Напоминание

«Использование технологий воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста».


Автор: Рузанова Людмила Николаевна
Должность: Воспитатель в ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 38 «Золотой улей» Бугульминского муниципального района РТ
Населённый пункт: г.БУГУЛЬМА
Наименование материала: консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Использование технологий воспитания валеологической культуры у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Использование технологий воспитания валеологической

культуры у детей дошкольного возраста».

Жизнь в наше время ставит перед нами много новых проблем, среди которых

самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения

здоровья ребёнка.

В пособии раскрываются механизмы здоровьесберегающих технологий

в доу. Основным направлением физкультурно-оздоровительной работы

является педагогическая валеология, которая изучает вопросы

воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению

здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела

человека с помощью организованных форм работы в ДОУ с детьми.

Начать консультацию мне бы хотелось с очень хорошего детского

стихотворения, автор М. Ефремова, которое нашло отражение по нашей

теме:

Что такое наше тело? Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат, воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать, глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать, ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу, надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!», Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо – влево… Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!» И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись… И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело. Этим стройным, сильным телом!

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед

педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и

обучения.

Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении,

формировании здоровья и управления им.

Целью обучения валеологии детей дошкольного возраста является

привитие гигиенических правил, укрепление здоровья, активный труд,

рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, саморазвитие,

рациональное и полноценное питание, личная гигиена. Вся

жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть

направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются

ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия,

партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в

свободное время. Именно педагогическая валеология изучает вопросы

воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению

здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела

человека с помощью организованных форм работы в ДОУ с детьми:

организованная использование народных средств, активный труд,

рациональный отдых, прогулки на свежем воздухе, совместная деятельность

детей с воспитателем – беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе

жизни, рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, просмотр

мультипликационных фильмов о ЗОЖ, упражнения и игры, развивающие

представление ребенка о себе и др. В детском саду ведущий вид

деятельности – игра. И поэтому педагоги успешно могут выстроить работу

по валеологическому воспитанию с помощью разнообразных игр,

развивающих представление ребенка о своем организме

.

Детский сад и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы

здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в

семье и детском саду ребёнку должны помочь, как можно раньше понять

непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить

малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать

своё здоровье.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую

учебно- воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами,

символикой, терминологией, знаниями, ритуалами , обычаями и играми

валеологического характера.

Игры, развивающие представление ребенка о себе способствуют:

развитию сенсорных и моторных функций;

формированию потребности в двигательной активности;

профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения,

простудных заболеваний;

приобретению навыка правильного дыхания;

привитию навыков элементарного самомассажа;

развитию

интеллектуальных

функций

(мышления,

памяти,

воображения, восприятия, ориентации в пространстве);

развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство

уважения, доброты, самокритичности) и др.

Данные

игры,

задания,

упражнения

будут

способствовать

правильному формированию представлений детей о своем организме,

развитию умений и навыков ухода, заботы о своем теле, здоровье.

Полученные

знания

позволят

успешно

взаимодействовать

с

окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких

условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для

здоровья.

Игры, способствующие развитию представлений ребенка о себе условно

можно разделить на теоретические и практические.

Теоретические направлены на формирование представлений о своем

организме, здоровом образе жизни, безопасном поведении. К ним можно

отнести игры словесные, игры на развитие внимания, мышления.

К практическим (помогают приобрести навыки и умения ухода, заботы о

своем теле, организме, здоровье), игры на развитие эмоциональной сферы,

пальчиковые, подвижные игры – упражнения на восприятие (развитие и

совершенствование дыхательной, зрительной, слуховой, речевой,

осязательной сферы), упражнения самомассажа, пластические этюды, игры –

релаксации, сюжетно – ролевые игры, практические игры, игры с

проблемными ситуациями.

К словесным играм можно отнести такие, как:

- «Подбери слова, противоположные по смыслу» (здоровый - больной,

добрый – злой, сладкий – горячий, полезный – вредный, приятный –

противный, мягкий – твердый и проч.); «Подбери пару»

- «Назови части тела»; «Из чего я сделан (состою)»; «Для чего нам нужны

руки (голова, ноги, спина, нос, рот, уши), «Мой организм» и т. д.

- «Кто помогает мне сохранить здоровье?»; «Как я могу сохранить свое

здоровье?»; «Полезная и вредная еда», «Съедобное - несъедобное».

- «Будь внимательным»; «Осторожно, берегись!»; «Опасно - неопасно»;

«Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Разложи по порядку»,

«Угадай, какая игрушка спряталась?»; «Как правильно?», «Можно -нельзя»

(на развитие внимания, мышления).

- «Как помочь другу? Игрушке, попавшим в беду, заболевшим» «Умею – не

умею»; «Расскажи Хворайке», «Помоги Айболиту»; «Золотые правила

здоровья»; «Правила здорового сердца (кожи, носа, дыхания, зубов)» и мн.

др. (на развитие мышления) и мн. др.

Подвижные и пальчиковые игры представлены в широком ассортименте

для каждой возрастной группы по программе, а также в методических

пособиях.

А также упражнения «Повтори за мной»; «Выполняй мои команды».

