Автор: Гребенкина Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 67
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: публикация
Тема: "Географические умения и навыки, приемы их формирования".
Раздел: среднее образование
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ПЛАН
1.
Географические умения и навыки, приемы их формирования.
2.
Требования к современному уроку географии.
3.
Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической
картой.
4.
Анализ одного из школьных учебников географии. Авторская концепция,
особенности содержания и структуры учебника (по выбору).
1. Географические умения и навыки, приемы их формирования.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной
деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Успешное обучение в школе невозможно без сформированности, у учащегося тех
умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности.
В толковом словаре «навык» – умение, выработанное упражнениями, привычкой. А
«умение» – это навык в каком-нибудь деле.
В педагогической литературе есть различие между умениями и навыками, которые
обнаруживаются в процессе их формирования. Но в любом случае процесс формирования
у
учащихся
умений
учения
и
труда
осуществляется
во
взаимосвязи
с
воспитанием
мотивации учения.
Умения
и
навыки,
которыми
овладевают
учащиеся
при
изучении
географии,
различаются сложностью выполняемых действий.
Нарастание сложности упражнений по выработке некоторых умений происходит не
только в течение года, но и от курса к курсу.
Вследствие этого одни из них требуют для формирования небольших затрат времени
и сил, например, использование справочного материала в атласах, учебниках и т. п. Другие
же представляют собой сложную систему, в которой каждое действие отрабатывается
постепенно, затем соединяется с другими.
Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется,
постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного
курса географии.
Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования,
измерения
расстояний,
установления
пространственных
соотношений
пунктов,
территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между
объектами
и
явлениями,
изображенными
на
карте,
составление
описания
отдельных
объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий (например, поверхности
Южной Америки, климата Восточной Сибири), составление физико-географического и
экономико-географического описания отдельной страны, района, города.
В
работе
по
формированию
приемов
чтения
карты
все
более
широкое
распространение получают «планы описания». Разработаны достаточно подробные планы:
описания рек, гор, поверхности отдельной территории, климата, физико-географической
характеристики страны, района и т. д.
В выработке умений и навыков большое значение имеет система упражнений.
Процесс
формирования
умений
начинается
с
вводных
упражнений,
которые
выполняются учащимися вначале вслед за учителем, а потом полусамостоятельно, т. е. под
непосредственным наблюдением учителя.
Систематические упражнения в страноведческих курсах доводят приемы работы с
координатами до степени навыка.
С целью формирования умений сравнивать явления и систематизировать знания в 8
классе при изучении темы «Циклоны и антициклоны» учащиеся получают задание: найти
черты сходства и отличия циклонов и антициклонов и оформить самостоятельную работу в
виде таблицы. Признаки сравнения и вид таблицы выбирают самостоятельно.
Применяю
раздаточный
материал
–
это
различные
планы,
например:
план
характеристики географического положения материка, план описания рельефа территории,
план
описания
климата,
план
описания
реки,
план
описания
природной
зоны.
Цель:
вооружить школьников приемами работы с тематическими картами.
При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является
диалектический.
К
комплексу
методов
относится
картографический,
наблюдение,
экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические
методы. Умения - практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе
имеющихся знаний и жизненного опыта.
Навыки
-
практические
действия,
выполняемые
автоматически.
В
географии
преобладают
умения,
которые
подразделяются
на
географические
(специальные)
и
общеучебные.
К
физико-географическим
умениям
относятся:
умение
работать
с
источниками
географической
информации
(карты,
диаграммы),
умение
определять
географическое
положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять
типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные,
объяснять изменения.
В
экономической
географии:
умение
оценивать
природные
ресурсы
для
хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять
характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов,
экономических
районов.
В
современной
школе
роль
этого
компонента
образования
усилена.
Наряду
с
географическими
умениями
формируются
общеучебные
умения
и
навыки.
Этапы формирования умений и навыков:
показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний,
на основе которых умение применяется
ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения
действий
показ и объяснение учителем образца выполнения действий
тренировочные упражнения для овладения умением
самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для
решения новых задач.
Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин:
наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся,
от
учителя
(учитель
должен
отразить
процесс
формирования
умений
и
навыков
в
тематическом планировании).
Ни один урок не может проходить без обращения к карте. Карта – это и поле
деятельности,
и
самое
эффективное
средство
для
достижения
определенных
педагогических целей.
Кроме того, на уроках географии используются такие формы обучения, как диалог,
беседа,
дискуссия,
диспут.
Применяются
варианты
индивидуального,
индивидуально-
группового, группового и коллективного и проектного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы,
карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный
материал).
Формы
организации
работы
учащихся:
индивидуальная,
коллективная,
фронтальная;
парная; групповая
2. Требования к современному уроку географии.
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так
как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание,
развитие,
раскрывается
его
индивидуальность,
складываются
интересы,
формируется
личность.
Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его
надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и
возможностей,
которые
проявляются
при
рациональной
организации
совместной
деятельности учителя и учащихся.
Каковы же различия традиционного и современного урока?
Первым
показателем
различий
служат
цели
урока,
с
осознания
и
формулировки
которых начинается подготовка учителя к любому уроку. В современной дидактике, на
которую опирается методика обучения географии, выделяют четыре группы задач: задачи
усвоения
знаний;
формирования
умений;
воспитания
творческих
способностей;
задачи,
связанные с достижением эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены
в
изучаемом
материале.
Эти
задачи
рассматривают
как
способы,
методы
и
средства
достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом и в целом перед всей школьной
географией.
Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений,
воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения. Цель современного урока
– формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов
образования.
Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и
способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения.
При постановке целей каждого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что
должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обеспечить? На какие ценности
должно быть ориентировано содержание?
