Автор: Коваль Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Авторская сказка. А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Раздел: начальное образование
У р о к 5. АВТОРСКАЯ СКАЗКА. А. С. ПУШКИН «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
Цели деятельности
учителя
Продолжить знакомство с произведениями А. С. Пушкина; совершенствовать умение осознанно читать текст
художественного произведения
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: научится находить сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки;
выделять в сказке два мира: земной и волшебный; осознанно читать текст художественного произведения; получит
возможность научиться понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего
обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений).
Метапредметные: регулятивные – самостоятельно организовывать свое рабочее место, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – перечитывать текст
с разными задачами, проявлять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов; коммуникативные – работая в группе, учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных.
Личностные: проявляют познавательную мотивацию учения
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
О р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а
у р о к а
Этапы урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
Форма
контроля
1
2
3
4
5
6
I. Организационный
момент
Эмоциональн
ая,
психологичес
кая и
мотивационна
я подготовка к
усвоению
материала
Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на
урок. Приветствие обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:
Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Сообщают
о
готовности
к уроку.
Определен
ие
самоготовн
ости
Личностные: имеют желание учиться;
положительно отзываются о школе;
стремятся хорошо учиться и
сориентированы на участие в делах
школы; правильно идентифицируют
себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно
организовывают свое рабочее место
Устный
опрос
II. Речевая разминка
Речевая
разминка
Организует речевую разминку (развитие техники чтения:
правильное произношение слогов и слов без искажения их
Выполняют
речевую
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
Наблюде
ние.
в игровой
форме.
Система
упражнений,
направленных
на правильное
воспроизведе
ние слоговых
структур
и слов
звукового состава, осознание читаемого текста).
– Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося слова,
затем наращивая темп:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
З а д а н и е «Проба поэтического пера».
– Подберите рифму, продолжите начало стихотворной строки:
Однажды я из школы
С портфелем возвращался…
зарядку.
Отвечают
на вопросы
учителя по
речевой
разминке
адекватно судить о причинах своего
успеха в учении.
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из рассказа
учителя; дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
предмете; сравнивают объекты по
нескольким основаниям;
самостоятельно продолжают их по
установленному правилу
Устные
ответы
1
2
3
4
5
6
III. Подготовка к
восприятию
произведения.
Сообщение темы урока
Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока.
Составление
плана работы
с
произведение
м
Задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся,
предлагает сформулировать цель урока. Определение приема
подготовки к восприятию произведения в соответствии с
уровнем литературного развития класса; в соответствии со
своими читательскими предпочтениями
Определяю
т задачи
чтения и
составляют
план
Познавательные: ориентируются в
учебной книге: читают язык условных
обозначений; находят нужный текст по
страницам «Содержание» и
«Оглавление».
Регулятивные: определяют тему и цели
урока; составляют план
и последовательность действий;
прогнозируют результат и уровень
усвоения знаний
Устные
ответы
IV. Первичное
восприятие текста
Первичное
чтение текста.
Проверка
первичного
чтения.
Работа с
толковым
словарем
Определение вида первичного чтения (самостоятельное,
комбинированное, вместе с учителем)
с учетом специфики текста, возможностей обучающихся,
учебной задачи урока.
Определение способа выявления первичного восприятия
(беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом
особенностей текста, возрастных
и индивидуальных возможностей обучающихся.
– Объясните значение слов:
Очи – __________________
Ланиты – _______________
Персты – ________________
Чело – _________________
Уста – __________________
– Новая жена царя – красавица? (Злая, жестокая, ленивая,
красивая.)
Осуществл
яют
самостояте
льное
чтение
(слежение,
слушание)
произведен
ия.
Демонстри
руют
первичную
эмоционал
ьную
реакцию
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего
успеха в учении.
Познавательные: работают с
дополнительной литературой;
сравнивают объекты, находят
закономерности.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого
материала; определяют план
выполнения заданий на уроке;
соотносят выполненное задание с
образцом, предложенным учителем;
используют в работе простейшие
инструменты и бо-
Устные
ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
– Какие строки говорят об этом?
