Автор: Ольга Борисовна Пачколина
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Калининская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.П.Хохрякова"
Населённый пункт: село Калинино, Пермский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Серебряный век русской культуры
Раздел: полное образование
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Отдел дополнительного профессионального образования
Итоговая аттестационная работа
Методическая разработка урока
истории в 11 классе
на тему
«Серебряный век русской культуры»
Работа выполнена
слушателем группы профессиональной
переподготовки по дополнительной
профессиональной программе
«Учитель основного общего
образования»
Пачколиной Ольги Борисовны
________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Учитель истории и обществознания
МАУ СОШ №27
Горошенкина Наталья Геннадьевна
_________________________
(подпись)
Пермь
2019
2
1.
Пояснительная записка
Серебряный век - это конечно не научный термин, а название периода,
которое позволило обозначить тот социокультурный феномен, возникший
в русской культуре конца XIX – начала XX века, который передавал новое
сложное ощущение жизни, дух времени. Смысл этого понятия появился,
прежде всего, из сравнения Серебряного века с другой эпохой – с
пушкинским
веком,
Золотым
веком
русской
культуры.
Эта
эпоха
запомнилась выдающимися философами и поэтами. Европа восхищалась
«Русскими сезонами» Сергея Дягилева в Париже, в них приняли участие
многие деятели искусства. Благодаря их мастерству, Россия
вышла на
передовые позиции в мировом искусстве.
Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история
иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и
гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
Мы тоже находимся на рубеже веков, и сравнить период Серебряного века с
современной культурой было бы интересно для учащихся и учителя, тем
более что я преподаю предмет МХК и эта тема для меня мне близка и
понятна.
Теме
«Серебряный
век
русской
культуры»
согласно
календарно-
тематическому планированию отводится 1 урок.
В данной методической разработке представлен открытый урок по теме
«Серебряный век русской культуры». Это урок «открытия новых знаний».
Основой данного урока является знакомство с культурой Серебряного века.
Для изучения такого объёмного учебного материала целесообразно урок
построить так, чтобы актуализировать
знания по другим предметам -
литературе, искусству, МХК. Чтобы решить поставленные цели и задачи
урока поможет технология проблемного обучения. Данная технология
позволяет в условиях проблемной ситуации осознать сущность затруднения,
обозначить проблему, затем путём догадки или предположений обосновать и
3
доказать
гипотезу.
В
завершении
проверить
правильность
решения
проблемы.
Проблемное
обучение
поддерживает
интерес
учащихся
к
предмету, знания, полученные в результате решения проблемной задачи,
твёрдо усваиваются, потому что добыты самостоятельно, а не полученные в
готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу и
умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Изучение материала базируется на знании исторических событий,
приобретённых
обучающимися
на
предыдущем
уроке.
На
уроке
обучающиеся
приобретают
умения
и
навыки
выявлять
причинно-
следственные связи, формировать познавательный интерес к изучению
художественной культуры Серебряного века. В ходе урока учащимся
пригодятся навыки
работы с текстом.
На
примере
предложенных
стихотворений учащиеся углубляют знания о многообразии литературных
направлений поэзии Серебряного века. В ходе урока уделяется внимание
исследовательской и творческой деятельности. Актуальность темы состоит
в том, что она помогает формированию духовной культуры и мировоззрения
учащихся, созданию у них целостной картины видения мира.
Данная методическая разработка может быть использована не только на
уроке истории, но и изучении курса мировой художественной культуры.
Мини-глоссарий основных понятий и терминов, используемых в
методической разработке
1.
Серебряный век - образное название периода в истории русской поэзии,
относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с
золотым.
2.
Символизм
-
(фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в
искусстве
(литературе,
музыке
и
живописи),
характеризующееся
экспериментаторством,
стремлением
к
новаторству,
использованием
символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
4
3.
Акмеизм - (от греч. - цветение, цветущая пора) — литературное течение,
противостоящее
символизму
и
возникшее
в
начале
XX
века
в
России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики
и образов, точность слова.
4.
Футуризм - новое направление в литературе, которое отрицало русский
синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее
разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным
жизненным процессом.
5.
«Мир искусства» - сою
́
з ру
́
сских худо
́
жников - творческое объединение
художников России начала XX века.
6.
«Бубновый
валет»
-
название
скандально
известной
выставки,
открывшейся в Москве в декабре 1910 года, и возникшего вскоре
художественного общества,
ставшего самым крупным объединением
раннего авангарда, — в России знаменовал собой тот общеевропейский
переворот в искусстве.
7.
«Ослиный хвост» - группа русских художников-авангардистов, связанная с
одноименной
выставкой,
устроенной
1912
в
Москве. В
стилистике
доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия,
мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.
5
8.
