Напоминание

Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии


Автор: Хромченкова Светлана Васильевна
Должность: учитель геогррафии
Учебное заведение: МБОУ СШ № 4
Населённый пункт: город Гагарин Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся к урокам географии
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка заданий по формированию функциональной грамотности

обучающихся к урокам географии – одно из направлений

развития творческого

потенциала ребенка.

из опыта работы учителя географии МБОУ СШ №4 Хромченковой С.В.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно

приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений.

Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как

способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять

простейшие арифметические действия.

Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное

функционирование личности в системе социальных отношений, который считается

минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной

культурной среде» Основные признаки функциональной грамотной личности: это человек

самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными

качествами, ключевыми компетенциями.

Естественно - научная функциональная грамотность -

«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в

реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с

помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и

экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые

вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует

познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Наша задача - руководить и направлять деятельность детей, чтобы они могли проявлять свои

дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь

учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию

познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет

использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится

качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая

личность, способная приумножить общественную культуру.

В центре внимания географии остаются такие виды функциональной грамотности, как

читательская, картографическая, математическая, естественнонаучная. Одной из проблем,

существующих сегодня на уроке географии, является то, что среднестатистический ученик не

хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ и ВПР учащиеся

невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют

задания. Поэтому очень важной является работа по преобразованию содержания текста в

график, таблицу, схему, диаграмму, карту. А также использование этой информации для

практико- ориентированных задач.

Одним из направлений работы по формированию функциональной грамотности в нашей

школе является разработка заданий на функциональную грамотность

Заданий на функциональную грамотность в учебниках недостаточно, поэтому их разработка

ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их

использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить

либо в качестве разминки, либо на классных часах. Я такие задания предлагаю как

дополнительное домашнее задание. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и

поучительны. Обязательно включаю задания на работу с картой, так как любой человек

должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений

работать с картами различного содержания включает глубокое овладение учащимися

картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение

школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью

которых они находят решение.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать

им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из

реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой

ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной

грамотности

* Наличие проблемы в описанной ситуации;

* Ситуационная значимость контекста;

*Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка

на язык предметной области;

* Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения.

В работе использую задания из банка заданий по формированию ФГ и разрабатываю свои.

Класс

Тема

Задания по выработке функциональной грамотности.

8

Природные зоны

России

Используя текст учебника, карты атласа и информацию прослушанного

сообщения ответьте на вопросы:

1.Какие растения можно увидеть в степи весной?

2.Что такое эфемеры?

3.Почему у растений летнего периода длинные и разветвленные корни,

маленькие опушенные листья? 4.Почему почвы степей плодородны?

5.Почему в степи не растут деревья?

6.Почему животные степей живут стадами, а не в одиночку?

7.Каков современный ландшафт степей?

8.Почему для жителей степей характерны чувства дали и шири,

коллективизм, стремительность?

9.Почему станицы многолюдны и вытянуты на 10-15 км.?

10. Какие опасные явления могут быть в степях?

8

Уральские горы

(Использование

интернет-

ресурса)

Прочитайте внимательно текст и выполните задание на основе ниже

приведенного текста.

Поступило сообщение! На приполярном Урале найдена пирамида, точь-в-

точь повторяющая пирамиду Хеопса в Гизе, - трубили накануне уральские

путешественники из клуба «Дикий Север».

По их словам, новая пирамида в четыре раза большей египетской. А

находится она в тех местах, где не ступала нога человека – на территории

Народо-Итьинского кряжа в ХМАО. Необычный объект группа увидела

сначала с вертолета. А затем и со спутников. Высота «пирамиды» якобы

774 метра, а длина каждой грани — порядка километра.

Оказалось, что уральская «пирамида Хеопса» ни что иное, как часть

горного хребта. Характерные формы в виде пирамиды часто встречаются в

горах. Это следствие действия ледников. У таких гор в виде пирамид есть

конкретное название - карлинг.

