Авторы: Шеховцева Татьяна Сергеевна, Татьяна Сергеевна Шеховцева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Артем Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно - патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Духовно – нравственное воспитание школьников на
уроках русского языка и литературы
Подготовила Шеховцева Т.С.
Современное развитие российского государства и общества определяет
значимые проблемы в воспитании молодого поколения. В настоящее время
существует социальная заявка государства на воспитание инициативного
человека, здорового, трудолюбивого и нравственного, патриота собственного
Отечества, отважного, с активной жизненной и профессиональной позицией,
почитающего права и свободы личности, традиции и устои других людей.
Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными,
политическими
и
экономическими
потрясениями
привели
к
частичной
деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание
людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.
Патриотизм – одно из неоднозначных понятий современной науки и
политической практики. Он имеет сложную эмоциональную окраску, выражает
высшие
чувства
к
Отечеству,
которые
в
ряде
случаев
имеют
националистический характер.
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова
«патриотизм» призваны, в первую очередь, образовательные учреждения, так
как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства
любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема
патриотического и
духовно-нравственного воспитания стоит особо остро, ведь мы имеем очень
сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над
формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на
уроках литературы. Объем работы различен и зависит от общей подготовки
учащихся , специфики программного материала, возрастных особенностей, но
все-таки
можно
выделить
круг
основных
задач,
направленных
на
патриотическое воспитание:
1.
Формирование у детей любви и преданности к родине
2.
Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и
традициям
3.
Воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку
межнационального общения
4.
Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей
малой родине
5.
Формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее
6.
Развитие
у
школьников
настойчивости
в
преодолении
учебных
трудностей
как
шагу
к
воспитанию
у
них
патриотизма,
гражданственности и национального самосознания.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников
непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет
воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании
истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры,
формировать систему отношения к тем или иным событиям.
Большими
потенциальными
возможностями
в
патриотическом
воспитании обладает литература. В 5-6 классах важно заинтересовать
учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,
сформировать устойчивую потребность в чтении.
Формы работы:
отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть;
Чтение и обсуждение тематики произведений;
Определение ключевых слов и понятий.
В 5-м классе изучается устное народное творчество, которое содержит
богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания,
трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки,
загадки, песни, сказки. Раздел «Древнерусская литература» знакомит
ребят с «Повестью временных лет», в которой мы видим отражение
народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.
Огромный
материал
для
патриотического
воспитания
учащихся
представляют эпизоды военной истории России. Героические страницы
нашей истории изучаются в стихотворении М. Лермонтов «Бородино».
Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства
Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли
простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины.
Высокие патриотические чувства, всенародный патриотический подъем
передают и басни.
Например, в основе басни Крылова «Волк на
псарне» лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона
вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате
анализа произведения пятиклассники определяют мораль – всякого
захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи
ждет участь Волка: «С Волками иначе не делать мировой, как снявши
шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю…» вместе с
Ловчим,
мудрым
и
опытным
человеком,
Крылов
утверждает
необходимость и справедливость суровой борьбы с любым хитрым и
коварным врагом.
В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о
бранных
подвигах
Александра
Невского
и
его
духовном
подвиге
самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого
товарищества,
осуждение
предательства.
Ученики
отмечают
героизм
и
самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их
подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает
представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность
Родине, отстаивание ее чести и независимости.
В 9 – 11 классе большие возможности принадлежат
использованию
проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на
основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически
мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и
соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать
решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод
приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов,
овладевая
навыками
общения,
которые
позволят
им
в
будущем
аргументировано
отстаивать
свою
точку
зрения
и
соглашаться
с
убедительными
доводами
других.
Этот
подход
стимулирует
активную
деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в определении
своей гражданской позиции.
С собой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и
неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на
страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»),
В.П. Астафьева(«Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и
др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока
,С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное
выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть
стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся
прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и
передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают
воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны
цвета ,освещения, звука, формы. Часто на уроках русского языка и литературы
обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает
поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове
сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и
раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского
поэта означает веру в народ и его возможности. Мы видим, что в пробуждении
чувства Родины самый верный помощник литература.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на
уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому
событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать
характеристику историческому герою, устное рисование.
Русский язык, как учебный предмет несет
чрезвычайно высокую
познавательную ценность : привитие чувства любви к родному языку,
осмысление общечеловеческих ценностей , воспитание личности с
высоким
чувством
патриотизма.
Для
достижения
этих
целей
используется различный материал : упражнения , диктанты, изложения,
сочинения и.т.д. Дидактический материал должен быть наглядным и
доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала
на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем
художественные и публицистические тексты, это всё используется в
дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании
сочинений, изложений.
В процессе проведения обучающих диктантов, изложений учащимся
можно предложить определить основную мысль текста, акцентировать
внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и
гражданственность.
Большое
воспитательное
значение
имеют
пословицы,
которые
используются при изучении различных тем:
«Тире между подлежащим и сказуемым»: Родная сторона – мать, чужая
– мачеха.
Родина – мать, умей за неё постоять.
«Прилагательные полные и краткие»: Своя земля и в горести мила.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
«Степени сравнения прилагательных»: родина краше солнца, дороже
золота.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Настраивать учащихся на то, что любовь к родине проявляется и в
умелом обращении с языком. Привитию навыка культуры общения
отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах
учебника русского языка.
- Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях.
-Устранение ошибок в употреблении разных частей речи.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся
могут выполнять саамы различные задания: Знакомство со словарными
статьями, посвященными словам «патриотизм, родина, героизм, отвага,
доблесть, мужество». На основе просчитанного ребятам предлагается
написать сочинение на тему: «Что значит быть патриотом?», «Истинный
и
ложный
патриотизм»
и
т.д.
Таким
образом,
с
помощью
совершенствования и развития языка поднимается не только уровень
культуры, но и накапливается богатство добрых отношений между
людьми, укрепляются нравственные устои жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у
школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к
его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль
уроков русского языка и литературы в этом плане невозможно
переоценить.