Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Буклет для педагогов и родителей
Тема: "Практикум саморазвития"
Раздел: дошкольное образование
Упражнение с метафорическими
картами (или любыми картинками)
«Мелодия счастья»
1.
Выберите в открытую любую карту,
которая
ассоциируется
у
вас
с
ощущением счастья. Опишите: что вы
видите,
чувствуете,
ощ ущаете
(запишите).
2.
Что
привлекает
в
этой
к арте?
(запишите).
3.
Вслепую (не глядя) выберите карту,
которая
будет
ответом
на
вопрос:
«Что позволит моей мелодии счастья
звучать громче, звонче, радостней?».
Запишите
–
о
чем
эта
к а р т а .
Сделайте для себя выводы.
Коуч-упражнение (обязательно писать)
1.
Сформулируйте задачу, над которой хотели бы
поработать (Как наилучшим образом…).
2.
Опишите ощущения (состояния, чувства) от этой
цели тремя словами.
3.
Запишите
сроки
(Я
принимаю
на
с е бя
ответственность сделать это до …).
4.
Почему это важно (Для меня это важно, потому
что…).
5.
Назовите 3 простые действия, которые можешь
сделать, чтобы достичь цель.
6.
Нарисуйте
тюрьму.
Назовите
минимум
три
помехи. Запишите их за решеткой.
7.
Нарисуйте три ключа. Как вы планируете себя
поддержать,
чтобы
справиться
с
помехами.
Вписать в них.
8.
Нарисуй
карту
козыря.
Какое
одно
действие
нужно сейчас записать в план, чтобы он имел
шанс состояться. Запиши.
9.
Нарисуйте большое солнце и ответ: «Как я буду
к
себе
относиться,
если
я
буду
двигаться
к
цели».
10.
Напиши
одно
самое
про стое
д е й с т в и е
относительно
запроса,
которое
вы
можете
сделать уже завтра.
11.
Нарисуйте
дверь
и
на
этой
двери
напишите
большое слово СВОБОДА и 3 людей, к которым
будите обращаться при достижении цели.
12.
Нарисуйте
подарочную
коробку.
Как
будите
праздновать достижение своей цели. Нарисуйте
свой приз.
13.
Осознайте, что вы чувствуете сейчас внутри –
обозначьте одним словом и зарисуйте образ.
Упражнение «Мандала счастья»
Техника поиска эмоционального равновесия и
визуализации
ресурсов,
способных
вызвать
это
состояние.
Материалы:
плотная
бумага
с
заранее
нарисованным (простым карандашом) по центру листа
А4 кругом, масляная пастель или мелки.
1. Вспомните такой момент своей жизни, когда вам было
очень
хорошо и
спокойно,
вы
чувствовали
себя
счастливыми,
уверенными,
умиротворенным,
с
оптимизмом
смотрели
в
будущее,
испытывали
положительные эмоции.
2.
Вспомните,
как
вы
выглядели
в
этот
момент,
что
говорили,
как
звучал
ваш
голос,
как
двигались.
Вспомните телесные ощущения, расслабленность мышц.
Какое было настроение в тот момент? О чем вы думали?
Горизонты
смещаются
вместе
с
движущимися
.
Ханс
Геор
Гадамер
Практикум
саморазвития
Воспроизведите
в
памяти ка к
можн о
б о л ь ш е
подробностей - важно все. Зафиксируйте.
3 .
В о з ь м и т е
л и с т
б у м а г и
и
п р и
п о м о щ и
цвета спроецируйте
это
состояние
на
бумагу -
изобразите его в круге. Можете нарисовать (20 минут)
что-то абстрактное или конкретную ситуацию, людей -
то, что ассоциируется у вас с тем моментом.
4. Получилось ли изобразить нужное состояние? Чего не
хватает на рисунке? Попробуйте добавить, исправить то,
что не вышло. Назовите вашу мандалу.
5.
Теперь
вспомните
и
напишите
вокруг
круга
всех
людей, события, решения, действия - то, что поможет вам
при необходимости достичь такого состояния. Пишите
исходя
из
предыдущего
жизненного
опыта.
Так
же
сойдут
любые
предположения,
догадки
и
фантазии
-
пишите
все,
что сможете
использовать
в
качестве
поддержки
в
случае
необходимости.
Используйте
разные
цвета.