На самом деле это природное образование, ничего уникального в этом нет.

Там, где активно действовал ледник можно найти десятки таких пирамид.

Горы – карлинги имеют острые ребра, сходящиеся в одной точке. Они

могут быть правильной треугольной или четырехугольной формы.

Образуются они, когда смыкаются стенки нескольких ледниковых каров.

Это когда два ледника во время таяния идут под углом друг к другу. Один

ледник отшлифовывает одну сторону, другой другую. И в результате

образуется прямой либо острый угол. В крупных горных системах таких

природных образований десятки.

Отдалённое сходство с рукотворными пирамидами такие горы иногда

имеют, потому что их поверхность усыпана крупными каменными глыбами

с острыми, будто обтёсанными или обломанными краями.

Рукотворных пирамид в мире действительно много. О них все знают,

видели кладку. Но они высотой 20, 30, 50 метров, максимум – 100. У этой

горы есть уклон 800 метров. Она возвышается над уровнем рельефа метров

на 200. Рукотворных пирамид таких больших размеров в принципе не

бывает – ни на Урале, ни в любой другой точке планеты. Эта горная

вершина пирамидальной формы с отметкой 774 м давно известна и

нанесена на все топографические карты. К хребту с двух сторон – севера и

юга – прилегают долины крупных рек, а их притоки разделяют хребет на

отдельные части. В данном случае два небольших притока образуют

неправильный прямоугольник, который с четырёх сторон отделён

долинами рек. И вот этот неправильный прямоугольник приняли за

пирамиду.

Ответьте на вопросы:

1. На какие части делится горная система Урал?

2. Что из себя представляет горная система Народо-Итьинского кряжа, её

характеристика и происхождение.

3. Где еще можно встретить карлинги и кары в нашей стране? С чем связано

их появление?

8

Геологическое

строение и

рельеф Евразии.

1.На контурной карте отметьте Курильские, Японские, Большие Зондские

острова, вулкан Кракатау, Гималаи, Памир, Джомолунгма, Аравийский

полуостров, Красное море, Мертвое море, Восточно- Европейская равнина,

Западно- Сибирская равнина, плоскогорье Декан.

2.Используя текст стр.187и карту «Полезные ископаемые», заполните

таблицу

Полезные ископаемые

Районы расположения

Алмазы, драгоценные камни

Древние разрушенные горы,

платформы.

Вывод: (какая есть закономерность)

5

Путешествие по

Австралии

Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут

выберите сами, в работе используйте и другие карты).

Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной

деятельностью, вы встретитесь? О каком интересном природном объекте вы

хотели бы приготовить сообщение?

5

Открытие

Америки

Заполните пропуски в тексте.

В начале августа_______года из порта________вышла флотилия

из______кораблей: «Нинья», «_________», «__________». Колумб

пересек____________океан и открыл несколько островов в _________ море,

часть побережья ____________ и _____________Америки, которые, как он

считал, находятся где-то у берегов Азии. Скорее всего, название нового

материка произошло от имени итальянского путешественника _______.

Новый материк стали называть____________ ________ или Америка.

5

Мировой океан

Составьте вопросы к ответам:

Вопросы

Ответы

1

Северный Ледовитый

океан

2

Марианская

3

Атлантический

4

11022м

5

Индийский

6

361 млн.кв.км.

7

Ветер

8

Пролив

9

Море

10

Залив

8

Восточно-

Европейская

равнина.

(Интегрирование

знаний по

родному краю)

На карте нашей области много географических названий рек, озер,

поселков, городов, деревень. Эти слова несут большую историческую

ценность. Почему географические объекты получили эти названия

выяснить непросто. Наука об их происхождении – топонимика (топос-

место, онима- имя). Нередко ее называют «языком земли». Для каждого

уголка России есть свои легенды, предания, былины. Они передают из

поколения в поколение свой опыт, знания народа и являются материалом,

благодаря которому вы познаете прошлое своей семьи, деревни, города,

страны.

