Автор: Пономарёва Галина Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБО ДО "Намская детская школа искусств им. З.П.Винокурова"
Населённый пункт: с.Намцы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: План-конспект открытого урока по предмету "фортепиано"
Тема: Работа над полифонией в младших классах на примере работы над Менуэтом ре минор И.С. Баха.
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО «Намская детская школа искусств им. З.П. Винокурова»
Открытый урок
Тема: «На подступах к полифонии».
Работа над полифонией в младших классах на примере работы над
Менуэтом ре минор И.С. Баха.
Преподаватель по классу фортепиано
Пономарева Галина Алексеевна.
с. Намцы 2017г.
Вид урока: практическое занятие.
Тип урока: развивающий.
Цель урока: повысить качественный уровень интонирования.
Задачи урока: работа над певучестью исполнения, интонационной выразительностью и
самостоятельностью каждого голоса отдельно.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Вспоминаем вкратце о творчестве И.С Баха. Настраиваемся на дальнейшую работу над
менуэтом.
Прошу ученицу до начала игры рассказать о характере произведения, о форме и об
особенностях исполнения полифонической пьесы .
2.
Практическая часть.
Исполняется пьеса полностью двумя руками.
Определяем ошибки, сложности на данный момент.
Ученица знает, что своей напевностью и мелодичностью этот менуэт более похож на
песню, чем на танец.
Напоминаю о соответствующем характере исполнения. Звук должен быть певучим,
мягким, плавным в спокойном и ровном движении, а каждый голос должен иметь свое
развитие, свою внутреннюю жизнь.
Начинаем работу по голосам.
Прошу сыграть верхний голос 1-ой части.
Ученица постаралась передать звучание скрипки. Обращаю внимание на лиричное, теплое
исполнение этой партии. При повторном исполнении ученица вслушивается в звучание и
старается интонационно ярче выразить движение мелодии. Слышит, что первая фраза
звучит более значительно и настойчиво, вторая имеет более спокойный как бы ответный
характер. Для более точного осознания и эмоционального восприятия вопросно-ответного
соотношения фраз рекомендую прием исполнения в «лицах»; спрашивающий исполнитель
играет чуть звучнее, отвечающий – чуть тише. В исполнении сразу появились оживление и
танцевальное менуэтное начало.
Второе предложение развивается более активно, устремляясь к кульминации 1-ой части.
Ученице в исполнении удалось сравнение коротких мотивов с изящными танцевальными
поклонами.
По фразам добиваемся певучести звучания.
Разбирая второй голос 1-ой части, ученица при «инструментовке» выбрала виолончель. В
игре четко услышала две фразы, более или менее передала тембр этого инструмента,
уловила ритмическое различие.
При соединении голосов 1-ой части старается вслушаться в звучание каждого голоса.
Приступаем ко 2-ой части.
Ученица играет первый голос.
В отличие от первой части, второй свойственны динамическая напряженность, смелый
волевой размах, широкие скачки в мелодии верхнего голоса.
Напоминаю об энергичном подъеме к главной кульминации пьесы – к ее самому
высокому звуку Си бемоль 2-ой октавы.
При повторе более выразительно показала в мелодии поклон глубокий и более легкие
грациозные поклоны.
2-ой голос прозвучал выразительно, но не услышала внутреннее движение.
2-ой голос в менуэте требует осмысленного интонирования.
Чтобы хорошо прослушать прошу сыграть левую партию в ансамбле.
Этот метод очень эффективен и полезен, так как дает исполнителю полностью
сосредоточиться на одном голосе на фоне звучания второго.
Активно прорабатывается мелодия исполняемого голоса.
Меняемся партиями.
При соединении голосов уже лучше слышатся несовпадение фраз в 4-ом,5-ом тактах и
соответственно не совпадение динамическое. Это место требует обостренного слухового
контроля.
3.
Итоговая часть урока.
Даю послушать пьесу в своем исполнении, подчеркивая ее художественное разнообразие,
чтобы ученица слухом охватила весь материал.
Из многих, встающих на пути изучения полифонической пьесы, основной остается работа
над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса
отдельно.
В конце урока с ученицей делаем вывод, что самостоятельность проявляется:
В разном характере звучания голосов
В разной фразировке в голосах
В несовпадении штрихов
В несовпадении кульминаций
В разной ритмике
Тщательная работа над каждым голосом должна вестись постоянно, иначе голосоведение
быстро «засоряется».
Литература:
И.С. Бах. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Изд. «Музыка». Москва 1972г.
Н. Калинина. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Ленинград «Музыка». 1988г.