Напоминание

ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих


Автор: Тихонова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Гагинский филиал ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж"
Населённый пункт: село Гагино
Наименование материала: Рабочая программа профессионального модуля
Тема: ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Приложение I.5

к программе СПО специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ

ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

2021г.

1

Рабочая

программа

профессионального

модуля

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего

профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по

отраслям).

Организация - разработчик: ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»__________

Разработчик:

Тихонова И.Н., преподаватель ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»__________

Ф.И.О, должность

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

15

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ

РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной

программы в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по

отраслям).

1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимся видом

деятельности (ВД.5) Выполнение работ по профессии «Кассир» и соответствующие ему общие и

профессиональные компетенции:

1.2.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать

способы

решения

задач

профессиональной

деятельности,

применительно к различным контекстам.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для

выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное

развитие.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,

руководством, клиентами.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с

учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10

Пользоваться

профессиональной

документацией

на

государственном

и

иностранных языках.

ОК 11

Использовать

знания

по

финансовой

грамотности,

планировать

предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.2.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 1.1

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.3

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в

местах их хранения

ПК 2.3

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия

фактических данных инвентаризации данным учета

ПК 2.4

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей

(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Иметь практический

опыт в:

документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского

учета активов организации;

выполнении контрольных процедур и их документировании;

подготовке оформления завершающих материалов по результатам

внутреннего контроля.

уметь

принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе

и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной

подписью;

проводить формальную проверку документов, проверку по существу,

4

арифметическую проверку;

организовывать документооборот;

заносить данные по сгруппированным документам в регистры

бухгалтерского учета;

передавать первичные бухгалтерские документы в текущий

бухгалтерский архив;

исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в

пути;

учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте

и операций по валютным счетам;

оформлять денежные и кассовые документы;

заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими

порядок проведения инвентаризации активов;

готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и

передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для

подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

проводить физический подсчет активов;

составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие

данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета

знать

понятие первичной бухгалтерской документации;

определение первичных бухгалтерских документов;

формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные

реквизиты первичного учетного документа;

порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов,

формальной проверки документов, проверки по существу,

арифметической проверки;

порядок составления регистров бухгалтерского учета;

правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;

учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций

по валютным счетам;

порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения

кассовой книги;

правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;

нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения

инвентаризации активов и обязательств;

основные понятия инвентаризации активов;

характеристику объектов, подлежащих инвентаризации;

процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров

аналитического учета по объектам инвентаризации;

приемы физического подсчета активов.

Выпускник, освоивший программу СПО по специальности 38.02.01 Экономика и

бухгалтерский учет (по отраслям) должен достигнуть следующих личностных результатов:

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и

чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе

цифровой.

ЛР 13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности,

независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму,

обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и

неопределенности.

5

ЛР 14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно

взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно

выполняющий

профессиональные

требования,

ответственный,

пунктуальный,

дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение

поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Всего часов - 156.

Из них на освоение МДК 05.01– 78 часов;

в том числе, самостоятельная работа – 2 часа;

консультации – 2 часа.

Учебная практика – 36 часов.

Производственная практика – 36 часов.

Экзамен по модулю – 6 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ

ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ

2.1. Структура профессионального модуля

Коды

профессионал

ьных общих

компетенций

Наименования

разделов

профессионального

модуля

Суммарный

объем

нагрузки,

час.

Объем профессионального модуля, ак. час.

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоя

тельная

работа

Экзамен

по

модулю

Обучение по МДК

Практики

Всего

В том числе

Лабораторных и

практических

занятий

Курсовых

работ

(проектов)

Консульта

ции

Производственная

Учебная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ОК 01- ОК 05,

ОК 09- ОК 11,

ПК 1.1, ПК1.3,

ПК2.2, ПК2.3,

ПК2.4

ЛР7, ЛР10,

ЛР13, ЛР14,

ЛР15

Раздел 1. МДК.05.01.

