Напоминание

Мнемотехника на уроках русского языка


Автор: Ошуева Эльвира Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ГШИ им.Н.И.Яптунай
Населённый пункт: с.Гыда
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: Мнемотехника на уроках русского языка
Раздел: полное образование





Назад




Мнемотехника на уроках русского язык

Согласно Концепции общего среднего образования основной задачей

общеобразовательной школы есть всестороннее развитие индивидуальности,

формирование

ценностных

ориентаций,

удовлетворение

интересов

и

потребностей;

формирование

в

учащихся

желания

и

умения

учиться,

воспитания

потребности

и

обучаемости

на

протяжении

всей

жизни;

становление у учащихся целостного научного мировоззрения, общекультурной,

технологической, коммуникативной и социальной компетенций.

Сформировать хорошую речь — непростая задача. Совершенно очевидно,

что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка,

выбирать оптимальный ритм работы, эффективные формы, приемы и методы,

которые

будут

способствовать

формированию

устойчивых

навыков

правописания.

Хорошо известно, что речь мозга – это обиды. И, прежде всего,

зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые

наши команды, например команду «запомнить». Но где взять такие программы,

которые позволят нам общаться с мозгом и кодировать телефоны, даты, номера

автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и есть такая программа.

В настоящее время в области русского языка разработаны многие

мнемонические средства: звуковые ассоциации, ассоциативные рисунки,

(графический метод), рифмы, сюжетные ассоциации, «буквенные картинки»,

схематично-изобразительная мнемотехника, комбинированный метод.

Учитель должен строить учебный процесс таким образом, чтобы учащийся

получал удовольствие от процесса учения, и работа была направлена не на

заучивание, а на обучение, не на знание, а на умения и навыки, не на

эксплуатацию интеллекта, а на его развитие, что способствует формированию

творческой компетенции ребенка.

На современном просветительском пространстве педагогам предлагается

значительное

количество

оригинальных

технологий,

методик,

приемов

обучения ребенка. Задача учителя и ученика найти для них оптимальную,

которая будет отвечать всем индивидуальным особенностям. Методы обучения,

которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка и

соответствуют законам природы. Впервые термин «эйдетика» был озвучен

немецким психологом Э.Йеншем, а распространение и глубокое изучение

получил в исследованиях выдающегося психолога А.Р.Лурии, разделившего

методики запоминания на два основных направления: мнемотехника и

эйдетика.

Таким образом, современная педагогика уже не представляет себя без

понятия «мемоника». Пространства Интернета изобилуют публикациями с

описанием принципов и приемов мнемотехники [6]. Мне больше нравится

наше родное словосочетание-ответник — способы памятования или способы

запоминания. На уроках, чтобы не отпугивать детей сложными терминами,

педагоги называют это памятками.

По определению В. Козаренко, мнемотехника — это мощная тренировка

внимания и мышления [1, с. 12]. Практическое применение мнемотехники в

образовательной системе - усвоение текстовой информации, алгоритм усвоения

стихов, скороговорок и другой рифмованной информации; методика изучения

лексики и правил; алгоритм усвоения трудновоспринимаемых слов, терминов и

правил; игровые методы и упражнения на развитие внимания, логики, памяти

[2].

К приемам мнемотехники относятся: образные коды букв алфавита;

фонетические

образные

коды

(для

быстрого

и

точного

запоминания

произношения новых иностранных слов); запоминание слова по зрительному

образу (представление слова на картинке); выбор слов по согласным; техника

символизации (превращение абстрактных слов в визуальные образы); метод

сжатия информации (для кодирования коротких отрывков текста в зрительные

образы) и др. Мнемотехника восприятия и интерес к уроку тесно связаны, так

как внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны

(красочные изображения, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и

т.д.). Причина успеха заключается в том, что запоминающее средство не

оставляет учащихся равнодушными, т. е. делает их равнодушными, вызывает у

них интерес к учебному процессу [3, с.80]. Прием мнемотехники разгружает

естественную

память

учащихся,

возможности

которой,

как

известно,

обусловлены генетически и поэтому ограничены.

Согласно определению, содержащемуся в Малом академическом словаре,

мнемотехника – это «набор правил и приемов, облегчающих запоминание

необходимой информации, фактов путем создания искусственных ассоциаций»

[5]. Ассоциативный образ должен не только быть связан со словарным словом

общим признаком по цвету, форме, сюжету, материалу, количеству и т. д., но и

вызывать у учащегося яркие образные эмоции. Например, при запоминании

словарных слов можно опираться на графическое оформление лексемы,

мнемонические рифмы, схематично-изобразительные мнемоники, включение

словарных слов в сказки, сюжет которых вызывает определенные ассоциации у

школьников и т. д. [6, с. 47-53].