Задание: Выясните происхождение названия любого географического

объекта Гагаринского района и составьте рассказ «Мое географическое

открытие». С этой целью посетите краеведческий музей, изучите

краеведческую литературу, используйте Интернет. Собранные материалы

поместите в портфолио.

9

Транспорт

(Интегрирование

знаний по

родному краю)

Давайте раскроем книгу Гжатской истории точно в начале нашего века.

Согласно поговорке «Не бывает худа без добра» и развитие железных дорог

в России, отнявшее у Гжатска главный его промысел, коснулось наконец и

этих мест – через город пролегла Московско- Брестская железная дорога.

Правда по проекту дорога должна была пройти в 16 км. Южнее. Но

хитростью, подкупом, используя все связи, гжатское купечество добилось

своего и в том была немалая заслуга самого крупного гжатского купца

Ивана Комарова, потомственного почетного гражданина города. Гжатск

вновь оказался на перепутье дорог, ожил, повеселел.

В каком году была построена Московско- Брестская железная дорога? Как

строительство дороги повлияло на экономику города? Проанализируйте

работу транспорта Гагаринского района и предложите пути ее улучшения.

8-9

Интегрирование

знаний по

родному краю

Подумайте! Какие предприятия города отрицательно влияют на здоровье

человека? Оцените экологическую ситуацию любой территории нашего

города и предложите пути ее улучшения.

7

Евразия

В своем дневнике знаменитый путешественник, который за 15 лет

путешествий пересек более 33000 км. пространства пишет.

«Несправедливо встретило нас могучее нагорье! Как теперь, помню я

пронизывающую до костей бурю и грозные снеговые тучи, висевшие над

широким горизонтом.

Пришла еще новая беда: в ночь на 3 октября выпал снег толстым слоем в

15 сантиметров…День был ясным, снег блестел нестерпимо. От этого

блеска сразу заболели глаза не только у всех нас, но даже у верблюдов и

нескольких баранов, которых мы гнали с собой из Цайдама. Один из

баранов даже ослеп. Синие очки, которые я надел, мало помогали:

отраженный снегом свет падал в глаза с боков… Казаки, вместо очков,

завязали свои глаза синими тряпками, а монголы - прядью волос из черного

хвоста дикого яка. Этот способ, употребляемый монголами и тантунами,

очень практичен, но необходима привычка к такой волосяной повязке»

Вопросы: 1.О каком путешественнике идет речь?

2.На какой территории путешественник проводил свои исследования? О

ней он писал «Громадная площадь остается почти совершенно неведомой и

ждет своих исследователей». Найдите ее на карте.

3.Какие знания помогли вам определить территорию?

4. Предположите, какая цель была у путешественника.

5.Подумайте, только ли суровая природа помешала экспедиции достичь

цели?

6. Какие качества должны быть сформированы у человека при встрече с

суровыми природными условиями?

Северный морской путь(СМП) важен для развития хозяйства России. Это

кратчайший путь между европейской частью и _________ России. Он

проходит по морям _______океана и частично по морям _____океана. На

трассе СМП расположены такие порты как____,_____,_____,___,____ и

другие. Международное значение СМП возрастает. Он эффективнее

связывает акватории ______ стран, расположенных в _______ и ________.

СМП выгоднее чем морской путь через____ и _______океаны и _______

кана

Преимущества Северного

морского пути

Недостатки Северного морского пути

6

Разноуровневые

задания

Введение 5 кл

1 уровень

Как представляли Землю люди в древности?

Какую форму имеет планета Земля?

Приведите примеры окружающих нас предметов, сходных по форме с

Землей.

Назовите два основных вида движения Земли.

2 уровень

Приведите доказательства шарообразности Земли.

Перечислите источники загрязнения вод

Перечислите мероприятия по охране вод своей местности.

Как используются воды вашей местности?

6

Атмосфера

6 кл.

1 уровень

Расскажите, как измеряется:

а) t °С воздуха по термометру;

б) атмосферное давление по барометру;

в) направление и скорость ветра по флюгеру.

