Автор: Дунаева Надежда Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 4
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Проект
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по опытно - экспериментальной деятельности (Для детей 2 младшей группы)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г. Сыктывкара
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по опытно - экспериментальной деятельности
(Для детей 2 младшей группы)
Разработчик:
Дунаева Н.В.
Сыктывкар 2021
Паспорт проекта
Вид проекта: опытно- экспериментальный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. - май 2022г.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители (законные
представители)
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем
большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность» (Лев Семенович Выготский).
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра
технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей
деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический
процесс на основе развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,
знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассматривать предмет, но и
потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек»
дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,
распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей
действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты,
самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого
явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для
возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических
явлений для человека и самого себя.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет
ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При
этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер –
вызывают интерес к исследованию, развиваются мыслительные операции, стимулируют
познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально
организованное экспериментирование носит безопасный характер.
На сегодняшний день
модернизация российского
образования требует
пересмотра
технологии обучения
дошкольников, ориентируя
педагогов на использование в
своей
деятельности более
эффективных форм и
методов, позволяющих
строить педагогический
процесс на основе
развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна
ориентация на познание
окружающего мира и
экспериментирование с
объектами и явлениями
реальности. Младшие
дошкольники,
знакомясь с окружающим
миром, стремятся не только
рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками,
языком, понюхать, постучать
им и т.п. В возрасте
«почемуче
На сегодняшний день
модернизация российского
образования требует
пересмотра
технологии обучения
дошкольников, ориентируя
педагогов на использование в
своей
деятельности более
эффективных форм и
методов, позволяющих
строить педагогический
процесс на основе
развивающего обучения.
1 этап
Дошкольникам свойственна
ориентация на познание
окружающего мира и
экспериментирование с
объектами и явлениями
реальности. Младшие
дошкольники,
знакомясь с окружающим
миром, стремятся не только
рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками,
языком, понюхать, постучать
им и т.п. В возрасте «почему
1
этап
Цель проекта: Формирование и расширение представлений об объектах окружающего
мира через практическую деятельность.
Задачи проекта:
Расширение представлений о свойствах и качествах окружающего мира.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.
Развивать навыки самостоятельной деятельности.
Повышать психолого - педагогическую компетентность родителей (законных
представителей ) по опытно- экспериментальной деятельности.
Ожидаемый результат:
1.
Иметь представления о свойствах и качествах окружающего мира.
2.
Умение детей с помощью взрослого проводить простейшие опыты и эксперименты
с объектами окружающего мира.
3.
Умение детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать
причинно- следственные связи, делать выводы.
4.
Повышение психолого – педагогической компетенции родителей (законных
представителей) по опытно – экспериментальной деятельности.
2
этап
1. Составление перспективного планирования мероприятий проекта.
2. Подбор методического и иллюстративного материала для реализации проекта.
3. Презентация проекта.
3 этап
1. Выполнение проекта в режимных моментах согласно выписке из «Модели
реализации образовательных областей по блокам».
2. В календарном планировании образовательной деятельности мероприятия
проекта отмечать красным кружочком.
4 этап
Творческий отчёт: Презентация: «Опытно- экспериментальная деятельность во 2
младшей группе»
План работы по опытно- экспериментальной деятельности во 2 младшей группе
Месяц
Раздел/ Объект
Тема/ Задачи
Сентябрь
Неживая природа
Песок
«Почему не получился
куличик?»
Познакомить детей со
свойствами песка: песок
сухой - сыпучий, из него
нельзя построить
куличик; песок влажный -
не сыпучий, из него
можно построить
куличик.
«Делаем дорожки и
узоры
из песка»»
Продолжать знакомить
детей со свойствами
песка: из сухого можно
нарисовать любой узор,
из мокрого - нет.
«Песчинки»
Дать детям
представление о том, что
песок состоит из очень
мелких частиц-
зернышек-песчинок.
«Чудесные фигурки»
Продолжать знакомить
детей со свойствами
песка: из мокрого песка
можно формировать
фигурки.
Октябрь
Неживая природа
«Что в пакете?»
Воздух
Обнаружить воздух в
окружающей обстановке.
«Игры с вертушками»
Продолжать знакомить
детей с одним из свойств
воздуха- движением;
обнаружить движение
воздуха в природе.
«Игры с соломинкой, с
воздушным шариком»
Познакомить детей с тем,
что внутри человека есть
воздух и обнаружить его.
«Мыльные пузыри»
Познакомить детей с тем,
что при попадании
воздуха в каплю мыльной
воды образуется пузырь.
Ноябрь
Неживая природа
Вода
«Значение воды»
Показать детям значение
воды для всего живого.
Познакомить с
некоторыми свойствами
воды: жидкость без вкуса,
цвета, формы и запаха,
прозрачная, течет, льется.
«Волшебница вода»
Выяснить свойства воды:
в воде одни вещества
растворяются в воде, а
другие нет.
