Напоминание

Работа над полифонией в младших классах на примере работы над Менуэтом ре минор И.С. Баха.


Автор: Пономарёва Галина Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБО ДО "Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова"
Населённый пункт: с.Намцы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: План-конспект открытого урока по предмету "фортепиано"
Тема: Работа над полифонией в младших классах на примере работы над Менуэтом ре минор И.С. Баха.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБО ДО «Намская детская школа искусств им. З.П. Винокурова»

Открытый урок

Тема: «На подступах к полифонии».

Работа над полифонией в младших классах на примере работы над

Менуэтом ре минор И.С. Баха.

Преподаватель по классу фортепиано

Пономарева Галина Алексеевна.

с. Намцы 2017г.

Вид урока: практическое занятие.

Тип урока: развивающий.

Цель урока: повысить качественный уровень интонирования.

Задачи урока: работа над певучестью исполнения, интонационной выразительностью и

самостоятельностью каждого голоса отдельно.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Вспоминаем вкратце о творчестве И.С Баха. Настраиваемся на дальнейшую работу над

менуэтом.

Прошу ученицу до начала игры рассказать о характере произведения, о форме и об

особенностях исполнения полифонической пьесы .

2.

Практическая часть.

Исполняется пьеса полностью двумя руками.

Определяем ошибки, сложности на данный момент.

Ученица знает, что своей напевностью и мелодичностью этот менуэт более похож на

песню, чем на танец.

Напоминаю о соответствующем характере исполнения. Звук должен быть певучим,

мягким, плавным в спокойном и ровном движении, а каждый голос должен иметь свое

развитие, свою внутреннюю жизнь.

Начинаем работу по голосам.

Прошу сыграть верхний голос 1-ой части.

Ученица постаралась передать звучание скрипки. Обращаю внимание на лиричное, теплое

исполнение этой партии. При повторном исполнении ученица вслушивается в звучание и

старается интонационно ярче выразить движение мелодии. Слышит, что первая фраза

звучит более значительно и настойчиво, вторая имеет более спокойный как бы ответный

характер. Для более точного осознания и эмоционального восприятия вопросно-ответного

соотношения фраз рекомендую прием исполнения в «лицах»; спрашивающий исполнитель

играет чуть звучнее, отвечающий – чуть тише. В исполнении сразу появились оживление и

танцевальное менуэтное начало.

Второе предложение развивается более активно, устремляясь к кульминации 1-ой части.

Ученице в исполнении удалось сравнение коротких мотивов с изящными танцевальными

поклонами.

По фразам добиваемся певучести звучания.

Разбирая второй голос 1-ой части, ученица при «инструментовке» выбрала виолончель. В

игре четко услышала две фразы, более или менее передала тембр этого инструмента,

уловила ритмическое различие.

При соединении голосов 1-ой части старается вслушаться в звучание каждого голоса.

Приступаем ко 2-ой части.

Ученица играет первый голос.

В отличие от первой части, второй свойственны динамическая напряженность, смелый

волевой размах, широкие скачки в мелодии верхнего голоса.

Напоминаю об энергичном подъеме к главной кульминации пьесы – к ее самому

высокому звуку Си бемоль 2-ой октавы.

При повторе более выразительно показала в мелодии поклон глубокий и более легкие

грациозные поклоны.

2-ой голос прозвучал выразительно, но не услышала внутреннее движение.

2-ой голос в менуэте требует осмысленного интонирования.

Чтобы хорошо прослушать прошу сыграть левую партию в ансамбле.

Этот метод очень эффективен и полезен, так как дает исполнителю полностью

сосредоточиться на одном голосе на фоне звучания второго.

Активно прорабатывается мелодия исполняемого голоса.

Меняемся партиями.

При соединении голосов уже лучше слышатся несовпадение фраз в 4-ом,5-ом тактах и

соответственно не совпадение динамическое. Это место требует обостренного слухового

контроля.

3.

Итоговая часть урока.

Даю послушать пьесу в своем исполнении, подчеркивая ее художественное разнообразие,

чтобы ученица слухом охватила весь материал.

Из многих, встающих на пути изучения полифонической пьесы, основной остается работа

над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса

отдельно.

В конце урока с ученицей делаем вывод, что самостоятельность проявляется:

В разном характере звучания голосов

В разной фразировке в голосах

В несовпадении штрихов

В несовпадении кульминаций

В разной ритмике

Тщательная работа над каждым голосом должна вестись постоянно, иначе голосоведение

быстро «засоряется».

Литература:

И.С. Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Изд. «Музыка». Москва 1972г.

Н. Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Ленинград «Музыка». 1988г.



В раздел образования