Выполнение работ по

профессии "Кассир"

78

76

54

-

2

-

-

2

ОК 01- ОК 05,

ОК 09- ОК 11,

ПК 1.1, ПК1.3,

ПК2.2, ПК2.3,

ПК2.4

ЛР7, ЛР10,

ЛР13, ЛР14,

ЛР15

Учебная практика,

часов

36

36

-

-

ОК 01- ОК 05,

ОК 09- ОК 11,

ПК 1.1, ПК1.3,

ПК2.2, ПК2.3,

ПК2.4

ЛР7, ЛР10,

ЛР13, ЛР14,

ЛР15

Производственная

практика, часов

36

36

-

-

Экзамен по модулю

6

-

-

-

-

-

-

6

Всего:

156

76

54

-

2

36

36

2

6

7

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих

Наименование разделов

профессионального модуля

(ПМ),

междисциплинарных

курсов (МДК)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, внеаудиторная

(самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем в

часах

Раздел 1. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии «Кассир»

78

Тема 1. Правила

организации наличного

денежного и безналичного

обращения в Российской

Федерации

Содержание

4

1

Организации наличного денежного и безналичного обращения в РФ.

Прием денежной наличности учреждениями банков.

Порядок и сроки сдачи наличных денег.

Выдача денежной наличности на определенные цели.

2

Понятие о материальной ответственности кассира, права и обязанности работодателя и кассира.

Документальное оформление материальной ответственности.

Практические занятия

2

1

Работа с нормативными документами о порядке ведения кассовых операций в РФ. Изучение изменений

в учете кассовых операций. Ознакомление с должностной инструкцией кассира. Составление договора

о материальной ответственности

Тема 2. Организация

кассовой работы

экономического субъекта

Содержание

4

1

Организация кассовой работы на предприятии.

Правила организации кассы на предприятии.

2

Порядок совершения операций с наличными деньгами и безналичными расчетами.

Правила приема, выдачи наличных денег и оформление кассовых документов.

Понятие денежных документов их виды.

Требование к ведению кассовой книги и хранение денег и денежных документов.

Пластиковые карты и работа с ними.

Правила обеспечения сохранности ценностей в кассе.

Практические занятия

28

1

Документальное оформление кассовых операций

2

Порядок установления и расчет лимита кассы.

3

Оформление кассовых операций по получению и выдаче наличных денег.

4

Оформление объявления на взнос наличными.

5

Оформление денежного чека на получение наличных денег

6

Оформление кассовых операций по выдаче денежных средств в подотчет.

7

Оформление кассовой книги.

8

Решение ситуационных задач по оформлению кассовых операций (представительские расходы).

9

Решение ситуационных задач по оформлению кассовых операций (командировочные расходы).

10

Осуществление операций с ценными бумагами и бланками строгой отчетности.

8

11

Осуществление операций с пластиковыми картами.

12

Оформление операций по выдаче заработной платы наличными деньгами. -5

13

Сдача денежной наличности в банк.

14

Ведение регистров синтетического учета по счету 50 «Касса».

Тема 3. Правила

определения признаков

подлинности и

платежности денежных

знаков российской валюты

и других государств

Содержание

4

1

Платежность денежных знаков российской валюты и других государств.

Правила определения признаков платежности денежных знаков российской валюты и других

государств.

Платежеспособность банкнот и монет.

2

Подлинность денежных знаков российской валюты и других государств.

Правила определения признаков подлинности денежных знаков российской валюты и других

государств.

Признаки подлинности банкнот.

Практические занятия

8

1

Определение признаков подлинности и платежности денежных знаков.

2

Решение ситуационных задач по изъятию из кассы ветхих купюр.

3

Учет операций по передаче денежной наличности инкассаторам

4

Заполнение препроводительной ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости к сумке с

денежной наличностью.

Тема 4. Организация

работы на контрольно -

кассовых машинах (ККМ)

Содержание

4

1

Характеристика современной контрольно – кассовой техники.

Устройство ККМ.

Классификация кассовых аппаратов.