Технологическая карта урока
Содержательное наполнение всех структурных компонентов (Приложение
3)
6
9.
Конспект занятия
Развернутый конспект занятия с указанием времени, затрачиваемого на
каждый из этапов
План урока «Серебряный век русской культуры»
Цель урока: Дать представление о взаимосвязи российской культуры и
общества в конце XIX начале XX века
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы учащихся: групповая
Необходимое
техническое
оборудование: мультимедийный
проектор,
экран, компьютер.
Подробный конспект урока
1этап
Мотивации к
учебной
деятельности
5 мин
На фоне музыки Сергея Рахманинова учитель читает
стихи А. Ахматовой «Поэма без героя»:
«Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведому назначению.
По Неве или против течения
Только прочь от своих могил.
По Галерной чернела арка.
В Летнем тонко пела Флюгарка,
И серебряный месяц ярко,
Над Серебряным веком стыл…
Учитель формулирует вопрос:
-Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы
слышите эти строки?
-Какие ассоциации вызывает
у вас словосочетание
«Серебряный век»? (Приём «Ассоциативная цепочка»)
Учитель: В эти годы России было послано много даров.
7
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской мысли, расцвета поэзии и обострения
эстетической
чувствительности,
религиозного
беспокойства
и
искания,
интереса
к
мистике
и
оккультизму. Появились новые души, были открыты
новые источники творческой жизни, видели новые зори,
соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с
надеждой на преображение жизни” писал Бердяев в
работе “Самопознание”.
Деятели
культуры
искали
ответы
на
«проклятые»
вопросы, которые всегда ставила русская литература
независимо от того, делалось это впрямую, осознанно или
прорывалось сквозь художественное творчество: «Что
делать?», «Куда идти?».
2 этап
Актуализация
и
фиксирование
индивидуальн
ого
затруднения
в пробном
учебном
действии
5 мин
Учитель формулирует проблемный вопрос:
-Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе
еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не
терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?
Учащиеся отвечают:
культура отвечает на вызовы
времени,
отражает
проблемы
стоящие
перед
обществом, показывает противоречивость развития
России в пореформенный период. (Прием «Мозговой
штурм»).
Учащиеся формулируют цель: Дать представление о
взаимосвязи российской культуры и общества в конце
XIX начале XX века .
-Как вы думаете, почему мы рассматриваем вопросы
культуры
после
изучения
определённого
периода
истории?
- Каковы исторические условия развития культуры конца
8
начала xx века?
Ученики, поясняя понятый ими историзм культуры,
отвечают, что культура с одной стороны отражает
ход исторического развития, а с другой стороны
воздействует на него (приводят примеры).
Хорошо понять культуру можно, только разбираясь в
исторической действительности:
Примерные ответы учеников:
Состояние российской
экономики в начале
XXвека, ее многоукладность,
монополистический характер;
-реформы С.Ю. Витте и их последствия;
- первая российская революция 1905- 1907 гг и ее итоги;
-формирование
многопартийности
и
начало
парламентаризма;
-социально-экономические реформы П.А. Столыпина и
их итоги;
-русско-японская
война
1904-1905гг
и
последствия
поражения России в этой войне;
- первая мировая война 1914 год.
Учитель: Какие яркие события и явления российской
действительности нашли отражение в культуре эпохи
Серебряного века.
Учитель предлагает посмотреть на слайд, и выбрать
фотографии, которые соответствуют данной эпохе,
назвать наиболее значимые события и явления конца XIX
века – начала XX.
Учащиеся подбирают ключевые слова к приложенным
фотографиям, демонстрируют знание и понимание сути
заданных вопросов.
5-6 этапы
Учитель: Какие проблемы волновали деятелей культуры в
9
Реализация
построения
проекта
и первичное
закрепление
15 мин
конце
XIX
начале
XX
века?"
Особый вклад в
осмысление происходивших перемен внесла русская
религиозная философия.
Учитель раздаёт тексты учащимся (Приложение №1),
просит поработать в паре и ответить на вопросы:
-На
какие
группы
можно
разделить
предложенные
тексты?
- Какие источники представлены?
-Назовите имена писателей и философов, упомянутых в
текстах.
-Как
проходили
заседания
религиозно-философских
кружков?
-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20
века?
-Можно ли последний текст назвать религиозным?
-Как последний текст связан с тематикой философии
Серебряного века?
Учащиеся делают вывод:
- философы ищут пути философско-религиозного
обновления общества;
-пропагандируют религиозное просвещение и
правительственное самоусовершенствование;
-подвергают критике мировоззрение и практику русского
освободительного движения;
-отвергали революцию как средство переустройства
общества.
Учитель: Конец ХIХ - начало ХХ века - сложный и
интересный
период
в
истории
России.
Это
эпоха
грандиозных
революционных
битв
и
величайших
катаклизмов.