Цели
урока
–
это
система
ценностей,
которые
надо
сформировать
у
учащихся,
стремиться воспитать у них такие качества, как социальная активность, умение осмысливать
события,
окружающую
действительность
в
ее
разных
масштабах,
принимать
самостоятельные решения, способность к переучиванию и непрерывному самообразованию.
Второй показатель различий традиционного и современного урока заключается в
изменении роли и функций учителя на уроке.
На традиционном уроке основная функция учителя – передача учебной информации и
создание условий для ее усвоения. На таком уроке активен лишь учитель, который объясняет,
ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его
указания.
На
современном
уроке
учитель
выступает
организатором
учебной
деятельности
школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы
учебной работы, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке – самостоятельная
деятельность,
решение
учебных
задач,
учебных
проблем,
построенных
на
содержании
учебного материала.
Школьная география, имея множество программ, разнообразные учебники, большой
перечень средств обучения, располагает всеми условиями для организации самостоятельной
познавательной деятельности как на уроке, так и при проведении занятий на местности и в
ходе
учебных
экскурсий.
Основа
обучения
на
современном
уроке
–
самостоятельная
деятельность школьников.
Следующий
наиболее
существенный
признак
современного
урока
–
изменение
отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества. На традиционном
уроке
преобладает
авторитарный
стиль
общения.
Современный
урок
характеризуется
сотрудничеством
учителя
и
школьников
в
выборе
различных
форм
проведения
урока,
теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает школьников к
активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности,
вызывает
яркое
эмоциональное
отношение
к
тем
ценностям,
которые
воплощены
в
изучаемом
материале.
Сотрудничество
может
быть
выражено
и
в
передаче
некоторых
функций учителя учащимся, например, при проверке знаний и умений, целеполагании и
планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.
Современный
урок
при
творческом
подходе
к
его
построению
не
может
быть
стандартным, заформализованным, всегда одинаковым по структуре. Ведь у традиционного
урока наблюдается четкое распределение времени и последовательность таких структурных
элементов,
как
проверка
знаний
и
умений,
изучение
нового
материала,
закрепление,
постановка домашнего задания. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает
их познавательную активность.
Самое продуктивное время урока тратится на проверку результатов обучения. На
изучение
нового
остается
мало
времени,
что
не
позволяет
осуществить
полный
цикл
познавательных действий: восприятие, осмысление, запоминание, упражнения, последующее
повторение и усвоение. Поэтому у современного урока иная логика построения процесса
обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его
отдельных этапов.
Главное на уроке – применение знаний и умений в процессе решения учебных задач,
построенных
на
новом
материале.
В
ходе
их
решения
осуществляется
проверка
ранее
усвоенного, осмысление и запоминание нового.
Основная
обучающая
часть
урока
приходится
теперь
на
его
начало,
на
самую
продуктивную участь урока.
Традиционный урок географии, как правило, урок-одиночка, он почти не связан с другими
формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам. Современный урок
выходит частично за рамки расписания, носит межпредметный характер, он тесно связан с
экскурсиями, проводится вне стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в
библиотеке и т.д.). Урок может быть проведен в рамках двух-трех предметов (биология,
химия, история, обществоведение и др.). В школьной практике проводится сдвоенные уроки
географии.
На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной
работы. Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях
коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой
развиваются такие важные качества личности, как коллективизм и трудолюбие.
Итак, оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок изменяется.
Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение
школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
Существенными
признаками
урока
географии
служат:
тесная
связь
с
событиями
современности,
реализация
краеведческого
принципа
обучения,
четкая
экологическая
направленность, использование учебного материала в целях экономического образования
школьников.
В
период
перестройки
работы
школы
особое
внимание
при
построении
урока
необходимо
уделять
закономерностям
познавательной
деятельности
школьников,
формированию
способностей,
обучению
самостоятельным
действиям,
постановке
познавательных
задач,
решению
учебных
проблем,
развитию
речевой
деятельности,
обучению
диалогу,
ведению
дискуссий.
На
уроке
целесообразно
создавать
особый
психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся.
Показателями качества урока уже не могут быть только эрудиция и методическое
мастерство учителя. Главный его показатель – организация деятельности учащихся, что
должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в
обществе.
В условиях введения ФГОС необходимы коренные изменения в методике проведения
современного урока. Деятельностная
парадигма обучения требует
перехода от простой
трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одно из основных условий
эффективности
урока
-
занятость
всех
учеников
класса продуктивной
учебной
деятельностью. Деятельность учителя в уроке – заключается
в проектировании учебной
деятельности,
организации учебной
деятельности ,
управлении учебной
деятельностью
учащихся .
Новые направления планирования и организации урока географии в соответствии с
требованиями
новых
образовательных
стандартов
показаны
в
статье
ряда
авторов
под
руководством Душиной И. В. "Учителю о новых подходах к планированию урока географии
в условиях введения образовательных стандартов нового поколения", которая размещена в
журнале "География в школе" №3, 2012г., с.29
ФГОС
нового
поколения
на
всех
ступенях
образования
выдвигает
в
качестве
приоритетного
личностно
ориентированный,
системно
-
деятельностный подход,
определяющий
структуру
деятельности
учащихся,
а
также
основные
психологические
условия
и
механизмы
процесса
усвоения
знаний.
Согласно
вышесказанному
на
уроках
географии:
1. Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу
обучения.
2. Происходит освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
России, отдельных регионов, мира в целом.
Позитивный
настрой
учащихся
обеспечивается
с
помощью
таких
операций,
как
проблематизация,
мотивация,
актуализация
имеющегося
субъективного
опыта,
коммуникация, рефлексия.
Эмпирические,
теоретические
и
методологические
знания
обеспечивают
фундаментальный
базис
географической
подготовки
в
единстве
его
теоретических
и
прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
Освоение
географических
умений
и
способов
деятельности
объяснительно-
аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера.