Комбинируйте,
соединяя
"точки
поддержки" между собой. Когда закончите, проведите
стрелочки от каждого слова к мандале.
6. Возьмите рисунок с собой и прикрепите где-нибудь на
видном
месте.
Посмотрите
на
него
внимательно
в
спокойной обстановке и подумайте, все ли ресурсы вы
указали.
7. Актуализируйте "точки поддержки": со временем
вы
наверняка
заметите,
что
что-то
упустили,
что-то
изменилось, что-то добавилось. Смело вносите правки в
рисунок. И помните - у вас уже все есть для достижения
своего идеального эмоционального состояния
Упражнение «Мелочи жизни»
(из серии «слоны и мухи»)
Итак,
возьмите
негативную
ситуацию,
которая произошла в Вашей жизни.
Возьмём
самую
простую,
но
обидную
историю. Вы катались по морю, зазевались и уронили
в воду - браслет. Очень красивый, и дорогой браслет,
любимый Вами.
Что делать? БУКВАЛЬНО представить себе
крупную
негативную
ситуацию
как
МЕЛОЧЬ
-
то
есть, в своём воображении - уменьшить её в размерах.
(Напомню,
речь
всегда
идёт
о
прокручиваемом
в
голове фильме).
Итак, ваша задача - сначала представить себе
Ваш потерянный браслет очень чётко, в красках, и
всю
негативную
ситуацию
с
его
падением
в
воду
прокрутить в голове также - красочным фильмом.
Ну,
а
затем...
Затем
представьте,
что
Вы
«перевернули бинокль» и Ваш браслет вдруг удалился
от Вас на несколько сотен метров, на километр, на
несколько километров... Вы уже не видите браслет,
вместо него перед глазами маячит какая-то тёмная еле
различимая точка....
Ну что? Вам надоело всматриваться? А ну её
совсем,
эту
точку
-
что
глаза
портить,
пытаясь
разглядеть какую-то мелочь?
Этот
пример
-
точен
с
точки
зрения
психологии. Человеку свойственно терять интерес к
предмету, который он оставляет далеко позади себя,
когда предмет теряет очертания и уменьшается, по
мере
того,
как
расстояние
между
предметом
и
наблюдателем стремительно увеличивается.
Принцип
этого
упражнения
НЛП
понятен.
Вам нужно просто уменьшить картинку тревожащей
ситуации так, чтобы предмет, который Вас тревожит,
уменьшился до микроскопичсеских размеров...
Тест Зигмунда Фрейда
Одно из основных правил - это писать то,
что Вы чувствуете и первое, что приходит в голову.
Не читайте всё сразу! Читайте вопросы по очереди.
1.
Ты
всматриваешься
в
море?
(твое
первое
ощущение, можешь закрыть глаза...)
2. Ты идёшь по лесу и смотришь под ноги? (что
чувствуешь, на вопросы не больше 30-40 секунд).
3 .
В и д и ш ь
п ол ё т
ч а е к ?
(что
ты
при
этом
испытываешь, если быстрый ответ, хорошо идём
дальше)
4. Табун лошадей? (пиши первое, что приходит в
голову, не думай долго)
5. В пустыне стена с маленьким отверстием, за
которым
оазис?
(вот
в
этом
вопросе
НУЖНЫ
ТВОИ ДЕЙСТВИЯ, А НЕ МЫСЛИ, что ты будешь
делать)
6. Уставший в пустыне видишь по дороге кувшин с
водой? (что ты делаешь, не чувства, а действия, это
банально, но напиши на листочке)
7. Заблудился в лесу, вечер, увидел дом, в котором
светит окно? (что делать собираешься, пиши)
8.
Ты
в
тумане?
(ДЕЙСТВИЯ,
как
ты
себя
поведёшь, пиши, это финиш)
Написали?
Отлично!
А
теперь
смотрите,
что под этими вопросами имел ввиду Фрейд.
1. Твоё отношение к жизни, эмоции, ощущения. 2.
Твоё
самочувствие
в
родной
семье.3.
Твоё
отношение
к
женщинам.4.
Твоё
отношение
к
мужчинам. 5. Твоя основная жизненная стратегия,
цель.
Как
решаешь
свои
проблемы.
6.
Твоя
сексуальная избирательность. Выбор партнёра. 7.
Твоя готовность к замужеству/женитьбе. 8. Твоё
отношение к смерти.