языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Материалы и оборудование: репродукция картин русских художников
пейзажистов; музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена
года»; портреты поэтов.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
- Я рада вас видеть на нашем занятие. Желаю всем хорошего настроения и
удачной работы.
II. Актуализация знаний.
На доске эпиграф к уроку: Пусть слово живое
Твой разум и душу разбудит,
Введёт тебя в мир красоты.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на
уроке? (ответы детей)
- Что вы видите на доске? (Осенние листья, на которых написаны фамилии
авторов.)
- Знакомы вам эти авторы? О чём их произведения? (ответы детей.)
- А почему фамилии этих авторов написаны именно на осенних листочках?
(мы будем изучать произведения об осени.)
- Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с произведениями об осени.
- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает
для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и
настоящим своей земли.
- Какие задачи мы поставим на нашем уроке перед собой, чтобы стать
вдумчивым читателями? (Делиться своими впечатлениями о прочитанном,
увиденном; работать с текстом, подтверждать свои ответы текстом; понять
замысел авторов).
III.
Этап открытий новых знаний.
- Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в
творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы.
Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи
осеннего дождя в затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени.
- Осень самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора.
Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все
переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении.
Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в
стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную
глубину русской поэзии.
- О начале осени как никто другой написал Ф. И. Тютчев.
Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» учителем.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)
- С помощью каких слов автор передаёт нам свои восхищения окружающей
природой? Прочитайте эти строчки. («…лучезарны вечера», «…бодрый
серп…», «…на праздной борозде»)
- Найдём олицетворения природы. («…день стоит…», «…серп гулял…».)
- Прочитайте строчку, в которой автор приводит сравнение осеннего дня.
(«…день стоит как бы хрустальный»). То есть день какой? (прозрачный,
хрупкий и для поэта и для его читателя.)
Теплый период осени еще называют "бабьим летом". Давайте послушаем еще
стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника».
Стихотворение читает учитель.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
- Как бы вы озаглавили это стихотворение? («Осень»)
- Найдите олицетворения в этом стихотворении. («Солнце реже смеется»,
«Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья».)
- Что этими словами подчеркивает поэт? (то, что природа, словно живое
существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним
денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко
и без особых украшений говорит об осенней поре.)
- Таким образом, стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики.
Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие
эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать
в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств,
которые наполняют его внутренний мир.
- Попозже осень входит в свои права. Раскрашивает она своими красками
лес, сад,- делает все золотым и красивым.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-Какую картину вы представили, слушая это стихотворение?
- Пушкин использует слова - "багрянец", "золото". Посмотрите, ребята, на
листья. Отвечают ли правде его слова?
-Цитата: « Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью.
Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом,
зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает
деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на
протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов,
драматургов. Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он
любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так
и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр
Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец
октября для него идеален по всем параметрам.»
IV.
Подведение итогов занятия.
Под музыкальное сопровождение Чайковского «Времена года» учитель
перечитывает стихотворения.
-Что же объединяет стихи Пушкина, Тютчева, Бальмонта? (Любовь к родной
природе, умение увидеть поэзию природы, передать её с помощью слов –
красок).
- Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима.
Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то
плачет, то шепчет.
V. Рефлексия.
-Понравившееся стихотворение проиллюстрируйте собственными
рисунками.