«Волшебная кисточка»
Познакомить детей с
получением
промежуточных цветов
путем смешивания двух.
«Плавает- тонет»
Познакомить детей с
легкими и тяжелыми
предметами (одни
остаются на поверхности
воды, другие тонут).
Декабрь
Рукотворный мир
Бумага
«Бумага, ее качества и
свойства»
Формировать умение
Древесина
Ткань
Пластмасса
узнавать предметы,
сделанные из бумаги,
определять ее качества
(цвет, гладкость,
толщину, впитывающую
способность) и свойства
(мнется, рвется, режется,
размокает).
«Древесина, ее качества
и свойства»
Формировать умении
узнавать вещи,
изготовленные из
древесины, вычленять ее
качества (твердость,
структура поверхности,
толщину, степень
прочности)и свойства
(режется, горит, не
бьется, не тонет в воде).
«Ткань, ее качества и
свойства»
Учить узнавать вещи из
ткани, определять ее
качества (толщину,
степень прочности,
мягкость) и свойства
(мнется, режется, рвется,
намокает, горит).
«Пластмасса, ее качества
и свойства»
Учить узнавать вещи из
пластмассы, определять
ее качества (структура
поверхности, толщина,
цвет) и свойства
(плотность, гибкость)
Январь
Неживая природа
Снег
«Снег. Какой он?»
Познакомить детей со
свойствами снега: белый,
холодный, блестящий,
сверкающий, пушистый,
плохо лепится.
«Как из снега получить
воду?»
Формировать простейшее
представление о
свойствах снега (в тепле
тает, становится водой).
«Мороз и снег»
Закрепить знания детей о
свойствах снега в
зависимости от
температуры.
Февраль
Неживая природа
Лед
«Свойства льда»
Познакомить детей со
свойствами льда:
твердый, скользкий,
гладкий.
«Таяние льда в воде»
Показать взаимосвязь
количества и качества от
размера.
«Как воду превратить в
лед»
Продолжать знакомить со
свойствами воды: вода
при низких температурах
превращается в лед.
«Изготовление цветных
льдинок»
Познакомить с тем, что
вода растворяет вещества
(краску), как при низких
температурах
превращается в лед.
Март
Рукотворный мир
Пластмасса
Резина
Музыкальные
инструменты
«Пластмасса, ее качества
и свойства»
Учить узнавать вещи,
сделанные из
пластмассы, определять
ее качества (структура
поверхности, толщина,
цвет) и свойства
(плотность, гибкость).
«Резина, ее качества и
свойства»
Учить узнавать вещи,
сделанные из резины,
определять ее качества
(структура поверхности,
толщина) и свойства
(плотность, упругость,
эластичность).
«Что звучит?»
Научить определять по
Магнит
издаваемому звуку
предмет; научить
определять
происхождение звука и
различать музыкальные и
шумовые звуки.
«Мы фокусники»
Выделять предмет,
взаимодействующий с
магнитом.
Апрель
Живая природа
Растения
Неживая природа
Камни
«Посадка лука»
Уточнить представление
о луковице, показать
необходимость наличия
света и воды для роста и
развития растений.
«Веточка березы»
Наблюдать за
появлением листочков на
веточках, поставленных в
воду; выявить
потребность растений в
тепле.
«Сказка о камушке»
На примере опыта
показать, что предметы
могут быть легкие и
тяжелые.
«Легкий – тяжелый»
Познакомить, что
предметы бывают легкие
и тяжелые. Научить
определять вес
предметов и
группировать предметы
по весу (легкие –
тяжелые).
Май
Неживая природа
Солнце
Свет
«Солнечный зайчик»
Дать представление, что
«солнечный зайчик» - это
луч солнца,
отражающийся в зеркале.
«Что в коробке?»
Познакомить со
значением света, с
источниками света
(солнце, фонарик, лампа,
свеча).
Песок
Вода
«Игры с песком»
Закрепить свойства песка.
«Как вода гулять
отправилась»
Дать детям
представление о том, что
воду можно собрать
различными предметами:
губкой, пипеткой, грушей,
шприцом.
Планирование работы с родителями по теме:
«Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников»
Сентябрь: Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность младших
дошкольников».
Октябрь: Привлечь родителей к созданию развивающей среды с целью развития
детского экспериментирования».
Ноябрь: Консультация «Познаем природу через наблюдения при прогулке с родителями»
Декабрь: Папка- передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Январь: Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних
условиях».
Февраль: Консультация «Организация экспериментальной деятельности при
ознакомлении дошкольников с окружающим миром».
Март: Консультация «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности
ребенка».
Апрель: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию».
Май: Фотоотчет «Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе».
Литература:
1.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М.1999г.
2.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» , М:
ТЦ Сфера, 2005г.
3.
Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе
детского сада. Конспекты занятий»: Мозаика – Синтез; Москва; 2012г.