По данным собственных наблюдений определите:

а) среднюю t °С за сутки, месяц, год;

б) суточную амплитуду t °С и годовую амплитуду t °С;

в) какие ветра преобладают на территории Смоленской области?

2 уровень

Определите нормальное атмосферное давление для г.Гагарин

Постройте по табличным данным график суточного хода t °С; годового

хода t °С.

Постройте розу ветров за месяц по данным личных наблюдений.

Постройте диаграмму среднего количества осадков (по данным,

предложенным учителем)

Природа и

население своей

местности

1 уровень

Назовите природные сообщества (комплексы) в нашей местности.

Назовите природные компоненты ПК окрестностей нашей школы.

Расскажите о связях между ними. Назовите природные компоненты этих

комплексов. Выявите взаимосвязи между отдельными компонентами ПК.

2 уровень

Расскажите о положительных и отрицательных сторонах осушения болот.

Определите, какие ПК есть в окрестностях нашей школы?

3 уровень

Разработайте правила поведения в природе, которые должны соблюдать:

а) туристы,

б) охотники,

в) рыболовы

6,8

Нетипичные

ситуации из

реальной жизни.

15 лет назад в Кармадонском ущелье сошёл ледник Колка. В результате

происшествия погибли и пропали без вести по меньшей мере 125 человек, в

том числе почти все члены съёмочной группы фильма «Связной», включая

режиссёра картины Сергея Бодрова — младшего. Подвижки Колки уже

были зафиксированы ранее: за 100 лет до этой катастрофы — в 1902 году —

жертвами обвала стали десятки местных жителей. Учёные полагают, что

спустя некоторое время ледник сойдёт снова

1.

Какие причины способствовали сходу ледника?

2.

2. Возможно ли повторение трагедии ?

3.

3. Можно ли предотвратить трагедию?

4.

Создайте свои варианты вопроса к тексту

7

Австралия

7 кл

Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут

выберите сами, в работе используйте и другие карты).

Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной

деятельностью, вы встретитесь.

7

Австралия

7 кл.

Проблема: Австралия является лидером по проценту территории, занятому

пустыней, и по обеспеченности подземными водами одновременно.

Почему? Как такое возможно?

Найдите в тексте необходимую информацию

6.7

Температура

воздуха на

Земле.

6-7 кл.

В течение прошлого века средняя температура земной атмосферы

повысилась. В газетах и периодической печати основной причиной

повышения температуры часто называют увеличение концентрации

углекислого газа в атмосфере.

Одним из последствий повышения температуры на Земле является

таяние льдов, покрывающих Антарктиду и Гренландию. Таяние полярных

льдов может в будущем оказать значительное влияние на каждую страну

мира, находящуюся на побережье или рядом с ним.

В чем конкретно может проявиться это влияние в будущем?

Ресурсы и

отходы

Каждый день вы используете множество предметов из различных

материалов и продуктов природного и искусственного происхождения. Для

их получения требуются разнообразные природные ресурсы. После

использования большинство предметов становятся ненужными,

превращаются в отходы, промышленные или бытовые, которые мы иногда

называем мусором. Представьте, что вы купили в торговом центре:

А) книгу

Б) набор простых карандашей

В) газированную воду в стеклянной бутылке

Г) зелёный горошек в металлической банке

Д) упаковку йогурта

Для производства всех этих продуктов и предметов необходимы природные

ресурсы. Какие природные ресурсы понадобились для производства

продуктов и предметов, перечисленных выше? Выберите из списка

ресурсов, расположенного ниже, и запишите в таблицу те ресурсы (цифры),

которые потребовались для производства предметов (буквы), купленных в

торговом центре.

Ресурсы:

1 Растения

2. Животные

3. Природная вода

4. Минералы неметаллов, солей и оксидов

5. Руды металлов

6. Топливо: нефтепродукты, газ

Запишите свой ответ

Продукт/

предмет

А

Б

В

Г

Д

Ресурсы



В раздел образования