Напоминание

"Духовно - патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"


Авторы: Шеховцева Татьяна Сергеевна, Татьяна Сергеевна Шеховцева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Артем Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно - патриотическое воспитание школьников на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание школьников на

уроках русского языка и литературы

Подготовила Шеховцева Т.С.

Современное развитие российского государства и общества определяет

значимые проблемы в воспитании молодого поколения. В настоящее время

существует социальная заявка государства на воспитание инициативного

человека, здорового, трудолюбивого и нравственного, патриота собственного

Отечества, отважного, с активной жизненной и профессиональной позицией,

почитающего права и свободы личности, традиции и устои других людей.

Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными,

политическими

и

экономическими

потрясениями

привели

к

частичной

деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание

людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.

Патриотизм – одно из неоднозначных понятий современной науки и

политической практики. Он имеет сложную эмоциональную окраску, выражает

высшие

чувства

к

Отечеству,

которые

в

ряде

случаев

имеют

националистический характер.

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова

«патриотизм» призваны, в первую очередь, образовательные учреждения, так

как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства

любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема

патриотического и

духовно-нравственного воспитания стоит особо остро, ведь мы имеем очень

сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над

формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на

уроках литературы. Объем работы различен и зависит от общей подготовки

учащихся , специфики программного материала, возрастных особенностей, но

все-таки

можно

выделить

круг

основных

задач,

направленных

на

патриотическое воспитание:

1.

Формирование у детей любви и преданности к родине

2.

Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и

традициям

3.

Воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку

межнационального общения

4.

Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей

малой родине

5.

Формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее

6.

Развитие

у

школьников

настойчивости

в

преодолении

учебных

трудностей

как

шагу

к

воспитанию

у

них

патриотизма,

гражданственности и национального самосознания.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников

непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет

воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании

истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры,

формировать систему отношения к тем или иным событиям.

Большими

потенциальными

возможностями

в

патриотическом

воспитании обладает литература. В 5-6 классах важно заинтересовать

учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

сформировать устойчивую потребность в чтении.

Формы работы:

отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть;

Чтение и обсуждение тематики произведений;

Определение ключевых слов и понятий.

В 5-м классе изучается устное народное творчество, которое содержит

богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания,

трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки,

загадки, песни, сказки. Раздел «Древнерусская литература» знакомит

ребят с «Повестью временных лет», в которой мы видим отражение

народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.

Огромный

материал

для

патриотического

воспитания

учащихся

представляют эпизоды военной истории России. Героические страницы

нашей истории изучаются в стихотворении М. Лермонтов «Бородино».

Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства

Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли

простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины.

Высокие патриотические чувства, всенародный патриотический подъем

передают и басни.

Например, в основе басни Крылова «Волк на

псарне» лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона

вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате

анализа произведения пятиклассники определяют мораль – всякого

захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи

ждет участь Волка: «С Волками иначе не делать мировой, как снявши

шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю…» вместе с

Ловчим,

мудрым

и

опытным

человеком,

Крылов

утверждает

необходимость и справедливость суровой борьбы с любым хитрым и

коварным врагом.

В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о

бранных

подвигах

Александра

Невского

и

его

духовном

подвиге

самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого

товарищества,

осуждение

предательства.

Ученики

отмечают

героизм

и

самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их

подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает

представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность

Родине, отстаивание ее чести и независимости.

В 9 – 11 классе большие возможности принадлежат

использованию

проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на

основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически

мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и

соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать

решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод

приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов,

овладевая

навыками

общения,

которые

позволят

им

в

будущем

аргументировано

отстаивать

свою

точку

зрения

и

соглашаться

с

убедительными

доводами

других.

Этот

подход

стимулирует

активную

деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в определении

своей гражданской позиции.

С собой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и

неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на

страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»),

В.П. Астафьева(«Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и

др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока

,С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное

выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть

стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся

прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и

передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают

воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны

цвета ,освещения, звука, формы. Часто на уроках русского языка и литературы

обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает

поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове

сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и

раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского

поэта означает веру в народ и его возможности. Мы видим, что в пробуждении

чувства Родины самый верный помощник литература.

Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на

уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому

событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать

характеристику историческому герою, устное рисование.

Русский язык, как учебный предмет несет

чрезвычайно высокую

познавательную ценность : привитие чувства любви к родному языку,

осмысление общечеловеческих ценностей , воспитание личности с

высоким

чувством

патриотизма.

Для

достижения

этих

целей

используется различный материал : упражнения , диктанты, изложения,

сочинения и.т.д. Дидактический материал должен быть наглядным и

доступным. Поэтому я привлекаю и самих учащихся к сбору материала

на патриотические темы: мы составляем тематические тексты, подбираем

художественные и публицистические тексты, это всё используется в

дальнейшем на уроках при составлении предложений и написании

сочинений, изложений.

В процессе проведения обучающих диктантов, изложений учащимся

можно предложить определить основную мысль текста, акцентировать

внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и

гражданственность.

Большое

воспитательное

значение

имеют

пословицы,

которые

используются при изучении различных тем:

«Тире между подлежащим и сказуемым»: Родная сторона – мать, чужая

– мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

«Прилагательные полные и краткие»: Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

«Степени сравнения прилагательных»: родина краше солнца, дороже

золота.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Настраивать учащихся на то, что любовь к родине проявляется и в

умелом обращении с языком. Привитию навыка культуры общения

отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах

учебника русского языка.

- Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях.

-Устранение ошибок в употреблении разных частей речи.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся

могут выполнять саамы различные задания: Знакомство со словарными

статьями, посвященными словам «патриотизм, родина, героизм, отвага,

доблесть, мужество». На основе просчитанного ребятам предлагается

написать сочинение на тему: «Что значит быть патриотом?», «Истинный

и

ложный

патриотизм»

и

т.д.

Таким

образом,

с

помощью

совершенствования и развития языка поднимается не только уровень

культуры, но и накапливается богатство добрых отношений между

людьми, укрепляются нравственные устои жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у

школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к

его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль

уроков русского языка и литературы в этом плане невозможно

переоценить.



В раздел образования