К мнемическим приемам можно отнести и такие стихотворения, рассказы,

рисунки, ребусы, группы слов, которые, создавая определенные ассоциации,

помогают детям запомнить трудное слово.

Способствуют запоминанию правил и небольшие произведения детских

авторов.

Существуют специальные словари, в которых многие словарные слова

даны с готовыми ассоциациями [9-11]. Словарь Т. И. Куропаткиной [11]

широко используется в начальной школе. На наш взгляд, использование

описанных в этом словаре мнемических приемов для индивидуальной работы с

учащимися 5-6 классов также вполне оправдано.

Методические пособия «Ассоциативный орфографический словарь с

применением информационных технологий» для 5-9 классов И. В. Агеевой, Т.

Б. Байдаковой и др. представляют собой сборники учебных фрагментов со

словарной работой (механизм запоминания слов - ассоциативное словесное

сопровождение) [9; 10].

Роль рисования в обучении языку изучалась многими учеными, поскольку,

как считал Л. С. Выготский, рисование ребенку — это естественная форма

детского творчества [12]. К. Б. Бархин считал, что рисование является

необходимой

подготовкой

к

научному

творчеству

[13].

Л.А.Ходякова,

посвятившая несколько своих работ теме рисования и живописи на уроках

русского

языка,

в

одной

из

статей

«Детский

рисунок

как

средство

формирования коммуникативных умений учащихся» отмечает, что текст

создается ребенком в процесс рисования, который «процесс осуществления

словесного проекта» [14, с. 14].

Говоря об использовании рисунков и иллюстраций на уроках русского

языка при изучении лексики, отметим, что функции этих наглядных пособий

обширны.

Рисунок

облегчает

организацию

фонетических

наблюдений;

комментарии

о

значениях

слов

и

языковых

единицах;

стимулирует

использование различных языковых единиц, обогащающих словарный запас

учащихся и служащих для образования словосочетаний и предложений, а также

для написания связных текстов (сюжетных рисунков) [15, с. 4].

В

условиях школы на всех этапах работы необходимо использовать

иллюстрации,

помочь

в

создании

высказывания;

проверить

понимание

прочитанного; в процессе создания связного высказывания на заданную тему

[17, с. 12]. При этом может быть использован любой рисунок, имеющийся в

арсенале учителя, а также авторский рисунок, выполненный самим учителем, а

также детский ассоциативный рисунок.

Памятка — это мнемоформула или мнемоизображение, способствующее

запоминанию нового материала. Чтобы школьники активно включались в

процесс создания памяток, следует в начале учебного года доступно объяснить

им, как работает человеческий мозг, когда пытается запомнить нужную

информацию [3]. При этом следует отметить, что большинство из нас наиболее

эффективно использует зрительную память.

Кроме того, детей полезно

ознакомить

с

основными

принципами

мнемоники,

избегая

сложной

терминологии. Можно это сделать примерно так:

Основные принципы мнемоники ученикам!

Чтобы хорошо запоминались объяснения учителя, нужно:

1)

задействовать на уроке все органы ощущений: зрение, слух, осязание,

обоняние, интуицию (синестезия );

2)

опираясь на уже известное, создавать положительные опорные образы (

положительное мышление, ассоциирование );

3)

чтобы ассоциацию сделать веселой, можно что-то преувеличить ( юмор,

гиперболизация );

4)

в том, что запоминаешь, хорошо разберись, не стесняйся переспросить

учительницу — так ты потом будешь быстрее вспоминать нужное ( логика,

структурирование );

5)

не бойся фантазировать: чем необычнее и ярче твоя ассоциация, тем легче

она запоминается ( креатив, колористика ).

Сроки в скобках включены только для подтверждения научности

предлагаемых положений, в ученическую памятку включать их не нужно.

На уроках русского языка без мнемоники никак не обойтись. Учителей,

заставляющих детей изучать огромные правила из учебника дословно,

наверное, осталось мало. У каждого из педагогов есть свой арсенал

мнемоприемов. Например, при

изучении известных мнемоформул для

запоминания правил орфографии или классификации согласных, учащиеся

обязательно должны рисовать ключевой образ (надо отметить детям, что их

художественные таланты не повлияют на оценку). Главное, чтобы работали

глаза, руки, и лучше всего вместе с обонянием и слухом.

Пример 1.

Всем известна памятка для изучения мягких согласных,

которую также используем для запоминания орфограммы "мягкий знак":

"ЛИНЬ". Большинство детей никогда не видели линя и не знают, почему рыба

имеет такое название. Поэтому стоит показать им видео или хотя бы фото и

объяснить, что эта рыба имеет черную спинку, и в воде кажется очень темной.