Уровневая
дифференциация
географических
умений
включает
в
себя
репродуктивные,
продуктивные, креативные умения.
Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает
обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов.
Использование
карт
как
информационных
образно-знаковых
моделей
действительности.
Предполагает
овладение
приёмами компонентных
и
комплексных
описаний,
картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.
Осмысление функционального назначения этих аспектов позволит учащимся ответить
на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как.
Развитие
личности
в
системе
образования
обеспечивается
прежде
всего
формированием
универсальных
учебных
действий
(УУД).
Овладение
универсальными
учебными
действиями
создаёт
возможности
самостоятельного
успешного
усвоения
учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е.
умения учиться.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют:
- эффективность образовательного процесса, в частности
-усвоение
знаний,
формирование
умений,
образа
мира
и
основных
видов
компетенций
учащихся;
-создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося;
-способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания;
-создают предпосылки для перехода к самообразованию;
-обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к
современному
образованию
предъявляются
новые
требования,
связанные
с
умением
выпускников
средней
школы
ориентироваться
в
потоке
информации;
творчески
решать
возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким
важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что
«школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого
исключения».
География
-
предмет,
при
освоении
которого
ведущей
является
познавательная
деятельность.
Основные
виды
учебных
действий
ученика
-
умение
составлять
характеристику,
объяснять,
сравнивать,
систематизировать,
выявлять
зависимость
и
анализировать.
3. Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической картой.
Современный урок географии немыслим без наглядного обучения. Одной из основных
функций средств обучения является обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний. Это
особенно важно в связи с тем, что при изучении физической и экономической географии
учащиеся встречаются с объектами и явлениями, недоступными для непосредственного
восприятия.
Кроме того, в реальных предметах, рассматриваемых в естественной среде, нередко
трудноразличимы
некоторые
существенные
признаки,
и
для
их
выделения
необходимо
использовать чертежи, схемы, модели и т.д.
Наглядные средства обучения служат одним из важнейших источников знаний, работа
с
которыми
развивает
познавательные
способности
школьников,
их
мышление
и
речь,
помогает им овладеть простейшими методами научных исследований и многими умениями.
Поэтому преподавателю географии особенно важно знать и уметь целесообразно применять
все средства и возможности наглядного обучения.
В наше время учитель географии имеет возможность использовать в своей работе
многие
технические
средства
обучения
и
этот
мощный
поток
наглядной
информации
(телевидение, кино, фото, компьютерные технологии и др.), который во все возрастающих
размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом, нередко отходят на второй план
другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может
быть достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного
обучения.
Существуют множество видов наглядности, позволяющих преподавателю создать
наиболее полный образ изучаемых объектов и явлений:
1. Таблицы – полезны для формирования многих географических понятий, когда большое
значение имеет проведение логических операций, значительно облегчающих осмысливание и
запоминание изучаемого материала.
2. Схемы — создают легко запоминающийся графический образ, помогает понять сущность
данного объекта, явления или процесса.
3. Профили и разрезы – важная форма графических иллюстраций, отражающая взаимосвязи
в географии.
4.
Блок-диаграммы
–
графическое
наглядное
пособие,
объединяют
разрезы
с
перспективными рисунками.
5.
Графики
–
преобразовывают
цифровой
материал
для
иллюстрирования
какого-либо
процесса во времени.
6. Диаграммы – целесообразно применять для количественных характеристик, объектов или
явлений, отличных друг от друга по своему территориальному размещению.
7.
Графика
на
классной
доске
–
облегчает
понимание
материала
и
его
запоминание,
содействует созданию правильных представлений, способствует формированию понятий.
8. Учебные географические карты – работа с данным видом наглядного пособия позволяет
учащимся заменить непосредственное изучение стран и других территорий на поверхности
Земли, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными
чертами.
9. Глобус обладает тем неоценимым преимуществом перед картами, что, сохраняя подобие
формы Земли, передает очертания ее поверхности в неискаженном виде.
10. Учебник географии – это средство обучения комплексного характера. При работе с ним
сочетаются
приемы
работы
со
словом
(текст
учебника),
картографическими
и
статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т.д.
10. Учебные картины – формируют у учащихся представления о многих географических
объектах
и
явлениях,
не
подлежащих
в
силу
удаленности
или
других
причин
непосредственному восприятию и наблюдению.
11. Коллекции и модели – используются для создания у учащихся представлений и понятий о
многих конкретных предметах, упоминаемых в школьном курсе географии.
12. Географические наблюдения – школьными программами по географии предусмотрены
практические работы и наблюдения на местности, которые проводят, как правило, во время
экскурсий и на специально оборудованных площадках, с помощью которых непосредственно
реализуется принцип наглядности.
13. Экранные пособия. Учебное кино и телевидение – диапозитивы, диафильмы, кино –
особый тип иллюстраций, одно из наиболее наглядных средств в обучении географии.
14. Цифровые образовательные ресурсы – направлены не только на формирование знаний и
умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Компьютер в школе выступает в
качестве
яркого
наглядного
средства
для
обучения,
инструмента
поддержки
различных
уроков географии.
Используя
карту
как
источник
знаний,
необходимо
решить
наиболее
важную
методическую задачу – научить учащихся ее читать.
Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту
складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений
и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и
использование
таких
специфических
приемов
чтения
карты,
как
приемы
сравнения,
наложения, описания географических объектов.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала
общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего,
ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний.
Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом
следующих действий:
Прочитай название карты.
Ознакомься с легендой карты.
Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной
сети.
Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
Выясни,
есть
ли
дополнительные
материалы,
включенные
в
содержание
карты
(графики, диаграммы).
Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия
географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на
схемах, рисунках, данными справочного материала.
Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических
объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно
при
описании
географических
объектов
и
явлений
пользоваться
типовым
планом
их
характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они
должны извлечь из ее содержания.
Например, при описании гор используется такой план:
В какой части материка расположены горы?
В каком направлении вытянуты горы?
Какова их протяженность?
Какова наибольшая высота?
Где расположены наивысшие точки гор?
В чем особенности горных хребтов?
К какому типу гор они относятся?
Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе
беседы выясняет:
Какими
данными
карты
ты
воспользуешься,
чтобы
определить:
место
расположения
и
направления гор, их протяженность и высоту.
По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система
заданий
по
описанию
географических
объектов
усложняется
по
мере
изучения географического материала от класса к классу, включая:
описание отдельных объектов,
описание отдельных территорий
комплексное описание ПТК
экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
Чтение карты предполагает использование приема сравнения.
На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:
Выбери объекты для сравнения.
Отбери необходимые карты.
Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие
между ними.
Объясни причины различий и сходства.
Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного
извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:
Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
Установите
состав
промышленной
и
сельскохозяйственной
продукции
и
долю
каждого вида продукции.
В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он
заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания.
При
этом
особую
значимость
приобретает
умение
использовать
приемы
сравнения
и
сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить
зависимость
между
формами
рельефа,
тектоническими
структурами
и
районами
распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую
карты и карты месторождений полезных ископаемых.
Учитель должен определить:
какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ
Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного
содержания, составить план контрольных работ.
Средства
обучения
-
это
объекты,
созданные
человеком,
а
также
предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей
учебной информации и инструмента деятельности педагога.
Средства обучения воздействуют на эмоции учащихся, активизируют их. Активизация
проявляется
как
непосредственное
интенсивное
переживание
ребенка,
которое
придает
определенную
направленность
его
мышлению,
служит
стимулом
его
деятельности,
источником уверенности в правильности избранного пути.
Поэтому средства обучения нужны не только для решения учебных задач, но и для
укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности. Стимуляция
познавательных интересов вызывается, прежде всего, новизной средств обучения. Наконец
роль
средств
обучения
состоит
в
интенсификации
труда
преподавателей,
позволяющей
повысить
темп
изучения
учащимися
учебного
материала,
широко
опираясь
на
их
самостоятельную работу.
Значение средств обучения, особенно для формирования географических знаний и умений,
трудно переоценить. Они выполняют две основные функции: познавательную и функцию
управления познавательной деятельностью учащихся.
Классификации средств обучения
Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет
развитие
науки
и
техники.
В
последние
годы
получили
распространение
такие
новые
средства обучения, как тренажеры, учебное телевидение, автоматизированные обучающие
системы (АОС), компьютерная техника и др.
В
педагогической
литературе
используются
различные
классификации
средств
обучения. В зависимости от формы организации познавательной деятельности учащихся
различаются средства для индивидуальной работы и для фронтальной; средствами функций -
на информационные, контролирующие, тренирующие и т. д.
На
правильный
выбор
средств
обучения
учителями
наиболее
ориентирует
классификация
по
совокупности
двух
признаков:
поставленной
дидактической
задаче
и
способу ее реализации.
Согласно названным признакам выделяют следующие группы средств обучения:
1. учебно-наглядные пособия;
2. вербальные средства обучения;
3. технические средства обучения (ТСО);
4. специальное оборудование;
Традиционные средства наглядности
К вербальным средствам обучения относится учебник. Он не только обеспечивает
усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников.
Наличие
по
каждому
курсу
двух-трех
параллельных
учебников
-
экспериментальных,
пробных, стабильных - обеспечивает благоприятные условия для выбора той или иной
методической концепции, заложенной авторами в каждом из учебников географии.
Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая
включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и
специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира.
Учебники помогают учителю организовать разнообразную познавательную деятельность
учащихся. Они ориентируют учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие
творчества, приобретение навыков самостоятельного учебного труда, сочетая при этом обще
учебные умения (анализ, синтез, сравнение и др.) с географическими (работа с картой,
описание, характеристики и др.).
Также
нацеливают
их
на
практическое
применение
полученных
географических
знаний
и
умений. Основу
учебников
географии
составляет
текст.
При
работе
с
объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого объекта
или явления, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия,
законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.
При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся
мыслительным операциям анализа и синтеза.
Анализ - практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для
него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента
или стороны объекта или явления в отдельности, как части целого. Развитию и
совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом
учебника. Известны три уровня работы с текстом:
познавательный (главная цель - усвоение);
аналитический (главная цель - критика);
творческий (главная цель - созидание нового);
Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее
распространенные приемы работы с книгой:
выделение существенного;
смысловая группировка;
составление плана, тезисов, конспекта;
составление схем, графиков, диаграмм;
формулирование выводов;
чтение поиск;
развитие
операций
анализа
и
синтеза
осуществляется
также
в
процессе
записей
прочитанного;
Уже
делая
выписки
отдельных
фактов,
названий,
терминов,
определений,
выводов,
цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, дает им оценку.
Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени
проводить соответствующие беседы.
Составление
тезисов
также
требует
умения
проводить
анализ
и
синтез
текста
и
одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и
выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений.
Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной
системе.
Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в
них самое существенное, определяют суть и значение каждой части и, наконец, формулируют
четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания,
содержащиеся в тексте.
Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений
и навыков ведения записей текстов.
Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания
учебника различного уровня сложности. Образовательная роль географии как школьного
предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты,
позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую
разнообразную информацию.
В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то
есть
карта
рассматривается
как
объект
изучения,
а
также
знания
географического
содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности).
Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная.
Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового
использования.
Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах.
Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания
структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения,
взаимосвязей
между
явлениями
и
объектами,
их
динамики,
средство
мониторинга
и
прогнозирования.
Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и
экологических
проблем,
в
раскрытии
различных
аспектов
взаимодействия
и
функционирования
природы
и
общества.
Располагать
набором
настоящих
(не
учебных)
обзорно-географических и топографических карт своего края, района, области. Работа с
этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении
природы, населения и хозяйства родного края. В последние годы практике преподавания
географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот
прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых
явлений природы. Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение
работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания,
создавать модели новых карт - является одним из основных географических умений, которым
должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.
Во
вторую
группу
средств
обучения
объединяются
наглядные
по собия.
Наглядность - один из основных принципов преподавания учебных предметов. Создание
ярких
образов,
представлений
способствует
усвоению
знаний.
Разумеется,
что
процесс
познания не ограничивается зрительным образом действительности и восприятием модели,
картины, условной схемы. Мышление, абстрагируясь от конкретных образов, устанавливает
свойства, внутренние и внешние связи объекта или явления с другими объектами или
явлениями,
вскрывают
те
их
стороны,
которые
непосредственно
зрительно
не
воспринимаются. Однако
такая
высокая
ступень
познания
строится
на
законах
реально
воспринимаемого мира. В процессе обучения созерцание обычно соединено с мышлением,
активизирует и конкретизирует его.
Одним из традиционных и старейших средств обучения географии являются картины.
Учебные картины - это всегда обобщенное воспроизведение реальных объектов и, в отличие
от фотографий подчеркивают главные, существенные признаки объекта или явления, что
позволяет, с одной стороны, получить достоверную информацию о типичных признаках и
особенностях
предмета,
а
с
другой
-
сравнительно
легко
отделить
главное
от
второстепенного.
Учебные
картины
могут
быть
использованы
в
разных
дидактических
целях: при изучении нового материала, его повторении и закреплении, а также для проверки
уровня освоения учащимися полученных знаний.
К этой же группе средств наглядности относятся и таблицы по географии, обладающие
большей степенью условности, чем картины. Таблицы предназначены в первую очередь для
создания
зрительной
интерпретации
цифрового
материала,
для
раскрытия
физико-
географических процессов и явлений, для показа природных и производственных структур,
их связей и отношений.
Таблицы относятся к группе условно-графических пособий. В зависимости от способа
изображения и подачи учебной информации они подразделяются на иллюстрированные,
состоящие
из
ряда
рисунков,
сопровождаемых
кратким
пояснительным
текстом;
графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, чертежей, графиков т.д.;
смешанные, представляющие собой сочетание иллюстрированного, текстового материалов.
Иллюстрированные
таблицы
состоят
из
ряда
частей,
изображающих
тот
или
иной
графический объект.
Особый
вид
наглядности
составляет
графическая
наглядность,
которая
объединяет
таблицы, рисунки, графики, диаграммы и т.д.
В
обучении
географии
широко
применяются
различные
виды
схем.
Схему
можно
построить на любом материале и в любой теме, применять на разных этапах учебного
процесса, но преимущественно - при объяснении нового материала и проверке знаний.
Графики - один из простых видов наглядных пособий. Это графическое изображение
функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.
Нередко, для того чтобы график стал более наглядным и запоминающимся, вводят фоновые
рисунки. Это очень важно для детей младшего школьного возраста. По сложившейся в
обучении географии традиции, диаграммы создаются в виде геометрических фигур (полос,
кругов, квадратов).
Одну из групп графических наглядных пособий образуют профили. Профиль - это
условное изображение размещения объектов или явлений в вертикальной плоскости. Они
служат важным дополнением к географическим картам, создавая наглядное представление о
вертикальном распределении природных явлений, т.е. представления, которые не отражает
наглядно
географическая
карта
в
силу
того,
что
на
ней
все
проецируется
только
на
горизонтальную плоскость.
По
характеру
изображений
можно
условно
выделить
два
вида
профилей,
применяемых при обучении географии. Первый из них можно условно назвать профилем -
рисунком, профилем - эскизом. При создании такого профиля стараются дать обобщенный
простейший, графический образ. Очень часто применяются рисунки-разрезы, на которых
изображают внутреннее строение гор, вулканов, земной поверхности. Связь внутреннего
строения с внешним видом местности удачно передают блок-диаграммы. Они объединяют
разрезы
с
перспективными
рисунками
и
представляют
собой
изображения
участков
территории,
передающие
схематический
внешний
вид
поверхности
и
ее
внутреннее
строение.
Особую группу средств обучения составляют экранные пособия-диапозитивы, диафильмы,
кинофильмы, видеофильмы, транспаранты.
Целевая направленность выпускаемых диапозитивов и диафильмов сводится к тому, чтобы
иллюстрировать изучение определенной темы школьной географии.
Поэтому чаще всего они применяются при изучении нового материала, значительно
реже при проверке знаний учеников.
Транспаранты дают возможность воспроизвести сложное изображение объекта или явления
на экране поэтапно.
Следующая группа экранных средств наглядности отличается динамичностью в
подаче материала и звуковым оформлением. К ней относится учебное кино, кинофрагменты,
телепередачи, видеозаписи, видеофильмы.
Учебное кино - наиболее значимое наглядное средство обучения, которое позволяет
учащимся ближе всего подойти к непосредственному восприятию
действительности. Фильмы, предназначенные для сообщения новых знаний, иллюстрируют
слово учителя, подтверждают его зрительным рядом. Некоторые из таких фильмов могут
служить самостоятельным источником знаний. Однако большинство из них построены с
опорой на объяснительно-иллюстративный метод. Нередко, обладая хорошей
информативностью, они превращают учащихся в пассивных зрителей, не способствуя
развитию мышления школьников.
Особый вид учебных фильмов представляют так называемые кинофрагменты. Это
законченные маленькие фильмы продолжительностью демонстрации до 5 минут. Каждый из
них
посвящается
одному
узкому
вопросу
программы,
показывая,
как
правило,
одно
из
явлений
природы,
какой-либо
природный
или
хозяйственный
объект.