– А какой у нее характер? Прочитайте строки, обведенные
рамкой. Как выглядит молодая царевна: ее можно назвать
красавицей?
– Какой мы видим молодую царевну в сказке
А. С. Пушкина? (Скромной, трудолюбивой, красивой.)
– Как автор называет царевну? («Красавица-душа», «милая
девица», «моя душа».)
– А как автор называет царицу? («Злая мачеха», «царица
злая».)
на текст, ее
адекватнос
ть тексту.
Соотносят
высказанн
ые
предполож
ения
с
прочитанн
ым
произведен
ием
лее сложные приборы (лупа
и рамка); корректируют выполнение
задания в дальнейшем; выполняют
оценку своего задания по следующим
параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в
диалоге; выполняют различные роли в
группе, сотрудничают в совместном
решении проблемы (задачи)
V. Мотивация к анализу и
перечитыванию текста
Постановка
проблемной
задачи.
Перечитывани
е текста с
целью
решения
проблемной
задачи. Беседа
по
содержанию
произведения.
Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей
разрешения ситуации. Перечитывание произведения с
использованием технологии критического мышления для
обучения чтению и письму
(чтение с остановками). Организация диалога (беседы по
прочитанному). Определение событийной стороны текста
(поступки, события, герои).
– Найдите цитаты, характеризующие царицу и царевну,
запишите их в тетрадь, распределив в две колонки.
Отвечают
на вопросы
учителя с
опорой на
текст.
Аргументи
руют свою
точку
зрения.
Проявляют
интерес
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: умеют
ориентироваться в учебнике: отвечают
на простые и сложные вопросы учителя,
сами задают вопросы, находят нужную
информацию в учебнике; подробно
пересказывают прочитанное или
прослушанное;
Самостоя
тельное
чтение.
Устные
ответы.
Работа с
толковым
словарем
1
2
3
4
5
6
Решение
проблемной
задачи
Царица
Царевна
1. Внеш-
ность
Правду молвить,
молодица,
Уж впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умоми всем взяла
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла,
росла,
Поднялась – и рас-
цвела
2.
Характер
Но зато горда,
ломлива,
Своенравна и ревнива
Нраву кроткого такого
3.
Поступок
Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не
жить,
Иль царевну погубить.
«Бабушка, постой не-
множко, –
Ей кричит она в окошко,
– Пригрожу сама я псу
И кой-что
тебе снесу».
4. Конец
сказки
Злаямачеха, вскочив,
Об пол зеркальце
разбив,
К двери прямо побежала
И царевну повстречала:
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Свадьбу тотчас
учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей
к
высказыван
иям
товарищей.
Умение
отвечать
развернуто,
ис-
пользуя
элементы
пересказа,
выразитель
ного
чтения.
Умение
определять
тему
текста.
Выборочно
е чтение.
Чтение по
цепочке
определяют, в каких источниках можно
найти необходимую информацию для
выполнения задания.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого
материала; определяют план
выполнения заданий на уроке;
соотносят выполненное задание с
образцом, предложенным учителем;
корректируют выполнение задания в
дальнейшем; выполняют оценку своего
задания по следующим параметрам:
легко выполнять, возникли сложности
при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в
диалоге; выполняют различные роли в
группе, сотрудничают в совместном
решении проблемы (задачи)
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
– В отличие от царицы царевна окружена любовью. О ней
«тужит бедный царь», королевич Елисей отправляется на её
поиски, искренне полюбили её семь богатырей
VI.
Синтетич
еская
Обобща-ющая
беседа по
тексту
Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте.
Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого
задания. Работа с иллюстрацией. Подробный пересказ по
Участвуют
в
коллективн
Фронтал
ьная.
Индиви
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего
Самостоя
тельное
чтение.
(обобщаю
щая)
работа с
текстом
(определение
смыслового
погружения в
текст).
Творческие
задания
картинному плану с опорой на подбор слов из текста.
Определение главных и второстепенных героев. Сравнение
героев. Знакомство
с книгой.
