Автор: Жильцова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №119
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 119»
Методическая разработка
на тему: «Ознакомление детей
дошкольного возраста
с архитектурой»
Составила:
Воспитатель
Жильцова
Елена Александровна
г. Нижний Новгород
2016г
Проблема ознакомления детей с архитектурой
в теории
и
практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано
необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и
обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности
ребенка-дошкольника. Именно этим фактором обусловлен выбор данной темы.
Цель:
Приобщая детей к архитектуре, способствовать формированию
отзывчивости к красоте, развивать художественное восприятие, воспитывать
эстетическое отношение к действительности.
Задачи:
Через восприятие архитектуры, оказывать положительное
воздействие на развитие чувства пропорции, цвета, композиционной формы,
совершенствовать зрительные и осязательные анализаторы.
Знакомя с памятниками древнего зодчества, способствовать формированию
представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной
эпохи, их традициях и культуре.
Изучая архитектуру знакомить детей с широким кругом предметов и заявлений,
активизируя познавательные интересы в различных областях знаний.
Развивать личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно,
воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Формировать изобретательное детское и конструктивное творчество.
Понятие архитектуры как одного из видов
изобразительного искусства.
Архитектура, как область человеческой деятельности, относится как к
материальной, так и духовной культуре. Этот вид искусства синтезирует
результаты, средства, способы и методы науки, техники, искусства,
производства и потребления. Они предназначены для создания по законам
целесообразности, пользы и красоты материально-пространственной среды
обитания человека: зданий, интерьеров зданий, групп зданий, кварталов,
населенных пунктов, городов, агломерации населенных пунктов, а также
цифровых, словесных, графических, объемныхи других моделей этих
элементов.
Архитектура оказалась самым трудным самым недоступным искусством, язык
которого погятен и привлекателен только для очень немногих. Э
Эта трудность архитектуры проистекает из присущего ей своеобразного
эстетического противоречия. Дело в том, что архитектура есть, с одной
стороны, самое материальное, самое вещественное и, с другой-самое
абстрактное искусство. Будучи вполне конкретной частью натуры, служа самым
реальным и утилитарным целям, архитектура вместе с тем выражается знаками,
числами, абстрактными отношениями.
Архитектуру Б.Р.Виппер определяет как изобразительное искусство. Подобно
живописи и скульптуре, она связана с «натурой», с действительностью, но ее
изобразительная тенденция отличается от принципов изображения в живописи
и скульпуре: «...она имеет не столько «портретный», сколько обобщенно-
символический характер-иначе говоря, она стремится к воплощению не
индивидуальных качеств человека предмета, явления, а типических функций
жизни». В любом стиле, в любом памятнике художественной архитектуры,
утверждает исследователь, «...мы всегда найдем... реальную конструкцию,
которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную
конструкцию, выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и
масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию,
воплощает его духовный и эмоциональный смысл. Мы можем сказать больше:
именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как
искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит
практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр;
произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно
быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное
назначение»
Архитектура не заимствует у натуры своих образов, она ничего не рассказывает,
не изображает никаких событий, действий и явлений. Нет никакого сомнения,
что архитектура все же теснейшим образом связана с натурой и что, подобно
живописи, скульптуре, она представляет собой изобразительное искусство.
Нужно только помнить, что понятие «натура» имеет для нас двоякое значение и
что в архитектуре отражается другой аспект натуры, чем в живописи и
скульптуре. Уже средневековые философы ловили эти два различных облика
натуры, которые они называли « natura naturas” и « natura naturanta” (то есть
созидающая и созданная натура), -природа как воплпщение созидающих сил и
натура, как сочетание созидаемых явлений.
Архитектура связана, прежде всего, с природой механических сил,
математических чисел и космических ритмов. Архитектура особым образом
распределяет и организует в пространстве массы материала.
Непосредственными свойствами архитектурного материала считается
протяженность (объем), тяжесть, свойства поверхности и т. д. Мы видим в
архитектурном произведении тяжесть и сопротивление ей, преодоление ее. К
этой «изобразительности по вертикали» пприсоединяются горизонт и объемный
ритм, свет и тени и т. д.
Таким образом, мы установили, что архитектура определяется как один из
видов изобразительного мскусства, выяснили отношения между архитектурой и
природой, наметили важный изобразительный принцип архитектурной
концепции.