2

Правила эксплуатации и порядок работы на ККМ.

Подготовка к работе. Техника безопасности при эксплуатации ККМ.

Организация работы кассира.

Нормативное регулирование применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.

Ответственность за несоблюдение требований по применению ККМ.

Практические занятия

10

1

Ознакомление с инструкцией по работе на кассовом аппарате.

2

Изучение устройства контрольно-кассовых машин.

3

Выполнение кассовых операций с применением ККМ.

4

Оформление документов: Х-отчет и Z- отчет.

5

Заполнение документов по расчетам с применением ККТ.

Тема 5. Ревизия ценностей

и проверка организации

кассовой работы.

Ответственность за

Содержание

2

1

Понятие ревизии кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Ответственность за нарушение Порядка ведения кассовых операций.

9

нарушение кассовой

дисциплины

Практические занятия

6

1

Подготовка и заполнение документов к ревизии кассы.

2

Работа с нормативными документами:

ответственность за нарушение кассовой дисциплины.

3

Составление акта инвентаризации наличных денежных средств.

Консультации

2

Тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными порталами, выполнение домашних

заданий на тему:

1.

Заполнение кассовой книги.

2.

Изучение методики заполнения регистров синтетического учета по счету 50.

3.

Изучение основных положений по организации работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки

денежными знаками Банка Росси.

2

Дифференцированный

зачет

2

Учебная практика

1. Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации

-Изучение должностных обязанностей кассира.

-Оформление договора о материальной ответственности с кассиром.

-Изучение организации кассы на предприятии.

-Изучение порядка установления и расчета лимита кассы.

2.

Организация кассовой работы экономического субъекта

- Составление первичных документов по кассе: приходных кассовых ордеров, журнала регистрации поступивших и выданных кассовых

платежных документов; расходных кассовых ордеров, объявления на взнос наличными; составление кассовой книги и отчетов кассира и

выведение остатков на конец дня; составление ведомости № 1 по дебету счета 50 «Касса»;

- Проверка наличия в первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов. Формальная проверка документов, проверка по

существу, арифметическая проверка.

- Проведение группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков. Проведение таксировки и контировки первичных

бухгалтерских документов.

- Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах.

- Ознакомление с номенклатурой дел.

- Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив.

3. Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств

- Изучение правил составления описи ветхих купюр и соответствующих документов. Изучение порядка обмена денежных купюр.

4. Организация работы на контрольно -кассовых машинах (ККМ)

- Изучение порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

- Изучение передачи денежных средств инкассатору. Составления препроводительной ведомости.

- Ознакомление с работой пластиковыми картами.

5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы

36

10

- Изучение порядка проведения ревизии кассы организации. Документальное оформление результатов ревизии кассы: оформление акта

инвентаризации по кассе. Оформление отчета.

Дифференцированный зачет.

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

1. Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации

-Изучение Указания ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ».

-Изучение организации кассы на предприятии.

-Изучение лимита кассы.

2. Организация кассовой работы экономического субъекта

-Заполнение кассовых и банковских документов, бланков строгой отчетности: оформление первичных документов по кассе, по банку;

оформление БСО.

-Проверка наличия в первичных кассовых документах обязательных реквизитов; формальная проверка документов, проверка по существу,

арифметическая проверка.

-Проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков.

-Проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов.

-Участие в составлении кассовой отчетности: изучение и заполнение учетных регистров по операциям с наличными средствами, по

безналичным (банковским) операциям. Заполнение кассового отчета кассира.

-Изучение порядка оформления наличных и безналичных операций: получение практического опыта в проставлении корреспонденции

счетов по наличным и безналичным операциям.

-Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив, в постоянный архив по истечении

установленного срока.

3. Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств

-Подлинность и платежеспособность денежных знаков: получение практического опыта составления описи ветхих купюр и

соответствующих документов; получение практического опыта при обмене денежных купюр.

