Напоминание

"Авторская сказка. А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"


Автор: Коваль Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Авторская сказка. А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Раздел: начальное образование





Назад




У р о к 5. АВТОРСКАЯ СКАЗКА. А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ

И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Цели деятельности

учителя

Продолжить знакомство с произведениями А. С. Пушкина; совершенствовать умение осознанно читать текст

художественного произведения

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научится находить сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки;

выделять в сказке два мира: земной и волшебный; осознанно читать текст художественного произведения; получит

возможность научиться понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего

обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений).

Метапредметные: регулятивные – самостоятельно организовывать свое рабочее место, учитывать выделенные

учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – перечитывать текст

с разными задачами, проявлять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять

существенную информацию из текстов; коммуникативные – работая в группе, учитывать мнения партнёров,

отличные от собственных.

Личностные: проявляют познавательную мотивацию учения

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этапы урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организационный

момент

Эмоциональн

ая,

психологичес

кая и

мотивационна

я подготовка к

усвоению

материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на

урок. Приветствие обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:

Быстренько проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Сообщают

о

готовности

к уроку.

Определен

ие

самоготовн

ости

Личностные: имеют желание учиться;

положительно отзываются о школе;

стремятся хорошо учиться и

сориентированы на участие в делах

школы; правильно идентифицируют

себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно

организовывают свое рабочее место

Устный

опрос

II. Речевая разминка

Речевая

разминка

Организует речевую разминку (развитие техники чтения:

правильное произношение слогов и слов без искажения их

Выполняют

речевую

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

Наблюде

ние.

в игровой

форме.

Система

упражнений,

направленных

на правильное

воспроизведе

ние слоговых

структур

и слов

звукового состава, осознание читаемого текста).

– Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося слова,

затем наращивая темп:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

З а д а н и е «Проба поэтического пера».

– Подберите рифму, продолжите начало стихотворной строки:

Однажды я из школы

С портфелем возвращался…

зарядку.

Отвечают

на вопросы

учителя по

речевой

разминке

адекватно судить о причинах своего

успеха в учении.

Познавательные: извлекают

необходимую информацию из рассказа

учителя; дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления о

предмете; сравнивают объекты по

нескольким основаниям;

самостоятельно продолжают их по

установленному правилу

Устные

ответы

1

2

3

4

5

6

III. Подготовка к

восприятию

произведения.

Сообщение темы урока

Сообщение

темы урока.

Определение

целей урока.

Составление

плана работы

с

произведение

м

Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся,

предлагает сформулировать цель урока. Определение приема

подготовки к восприятию произведения в соответствии с

уровнем литературного развития класса; в соответствии со

своими читательскими предпочтениями

Определяю

т задачи

чтения и

составляют

план

Познавательные: ориентируются в

учебной книге: читают язык условных

обозначений; находят нужный текст по

страницам «Содержание» и

«Оглавление».

Регулятивные: определяют тему и цели

урока; составляют план

и последовательность действий;

прогнозируют результат и уровень

усвоения знаний

Устные

ответы

IV. Первичное

восприятие текста

Первичное

чтение текста.

Проверка

первичного

чтения.

Работа с

толковым

словарем

Определение вида первичного чтения (самостоятельное,

комбинированное, вместе с учителем)

с учетом специфики текста, возможностей обучающихся,

учебной задачи урока.

Определение способа выявления первичного восприятия

(беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом

особенностей текста, возрастных

и индивидуальных возможностей обучающихся.

– Объясните значение слов:

Очи – __________________

Ланиты – _______________

Персты – ________________

Чело – _________________

Уста – __________________

– Новая жена царя – красавица? (Злая, жестокая, ленивая,

красивая.)

Осуществл

яют

самостояте

льное

чтение

(слежение,

слушание)

произведен

ия.

Демонстри

руют

первичную

эмоционал

ьную

реакцию

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

адекватно судить о причинах своего

успеха в учении.

Познавательные: работают с

дополнительной литературой;

сравнивают объекты, находят

закономерности.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого

материала; определяют план

выполнения заданий на уроке;

соотносят выполненное задание с

образцом, предложенным учителем;

используют в работе простейшие

инструменты и бо-

Устные

ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

– Какие строки говорят об этом?