Но
это
и
один
из
плодотворнейших
10
периодов в русской культуре. Россия дала миру целую
плеяду
блистательных
имен.
Но
наиболее
яркой
страницей этого периода стала поэзия, получившая
впоследствии название "Поэзия серебряного века".
Учитель: Я предлагаю вам посетить «Литературный
салон» Серебряного века. Обратите внимание - на доске
фотографии поэтов. (Приложение №2)
Прошу вас выбрать фотографию
поэта, прочитать
стихотворение и по содержанию определить направление
в литературе
- символизм,
- акмеизм,
- футуризм.
Учащиеся
выразительно
читают
стихотворение;
определяют
признаки
основных
направлений
в
литературе
Серебряного
века;
аргументированно
отвечают на вопросы; делятся на 3 группы;
Учитель:
Какие
настроения
отражают
поэты
этого
периода?
Учащиеся
делают
вывод:
творчество
поэтов
серебряного
века
сложно
и
неоднозначно.
Общим,
пожалуй,
у
всех
является
стремление
спасти
человечество,
возродить
его
с
помощью
красоты,
исцелить
с
помощью
искусства.
Человек
является
объектом их истинного интереса.
7 этап
Самостоятель
ная работа
с
самопроверко
Учитель: Начало 20 века – это время уникального
разнообразия живописи. Приглашаю вас в картинную
галерею «Серебряного века».
Вы представители разных
объединений
художников
«Мир искусства», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»,
11
й по эталону
5 мин
обратите внимание на картины (Приложение №3)
и
найдите среди них ту, которая, на ваш взгляд не
соответствует вашему направлению в изобразительном
искусстве и аргументировать свой ответ.
Учащиеся работают в группе, ведут обсуждение друг с
другом,
делают выводы;
(Приём «Выбери лишнее»)
8 этап
Включение в
систему
знаний
и повторение
10 мин
Учитель: Серебряный век полон загадок и противоречий,
переплетений, многочисленных художественных течений,
творческих
школ,
принципиально
нетрадиционных
стилей. Самое же главное: в культуре серебряного века
произошла переоценка ценностей, некогда питавших
творчество мастеров русской классики.
В
основе
этой
переоценки
лежали
общественные
потрясения предреволюционной России, поражающие
накалом
страстей,
жаждой
духовного
обновления,
повлёкшие изменения взглядов на искусство и на
художника-творца.
Давайте и мы сейчас с вами сделаем комплимент данной
эпохе, выбрав одно из высказываний:
-«…Этот
мир
очарований,
этот
мир
из
серебра».
Николай Оцуп
-«Есть одна только вечная заповедь -жить в красоте,
несмотря ни на что».
Д. Мережковский
-«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной
философской
мысли,
расцвет
поэзии
и
обострение
эстетической чувственности, беспокойства желаний…»
Н. Бердяев
12
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
А. Блок
Учащиеся выбирают высказывания соответствующие их
восприятию данного периода и вывешивают на стену.
(Приложение №4)
Учитель. Сегодня на уроке вы получили представление о
феномене Серебряного века. Художественный уровень,
открытия и находки в русской философской мысли,
литературе и искусстве “серебряного века” в своей
величественной
мощи
дали
творческий
импульс
в
развитии
отечественной
и
мировой
культуры.
Не
случайно академик Д. Лихачев заметил, говоря о культуре
серебряного века: “Мы подарили Западу начало нашего
века. Быть может, в этом - самый весомый вклад России в
мировую
культуру
Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется
кратким мигом между прошлым и будущим России. Его
идеи
и
наследство
воспринимаются
наукой
не
однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество
заставляет
более
пристально
всматриваться
в
современную жизнь, все больше рассуждать о вечных
борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и
мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в
13
это верить!
Учитель предлагает посмотреть на экран и подвести
итоги урока, закончив предложения:
Сегодня на уроке я …
Самым полезным для меня было…
Я встретился с трудностью при..
У меня хорошо получилось…
Мне это необходимо для…
Домашнее
задание
5 мин
Учитель: И в первую очередь вам этот необходимо для
выполнения домашнего задания. Вам необходимо создать
творческий
проект
«Афиша».
Художники, писатели,
поэты много общались друг с другом. Религиозные и
философские кружки, объединения художников и поэтов.
Вечера, концерты, встречи в неформальной обстановке.
Поэты и художники все любили встречаться в кафе
«Бродячая собака».
Задание: познакомиться с творчеством деятелей культуры
представляющих другие виды искусства Серебряного
века, составить афишу, приглашающую на вечер в
«Бродячую собаку» (Приложение №5).
Учитель рекомендует воспользоваться материалами
учебника по истории 11 класс (автор Левандовский) и
учебником МХК (автор Рапацкая) и др. источниками.