Особенности выразительных средств архитектуры.
Пространство и масса составляют стержень архитектурной концепции,
лежат в основе выразительных средств архитектуры. Концепцией пространства
определяется как индивидуальное дарование архитектора, так и общий характер
целого стиля. С другой стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной
деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой,
которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает
фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в
буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство.
Проблема эта издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не
умолкли споры между сторонниками пространственного и телесного
истолкований архитектуры. Первые указывают на то, что именно своеобразное
настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при
входе, например, в готический собор, или Пантеон, или Собор Св. Софии в
Константинополе, - что именно это эмоциональное переживание пространства
составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые
возражают, что само пространство, как таковое, не может быть оформлено
человеческими руками, что протстранство-есть только пассивная среда,
замкнутая телесными, кубическими массами, и что, следовательно, именно
оформление этих масс, характер их тектоники, являются главной
художественной целью архитектора.
Кто прав в этом споре? Думается, что эта дилемма допускает вывод, который
может удовлетворить обоих противников, а именно: тектоника масс составляет
форму, средства архитектурного стиля, тогда как организация пространства
является содержанием идеей, целью архитектурного творчества. Иначе говоря,
истинное эстетическое переживание архитектуры всегда совершается из
глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.
Итак, целью художественного творчества архитектора является организация
пространства. Истинное понимание архитектуры достигается не точной
классификацией и описанием отдельных форм и типов, а анализом тех
пространственных, ритмических и линейных отношений, в которых эти формы
воплощены тем или иным архитектурным стилем. В архитектурной композиции
решающее слово принадлежит не самим формам (конструктивным и
декоративным), а их масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и
основано художественное воздействие архитектуры. К анализу этих понятий мы
теперь и обратимся.
Масштаб означает некую единицу меры, на которой основано отношение
величин. Понятие масштаба струдом укладывается в рамки теоритического
анализа и абстрактных норм. Здесь очень многое зависит от конкретной задачи,
от условий непосредственной обстановки. Поэтому, все попытки с помощью
математического расчета установить абстрактные законы оптического масштаба
заранее обречены на неудачу.
Восприятие архитектуры совершается во временной последовательности,
которая не поддается языку геометрических схем. Таким образом, следует еще
раз подчеркнуть, что в выборе архитектурного масштаба и в его воздействии
очень важную роль играют те привычные, традиционные представления,
которые мы имеем о предмете. В истории архитектуры ясно различаются два
типа стилей в их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура,
архитерктура Барокко) стремятся усилить эффект отдельных элементов и,
увеличивая их масштаб, тем самым часто ослабляют монументальность целого;
другие стили ( византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив,
трактуют детали тонкои мелко, жертвуя ими для монументальности общего
впечатления.
Проблема масштаба теснейшим образом связана, а иногда прямо-таки
неотделима от другой основной прроблемы архитектурной композиции- от
проблемы пропорций.Во всей теории архитектуры нет другой проблемы, к
которой бы с таким увлечением и с такой настойчивостью возвращались мысли
строителей и исследователей; каждая эпоха с новой энергией устремляется к
разрешению проблемы пропорций, надеясь с ее помощью открыть тайну
художественного воздействия архитектуры.
Пропорциями в архитектуре мы называем согласование отдельных частей
здания между собой и в отношении к целому. Прежде всего, следует принять во
внимание основное противоречие между математическими принципами
измерения пропорций (в плане и разрезе) и реальным восприятием здания
зрителем: «измеримое» не всегда покрывается «видимым», математический
расчет не совпадает полностью с оптическим впечатлением. Зритель двигается
в здании или вокруг здания, и поэтому пропорции, определяемые постоянным
отношением его к плоскости, меняются во время движения или же искажаются
при рассмотрении здания с одной точки зрения (например, при взгляде во
внутренность церкви от входа к алтарю, интервалы между колоннами кажутся
быстро уменьшающимися). Еще важнее другая оговорка: ведь пропорции
воздействуют не только на глаз зрителя, но и на его настроение, его эмоции.
Они могут выражать праздничное, веселое или мрачное настроение. Это
настроение, излучаемое произведением архитектуры, в свою очередь,
неразрывно связано не только с пропорциями, но и с определенным
освещением, с отношением тонов, с расчленением стен и т. п. Это и есть
основной стержень художественного воздействия архитектуры- ритмическое
взаимодействия массы (плоскости) и пространства.