– А какой у нее характер? Прочитайте строки, обведенные

рамкой. Как выглядит молодая царевна: ее можно назвать

красавицей?

– Какой мы видим молодую царевну в сказке

А. С. Пушкина? (Скромной, трудолюбивой, красивой.)

– Как автор называет царевну? («Красавица-душа», «милая

девица», «моя душа».)

– А как автор называет царицу? («Злая мачеха», «царица

злая».)

на текст, ее

адекватнос

ть тексту.

Соотносят

высказанн

ые

предполож

ения

с

прочитанн

ым

произведен

ием

лее сложные приборы (лупа

и рамка); корректируют выполнение

задания в дальнейшем; выполняют

оценку своего задания по следующим

параметрам: легко выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в

диалоге; выполняют различные роли в

группе, сотрудничают в совместном

решении проблемы (задачи)

V. Мотивация к анализу и

перечитыванию текста

Постановка

проблемной

задачи.

Перечитывани

е текста с

целью

решения

проблемной

задачи. Беседа

по

содержанию

произведения.

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей

разрешения ситуации. Перечитывание произведения с

использованием технологии критического мышления для

обучения чтению и письму

(чтение с остановками). Организация диалога (беседы по

прочитанному). Определение событийной стороны текста

(поступки, события, герои).

– Найдите цитаты, характеризующие царицу и царевну,

запишите их в тетрадь, распределив в две колонки.

Отвечают

на вопросы

учителя с

опорой на

текст.

Аргументи

руют свою

точку

зрения.

Проявляют

интерес

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

адекватно судить о причинах своего

успеха или неуспеха в учении, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют

ориентироваться в учебнике: отвечают

на простые и сложные вопросы учителя,

сами задают вопросы, находят нужную

информацию в учебнике; подробно

пересказывают прочитанное или

прослушанное;

Самостоя

тельное

чтение.

Устные

ответы.

Работа с

толковым

словарем

1

2

3

4

5

6

Решение

проблемной

задачи

Царица

Царевна

1. Внеш-

ность

Правду молвить,

молодица,

Уж впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умоми всем взяла

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла,

росла,

Поднялась – и рас-

цвела

2.

Характер

Но зато горда,

ломлива,

Своенравна и ревнива

Нраву кроткого такого

3.

Поступок

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не

жить,

Иль царевну погубить.

«Бабушка, постой не-

множко, –

Ей кричит она в окошко,

– Пригрожу сама я псу

И кой-что

тебе снесу».

4. Конец

сказки

Злаямачеха, вскочив,

Об пол зеркальце

разбив,

К двери прямо побежала

И царевну повстречала:

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Свадьбу тотчас

учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей

к

высказыван

иям

товарищей.

Умение

отвечать

развернуто,

ис-

пользуя

элементы

пересказа,

выразитель

ного

чтения.

Умение

определять

тему

текста.

Выборочно

е чтение.

Чтение по

цепочке

определяют, в каких источниках можно

найти необходимую информацию для

выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого

материала; определяют план

выполнения заданий на уроке;

соотносят выполненное задание с

образцом, предложенным учителем;

корректируют выполнение задания в

дальнейшем; выполняют оценку своего

задания по следующим параметрам:

легко выполнять, возникли сложности

при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в

диалоге; выполняют различные роли в

группе, сотрудничают в совместном

решении проблемы (задачи)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– В отличие от царицы царевна окружена любовью. О ней

«тужит бедный царь», королевич Елисей отправляется на её

поиски, искренне полюбили её семь богатырей

VI.

Синтетич

еская

Обобща-ющая

беседа по

тексту

Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте.

Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого

задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по

Участвуют

в

коллективн

Фронтал

ьная.

Индиви

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны

адекватно судить о причинах своего

Самостоя

тельное

чтение.

(обобщаю

щая)

работа с

текстом

(определение

смыслового

погружения в

текст).

Творческие

задания

картинному плану с опорой на подбор слов из текста.

