Напоминание

Серебряный век русской культуры


Автор: Ольга Борисовна Пачколина
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П.Хохрякова"
Населённый пункт: село Калинино, Пермский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Серебряный век русской культуры
Раздел: полное образование





Назад




1

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Отдел дополнительного профессионального образования

Итоговая аттестационная работа

Методическая разработка урока

истории в 11 классе

на тему

«Серебряный век русской культуры»

Работа выполнена

слушателем группы профессиональной

переподготовки по дополнительной

профессиональной программе

«Учитель основного общего

образования»

Пачколиной Ольги Борисовны

________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Учитель истории и обществознания

МАУ СОШ №27

Горошенкина Наталья Геннадьевна

_________________________

(подпись)

Пермь

2019

2

1.

Пояснительная записка

Серебряный век - это конечно не научный термин, а название периода,

которое позволило обозначить тот социокультурный феномен, возникший

в русской культуре конца XIX – начала XX века, который передавал новое

сложное ощущение жизни, дух времени. Смысл этого понятия появился,

прежде всего, из сравнения Серебряного века с другой эпохой – с

пушкинским

веком,

Золотым

веком

русской

культуры.

Эта

эпоха

запомнилась выдающимися философами и поэтами. Европа восхищалась

«Русскими сезонами» Сергея Дягилева в Париже, в них приняли участие

многие деятели искусства. Благодаря их мастерству, Россия

вышла на

передовые позиции в мировом искусстве.

Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история

иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и

гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.

Мы тоже находимся на рубеже веков, и сравнить период Серебряного века с

современной культурой было бы интересно для учащихся и учителя, тем

более что я преподаю предмет МХК и эта тема для меня мне близка и

понятна.

Теме

«Серебряный

век

русской

культуры»

согласно

календарно-

тематическому планированию отводится 1 урок.

В данной методической разработке представлен открытый урок по теме

«Серебряный век русской культуры». Это урок «открытия новых знаний».

Основой данного урока является знакомство с культурой Серебряного века.

Для изучения такого объёмного учебного материала целесообразно урок

построить так, чтобы актуализировать

знания по другим предметам -

литературе, искусству, МХК. Чтобы решить поставленные цели и задачи

урока поможет технология проблемного обучения. Данная технология

позволяет в условиях проблемной ситуации осознать сущность затруднения,

обозначить проблему, затем путём догадки или предположений обосновать и

3

доказать

гипотезу.

В

завершении

проверить

правильность

решения

проблемы.

Проблемное

обучение

поддерживает

интерес

учащихся

к

предмету, знания, полученные в результате решения проблемной задачи,

твёрдо усваиваются, потому что добыты самостоятельно, а не полученные в

готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу и

умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Изучение материала базируется на знании исторических событий,

приобретённых

обучающимися

на

предыдущем

уроке.

На

уроке

обучающиеся

приобретают

умения

и

навыки

выявлять

причинно-

следственные связи, формировать познавательный интерес к изучению

художественной культуры Серебряного века. В ходе урока учащимся

пригодятся навыки

работы с текстом.

На

примере

предложенных

стихотворений учащиеся углубляют знания о многообразии литературных

направлений поэзии Серебряного века. В ходе урока уделяется внимание

исследовательской и творческой деятельности. Актуальность темы состоит

в том, что она помогает формированию духовной культуры и мировоззрения

учащихся, созданию у них целостной картины видения мира.

Данная методическая разработка может быть использована не только на

уроке истории, но и изучении курса мировой художественной культуры.

Мини-глоссарий основных понятий и терминов, используемых в

методической разработке

1.

Серебряный век - образное название периода в истории русской поэзии,

относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с

золотым.

2.

Символизм

-

(фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в

искусстве

(литературе,

музыке

и

живописи),

характеризующееся

экспериментаторством,

стремлением

к

новаторству,

использованием

символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

4

3.

Акмеизм - (от греч. - цветение, цветущая пора) — литературное течение,

противостоящее

символизму

и

возникшее

в

начале

XX

века

в

России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики

и образов, точность слова.

4.

Футуризм - новое направление в литературе, которое отрицало русский

синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее

разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным

жизненным процессом.

5.

«Мир искусства» - сою

́

з ру

́

сских худо

́

жников - творческое объединение

художников России начала XX века.

6.

«Бубновый

валет»

-

название

скандально

известной

выставки,

открывшейся в Москве в декабре 1910 года, и возникшего вскоре

художественного общества,

ставшего самым крупным объединением

раннего авангарда, — в России знаменовал собой тот общеевропейский

переворот в искусстве.

7.

«Ослиный хвост» - группа русских художников-авангардистов, связанная с

одноименной

выставкой,

устроенной

1912

в

Москве. В

стилистике

доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия,

мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

5

8.

