Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по опытно - экспериментальной деятельности (Для детей 2 младшей группы)


Автор: Дунаева Надежда Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 4
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Проект
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по опытно - экспериментальной деятельности (Для детей 2 младшей группы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» г. Сыктывкара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по опытно - экспериментальной деятельности

(Для детей 2 младшей группы)

Разработчик:

Дунаева Н.В.

Сыктывкар 2021

Паспорт проекта

Вид проекта: опытно- экспериментальный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г. - май 2022г.

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители (законные

представители)

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем

большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность» (Лев Семенович Выготский).

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра

технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей

деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический

процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и

экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,

знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассматривать предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек»

дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой,

распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей

действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты,

самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого

явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для

возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических

явлений для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет

ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных

наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При

этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер –

вызывают интерес к исследованию, развиваются мыслительные операции, стимулируют

познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально

организованное экспериментирование носит безопасный характер.

На сегодняшний день

модернизация российского

образования требует

пересмотра

технологии обучения

дошкольников, ориентируя

педагогов на использование в

своей

деятельности более

эффективных форм и

методов, позволяющих

строить педагогический

процесс на основе

развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна

ориентация на познание

окружающего мира и

экспериментирование с

объектами и явлениями

реальности. Младшие

дошкольники,

знакомясь с окружающим

миром, стремятся не только

рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками,

языком, понюхать, постучать

им и т.п. В возрасте

«почемуче

На сегодняшний день

модернизация российского

образования требует

пересмотра

технологии обучения

дошкольников, ориентируя

педагогов на использование в

своей

деятельности более

эффективных форм и

методов, позволяющих

строить педагогический

процесс на основе

развивающего обучения.

1 этап

Дошкольникам свойственна

ориентация на познание

окружающего мира и

экспериментирование с

объектами и явлениями

реальности. Младшие

дошкольники,

знакомясь с окружающим

миром, стремятся не только

рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками,

языком, понюхать, постучать

им и т.п. В возрасте «почему

1

этап

Цель проекта: Формирование и расширение представлений об объектах окружающего

мира через практическую деятельность.

Задачи проекта:

Расширение представлений о свойствах и качествах окружающего мира.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.

Развивать навыки самостоятельной деятельности.

Повышать психолого - педагогическую компетентность родителей (законных

представителей ) по опытно- экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

1.

Иметь представления о свойствах и качествах окружающего мира.

2.

Умение детей с помощью взрослого проводить простейшие опыты и эксперименты

с объектами окружающего мира.

3.

Умение детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать

причинно- следственные связи, делать выводы.

4.

Повышение психолого – педагогической компетенции родителей (законных

представителей) по опытно – экспериментальной деятельности.

2

этап

1. Составление перспективного планирования мероприятий проекта.

2. Подбор методического и иллюстративного материала для реализации проекта.

3. Презентация проекта.

3 этап

1. Выполнение проекта в режимных моментах согласно выписке из «Модели

реализации образовательных областей по блокам».

2. В календарном планировании образовательной деятельности мероприятия

проекта отмечать красным кружочком.

4 этап

Творческий отчёт: Презентация: «Опытно- экспериментальная деятельность во 2

младшей группе»

План работы по опытно- экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

Месяц

Раздел/ Объект

Тема/ Задачи

Сентябрь

Неживая природа

Песок

«Почему не получился

куличик?»

Познакомить детей со

свойствами песка: песок

сухой - сыпучий, из него

нельзя построить

куличик; песок влажный -

не сыпучий, из него

можно построить

куличик.

«Делаем дорожки и

узоры

из песка»»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка: из сухого можно

нарисовать любой узор,

из мокрого - нет.

«Песчинки»

Дать детям

представление о том, что

песок состоит из очень

мелких частиц-

зернышек-песчинок.

«Чудесные фигурки»

Продолжать знакомить

детей со свойствами

песка: из мокрого песка

можно формировать

фигурки.

Октябрь

Неживая природа

«Что в пакете?»

Воздух

Обнаружить воздух в

окружающей обстановке.

«Игры с вертушками»

Продолжать знакомить

детей с одним из свойств

воздуха- движением;

обнаружить движение

воздуха в природе.

«Игры с соломинкой, с

воздушным шариком»

Познакомить детей с тем,

что внутри человека есть

воздух и обнаружить его.

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей с тем,

что при попадании

воздуха в каплю мыльной

воды образуется пузырь.

Ноябрь

Неживая природа

Вода

«Значение воды»

Показать детям значение

воды для всего живого.

Познакомить с

некоторыми свойствами

воды: жидкость без вкуса,

цвета, формы и запаха,

прозрачная, течет, льется.

«Волшебница вода»

Выяснить свойства воды:

в воде одни вещества

растворяются в воде, а

другие нет.