Определение главных и второстепенных героев. Сравнение

героев. Знакомство

с книгой.

– Обратите внимание на строки, выделенные желтым цветом. В

этой части сказки есть какие-нибудь чудеса?

– А волшебные предметы? Как и почему изменилось

отношение царицы к волшебному зеркальцу?

– Что она решила предпринять? Как решила исправить

ситуацию?

– Есть такая русская народная сказка, в которой злая мачеха

тоже отправила свою падчерицу в лес на погибель. Вы читали

эту сказку? Помните, как она называется? (Сказки «Морозко»,

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица».)

– Подтверждает ли поведение царевны в лесу то, что она «всех

милей», «нрава кроткого»? (Учащиеся читают: «Ей навстречу

пес, залая… Затопила жарко печку». Царевна трудолюбивая,

скромная и доб-

ой беседе и

дискуссии.

Корректиру

ют,

изменяют

свою точку

зрения.

Определяю

т главную

мысль

произведен

ия.

Выполняют

творческое

задание в

парах,

дуальна

я

успеха или неуспеха в учении, связывая

успехи с усилиями, трудолюбием;

выполняют оценку жизненных ситуаций

и поступков героев художественных

текстов с точки зрения

общечеловеческих норм.

Познавательные: свободно

ориентируются в корпусе учебных

словарей и быстро находят нужную

словарную статью; быстро находят

выделенный фрагмент текста,

выделенные строчки

и слова на странице; находят

в специально выделенных разделах

нужную информацию; работают с

несколькими источниками информации

(учебной книгой, тетрадью для

самостоятельной

работы и хрестоматией; учебной

Выбороч

ное

чтение.

Устные

ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

рая; пес, охранявший дом, почувствовал в ней хорошего

человека, пустил в дом, стал с ней играть.)

– Как вы думаете, откуда появилась эта старушонка? Какая у

нее была цель? Это только ее цель? (Старуху прислала царица,

которая хочет царевну извести.)

– Доверяет ли царевна людям? Почему царевна не

почувствовала, что ей грозит беда?

– Что помогают обнаружить выделенные строчки?

(Насколько вероломно ведет себя старуха. Она ласково

обращается к царевне: «...дитятко девица!»; желает ей

добра: «Бог тебя благослови» и преподносит смертельное

угощение: «Вот за то тебе, лови!», «Кушай яблочко, мой свет,

благодарствуй за обед...»)

– Подлость поступка старушонки заключается в том, что

отравленное яблочко очень красиво («наливное, молодое,

золотое; свежо и душисто, румяно-золотисто»), царевна

любуется им и не подозревает об опасности. Какой вывод вы

можете сделать? (Царевна доверяет людям, старается им

в группах.

Работают с

ил-

люстрацие

й

к

произведен

ию

книгой и учебными словарями; текстом

и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: самостоятельно

организуют свое рабочее место; умеют

следовать режиму организации учебной

и внеучебной деятельности; определяют

цель учебной деятельности с помощью

учителя и самостоятельно; определяют

план выполнения заданий на уроке;

соотносят выполненное задание с

образцом, предложенным учителем;

корректируют выполнение задания в

дальнейшем; выполняют оценку своего

задания по следующим параметрам:

легко выполнять, возникли сложности

при выполнении; подтверждают

строчками из текста прозвучавшую

точку зрения; понимают, что разные

помочь.)

– Кто почувствовал приближение беды? (Пес Соколко,

возможно, потому, что животные обладают особым чутьем

на хороших и плохих людей.)

– Как вы думаете, пес Соколко – это ВОЛШЕБНЫЙ помощник

героини или просто ее друг? (Назвать Соколко волшебным

помощником героини нельзя, по-

точки зрения имеют разные основания.

Коммуникативные: в рамках

коммуникации как сотрудничества:

работают с соседом по парте:

распределяют работу между со-

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

тому что он не обладает никакими волшебными качествами

(например, не умеет говорить) и поэтому не смог уберечь

царевну от беды.)

– Трудно ли было королевичу Елисею разыскать невесту?