Компьютерные
программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в
содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о
географических закономерностях.
Специальное
оборудование
охватывает
совокупность
предметов
ориентирующих
учащихся
на
практическую
деятельность.
К
ним
относятся
орудия
и
средства
труда,
применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных
целях
лингафонные
кабинеты,
тренажеры,
средства
для
проведения
лабораторных
и
практических работ. Эту группу средств учитель использует при объяснении в качестве
демонстрационного
оборудования
для
иллюстрации,
доказательства
теоретических
положений.
Особые
преимущества
специальное
оборудование
имеет
для
формирования
практических профессиональных умений.
Таким образом, основные средства обучения были рассмотрены нами как материал,
способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них
умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции,
самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы.
наглядность обучение география рисунок
Новые средства наглядности
В
последние
годы
исключительно
быстро
развиваются
информационно-
вычислительная и телекоммуникационная техника, и информатизация образования.
К числу средств, претендующих на коренное преобразование образовательного процесса,
следует отнести разнообразную компьютерную и информационную технику и технологии.
В
отличие
от
традиционных
образовательных
технологий
информационная
технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием - компьютер.
Организация
информационных
процессов
в
рамках
информационных
образовательных
технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка,
организация
хранения
и
накопления
данных,
формализация
и
автоматизация
знаний,
и
обусловливает появление совершенно новых средств обучения.
Можно выделить такие новые средства:
компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники,
тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием
персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
интеллектуальные
и
обучающие
экспертные
системы,
используемые
в
различных
предметных областях;
распределенные базы данных по отраслям знаний;
средства
телекоммуникации,
включающие
в
себя
электронную
почту,
телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;
электронные библиотеки;
С развернутой классификацией программно-аппаратных комплексов в образовании и
развитием инфраструктуры и телекоммуникаций сферы образования можно ознакомиться в
концепции информатизации сферы образования Российской Федерации.
Информационно-компьютерные
средства
могут
обеспечить
реальную
возможность
повышения эффективности педагогической деятельности. Они способны не только внести
коренные
преобразования
в
само
понимание
категории
«средство»
применительно
к
процессу обучения, но и существенно повлиять на цели, содержание, организационные
формы,
методы
обучения,
воспитания
и
развития,
обучающихся
в
учебных
заведениях
любого уровня и профиля
Наглядные методы обучения
Методы
обучения
-
это
упорядоченные
способы
взаимосвязанной
деятельности
учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития
учащихся. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
методы иллюстраций и демонстраций
Метод
иллюстраций
предполагает
показ
ученикам
иллюстративных
пособий:
плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических
установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ
кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и
демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает
возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и
демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп
или кодоскоп.
В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения
лучшей
видимости
(экран,
подкрашивание,
подсвет,
подъемные
приспособления
и
др.),
обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности.
Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием,
альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями,
осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы,
позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи,
изготовляемые учителем на прозрачной пленке.
На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких
фломастеров,
позволяющие
раскрывать
динамику
изучаемого
явления,
постепенно
иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах
оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской
комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти
средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.
Современная
дидактика
требует
наиболее
рациональных
вариантов
применения
средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного
эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения,
чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.
Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением
в практике обучения. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны
кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются
полные фильмы по теме. При подготовке к использованию фильма в учебном процессе
преподаватель
должен
предварительно
просмотреть
его,
составить
основные
вопросы,
которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты,
которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где
будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и
план заключительной беседы по фильму.
Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в
школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для
средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы,
а
также
ведутся
учебные
телепередачи.
Расширению
применения
телевидения
будут
содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для
выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов.
Роль наглядных методов огромна. Методы обучения должны обеспечить не только
приобретение
учащимися
новых
знаний
на
уроках
естествознания,
но
и
приучить
их
правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых
явлениях.
Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени
знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся,
во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать
самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней
помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на
управление
процессом
усвоения
знаний
и
развитием
познавательных
способностей
школьников.
В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения
знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и
характера
познавательной
деятельности
получает
различную
направленность
и
степень
изложения.
Учитель
обязан
стремиться
к
разнообразию
применяемых
им
методов,
постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и
применении полученных знаний на практике.
Применение
наглядных
методов
в
преподавании
тесно
связано
с
реализацией
принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах.
Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству
процессом
обучения
естествознанию.
Они
необходимы
для
определения
физических,
химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или
иных
явлений,
происходящих
в
природе.
Они
позволяют
организовать
познавательную
деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать,
первоначальных
понятий,
имеющих
важное
значение
в
конкретизации
знаний.
В
этом
заключается актуальность нашей работы.
Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при
его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования
новых знаний, а при его закреплении - способом практикования знаний. Изучение природы с
помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и
достоверные
представления
об
изучаемом
объекте.
Изучение
натуральных
наглядных
пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.
Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет
большое
значение
при
изучении
естествознания.
Оно
также
позволяет
формировать
представления детей о предметах и явлениях природы.
Метод
изучения
природы
с
помощью
демонстрации
опытов
применяется
в
тех
случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно
изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть
кратковременными,
проведёнными
за
один
урок,
но
могут
быть
и
длительными.
В
кратковременном
опыте
выводы,
новое
знание
формируется
на
этом
же
уроке,
а
в
длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка
времени.
Наглядные и словесные методы тесно взаимосвязаны. Тесная взаимосвязь слова и
наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности
предполагает
применение
в
единстве
живого
созерцания,
абстрактного
мышления
и
практики.
4.
Анализ
одного
из
школьных
учебников
географии.
Авторская
концепция,
особенности содержания и структуры учебника (по выбору).