«Волшебная кисточка»

Познакомить детей с

получением

промежуточных цветов

путем смешивания двух.

«Плавает- тонет»

Познакомить детей с

легкими и тяжелыми

предметами (одни

остаются на поверхности

воды, другие тонут).

Декабрь

Рукотворный мир

Бумага

«Бумага, ее качества и

свойства»

Формировать умение

Древесина

Ткань

Пластмасса

узнавать предметы,

сделанные из бумаги,

определять ее качества

(цвет, гладкость,

толщину, впитывающую

способность) и свойства

(мнется, рвется, режется,

размокает).

«Древесина, ее качества

и свойства»

Формировать умении

узнавать вещи,

изготовленные из

древесины, вычленять ее

качества (твердость,

структура поверхности,

толщину, степень

прочности)и свойства

(режется, горит, не

бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и

свойства»

Учить узнавать вещи из

ткани, определять ее

качества (толщину,

степень прочности,

мягкость) и свойства

(мнется, режется, рвется,

намокает, горит).

«Пластмасса, ее качества

и свойства»

Учить узнавать вещи из

пластмассы, определять

ее качества (структура

поверхности, толщина,

цвет) и свойства

(плотность, гибкость)

Январь

Неживая природа

Снег

«Снег. Какой он?»

Познакомить детей со

свойствами снега: белый,

холодный, блестящий,

сверкающий, пушистый,

плохо лепится.

«Как из снега получить

воду?»

Формировать простейшее

представление о

свойствах снега (в тепле

тает, становится водой).

«Мороз и снег»

Закрепить знания детей о

свойствах снега в

зависимости от

температуры.

Февраль

Неживая природа

Лед

«Свойства льда»

Познакомить детей со

свойствами льда:

твердый, скользкий,

гладкий.

«Таяние льда в воде»

Показать взаимосвязь

количества и качества от

размера.

«Как воду превратить в

лед»

Продолжать знакомить со

свойствами воды: вода

при низких температурах

превращается в лед.

«Изготовление цветных

льдинок»

Познакомить с тем, что

вода растворяет вещества

(краску), как при низких

температурах

превращается в лед.

Март

Рукотворный мир

Пластмасса

Резина

Музыкальные

инструменты

«Пластмасса, ее качества

и свойства»

Учить узнавать вещи,

сделанные из

пластмассы, определять

ее качества (структура

поверхности, толщина,

цвет) и свойства

(плотность, гибкость).

«Резина, ее качества и

свойства»

Учить узнавать вещи,

сделанные из резины,

определять ее качества

(структура поверхности,

толщина) и свойства

(плотность, упругость,

эластичность).

«Что звучит?»

Научить определять по

Магнит

издаваемому звуку

предмет; научить

определять

происхождение звука и

различать музыкальные и

шумовые звуки.

«Мы фокусники»

Выделять предмет,

взаимодействующий с

магнитом.

Апрель

Живая природа

Растения

Неживая природа

Камни

«Посадка лука»

Уточнить представление

о луковице, показать

необходимость наличия

света и воды для роста и

развития растений.

«Веточка березы»

Наблюдать за

появлением листочков на

веточках, поставленных в

воду; выявить

потребность растений в

тепле.

«Сказка о камушке»

На примере опыта

показать, что предметы

могут быть легкие и

тяжелые.

«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что

предметы бывают легкие

и тяжелые. Научить

определять вес

предметов и

группировать предметы

по весу (легкие –

тяжелые).

Май

Неживая природа

Солнце

Свет

«Солнечный зайчик»

Дать представление, что

«солнечный зайчик» - это

луч солнца,

отражающийся в зеркале.

«Что в коробке?»

Познакомить со

значением света, с

источниками света

(солнце, фонарик, лампа,

свеча).

Песок

Вода

«Игры с песком»

Закрепить свойства песка.

«Как вода гулять

отправилась»

Дать детям

представление о том, что

воду можно собрать

различными предметами:

губкой, пипеткой, грушей,

шприцом.

Планирование работы с родителями по теме:

«Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников»

Сентябрь: Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность младших

дошкольников».

Октябрь: Привлечь родителей к созданию развивающей среды с целью развития

детского экспериментирования».

Ноябрь: Консультация «Познаем природу через наблюдения при прогулке с родителями»

Декабрь: Папка- передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!»

Январь: Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних

условиях».

Февраль: Консультация «Организация экспериментальной деятельности при

ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

Март: Консультация «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности

ребенка».

Апрель: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию».

Май: Фотоотчет «Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе».

Литература:

1.

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М.1999г.

2.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» , М:

ТЦ Сфера, 2005г.

3.

Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе

детского сада. Конспекты занятий»: Мозаика – Синтез; Москва; 2012г.



В раздел образования