4. Организация работы на контрольно -кассовых машинах (ККМ)

-Изучение и получение навыков работы на контрольно-кассовых машинах: изучение и описание видов, марок контрольно-кассовых машин

организации; получение практического опыта в работе с ККМ организации; оформление документов кассира.

-Ознакомление с работой по пластиковым картам: изучение договора эквайринга; изучение технических средств для безналичных расчетов.

5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины.

-Изучение порядка проведения ревизии кассы в организации.

Дифференцированный зачет

36

Экзамен (квалификационный)

6

Всего

156

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы профессионального модуля осуществляется в учебном кабинете

бухгалтерского учета, налогообложения и аудита и учебной лаборатории.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета бухгалтерского учета,

налогообложения и аудита:

-комплект плакатов по бухгалтерскому учету имущества организации;

-

бланки первичных бухгалтерских документов;

- бланки учетных регистров;

- формы бухгалтерской отчетности;

-комплект учебно-методической документации.

Оборудование учебной лаборатория «Учебная бухгалтерия»

-автоматизированное рабочее место бухгалтера по всем объектам учета по количеству

обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным оборудованием;

- школьная доска;

- кассовые аппараты;

- сейф;

-программы автоматизации учета (1С: Предприятие, 1С: Бухгалтерия) ,

- справочные правовые системы (Гарант, Консультант+);

- справочная система (Главбух);

- комплектом учебно-методической документации.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой

с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в

электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет

печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в

образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

1.

Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

- 538 с;

2.

Дмитриева И. М., Захаров И.В., Калачева О.Н., Бухгалтерский учет и анализ: учебник для

СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 423 с;

3.

Дмитриева И. М., Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство

Юрайт, 2018. — 325 с;

4.

Елицур

М.Ю.,

Носова

О.М.,

Фролова

М.В.

Экономика

и

бухгалтерский

учет.

Профессиональные модули: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 200 с;

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули

[Электронный ресурс]:

учебник / М.Ю. Елицур, О.М. Носова, М.В. Фролова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 200

с. — (Cреднее профессиональное образование

2.Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету [Электронный ресурс]:

Учебное

пособие / Хвостик Т.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2019. -

168 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-8199-0525-8

3.Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и

налогообложения.

4.Портал «Бухгалтерия Онлайн».

5.Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе.

6. Официальный сайт СПС «Консультант-плюс»

7. Официальный сайт СПС «Гарант»

8.Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

9.Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации

10.Официальный сайт Пенсионного фонда России

12

11.Официальный сайт Фонда социального страхования

12.Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования

13.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

3.2.3. Дополнительные источники

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция);

3.Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-

ФЗ (действующая редакция);

5.Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);

6.Таможенный кодекс Таможенного союза (действующая редакция);

7.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция);

8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция);

9.Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении

наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств

платежа" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция);

10.Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей

физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ред. от 18.04.2018);

11.Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном

социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний»;

12.Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (действующая редакция) «О противодействии

легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию

терроризма»;

13.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном

пенсионном страховании в Российской Федерации»;

14.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (действующая редакция) «О несостоятельности

(банкротстве);

15.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция) «О валютном

регулировании и валютном контроле»;

16.Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (действующая редакция) «О коммерческой

тайне»;

17.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (действующая редакция) «О персональных

данных»;

18.Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном

социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

19.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция) «О противодействии

коррупции»;

20.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (действующая редакция) «Об аудиторской

деятельности»;

21.Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (действующая редакция) «О консолидированной

финансовой отчетности»;

22.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (действующая редакция) «О таможенном

регулировании в Российской Федерации»;

23.Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (действующая редакция) «Об обязательном

медицинском страховании в Российской Федерации»;

24.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая

редакция);

25.Постановление Правительства РФ в 3 частях от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных

средств, включаемых в амортизационные группы» (действующая редакция);

26.Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об

особенностях

порядка

исчисления

пособий

по

временной

нетрудоспособности,

по

беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим

обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с

материнством» (действующая редакция);

13

27.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв.

приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (действующая редакция);

28.Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного

подряда» (ПБУ

2/2008), утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н (действующая редакция);

29.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых

выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N

154н (действующая редакция);

30.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),

утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (действующая редакция);

31.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ

5/01), утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (действующая редакция);

32.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. приказом

Минфина России от 30.03.2001 N 26н (действующая редакция);

33.Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв.

приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (действующая редакция);

34.Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и

условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н

(действующая редакция);

35.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом

Минфина России от 06.05.1999 N 32н (действующая редакция);

36.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»(ПБУ 10/99), утв. приказом

Минфина России от 06.05.1999 N 33н (действующая редакция);

37.Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008),

утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (действующая редакция);

38.Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утв.

Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н (действующая редакция);

39.Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв.

приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 92н (действующая редакция);

40.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв.

приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н (действующая редакция);

41.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008),

утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н (действующая редакция);

42.Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ

16/02), утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н (действующая редакция);

43.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-

конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утв. приказом Минфина России от

19.11.2002 N 115н (действующая редакция);

44.Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

(ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (действующая редакция);

45.Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв.

приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (действующая редакция);

46.Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности»

(ПБУ 20/03), утв. приказом Минфина РФ от 24.11.2003 N 105н (действующая редакция);

47.Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утв.

приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (действующая редакция);

48.Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и

отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (действующая

редакция);

49.Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011),

утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н (действующая редакция);

49.Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ

24/2011), утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н (действующая редакция);

50.«Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России

19.06.2012 N 383-П) (ред. от 05.07.2017);

14

51.Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по

инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (действующая редакция);

52.Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (действующая редакция) «Об утверждении

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской

Федерации»;

53.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского

учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

(действующая редакция);

54.Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности

организаций» (действующая редакция);

55.Международные стандарты аудита (официальный текст);

56.Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения

кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций

индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

3.3. Организация образовательного процесса

Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение

следующих общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла:

экономика

организации,

статистика,

документационное

обеспечение

управления,

основы

бухгалтерского учета, безопасность жизнедеятельности, информационные технологии в

профессиональной деятельности, финансы, денежное обращение и кредит.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения

составляет 36 часов в неделю. Предусматривается шестидневная учебная неделя.

Продолжительность учебных занятий составляет 90 минут (2 академических часа).

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися

профессиональных модулей концентрированно в несколько периодов при обязательном

сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом на

теоретическую подготовку, производственная практика по модулю проводится в 4-м

семестре.

Объем времени, отведенный на консультации, используется на индивидуальные и

групповые консультации.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю

специальности) в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики

для получения первичных профессиональных навыков.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

Реализация

образовательной

программы

обеспечивается

руководящими

и

педагогическими

работниками

образовательной

организации,

а

также

лицами,

привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-

правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,

деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы

(имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна

отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и

(или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование

по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях

направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности,

указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения

спектра профессиональных компетенций.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код и наименование

профессиональных и

общих компетенций,

формируемых в

рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 1.1. Обрабатывать

первичные

бухгалтерские

документы.

Демонстрация умений и навыков:

- принимать произвольные первичные

бухгалтерские документы,

рассматриваемые как письменное

доказательство совершения

хозяйственной операции или получение

разрешения на ее проведение;

-принимать первичные бухгалтерские

документы на бумажном носителе и (или)

в виде электронного документа,

подписанного электронной подпись;

-проверять наличие в произвольных

первичных бухгалтерских документах

обязательных реквизитов;

-проводить формальную проверку

документов, проверку по существу,

арифметическую проверку;

-проводить группировку первичных

бухгалтерских документов по ряду

признаков;

-проводить таксировку и контировку

первичных бухгалтерских документов;

-организовывать документооборот;

-разбираться в номенклатуре дел;

-заносить данные по сгруппированным

документам в регистры бухгалтерского

учета;

-передавать первичные бухгалтерские

документы в текущий бухгалтерский

архив;

-передавать первичные бухгалтерские

документы в постоянный архив по

истечении установленного срока

хранения;

-исправлять ошибки в первичных

бухгалтерских документах.