Структура и содержание курса «География России»: Хозяйство и географические районы, 9
класс.
В 9 классе изучается –«Хозяйство и географические районы» , которая состоит из
двух разделов: «Хозяйство России», «Районы России».
При
изучении
раздела
«Хозяйство
России»
показывается
тесная
взаимосвязь
природы,
населения
и
хозяйства,
рассматривается
становление
и
развитие
экономики
страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся
сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.
Рассмотрение
всех
отраслей
и
межотраслевых
комплексов
даётся
с
учётом
произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
В разделе «Районы России» изучаются европейские и азиатские части России. Направления
в содержании данного раздела:
1)формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за
счёт комплексной (физико -, экономико -, социально - и культурно – географической)
характеристики;
2) углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более
полная
характеристика
отраслей
специализации
данной
территории.
Это
позволяет
использовать
метод
сравнения
при
изучении
разных
районов.
В
заключении
рассматриваются
внешние
экономические
связи
нашей
страны,
особенности
её
взаимоотношений
с
соседними
государствами,
раскрываются
существенные
и
перспективные хозяйственные и социальные связи с этими государствами.
Адаптированная программа для 9 класса построена с учётом реализации научных
основ
содержания
географии,
раскрытия
методов
географического
познания
(картографического,
исторического,
сравнительного,
статистического),
широкого
использования источников географической информации (картографических, графических,
статистических, текстовых).
Анализ школьных программ по географии.
Рабочие программы по географии для 5-11 классов составлены в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
федеральным государственным образовательным стандартом НОО (ООО)
Рабочие программы разработаны в соответствии с учебным планом основного общего
образования. География в школе изучается с 5 класса по 11 класс. Общее число учебных
часов за семь лет обучения — 416 часов из них по 35 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по
70 ч (2 часа в неделю) в 7, 8, 10; а в 9,11 классах 68 ч. (2 часа в неделю).
УМК обучающихся:
· Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник.
Просвещение, УМК «Сферы»,2013-2014г.;
· Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Планета, на которой мы живем». 7
класс. – М.: Русское слово, 2008, 2013 г).
·
Е.М.
Домогацких,
Н.И.
Алексеевский.
География:
учебник
для
8
класса
общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012-
2013 - 336с., ил..
· Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Население и хозяйство России. Учебник
для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово
– РС», 2011, 2012, 2013. – 280 с.: ил.
· Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений: – М.:Дрофа, 2011,2013.
· Холина В.Н. География (профильный уровень). 11 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений: – М.:Дрофа, 2011, 2013.
В рабочих программах соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
Особенность по отношению к ФГОС заключается в том, география – единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как
естественного,
так
и
гуманитарно-общественного
научного
знания.
Это
позволяет
формировать
у
обучающихся
целостное
восприятие
мира
по
определенным
законам
взаимосвязанных
природно-общественных
территориальных
систем;
комплексное
представление
о
географической
среде
как
среде
обитания
(жизненном
пространстве)
человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в
разных
географических
условиях;
социально
значимые
качества
лично сти:
гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство;
гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей
гражданского
общества;
заботу
о
поддержании
межэтнического
мира
и
согласия;
трудолюбие. Школьный курс географии способствует выбору профессии обучающихся.
Цели освоения дисциплины:
освоение знаний об основных географических понятиях, особенностях природы, населения
и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и
целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту,
статистические
материалы,
современные
геоинформационные
технологии
для
поиска,
интерпретации
и
демонстрации
различных
географических
данных;
применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного
приобретения
новых
знаний;
воспитание
любви
к
своей
местности,
своему
региону,
своей
стране;
взаимопонимания
с
другими
народами;
экологической
культуры;
применение
географических
знаний
и
умений
в
повседневной
жизни
для
сохранения
окружающей
среды
и
социально-ответственного
поведения
в
ней;
самостоятельному
оцениванию
уровня
безопасности
окружающей
среды
как
сферы
жизнедеятельности.
Структура предмета:
География — особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании
основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественнонаучный и
обществоведческий блоки. В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать
предмет
«География»
как
интегрированный
курс
без
разделения
на
физическую
и
социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении
географии России.
Используемые технологии:
В
целях
реализации
научного,
гуманистического,
аксиологиче ского,
культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного
подходов
предусматривается
использование
личностно-ориентированных
технологий
(личностно-ориентированная
учебная
ситуация,
диалог,
личностно-
ориентированная
задача), а также методов активного обучения («мозговой штурм», дискуссия, ролевая игра)
Требования к результатам освоения содержания программы:
знать/понимать - основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических карт; результаты выдающихся географических открытий; географические
следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи
между
ними;
географическую
зональность
и
поясность;
географические
особенности
природы материков и океанов, географию народов Земли; связь между географическим
положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством регионов и стран; специфику
географического положения и административно-территориального устройства Российской
Федерации;
особенности
ее
природы,
населения,
отраслей
хозяйства,
природно-
хозяйственных
зон
и
районов;
природные
и
антропогенные
причины
возникновения
геоэкологических
проблем;
уметь
-
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные
признаки
географических
объектов
и
явлений;
находить
в
разных
источниках
и
анализировать
информацию;
приводить
примеры:
использования
и
охраны
природных
ресурсов;
районов
разной
специализации,
центров
производства
важнейших
видов
продукции, экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира; составлять
краткую
географическую
характеристику
разных
территорий
на
основе
разнообразных
источников
географической
информации;
определять
расстояния,
направления
высоты
точек;
географические
координаты;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности;
определения
поясного
времени;
чтения
карт
различного
содержания;
проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями; оценки
последствий антропогенного воздействия; наблюдения за погодой; решения практических
задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
сохранению
и
улучшению;
проведения
самостоятельного
поиска
географической
информации.
