Напоминание

"Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие личности ребёнка"


Автор: Малик Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Богучарский детский сад комбинированного вида "Сказка"
Населённый пункт: г.Богучар
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие личности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Предметная пространственная среда в Программе «Детский сад — Дом радости» имеет

цель содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в

условиях технологически выстроенного образовательного процесса.

В качестве основных функций предметной развивающей среды выступают следующие:

— развивающая функция. Обеспечивается посредством насыщения среды

разнообразными объектами познания, предметами культуры (в том числе игровой),

стимулирующими разныевиды активности воспитанников: социальную,

коммуникативную, познавательную, двигательную, речевую, игровую, трудовую,

художественно-эстетическую и т.д.

— обучающая функция. Обеспечивается включением в ее содержание элементов

(пособий, игрушек, иллюстраций, предметов быта и т.д.), действуя с которыми ребенок

имеет возможность применять усвоенный опыт в новых ситуациях, уточнять и

систематизировать свои

представления, упражняться в применении усвоенных ранее универсальных способов

деятельности;

— социализирующая функция. Обеспечивается таким наполнением и организацией среды,

в которой ребенок мог бы выступать как субъект деятельности (ее инициатор,

организатор, конструктор среды, творец), а также организацией систематического,

ежедневного содержательного общения воспитателя и детей по поводу элементов среды

(специальных познавательных выставок, произведений художественного искусства и т.д.).

Среда предусматривает активизацию воспитанников к взаимодействию друг с другом в

разных видах самодеятельности, содержательному общению, сотрудничеству;

— здоровьесберегающая функция. Обеспечивается созданием значительного по объему

пространства группы (за счет минимизации количества предметов), постоянной сменой

деятельности детей, динамикой и темпами протекания образовательного процесса.

Принципы создания и использования

предметно-пространственной развивающей среды

— соответствие возрастным возможностям и требованиям образовательной программы;

— индивидуальная ориентированность;

— эстетичность и гармоничность;

— развивающая, активизирующая и деятельностная направленность;

— динамичность и вариативность;

— учет ближайшей и актуальной зон развития ребенка;

— сменяемость и содержательная наполняемость;

— трансформируемость и полифункциональность;

— доступность средового материала для самостоятельного и творческого использования и

безопасность.

Общие правила организации предметно-пространственной развивающей среды

1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематиче-

скому принципу. В «Доме радости» пространство группы не делится на «зоны», в каждой

из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие

жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как

развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не

от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разно-

образно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды

выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр), конструктивная

(все виды детского конструирования), трудовая (все виды детского труда), познавательная

(все виды познавательной деятельности), двигательная, художественно-эстетическая,

коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет

обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того

или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и

самоорганизацию.

2. Организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной

деятельности каждому ребенку. Ребенок должен иметь возможность задумывать по своей

инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая

результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности»,

такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем. В соответствии

с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это

значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен

быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.

3. Подбор предметов должен нести детям различную информацию, позволяющую обоб-

щать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую

деятельность. Предметы — прежде всего носители культурно-исторического опыта. Из

них в разных местах группы необходимо создавать комплексы — МИРЫ (в философском

значении этого слова): «Мир транспорта», «Мир леса», «Мир профессий», «Мир науки» и

т.п. Воспитатели могут учиться созданию такой среды из наших учебных фильмов:

«Малыш уже вырос», «Ребенок в Мире красоты», «До школы один год» и др.

4. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются

зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты

среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на

доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа

организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на

более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для

организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения,

материалы для поисковой деятельности).

5. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее

элементов, отчасти — единым стилем оформления группы. Важнейший принцип

наполнения среды — отбор объектов по их эстетическим основаниям (красота, мастерство

исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В помещении

должны быть зеркала, произведения искусства. Среда должна создавать комфортное

состояние не только у ребенка, но и у взрослых.

6. Организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим.

Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или

желанию детей. Существенное ограничение количества предметов среды (все ее элементы

представлены в единичном экземпляре или в количестве 5—10 шт.) связано с

необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней

воспитанников, творческого преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе

большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники

незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют

месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за

исключением приема пищи). Например, спальную комнату мы стараемся обустраивать

так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые

игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню, и группу.

7. Организация пространства должна систематически меняться в соответствии с сезоном,

расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом

деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников

деятельности.

Особое внимание при организации пространства необходимо обратить на учет интересов

мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использовании того, что

уже создано, требует от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого

творчества.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах

предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение

объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения

новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т.д. Так, еженедельно

меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового

материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая

деятельность воспитанников) и т.д.

Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их

самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы

участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку

самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект;

дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды,

выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая

материалы для игровой, конструктивной деятельности.

Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое

пространство образовательного процесса

Успешность реализации педагогического процесса в «Доме радости» обусловлена

обеспечением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-

ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные,

музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор

игрушек.

Для сюжетно-ролевой игры нужны наборы кукол, изображающих детей разного пола и

возраста; куклы должны быть разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной

мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми,удивленными и т.д.

Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю

(особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами,

окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда,

мебель, одежда. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время

года; кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах

поведения за столом; мебель (кроватки, шкафчики, стульчики), кукольная утварь

познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно

должна быть в группе.

Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно-

конструктивной деятельности необходимы разнообразные наборы игрушек. Во-первых,

наборы различных строительных материалов. Они должны быть деревянными, так как

дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Мы

отдаем предпочтение отечественному материалу М.П. Агаповой, дополненному

пластинами и дощечками. Для построек на полу интересен строительный материал Е.А.

Флёриной, конструктор В.П. Поликарпова (цилиндрические формы с отверстиями).

Конструктор «Лего» хорош для детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, для

строительства необходимы игрушки, заселяющие постройки, — это могут быть различные

сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо,

чтобы все эти разнообразные, небольшие по размеру игрушки ребенок мог использовать в

игре для создания сказочной ситуации, парка, зоопарка, фермы или леса.

Об игрушке в пространстве группы. У разных педагогов разный подход к тому, как

игрушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Огромное значение

придается обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у

ребенка игровых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и использованию

ее в пространстве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а

отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только

играть, но и сохранять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со

строительным конструктором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого

малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр

постройки», а потом «театр уборки». Он убирает детали вместе с ребенком, обсуждая их

форму и место хранения в коробке. В овладении игрой и игрушкой ребенок шагает вверх

по «Лесенке успеха», продвигаясь от уровня узнавания и восхищения игрой к

индивидуальному обучению, а затем наступает этап общегруппового участия в этой игре.

Размещение оборудования для театрализованной деятельности. Самодеятельная

театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в

свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах.

Оно используется

детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских игр.

Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания,

правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и

самоорганизацией (в соответствии с авторской технологией), начиная с младшей группы

(от трех участников) и в последующих группах до полного состава. Их дифференциация

осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия,

возрастного соответствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все

виды дидактических игр,общее количество которых соответствует количеству детей

группы, что позволяет каждому воспитаннику индивидуально выбирать игру.

Мини-музеи («Миры»). Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе

с взрослыми и выполняющие функции более глубокого и разностороннего овладения

воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных

интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с

младшей группы, и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений

развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-

эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для

проведения работы в мини-музеях (познавательные и эвристические беседы, философские

беседы, посиделки и т.д.).

Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент

среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения

представлений детей (преимущественно в зоне «неясных» знаний), развития

познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для

презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения

интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание

изменяется воспитателем не менее одного раза в 1—2 недели.

Экологическое панно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для

моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную

работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды

связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития

экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды

является возможность применения его как комплексного средства решения

образовательных задач (образовательные области «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы», «Музыка», «Познание» и т.д.). На основе данного элемента

среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

Обязательный компонент среды — технические средства (магнитофоны, телевизоры,

компьютеры и др.). Они многократно используются в течение дня: двигательная разминка

«Минутка шалости», отдых «Минутка тишины», утренняя гимнастика и т.д.

Разноуровневое размещение элементов декора. Данная характеристика оформления

среды предполагает использование ее возможностей в решении задач эстетического

воспитания и охраны зрения воспитанников.

Организация зеленой зоны. В реализуемой программе не предполагается

самостоятельного труда детей в природе, поскольку автор справедливо считает, что детям

дошкольного возраста недоступно выполнение такого труда на уровне экологической

ответственности. В то же время некоторые живые объекты (растения) вносятся в группы

как предметы познания, но обихаживаются взрослыми.

Организация трудовой деятельности. В группах младшего дошкольного возраста

трудовая деятельность (кроме труда по самообслуживанию) организуется

преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда

сосредоточен в закрытых шкафах.

Старший воспитанник самостоятельно задумывает, организует и выполняет трудовое

действие. Поэтому необходимый ему материал находится в свободном доступе.

Размещение материалов для художественной деятельности. Данный вид деятельности

требует от ребенка высокого уровня овладения не только техническими умениями, но и

умениями эстетического замысла. Он организуется под руководством взрослого (по

крайней мере, до старшего возраста), и оборудование для него на доступном для

самостоятельной организации и выполнения уровне предлагается только в старшей

группе.

Групповая библиотека. В старшей группе среда обогащается новым элементом —

групповой библиотекой. Необходимость введения этого элемента обусловлена задачами

подготовки детей к обучению в школе: развитие познавательной мотивации, обогащение

круга представлений, формирование культуры читателя. Такая библиотека создается

силами сотрудников детского сада и семьи.

Особое место в групповом помещении занимает стол воспитателя. Его размещение

связано с функциональным назначением. Он очень важен для охраны труда и здоровья

самого педагога-женщины и для того, чтобы он выполнял функцию органайзера (ящики),

а поверхность стола — своеобразная «лаборатория» педагога, место обучающего и

развивающего взаимодействия с воспитанниками. За этим столом организуются

разнообразные формы образовательного процесса: групповое обучение, образовательные

диалоги, совместная экспериментальная деятельность, демонстрация разных способов

деятельности взрослым и т.д.

Иначе говоря, стол воспитателя — элемент образовательной среды, а не только место

подготовки педагога к выполнению профессиональной деятельности.



В раздел образования