Текущий контроль в форме:

-устного и письменного

опроса;

-защиты практических

занятий;

-выполнения тестовых

заданий.

Решение практико-

ориентированных

(ситуационных) заданий.

Дифференцированный зачет

по МДК, учебной и

производственной практикам.

Отчет по учебной и

производственной практикам.

Экзамен по

профессиональному модулю.

ПК 1.3. Проводить

учет денежных

средств, оформлять

денежные и кассовые

документы.

Демонстрация умений и навыков:

-проводить

учет

кассовых

операций,

денежных документов и переводов в

пути;

-проводить учет денежных средств на

расчетных и специальных счетах;

-учитывать особенности учета кассовых

операций

в

иностранной

валюте

и

операций по валютным счетам;

-оформлять

денежные

и

кассовые

документы;

-заполнять

кассовую

книгу

и

отчет

Текущий контроль в форме:

-устного и письменного

опроса;

-защиты практических

занятий;

-выполнения тестовых

заданий.

Решение практико-

ориентированных

(ситуационных) заданий.

Дифференцированный зачет

по МДК, учебной и

16

кассира в бухгалтерию.

производственной практикам.

Отчет по учебной и

производственной практикам.

Экзамен по

профессиональному модулю.

ПК 2.2. Выполнять

поручения

руководства в составе

комиссии по

инвентаризации

активов в местах их

хранения.

Демонстрация навыков по выполнению

поручений

руководства

в

составе

комиссии по инвентаризации активов в

местах их хранения.

Текущий контроль в форме:

-устного и письменного

опроса;

-защиты практических

занятий;

-выполнения тестовых

заданий.

Решение практико-

ориентированных

(ситуационных) заданий.

Дифференцированный зачет

по МДК, учебной и

производственной практикам.

Отчет по учебной и

производственной практикам.

Экзамен по

профессиональному модулю.

ПК 2.3. Проводить

подготовку к

инвентаризации и

проверку

действительного

соответствия

фактических данных

инвентаризации

данным учета.

Демонстрация навыков по проведению

подготовки к инвентаризации и проверки

действительного

соответствия

фактических

данных

инвентаризации

данным

учета,

оформлению

фактов

хозяйственной

жизни

экономического

субъекта.

Текущий контроль в форме:

-устного и письменного

опроса;

-защиты практических

занятий;

-выполнения тестовых

заданий.

Решение практико-

ориентированных

(ситуационных) заданий.

Дифференцированный зачет

по МДК, учебной и

производственной практикам.

Отчет по учебной и

производственной практикам.

Экзамен по

профессиональному модулю.

ПК 2.4. Отражать в

бухгалтерских

проводках зачет и

списание недостачи

ценностей

(регулировать

инвентаризационные

разницы) по

результатам

инвентаризации.

Демонстрация навыков по отражению в

бухгалтерских

проводках

зачета

и

списания

недостачи

ценностей

и

регулирования

инвентаризационных

разниц по результатам инвентаризации.

Текущий контроль в форме:

-устного и письменного

опроса;

-защиты практических

занятий;

-выполнения тестовых

заданий.

Решение практико-

ориентированных

(ситуационных) заданий.

Дифференцированный зачет

по МДК, учебной и

производственной практикам.

Отчет по учебной и

производственной практикам.

17

Экзамен по

профессиональному модулю.

ОК 01. Выбирать

способы решения

задач

профессиональной

деятельности

применительно к

различным

контекстам.

ЛР 13. Соблюдающий

в своей

профессиональной

деятельности

этические принципы:

честности,

независимости,

профессионального

скептицизма,

противодействия

коррупции и

экстремизму,

обладающий

системным

мышлением и

умением принимать

решение в условиях

риска и

неопределенности.

ЛР 15. Открытый к

текущим и

перспективным

изменениям в мире

труда и профессий.

Выбор оптимальных способов решения

профессиональных задач применительно

к различным контекстам.