Игры на восприятие: «Тихо-громко», «Послушай, как я говорю», «Что

услышали мои ушки»; «Мои ловкие пальчики»; «Игры с тактильными

дощечками, с природным материалом – песком, водой, камешками, лучиками

солнца, ветерком и др.», «Что чувствует мой язычок?», «Мой удивительный

нос», «Определи по звуку», «Слышу – не слышу», «Определи на ощупь» и

др.;

Дыхательные упражнения: «Дровосек», «Гуси шипят», «Паровоз»,

«Надуй шар», «Подуй на бабочку (свечу, бумагу, вату)», «Спускай воздух»,

«Дыши спокойно», «Вдох - выдох», «Насос», «Каша кипит» и др.

Игры зрительной, речевой, осязательной сферы: «Глазки», «Мой веселый

Язычок»; «Что может мой язык», «Что я чувствую языком», «Что видят мои

глаза», «Зеркало», «Что я чувствую?», «Как помогает язык мне

разговаривать? Произносить звуки», «Зарядка для язычка», «Что видишь

вокруг?», «Близко - далеко» и др.

Упражнения – самомассажи пальцев рук, запястья, стоп, коленных

суставов, спинного отдела, ушных раковин (с помощью предметов:

ребристых карандашей, мячей СУ - Джок, камешков, пробок; способом

мягкого поглаживания, растирания, пощипывания, легкого постукивания

пальцами и т. д.); ходьба босиком по гравию, камешкам, ребристым

дорожкам; рисование пальчиками ног фигур на полу (кругов, квадратов,

треугольников, прямых и извилистых линий); массаж биологически

активных зон и др.

Игры на развитие эмоциональной сферы: «Как сделать, чтобы Маша не

плакала»; «Как сделать, чтобы Коля не грустил»; «Добрый - злой», «Какое у

меня настроение и почему?», «Улыбнись другу», «Узнай мое настроение по

лицу, глазам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зеркало», «Покажи

настроение» и др.

Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приеме у врача»; «Аптека»;

«Салон красоты», «Парикмахерская»; «Кладовая природы»; «Путешествие на

кухню»; «Повара», «Семья», «Дочки - матери» и др.

К практическим играм можно отнести игры следующего плана:

«Обработка раны»; «Помоги другу, попавшему в беду»; «Что делать,

если…»; «Покажи как правильно чистить зубы», «Научим кукол чистить

зубы»; «Как правильно пользоваться носовым платком», «Как ухаживать за

волосами, кожей, одеждой, обувью, игрушками», «Если я сделаю так, то…»,

«Как ухаживать за руками» и др.

Игры с проблемными ситуациями: «У зайки болят уши», «Медвежонок

заболел», «Мой друг болен», «Что делать, если…», «У Кати болят глазки» и

др.

Пластические этюды: «Бабочка», «Лисичка», «Ветерок», «Здравствуй,

солнышко», «Цветок», «Цирковые лошадки», «Танец с лентами», «Птички»

и др.

Таким образом, в педагогической практике по валеологическому

воспитанию имеется огромный арсенал игр, развивающих представления

ребенка о себе, своем организме, здоровье; приобретению умений и навыков,

направленных на обучение детей основным гигиеническим правилам и

нормам, способствующим укреплению здоровья и привития детям навыков

здорового образа жизни.

Закончим нашу консультацию словами Януша Корчака, который писал:

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не

смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под

машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы

воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими

болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть

здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься».

Нам очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение,

которое так и называется.

Участникам раздаются листы бумаги.

Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше

настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с

контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания

или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь

позитивное содержание, личностную обращённость.

Выполнение задания участниками.

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об

этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

-Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и

самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в

памяти яркие события года! Всего Вам большого и светлого!...

Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по

различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в

статистической позе. Из - за этого уменьшается подвижность суставов,

нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному

мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.

Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения

массы тела, 70%- нарушение опорн. - двигательного аппарата. Нарушение, в

нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35 %

педагогов; после 15-ти лет стажа- 40%; после 20-ти лет - боле 50% педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний

(язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеванием педагогов относятся: миопия

(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия,

остеохондроз

Причинами заболевания являются:

- Отсутствие стабильного режима труда и отдыха

-Большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты

- Отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат

психологической разгрузки.

- Снижение двигательной активности, перенапряжение.

П

амятка для воспитателей по валеологии

.

Хочешь быт здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и

здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.

1

.

НАЧИНАЙТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ С ЧУВСТВОМ РАДОСТИ.

2.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЭТО СОСТОЯНИЕ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ.

3.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДАТЬ ВОЛЮ ГНЕВУ, СОСЧИТАЙТЕ ДО ДЕСЯТИ.

4. ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ

ЛЮДИ ОТНОСИЛИСЬ К ВАМ.

5.

ПИТАЙТЕСЬ РЕГУЛЯРНО И РАЗНООБРАЗНО.

6.

ИСКЛЮЧАЙТЕ ЖАРЕНУЮ, ЖИРНУЮ ПИЩУ, АЛКОГОЛЬ.

7.

УВЕЛИЧЬТЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, РЫБЫ,

МЯСА, МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ.

8.

НЕ ПЕРЕЕДАЙТЕ НА НОЧЬ.

9.

ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

10.

БОЛЬШЕ ДВИГАЙТЕСЬ, СТАРАЙТЕСЬ БОЛЬШЕ БЫВАТЬ НА

СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

11.

ЛЮБИТЕ СВОЮ ДУШУ И ТЕЛО.



В раздел образования