Количество часов:
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов
5 класс. География. 34
6а класс. География. 34
7 класс. География. 68
8 класс. География. 68
9 класс. География. 68
10 -11 класс. Экономическая география 34, 34
Программой предусмотрено проведение в 5 классе 6 классе 30 практических работ, в 7
классе –33, в 8 классе - 40, в 9 классе -13, в 10-11 классе 17 практических работ.
Формы контроля:
Программа предполагает следующие формы контроля: фронтальные формы контроля
(устный
опрос,
тест,
письменная
проверочная
работа,
топографический
диктант),
индивидуальные
формы
контроля
(письменные
задания
для
отдельных
учащихся,
творческие задания).
Цели изучения курса «География России»: Хозяйство и географические районы, 9 класс.
В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Пространства
России», II - «Природа и человек», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V – «
Районы России». Три раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела в 9 классе.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии.
Особая
его
роль
определяется
тем,
что
помимо
научно-ознакомитель
функцийных
он
сильнейшим
образом
влияет
на
становление
мировоззрения
и
личностных
качеств
учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки,
океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курс — формирование целостного представления об особенностях
природы,
населения,
хозяйства
нашей
Родины,
о
месте
России
в
современном
мире,
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре
своей
страны
и
населяющих
ее
народов,
выработка
умений
и
навыков
адаптации
и
социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического
мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности
на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы,
населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно
как
о
субъекте
мирового
(глобального)
географическоо
пространства,
в
котором
динамически
развиваются
как
общепланетарные,
так
и
специфические
региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей
природных,
экономических,
социальных,
демографических,
этнокультурных,
геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов
важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить
школьников
необходимыми
практческими
умениями
и
навыками
самостоятельной
работы
с
различными
источниками
географической
информации
как
классическими
(картами,
статистическими
материалами
и
др.)
так
и
современными
(компьютерными),
а
также
умениями
прогностическими,
природоохранными
и
поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и
развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с
р а з л и ч н ы м и
р е г и о н а м и
м и р а .
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7
классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения,
закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию
родной
страны.
Особенностью
курса
является
гуманизация
его
содержания,
в
центре
находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного
географического страноведения.
Цели Изучение географии в 9 классах направленно на достижение следующих целей: •
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всём её
разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального
использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков»
международного
общения
–
географическую
карту,
статические
материалы,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретация и демонстрации
различных географических данных; применять географические знания для объяснения и
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов;
•
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в
процессе
наблюдений
за
состоянием
окружающей
среды,
решения
географических
задач,
самостоятельного
явлений
и
процессов;
•
воспитание
любви
к
своей
местности,
своему
региону,
своей
стране,
взаимопонимания с другими народами: экологической культуры, позитивного отношения к
окружающей
среде;
•
формирование
способности
и
готовности
к
использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному
поведению
в
ней;
адаптации
к
условиям
проживания
на
определенной
территории;
самостоятельному
оцениванию
уровня
безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Программа по географии России. 9 класс. Хозяйство и регионы России. (70 ч.)
Типы уроков географии по дидактическим целям.
Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н.
Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и
способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из
основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов). По цели организации занятий уроки
классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения
умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения
и его результата. По характеру содержания изучаемого материала и уровня обученности
учащихся
все
уроки
можно
делить
на:
уроки
изучения
нового
материала
(1-й
тип),
совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й
тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й
тип).
Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация
уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На
основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
1) уроки изучения новых знаний;
2) уроки формирования новых умений;
3) уроки обобщения и систематизации изученного;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
5) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А.
Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
6) комбинированные (смешанные).
Самым распространенным в педагогической практике является тип комбинированного
урока. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию
учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного
материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний;
определение
домашнего
задания,
объяснение
его
сущности,
комментирование
его
выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний
и умений.
Урок
этого
типа
позволяет
одновременно
достигать
нескольких
целей.
Различные
комбинации
элементов
урока
и
переход
их
друг
в
друга
обеспечивают
гибкость
и
подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач. К недостаткам
комбинированного урока относят дефицит времени.
Представим сущность некоторых типов уроков.
1) Урок изучения новых знаний.
Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. В
данном случае сокращается время на другие этапы урока. Такие уроки используются для
передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.
Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение
отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и
т.д.
2) Урок совершенствования (закрепления) новых знаний и умений:
Дидактические задачи уроков этого типа:
а) для систематизации и обобщения знаний и более глубокого их осмысления; б) задачи
уроков этого типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе
учебной
и
практической
деятельности;
в)
закрепление
ранее
усвоенных
знаний
и
органической связи с новыми; г) коррекция знаний и умений.
На таких уроках почти не применяется классическое объяснение материала учителем.
Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно
по
ходу
выполнения
намеченных
работ.
Готовясь
к
уроку,
учитель
подбирает
соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока. Повторение
ранее
изученного
материала
не
выделяется
в
самостоятельный
этап
и
логически
вписывается в содержание основных упражнений урока.
3) Уроки обобщения и систематизации изученного.
Дидактические задачи уроков этого типа:
а)
сформировать
у
учащихся
систему
теоретических
знаний
по
основным
темам
или
разделам учебного предмета;
б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь
изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания;
в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам,
всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.
4) Уроки контроля и коррекции знаний, умений.
Такие
уроки
применяются
для
определения
и
оценки
качества
усвоенности
теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на
мир,
образ
жизни,
системы
научных
понятий,
способов
творческой
деятельности,
подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их
качество,
отражает
степень
усвоенности
программного
материала
и
обученности.
Выявляется
система
отношений
учащегося
к
учению,
к
разным
аспектам
учебной
деятельности,
что
способствует
применению
личностно-ориентированного
подхода,
внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.