Оценка

эффективности

и

качества выполнения задач

ОК 02. Осуществлять

поиск, анализ и

интерпретацию

информации,

необходимой для

выполнения задач

профессиональной

деятельности

Эффективный

поиск

необходимой

информации, использование различных

источников

получения

информации,

включая интернет-ресурсы.

Оценка

эффективности

и

качества выполнения задач

ОК 03. Планировать и

реализовывать

собственное

профессиональное и

личностное развитие.

ЛР 14. Готовый

соответствовать

ожиданиям

работодателей:

проектно-мыслящий,

эффективно

взаимодействующий с

Умение

постановки

цели,

выбора

и

применения методов и способов решения

профессиональных задач;

Своевременность

сдачи

практических

заданий, отчетов по практике;

Рациональность распределения времени

при выполнении практических работ с

соблюдением норм и правил внутреннего

распорядка.

Осуществление

самообразования,

использование современной

научной и профессиональной

терминологии,

участие в профессиональных

олимпиадах, конкурсах,

выставках, научно-

практических конференциях,

оценка способности находить

альтернативные варианты

решения стандартных и

18

членами команды и

сотрудничающий с

другими людьми,

осознанно

выполняющий

профессиональные

требования,

ответственный,

пунктуальный,

дисциплинированный,

трудолюбивый,

критически

мыслящий,

нацеленный на

достижение

поставленных целей;

демонстрирующий

профессиональную

жизнестойкость

нестандартных ситуаций,

принятие ответственности за

их выполнение

ОК 04. Работать в

коллективе и команде,

эффективно

взаимодействовать с

коллегами,

руководством,

клиентами.

ЛР 7. Осознающий

приоритетную

ценность личности

человека; уважающий

собственную и чужую

уникальность в

различных ситуациях,

во всех формах и

видах деятельности.

Взаимодействие

с

коллегами,

руководством, клиентами, самоанализ и

коррекция

результатов

собственной

работы.

Экспертное наблюдение и

оценка результатов

формирования поведенческих

навыков в ходе обучения

ОК 05. Осуществлять

устную и письменную

коммуникацию на

государственном

языке Российской

Федерации с учетом

особенностей

социального и

культурного

контекста

Использование механизмов создания и

обработки

текста,

а

также

ведение

деловых бесед, участие в совещаниях,

деловая телефонная коммуникация.

Оценка умения вступать в

коммуникативные отношения

в сфере профессиональной

деятельности и поддерживать

ситуационное взаимодействие,

принимая во внимание

особенности социального и

культурного контекста, в

устной и письменной форме,

проявление толерантности в

коллективе

ОК 09. Использовать

информационные

технологии в

профессиональной

деятельности.

ЛР 10. Заботящийся о

защите окружающей

среды, собственной и

Умение использовать в образовательной

и

профессиональной

деятельности

электронно-правовые системы,

умение

применять бухгалтерские программы и

осуществлять представление документов

в

органы

статистики

через

телекоммуникационные каналы.

Оценка умения применять

средства

информационных

технологий

для

решения

профессиональных

задач

и

использования

современного

программного обеспечения

19

чужой безопасности, в

том числе цифровой

ОК 10. Пользоваться

профессиональной

документацией на

государственном и

иностранном языках

Умение

понимать

и

применять

законодательно-нормативные документы,

профессиональную

литературу,

разъяснения

и

информацию

компетентных органов, типовые формы и

документы.

Оценка соблюдения правил

оформления документов и

построения устных сообщений

на государственном языке

Российской Федерации и

иностранных языках

ОК 11. Использовать

знания по финансовой

грамотности,

планировать

предпринимательскую

деятельность в

профессиональной

сфере

Демонстрация умения презентовать идеи

открытия

собственного

дела

в

профессиональной

деятельности,

составлять

бизнес-план

с

учетом

выбранной идеи, выявлять достоинства и

недостатки коммерческой идеи

Оценка

умения

определять

инвестиционную

привлекательность

коммерческих идей в рамках

профессиональной

деятельности,

определять

источники финансирования и

строить перспективы развития

собственного бизнеса

20



В раздел образования