А когда линь достают из воды, его чешуя быстро светлеет, словно линяет, и

становится золотистой. Минуту пятиклассники представляют, как они достают

из множественной (зрительные ощущения) прохладной (тактильные ощущения)

водички черного линя и тот превращается в золотую рыбку. Рыбка пытается

ускользнуть из рук (линь, на самом деле, имеет очень густой слизистый покров

и его тяжело сломать), а главное — спросите, как пахнет линь (задействуйте

обонятельные рецепторы). Затем дети записывают памятку, подчеркивая

мягкий знак, и обязательно рисуют своего линя. Ученики так и называют

правило о мягком знаке «правилом линя» или «правилом рыбки».

Пример 2. Исключения из правила об упрощении в группах согласных

легко запомнить, если записать их на обрисованной ладошке. Прикладываем

левую ладошку к бумаге и обводим контуры. А потом в каждый пальчик

вписываем слово-исключение, мотивируя его связь с ладошкой. Обязательно

представляем и показываем все, что записываем:

— когда мы хвастаемся знаниями на уроке и трясем с нетерпения

ладошкой — она хвастлива;

— когда ладошка получила оценку отлично за старания на уроке – она

счастливая;

— когда ладошку сжимаем в кулак, становится видна каждая косточка —

вписываем слово «костлявая»;

— заканчивается ладошка запястьем — записываем « запястная»,

— когда ладошка живет с нами по соседству – она местная.

Пример 3. Для того чтобы запомнить написание сложного слова методом

фонетических ассоциаций, необходимо:

1. Убедитесь, что слово написано правильно и что буква или буквы,

которые вы пытаетесь запомнить, действительно не поддаются проверке.

2. Подберите к запоминаемому слову созвучное слово (ключевое слово)

так, чтобы оно содержало часть запоминаемого и в нем отчетливо слышалась

«проблемная» буква (лучше, если ударение падает на нее, когда речь идет о

гласных). . Если запоминаемое слово длинное или нужно запомнить две (три)

буквы, для него необходимо подобрать два согласных слова. В редких случаях

даже три.

3. Из созвучия слова и запоминания необходимо составить сюжет.

4. Те части согласного слова, которые совпадают с запоминаемым, можно

как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом). Заученные буквы

желательно подчеркивать, либо также выделять их.

ФАНТа и «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.

ВЕРА и ВаНДА, а где же ВЕРАНДА?

А НА ТОМ берегу…. АНАТОМ живет.

И ЖДИ ВЕНЕЦ, ИЖДИВЕНЕЦ.

ИМ МИГРАЦИя не нужна в ИММИГРАЦИи.

Пример 4. Когда с пятиклассниками изучаем чередование звуков, рисуем

три органа человека, что поможет легко запомнить самые распространенные

чередования гласных и согласных:

РУКА – РУЧКА

НОГА – НОЖКА

УХО – УШКО

Следует отметить, что дети могут предлагать и свои ассоциации.

Пример 5. При изучении местоимений предлагают запомнить, что эта

часть языка так названа, потому что чаще всего заменяет существительное

(место имени), но может заменить прилагательные и числительные. На доске

записывают

аббревиатуру,

подсказывающую,

какие

части

языка

может

заменить местоимение, и придумывают свою ассоциацию:

С - существительное

П – прилагательное

Ч – числительное

Случилось Переназвать Человека

Дети любят, когда памятки рифмованы.

Пример 6.

Всем известная мнемоформула правописания частиц через

дефис:

Здесь частицы, не приставки,

Ты запомни: -КА и -ТАКИ,

-ЛИБО, КОЕ-, -ТО, -НИБУДЬ —

Черточку к ним не забудь!

Где бы ты ни встретил их —

Вспомни сей короткий стих!

Пример 7. Рисунки всегда очень хорошо запоминаются ученикам младшей

и средней школы, поэтому стишки в рисунках также уместны на уроках. Их

могут составить как педагог, так и сами ученики:

То же относится и к методу комбинирования. Этот метод нужен только для

слов, которые требуют запоминания двух или более букв. Он состоит из

сочетания графического и фонетического приемов. То есть для запоминания

одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания

остальных (других) – графический метод. Комбинированный способ удобен для

слов, где помимо гласной нужно запомнить удвоенный согласный.

Мнемотехнические приемы применяют для улучшения усвоения сложной

информации, не имеющей установленных логических связей между ее

элементами с точки зрения запоминающего его человека и требующего

длительного

хранения

и

последующего

воспроизводства.

Созданные

с

помощью мнемотехнических приёмов искусственные ассоциации усваиваются

быстрее и легче.

