Автор: Барабанова Любовь Васильевна
Должность: преподаватель биологии и химии
Учебное заведение: ГБПОУ "УМТ"
Населённый пункт: п. Магистральный
Наименование материала: Опорный конспект по общей биологии
Тема: "Индивидуальное развитие"
Раздел: полное образование
Группа I
Опорный конспект для самостоятельной работы
обучающихся на тему: «Дробление».
Задание №1. Прочитайте опорный конспект.
Через несколько часов после оплодотворения наступает первый
этап развития зародыша, называемый дроблением.
Оплодотворённая яйцеклетка – зигота – начинает делиться митозом.
Первое деление происходит в вертикальной плоскости, и зигота
делится на две одинаковые клетки, которые называются
бластомерами. Бластомеры не расходятся, а делятся ещё раз, и
образуются уже 4 клетки. Третье деление происходит в
горизонтальной плоскости, и из четырёх образуется 8 бластомеров.
Далее продольные и поперечные деления сменяют друг друга,
возникает всё больше бластомеров. Деления происходят очень
быстро, бластомеры не растут, а даже – по мере последовательных
делений – уменьшаются в размерах. Постепенно бластомеры
располагаются в один слой и образуют полый шарик – бластулу.
Полость внутри бластулы получила название бластоцели.
Задание №2. Заполните таблицу «Этапы эмбриогенеза».
Основные этапы
Особенности этапа
Схематический
рисунок
Составить кластер.
Памятка по составлению кластера.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые
показывают несколько различных типов связей между объектами
или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема).
Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения,
которые приходят на ум в связи с этой темой.
Группа II
Опорный конспект для самостоятельной работы
обучающихся на тему: «Гаструляция».
Задание №1. Прочитайте опорный конспект.
Вскоре после образования бластулы наступает следующий этап
развития зародыша – гаструляция. В процессе образования
гаструлы продолжаются митотические деления клеток и происходят
существенные изменения в строении зародыша. Наиболее широко
распространённым способом образования гаструлы является
впячивание внутрь участка стенки бластулы. При образовании
гаструлы клетки делятся митозом очень быстро и число их резко
увеличивается. В отличие от бластулы гаструла представляет собой
двуслойный шарик, наружный слой клеток которого называют
эктодермой. Внутренний слой гаструлы, выстилающий её полость,
называют энтодермой. Полость внутри гаструлы называется
первичной кишкой, а отверстие, которое в неё ведёт, - первичным
ртом.
Задание №2. Заполните таблицу «Этапы эмбриогенеза».
Основные этапы
Особенности этапа
Схематический
рисунок
Составить кластер.
Памятка по составлению кластера.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые
показывают несколько различных типов связей между объектами
или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема).
Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения,
которые приходят на ум в связи с этой темой.
Группа III
Опорный конспект для самостоятельной работы
обучающихся на тему: «Органогенез».
Задание №1. Прочитайте опорный конспект.
Деление клеток и их перемещение продолжаются и на следующем
этапе развития зародыша – органогенезе. Из клеток,
расположенных на границе между экто - и энтодермой, развивается
средний зародышевый листок, или мезодерма. На стадии нейрулы
начинается формирование органов и тканей. Из эктодермы
начинается развитие нервной пластинки, а затем нервной трубки.
Из неё впоследствии развиваются головной и спинной мозг.
Остальная эктодерма даёт начало наружному слою кожи, органам
зрения, слуха и обоняния. Клетки энтодермы образуют трубку –
будущий кишечник, выросты которого впоследствии превращаются
в печень, поджелудочную железу и лёгкие. Мезодерма даёт начало
хорде, мышцам, почкам, хрящевому и костному скелету, а также
сердечно – сосудистой и половой системам.
Задание №2. Заполните таблицу «Этапы эмбриогенеза».
Основные этапы
Особенности этапа
Схематический
рисунок
Составить кластер.
Памятка по составлению кластера.
Кластеры - это графические систематизаторы, которые
показывают несколько различных типов связей между объектами
или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема).
Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения,
которые приходят на ум в связи с этой темой.