Можно было это сделать человеческими силами или надо было

привлекать силы Природы? (Герой не может сам выполнить

сложное задание – найти невесту, он вынужден обратиться

за помощью к силам Природы или к волшебному помощни-

ку – предмету.)

– Прочитайте те строки, из которых видно, что королевич

разговаривает с силами Природы вежливо,

с уважением.

– Королевич Елисей упорный? Сколько раз он просил о

помощи? Почему именно столько? (Число «три» – волшебное.)

– Отчего разбился хрустальный гроб? Какое чудо помогло его

разбить? (Сила любви и есть то чудо, благодаря которому

гроб разбился и царевна ожила.

Царевич был настойчив в поисках невесты; он зарыдал, когда

увидел ее мертвой и от отчаяния ударился о хрустальный

гроб всей силой.)

– О какой сказке говорит Миша, «в которой прекрасная

принцесса тоже надолго заснула, а разбудил ее принц-жених»?

(«Спящая красавица».)

– Узнайте по описанию, о ком или о чем идет речь.

бой и соседом, выполняют свою часть

работы, осуществляют взаимопроверку

выполненной работы; выполняют

работу по цепочке; в рамках

коммуникации как взаимодействия:

видят разницу между двумя

заявленными точками зрения, двумя

позициями

и мотивированно присоединяются к

одной из них; находят в тексте

подтверждение высказанным героями

точкам зрения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

1. Высока, стройна, бела, но зато горда, ломлива, своенравна и

ревнива. (Царица.)

2. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. (Царевна.)

3. Семь румяных усачей. (Семь богатырей.)

4. Всех милее, всех румяней и белее. (Царевна.)

5. Наливное, молодое, золотое, свежо, душисто, румяно,

золотисто. (Яблоко.)

6. Круглолицый, светлоокий. (Месяц.)

7. Могучий, буйный. (Ветер.)

Учитель проводит игру «Зашифрованный герой»

М

Е

С

Я

Ш

И

У

П

С

Л

А

Ц

Ц

А

Р

И

К

И

С

Е

Й

С

И

Ц

У

Ч

О

Л

Н

Ц

Е

А

А

Е

Р

Н

А

В

К

А

И

С

Ц

А

Р

Е

В

Н

У

О

Е

К

И

Т

О

А

К

С

П

Л

О

Е

Р

У

– Впишите пропущенные слова из текста сказки

1. И жених сыскался ей

... Елисей.

2. Там за речкой тохоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая ... .

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3. Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь ... .

4. Ей в приданое дано

Было ... одно.

5. Ах ты, мерзкое ... .

Это врешь ты мне назло!

6. Под сосной оставить там

На съедение ... .

7. И приданое готово:

... торговых городов

Да сто сорок теремов.

8. Царь с царицею простился

В путь- ... снарядился.

VII.

Подведен

Обобщающие

вопросы

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу

Отвечают

на

Фронтал

ьная

Личностные: понимают значение

знаний для человека и принимают его;

Развернут

ые

ие

итогов

урока.

Рефлекси

я

учителя.

Выработка

критериально

й базы для

оценки

результатов

обучения

самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением познакомились?

– Назовите другие произведения А. С. Пушкина.

– Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка?

– Какой урок вы извлекли для себя?

– От чего предостерегает сказка?

– Какова её главная мысль?

– Оцените свою работу на уроке.

– Оцените работу всего класса.

вопросы.

Определяю

т свое

эмоционал

ьное

состояние

на уроке.

Проводят

само-

оценку,

рефлексию

структурируют знания; выполняют

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и

письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого

материала; выделяют и осознают то, что

уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

осознают качество и уровень усвоения;

выполняют оценку результатов работы

ответы на

вопросы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось

ли оно? Почему?

Рекомендац

ии к

выполнени

ю

домашнего

задания

Организует выбор домашнего задания в

соответствии с результатами урока, целей

следующего урока. Поясняет домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение произведения.

2. Выучить наизусть отрывок произведения.

3. Нарисовать волшебные предметы сказки.

4. Нарисовать волшебных помощников сказки

Записыва

ют

домашне

е задание

Фронт

альная

Наблюд

ение



В раздел образования