Технологическая карта урока

Содержательное наполнение всех структурных компонентов (Приложение

3)

6

9.

Конспект занятия

Развернутый конспект занятия с указанием времени, затрачиваемого на

каждый из этапов

План урока «Серебряный век русской культуры»

Цель урока: Дать представление о взаимосвязи российской культуры и

общества в конце XIX начале XX века

Тип урока: открытие нового знания.

Формы работы учащихся: групповая

Необходимое

техническое

оборудование: мультимедийный

проектор,

экран, компьютер.

Подробный конспект урока

1этап

Мотивации к

учебной

деятельности

5 мин

На фоне музыки Сергея Рахманинова учитель читает

стихи А. Ахматовой «Поэма без героя»:

«Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведому назначению.

По Неве или против течения

Только прочь от своих могил.

По Галерной чернела арка.

В Летнем тонко пела Флюгарка,

И серебряный месяц ярко,

Над Серебряным веком стыл…

Учитель формулирует вопрос:

-Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы

слышите эти строки?

-Какие ассоциации вызывает

у вас словосочетание

«Серебряный век»? (Приём «Ассоциативная цепочка»)

Учитель: В эти годы России было послано много даров.

7

Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной

философской мысли, расцвета поэзии и обострения

эстетической

чувствительности,

религиозного

беспокойства

и

искания,

интереса

к

мистике

и

оккультизму. Появились новые души, были открыты

новые источники творческой жизни, видели новые зори,

соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с

надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в

работе “Самопознание”.

Деятели

культуры

искали

ответы

на

«проклятые»

вопросы, которые всегда ставила русская литература

независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или

прорывалось сквозь художественное творчество: «Что

делать?», «Куда идти?».

2 этап

Актуализация

и

фиксирование

индивидуальн

ого

затруднения

в пробном

учебном

действии

5 мин

Учитель формулирует проблемный вопрос:

-Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе

еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не

терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?

Учащиеся отвечают:

культура отвечает на вызовы

времени,

отражает

проблемы

стоящие

перед

обществом, показывает противоречивость развития

России в пореформенный период. (Прием «Мозговой

штурм»).

Учащиеся формулируют цель: Дать представление о

взаимосвязи российской культуры и общества в конце

XIX начале XX века .

-Как вы думаете, почему мы рассматриваем вопросы

культуры

после

изучения

определённого

периода

истории?

- Каковы исторические условия развития культуры конца

8

начала xx века?

Ученики, поясняя понятый ими историзм культуры,

отвечают, что культура с одной стороны отражает

ход исторического развития, а с другой стороны

воздействует на него (приводят примеры).

Хорошо понять культуру можно, только разбираясь в

исторической действительности:

Примерные ответы учеников:

Состояние российской

экономики в начале

XXвека, ее многоукладность,

монополистический характер;

-реформы С.Ю. Витте и их последствия;

- первая российская революция 1905- 1907 гг и ее итоги;

-формирование

многопартийности

и

начало

парламентаризма;

-социально-экономические реформы П.А. Столыпина и

их итоги;

-русско-японская

война

1904-1905гг

и

последствия

поражения России в этой войне;

- первая мировая война 1914 год.

Учитель: Какие яркие события и явления российской

действительности нашли отражение в культуре эпохи

Серебряного века.

Учитель предлагает посмотреть на слайд, и выбрать

фотографии, которые соответствуют данной эпохе,

назвать наиболее значимые события и явления конца XIX

века – начала XX.

Учащиеся подбирают ключевые слова к приложенным

фотографиям, демонстрируют знание и понимание сути

заданных вопросов.

5-6 этапы

Учитель: Какие проблемы волновали деятелей культуры в

9

Реализация

построения

проекта

и первичное

закрепление

15 мин

конце

XIX

начале

XX

века?"

Особый вклад в

осмысление происходивших перемен внесла русская

религиозная философия.

Учитель раздаёт тексты учащимся (Приложение №1),

просит поработать в паре и ответить на вопросы:

-На

какие

группы

можно

разделить

предложенные

тексты?

- Какие источники представлены?

-Назовите имена писателей и философов, упомянутых в

текстах.

-Как

проходили

заседания

религиозно-философских

кружков?

-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20

века?

-Можно ли последний текст назвать религиозным?

-Как последний текст связан с тематикой философии

Серебряного века?

Учащиеся делают вывод:

- философы ищут пути философско-религиозного

обновления общества;

-пропагандируют религиозное просвещение и

правительственное самоусовершенствование;

-подвергают критике мировоззрение и практику русского

освободительного движения;

-отвергали революцию как средство переустройства

общества.

Учитель: Конец ХIХ - начало ХХ века - сложный и

интересный

период

в

истории

России.

Это

эпоха

грандиозных

революционных

битв

и

величайших

катаклизмов.