Цель

использования элементов мнемотехники на уроках – развивать

активное

обучение

и

формировать

необходимые

навыки

эффективного

усвоения информации. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-

образная

память,

запоминание

носит

преимущественно

непроизвольный

характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие

к их жизненному опыту. Если создавать для детей ассоциацию с хорошо

знакомыми понятиями, то с уверенностью можно получить желаемый

результат.

Применение

приемов

мнемотехники

позволяет

создать

учебное

пространство, в котором теория и практика усваиваются одновременно. Это

развивает

мировоззрение,

логическое

мышление,

выявляет

и

реализует

индивидуальные возможности каждого ребенка. При этом построенный

учебный процесс способствует тому, что учащиеся ищут связь между новыми и

уже полученными знаниями; могут сделать «открытие», формируют свои

собственные

идеи

и

мнения

с

помощью

различных

средств,

учатся

сотрудничеству.

Таким

образом,

осуществляется

деятельностно-

коммуникативный подход к обучению.

Чтобы стало понятно, как на практике работают мнемонические приемы, я приведу примеры. Так при

изучении раздела «Фонетика», когда нужно запомнить классификацию согласных звуков, рекомендую

учащимся знать фразу, где есть все глухие звуки русского языка:

- Степка, хочешь щец?

- Фи.

Метод рифмования подойдет для запоминания ударения в словах. Я сочиняю короткие мнемонические

стихи, рекомендую детям самим пробовать сочинить подобное. Например:

Ела в Турции я тОрты,

А теперь не лезут шорты.

Диетолог мне звонИт,

Про питание говорит!

Разозлилась докраснА,

Проревела дотемнА,

ГрУшевый куплю компот

И заклею скотчем рот!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания

«Джордано» [Текст] / В. А. Козаренко. - М., 2002. - 95 с.

2. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в

условиях современного образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. А.

Чепурной. - Тернополь: Мацвець, 2014. - 152 с.

3. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального

мышления [Текст] / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - М.: Школа рационального

чтения, 2001. - 173 с.

4. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по

общей психологии. Психология памяти [Текст] / А. Н. Леонтьев; под ред. Ю. Б.

Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 386 с.

5. Малый академический словарь [Текст] / ред.: А. П. Евгеньева. - М.,

1957-1960. (АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр.

и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.)

6. Субботин, Д. И. Методика работы над словарными словами с

использованием приемов мнемотехники на уроках русского языка в средней

школе [Текст] / Д. И. Субботин // IV Московские методические чтения: сб.

науч.-метод. материалов конф. 2011 г. - М.: Русская школа, 2011. - 422 с.

7. Хармс, Д. Большая книга стихов, сказок и веселых историй [Текст] / Д.

Хармс. - М.: Махаон, 2014. - 208 с.

8. Лушникова, Н. А. Русский язык в таблицах и схемах [Текст] / Н. А.

Лушникова. СПб.: Виктория плюс, 2010. - 64 с.

9.

Ассоциативный

орфографический

словарь

с

применением

информационных технологий. 5 класс. Практикум по русскому языку с

электронным приложением [Текст] / И. В. Агеева [и др.]. - М.: Планета, 2011. -

208 с.

10.

Ассоциативный

орфографический

словарь

с

применением

информационных технологий. 6 класс. Практикум по русскому языку с

электронным приложением [Текст] / И. В. Агеева [и др.]. - М.: Планета, 2011. -

192 с. - (Современная школа).

11. Куропаткина, Т. И. Веселый словарь [Текст] / Т. И. Куропаткина. -

Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. - 180 с.

12. Выготский, Л. С. Рисование в детском возрасте [Текст] / Л. С.

Выготский // Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:

психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.- Гл. 8.

13. Бархин, К. Б. Творческая работа по родному языку. Статьи и материалы

[Текст]: метод. пособие для преподавателей / К. Б. Бархин. – М. Гос. изд-во,

1924. - 307 с.

14. Ходякова, Л. А. Детский рисунок как средство формирования

коммуникативных умений учащихся [Текст] / Л. А. Ходякова, И. М. Михайлова

// Русский язык в школе. - 2000. - № З. - С. 14-22.

15. Зельманова, Л. М. Карточки с рисунками и заданиями для развития

связной речи в 6 классе [Текст] / Л. М. Зельманова. - М.: НПО «Образование»,

1995. - 40 с.

16. Косолапкова, А. А. Работа по развитию речи учащихся на уроках

русского языка [Текст] / А. А. Косолапкова // Русский язык в школе. - 2002. - №

4. - C. 13-17.

17. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе.

Общие вопросы методики [Текст] / Л. В. Щерба. - Изд. 2 е, пе-рераб. и доп. -

М.: Высшая школа, 1974. -112 с.



В раздел образования