– Обратите внимание на строки, выделенные желтым цветом. В
этой части сказки есть какие-нибудь чудеса?
– А волшебные предметы? Как и почему изменилось
отношение царицы к волшебному зеркальцу?
– Что она решила предпринять? Как решила исправить
ситуацию?
– Есть такая русская народная сказка, в которой злая мачеха
тоже отправила свою падчерицу в лес на погибель. Вы читали
эту сказку? Помните, как она называется? (Сказки «Морозко»,
«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица».)
– Подтверждает ли поведение царевны в лесу то, что она «всех
милей», «нрава кроткого»? (Учащиеся читают: «Ей навстречу
пес, залая… Затопила жарко печку». Царевна трудолюбивая,
скромная и доб-
ой беседе и
дискуссии.
Корректиру
ют,
изменяют
свою точку
зрения.
Определяю
т главную
мысль
произведен
ия.
Выполняют
творческое
задание в
парах,
дуальна
я
успеха или неуспеха в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием;
выполняют оценку жизненных ситуаций
и поступков героев художественных
текстов с точки зрения
общечеловеческих норм.
Познавательные: свободно
ориентируются в корпусе учебных
словарей и быстро находят нужную
словарную статью; быстро находят
выделенный фрагмент текста,
выделенные строчки
и слова на странице; находят
в специально выделенных разделах
нужную информацию; работают с
несколькими источниками информации
(учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной
работы и хрестоматией; учебной
Выбороч
ное
чтение.
Устные
ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
рая; пес, охранявший дом, почувствовал в ней хорошего
человека, пустил в дом, стал с ней играть.)
– Как вы думаете, откуда появилась эта старушонка? Какая у
нее была цель? Это только ее цель? (Старуху прислала царица,
которая хочет царевну извести.)
– Доверяет ли царевна людям? Почему царевна не
почувствовала, что ей грозит беда?
– Что помогают обнаружить выделенные строчки?
(Насколько вероломно ведет себя старуха. Она ласково
обращается к царевне: «...дитятко девица!»; желает ей
добра: «Бог тебя благослови» и преподносит смертельное
угощение: «Вот за то тебе, лови!», «Кушай яблочко, мой свет,
благодарствуй за обед...»)
– Подлость поступка старушонки заключается в том, что
отравленное яблочко очень красиво («наливное, молодое,
золотое; свежо и душисто, румяно-золотисто»), царевна
любуется им и не подозревает об опасности. Какой вывод вы
можете сделать? (Царевна доверяет людям, старается им
в группах.
Работают с
ил-
люстрацие
й
к
произведен
ию
книгой и учебными словарями; текстом
и иллюстрацией к тексту).
Регулятивные: самостоятельно
организуют свое рабочее место; умеют
следовать режиму организации учебной
и внеучебной деятельности; определяют
цель учебной деятельности с помощью
учителя и самостоятельно; определяют
план выполнения заданий на уроке;
соотносят выполненное задание с
образцом, предложенным учителем;
корректируют выполнение задания в
дальнейшем; выполняют оценку своего
задания по следующим параметрам:
легко выполнять, возникли сложности
при выполнении; подтверждают
строчками из текста прозвучавшую
точку зрения; понимают, что разные
помочь.)
– Кто почувствовал приближение беды? (Пес Соколко,
возможно, потому, что животные обладают особым чутьем
на хороших и плохих людей.)
– Как вы думаете, пес Соколко – это ВОЛШЕБНЫЙ помощник
героини или просто ее друг? (Назвать Соколко волшебным
помощником героини нельзя, по-
точки зрения имеют разные основания.
Коммуникативные: в рамках
коммуникации как сотрудничества:
работают с соседом по парте:
распределяют работу между со-
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
тому что он не обладает никакими волшебными качествами
(например, не умеет говорить) и поэтому не смог уберечь
царевну от беды.)
– Трудно ли было королевичу Елисею разыскать невесту?
Можно было это сделать человеческими силами или надо было
привлекать силы Природы? (Герой не может сам выполнить
сложное задание – найти невесту, он вынужден обратиться
за помощью к силам Природы или к волшебному помощни-
ку – предмету.)