Другими словами, в архитектурной композиции решвющее слово принадлежит
масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и основано
художественное воздействие архитектуры на индивида.
Особенности восприятия детьми архитектуры.
Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен
ознакомится с ним . Ознакомление может происходить посредством прочтения
какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо воспитатель может
сам рассказать о них. Можно применить оба метода ознакомления. Это
позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение. Процесс
восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов
искусства. При восприятии архитектуры происходит углубление в более
широкий круг социальных явлений, так как сама постройка зачастую несет в
себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной
группы, вводит ребенка в более широкий социально-исторический контакт с
прошедшей эпохой.
Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из
целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая
мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение
пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями
при перемещении внуть здания или вокруг него.
Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и
физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую
дверь, скользит под ногами натертыйпаркет), и мысленно ( мы как бы ощущаем
теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной
стены). Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в
деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом
зале.Так как архитектура-пространственное искусство, то именно ощущение
пространства является одним из самых основных в восприятии данного
искусства. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда ребенок сам
может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со
средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать
полноценное представление о сооружении.
Архитектура-это не только дворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек
это сразу ощущает, так как на его настроение влияет характер зданий: сочетание
их высоты и протяженности, смена цветовых и фактурных по-разному
освещенных зон.
В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на здание и
др. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения (ракурсы),
зависящие от рельефа местности, от расположения здания ( постройка
находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности или в
низине). Имеет значение и освещенность здания. В одном случае она
способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при
верхнем дневном свете), а в другом- создает цельный обобщенный облик (при
вечернем небе, когда на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали
становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе
архитектурного сооружения.
Большое значение для восприятия архитектуры имеет «багаж знаний» (запас
образов), приобретенные в поездках и путешествиях. Такая база помогает не
только лучше понять специфику, но и точнее различить в нем признаки
определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.
У дошкольника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже
прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание
ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их
художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в
подготовительной группе можно научить детей различать стили и эпохи.
Достаточно развитым можно назвать такое восприятие архитектуры, при
котором человек умеет определить назначение, время создания, стиль даже
незнакомой постройки, а так же способен правильно оценить значение
отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ при
знакомстве с постройкой. Обучая дошкольников восприятию архитектуры,
нужно стремиться к этому идеалу.
При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество:
наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у
дошкольника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых.
Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и
заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к
искусству. При нравственно-эстетическом восприятии ребенка важно помнить,
что любое отношение должно опираться на понимание общественной,
исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что
архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной
культуры нашего общества.
Содержание работы с детми дошкольного возраста.
Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и
экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно
проводить специальные подготовительные занятия, а после итоговые. При
проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное
правило при любой работе с дошкольниками над произведениями искусства
заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать
лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания
произведения искусства. Центральный акцент ддолжен падать на эстетическое
восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие
искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации
эстетического восприятия реальных объектов и событий.
Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в
письменном виде. Большое значение в выявлении детских впечатлений об
искусстве и активизации отношения к восприятию художественных
произведений, архитектурных сооружений имеют «косвенные» методы. Выбор
детьми коротких музыкальных и поэтических произведений, соответствующих
по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениям искусства;
рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин,
фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью
накопления запаса зрительных впечатлений и образов будут вполне приемлемы
в данном случае. Необходимо поощрять и устные высказывания детей, с целью
накопления необходимых терминов из области различных видов искусства
(формат, цвет, пропорции, расположение...). Но работа со словом не должна
быть единственной заботой воспитателя, она должна сочетаться с другими
формами работы по произведениям искусства.
Методика ознакомления с архитектурой.
Роль воспитателя в ознакомлении детей с произведениями искусства
трудно переоценить. Воспитатель выступает посредником между ребенком и
обширным, прекрасным миром искусства.
Педагогическая задача воспитателя состоит в такой организации процесса
познания архитектуры, которая способствует естественному и органическому
проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной
ступени его развития. Воспитатель должен не только систематизировать
разрозненные знания ребенка об архитектуре, но и организовать работу по
усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических
переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому
необходимо педагогическое планирование. Планирование-это процесс
разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели
(системы), которая впоследствии руководит деятельностью.
Формирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и
результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность
сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и
средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит
умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность. Весьма
ответственный шаг планирования-это расчет работы во времени и
пространстве. Одно дело проводить занятие в помещении, и совсем другое-на
улице или в музее. В процессе планирования важно не только создать из
разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничить ее размер
определенными рамками, расчитывать работу во времени и пространстве,
учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы дошкольников,
свои знания, методические и организационные возможности, степень
подготовленности детей и многое другое. Так же нельзя забывать о системе
учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.
При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные
особенности дошкольников, их потенциал. С детьми младшего возраста лучше
идти от практики к теории. Однако цель полностью игнорировать
теоритическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны
узнавать историю вопроса, получить начальные знания об этом виде искусства.
Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и
непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.
Кроме четкого планирования воспитатель не должен забывать и о
педагогическом творчестве.Это не обычный процесс совершенствования,
«приращивания» каких-либо знаний и умений, а процесс взаимосвязанных
количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе
самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности педагога.
При ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагого
состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать
непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства.
Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель
осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем
быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.
Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка привосприятии
архитектуры, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических
чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе,
возниконовение соответствующих суждений, которые могут перерасти в
убеждения.
Таким образом воспитатель должен реализовать три группы задач при
ознакомлении детей с архитектурой: образовательную, развивающую и
воспитательную. Если одна из этих будет слабо выражена, то процесс
ознакомления с этим видом искусства не дает должных результатов, и ребенок
вовсе потерять к архитектуре.
Заключение.
Педагоги придают особое значение теме: «Архитектура и дети», ее трудно
переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной конценцией
способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного
искусства уже в зрелом возрасте.
К тому же ребенок на бессознательном уровне познает тайны мироздания,
поскольку архитектура-это и летопись человеческой жизнедеятельности, память
об историческом пути развития. Знакомство с ним может сделать наших детей
участниками и сознательными продолжателями этого пути. Архитектура-это и
лепопись строительного, инженерного развития народа. И, наконец, не менее
важно, что архитектура еще и летопись развития художественного мышления
народа, развития духовно-нравственного.
В рамках данной работы были освещены основные теоретические выкладки по
данной проблематике: было дано определение архитектуры как вида
изобразительного искусства, а так же рассмотрены особенности выразительных
средств архитектуры.
Было установлено, что ознакомление с архитектурой осуществляется
посредством организации различных форм работы с детьми: на занятиях по
ознакомлению с архитектурой, изобразительной деятельности и
конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во
время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании
иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых
игр.
Наиболее успешным, сточки зрения методики преподавания можно назвать
ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится
возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений,
эмоциональных переживаний архитектурного произведения. Организация
дидактических игр в форме занятий, с помощью которых дети учатся различать
по внешнему виду разные по функциональному назначению архитектурные
сооружения, также считаетсяцелесообразным.
При чтении художественной литературы со страниц детских книг дошкольники
узнают о домах людей, живущих в разных странах, о выдающихся памятниках
архитектуры, о фантастических проектах, сооружений.
Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется
продуктивным видам деятельности. В рисовании на темы: «Сказочные дома»,
«Город настроений», «Улицы города», «Храмы города» дети получают
возможность тражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок,
учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.
Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется
чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектуры,
способность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с
замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в
собственной продуктивной деятельности.
Список используемой литературы.
1. Абаева И. Архитектура и дети. Архитектура СССР-Л. 1983г.
2. Абаева И. Подумаем о будущем. Архитектура и строительство Москвы-М.
1987г.
3.Абаева И. Бармаш О. Интегрированный курс архитектурно-художественного
творчества. Искусство в школе-М. 1989г.
4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.-М.2001
5. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой.-М. 2005
6. Егорова В.С. Зачем архитектору нужен рисунок? Юный художник №9-М.
1999г.
7.Каменева Л.А. Как знакомить детей с природой.-М. 1983г.
8. Менжук Е. Архитектура, строительство, дизайн Новые имена -М. 2004г.
9. Младковская А. Фестиваль детского архитектурно-художественного
творчества. Информационный курьер МОСА-М 1986
10.Младковская А. На стыке архитектуры, искусства и педагогики.
Строительная газета-М. 2005г.
11.Сидорова А.Н. Фантазии на тему прямой линии. Московские новости №49-
М. 1987
12.Уманская А. Кому строить Москву в ХХ1 в. Вечерний клуб -М. 2003г.