Напоминание

Тема: «В мире книг. Стихи русских поэтов об осени».


Автор: Семёнова Вероника Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: г. Александров, Владимирская область
Наименование материала: Конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: Тема: «В мире книг. Стихи русских поэтов об осени».
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект занятия по внеурочной

деятельности

«Родной язык».

Тема: «В мире книг. Стихи русских поэтов об осени».

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 2

Семёнова Вероника Анатольевна

Александров

2021г.

Цель:

познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина, Ф.И.

Тютчева, К.Д. Бальмонта об осени;

формировать умения выразительно читать, воспринимать и

анализировать пейзажную лирику;

воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и

литературные произведения, живопись.

Задачи:

Предметные:

-познакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К.

Бальмонта об осени;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно

относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Метапредметные:

- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами

языка;

- планировать свое выступление;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.

Личностные:

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- передать красоту и музыкальность поэтической речи;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Материалы и оборудование: репродукция картин русских художников

пейзажистов; музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена

года»; портреты поэтов.

Ход занятия.

I.

Организационный момент.

- Я рада вас видеть на нашем занятие. Желаю всем хорошего настроения и

удачной работы.

II. Актуализация знаний.

На доске эпиграф к уроку: Пусть слово живое

Твой разум и душу разбудит,

Введёт тебя в мир красоты.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на

уроке? (ответы детей)

- Что вы видите на доске? (Осенние листья, на которых написаны фамилии

авторов.)

- Знакомы вам эти авторы? О чём их произведения? (ответы детей.)

- А почему фамилии этих авторов написаны именно на осенних листочках?

(мы будем изучать произведения об осени.)

- Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с произведениями об осени.

- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает

для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и

настоящим своей земли.

- Какие задачи мы поставим на нашем уроке перед собой, чтобы стать

вдумчивым читателями? (Делиться своими впечатлениями о прочитанном,

увиденном; работать с текстом, подтверждать свои ответы текстом; понять

замысел авторов).

III.

Этап открытий новых знаний.

- Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в

творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы.

Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи

осеннего дождя в затягивающегося пасмурной дымкой неба поздней осени.

- Осень самая утонченная, нежная и в тоже время, полная мудрости пора.

Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все

переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении.

Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в

стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную

глубину русской поэзии.

- О начале осени как никто другой написал Ф. И. Тютчев.

Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» учителем.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)

- С помощью каких слов автор передаёт нам свои восхищения окружающей

природой? Прочитайте эти строчки. («…лучезарны вечера», «…бодрый

серп…», «…на праздной борозде»)

- Найдём олицетворения природы. («…день стоит…», «…серп гулял…».)

- Прочитайте строчку, в которой автор приводит сравнение осеннего дня.

(«…день стоит как бы хрустальный»). То есть день какой? (прозрачный,

хрупкий и для поэта и для его читателя.)

Теплый период осени еще называют "бабьим летом". Давайте послушаем еще

стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника».

Стихотворение читает учитель.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? («Осень»)

- Найдите олицетворения в этом стихотворении. («Солнце реже смеется»,

«Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья».)

- Что этими словами подчеркивает поэт? (то, что природа, словно живое

существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним

денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко

и без особых украшений говорит об осенней поре.)

- Таким образом, стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики.

Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие

эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать

в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств,

которые наполняют его внутренний мир.

- Попозже осень входит в свои права. Раскрашивает она своими красками

лес, сад,- делает все золотым и красивым.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

-Какую картину вы представили, слушая это стихотворение?

- Пушкин использует слова - "багрянец", "золото". Посмотрите, ребята, на

листья. Отвечают ли правде его слова?

-Цитата: « Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью.

Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом,

зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает

деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на

протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов,

драматургов. Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он

любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так

и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр

Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец

октября для него идеален по всем параметрам.»

IV.

Подведение итогов занятия.

Под музыкальное сопровождение Чайковского «Времена года» учитель

перечитывает стихотворения.

-Что же объединяет стихи Пушкина, Тютчева, Бальмонта? (Любовь к родной

природе, умение увидеть поэзию природы, передать её с помощью слов –

красок).

- Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима.

Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то

плачет, то шепчет.

V. Рефлексия.

-Понравившееся стихотворение проиллюстрируйте собственными

рисунками.



В раздел образования