– Прочитайте те строки, из которых видно, что королевич
разговаривает с силами Природы вежливо,
с уважением.
– Королевич Елисей упорный? Сколько раз он просил о
помощи? Почему именно столько? (Число «три» – волшебное.)
– Отчего разбился хрустальный гроб? Какое чудо помогло его
разбить? (Сила любви и есть то чудо, благодаря которому
гроб разбился и царевна ожила.
Царевич был настойчив в поисках невесты; он зарыдал, когда
увидел ее мертвой и от отчаяния ударился о хрустальный
гроб всей силой.)
– О какой сказке говорит Миша, «в которой прекрасная
принцесса тоже надолго заснула, а разбудил ее принц-жених»?
(«Спящая красавица».)
– Узнайте по описанию, о ком или о чем идет речь.
бой и соседом, выполняют свою часть
работы, осуществляют взаимопроверку
выполненной работы; выполняют
работу по цепочке; в рамках
коммуникации как взаимодействия:
видят разницу между двумя
заявленными точками зрения, двумя
позициями
и мотивированно присоединяются к
одной из них; находят в тексте
подтверждение высказанным героями
точкам зрения
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
1. Высока, стройна, бела, но зато горда, ломлива, своенравна и
ревнива. (Царица.)
2. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. (Царевна.)
3. Семь румяных усачей. (Семь богатырей.)
4. Всех милее, всех румяней и белее. (Царевна.)
5. Наливное, молодое, золотое, свежо, душисто, румяно,
золотисто. (Яблоко.)
6. Круглолицый, светлоокий. (Месяц.)
7. Могучий, буйный. (Ветер.)
Учитель проводит игру «Зашифрованный герой»
М
Е
С
Я
Ш
И
У
П
С
Л
А
Ц
Ц
А
Р
И
К
И
С
Е
Й
С
И
Ц
У
Ч
О
Л
Н
Ц
Е
А
А
Е
Р
Н
А
В
К
А
И
С
Ц
А
Р
Е
В
Н
У
О
Е
К
И
Т
О
А
К
С
П
Л
О
Е
Р
У
– Впишите пропущенные слова из текста сказки
1. И жених сыскался ей
... Елисей.
2. Там за речкой тохоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая ... .
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
3. Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь ... .
4. Ей в приданое дано
Было ... одно.
5. Ах ты, мерзкое ... .
Это врешь ты мне назло!
6. Под сосной оставить там
На съедение ... .
7. И приданое готово:
... торговых городов
Да сто сорок теремов.
8. Царь с царицею простился
В путь- ... снарядился.
VII.
Подведен
Обобщающие
вопросы
Организует подведение итогов урока обучающимися.
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу
Отвечают
на
Фронтал
ьная
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его;
Развернут
ые
ие
итогов
урока.
Рефлекси
я
учителя.
Выработка
критериально
й базы для
оценки
результатов
обучения
самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением познакомились?
– Назовите другие произведения А. С. Пушкина.
– Каждая сказка нас чему-то учит. Чему вас научила эта сказка?
– Какой урок вы извлекли для себя?
– От чего предостерегает сказка?
– Какова её главная мысль?
– Оцените свою работу на уроке.
– Оцените работу всего класса.
вопросы.
Определяю
т свое
эмоционал
ьное
состояние
на уроке.
Проводят
само-
оценку,
рефлексию
структурируют знания; выполняют
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого
материала; выделяют и осознают то, что
уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознают качество и уровень усвоения;
выполняют оценку результатов работы
ответы на
вопросы
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось
ли оно? Почему?
Рекомендац
ии к
выполнени
ю
домашнего
задания
Организует выбор домашнего задания в
соответствии с результатами урока, целей
следующего урока. Поясняет домашнее задание.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение произведения.
2. Выучить наизусть отрывок произведения.
3. Нарисовать волшебные предметы сказки.
4. Нарисовать волшебных помощников сказки
Записыва
ют
домашне
е задание
Фронт
альная
Наблюд
ение