Но

это

и

один

из

плодотворнейших

10

периодов в русской культуре. Россия дала миру целую

плеяду

блистательных

имен.

Но

наиболее

яркой

страницей этого периода стала поэзия, получившая

впоследствии название "Поэзия серебряного века".

Учитель: Я предлагаю вам посетить «Литературный

салон» Серебряного века. Обратите внимание - на доске

фотографии поэтов. (Приложение №2)

Прошу вас выбрать фотографию

поэта, прочитать

стихотворение и по содержанию определить направление

в литературе

- символизм,

- акмеизм,

- футуризм.

Учащиеся

выразительно

читают

стихотворение;

определяют

признаки

основных

направлений

в

литературе

Серебряного

века;

аргументированно

отвечают на вопросы; делятся на 3 группы;

Учитель:

Какие

настроения

отражают

поэты

этого

периода?

Учащиеся

делают

вывод:

творчество

поэтов

серебряного

века

сложно

и

неоднозначно.

Общим,

пожалуй,

у

всех

является

стремление

спасти

человечество,

возродить

его

с

помощью

красоты,

исцелить

с

помощью

искусства.

Человек

является

объектом их истинного интереса.

7 этап

Самостоятель

ная работа

с

самопроверко

Учитель: Начало 20 века – это время уникального

разнообразия живописи. Приглашаю вас в картинную

галерею «Серебряного века».

Вы представители разных

объединений

художников

«Мир искусства», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»,

11

й по эталону

5 мин

обратите внимание на картины (Приложение №3)

и

найдите среди них ту, которая, на ваш взгляд не

соответствует вашему направлению в изобразительном

искусстве и аргументировать свой ответ.

Учащиеся работают в группе, ведут обсуждение друг с

другом,

делают выводы;

(Приём «Выбери лишнее»)

8 этап

Включение в

систему

знаний

и повторение

10 мин

Учитель: Серебряный век полон загадок и противоречий,

переплетений, многочисленных художественных течений,

творческих

школ,

принципиально

нетрадиционных

стилей. Самое же главное: в культуре серебряного века

произошла переоценка ценностей, некогда питавших

творчество мастеров русской классики.

В

основе

этой

переоценки

лежали

общественные

потрясения предреволюционной России, поражающие

накалом

страстей,

жаждой

духовного

обновления,

повлёкшие изменения взглядов на искусство и на

художника-творца.

Давайте и мы сейчас с вами сделаем комплимент данной

эпохе, выбрав одно из высказываний:

-«…Этот

мир

очарований,

этот

мир

из

серебра».

Николай Оцуп

-«Есть одна только вечная заповедь -жить в красоте,

несмотря ни на что».

Д. Мережковский

-«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной

философской

мысли,

расцвет

поэзии

и

обострение

эстетической чувственности, беспокойства желаний…»

Н. Бердяев

12

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

А. Блок

Учащиеся выбирают высказывания соответствующие их

восприятию данного периода и вывешивают на стену.

(Приложение №4)

Учитель. Сегодня на уроке вы получили представление о

феномене Серебряного века. Художественный уровень,

открытия и находки в русской философской мысли,

литературе и искусстве “серебряного века” в своей

величественной

мощи

дали

творческий

импульс

в

развитии

отечественной

и

мировой

культуры.

Не

случайно академик Д. Лихачев заметил, говоря о культуре

серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего

века. Быть может, в этом - самый весомый вклад России в

мировую

культуру

Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется

кратким мигом между прошлым и будущим России. Его

идеи

и

наследство

воспринимаются

наукой

не

однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество

заставляет

более

пристально

всматриваться

в

современную жизнь, все больше рассуждать о вечных

борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и

мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в

13

это верить!

Учитель предлагает посмотреть на экран и подвести

итоги урока, закончив предложения:

Сегодня на уроке я …

Самым полезным для меня было…

Я встретился с трудностью при..

У меня хорошо получилось…

Мне это необходимо для…

Домашнее

задание

5 мин

Учитель: И в первую очередь вам этот необходимо для

выполнения домашнего задания. Вам необходимо создать

творческий

проект

«Афиша».

Художники, писатели,

поэты много общались друг с другом. Религиозные и

философские кружки, объединения художников и поэтов.

Вечера, концерты, встречи в неформальной обстановке.

Поэты и художники все любили встречаться в кафе

«Бродячая собака».

Задание: познакомиться с творчеством деятелей культуры

представляющих другие виды искусства Серебряного

века, составить афишу, приглашающую на вечер в

«Бродячую собаку» (Приложение №5).

Учитель рекомендует воспользоваться материалами

учебника по истории 11 класс (автор Левандовский) и

учебником МХК (автор Рапацкая) и др. источниками.



В раздел образования