Автор: Максимова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Инатовский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Игнатовка Майнского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ ИГНАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ».
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МАКСИМОВА С.В.
Оглавление:
Введение................................................................................................................... 3
1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного
взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста...............5
1.1.Влияние общения на психическое развитие ребенка.....................................5
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей младшего и среднего
дошкольного возраста............................................................................................. 8
2.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.........................................13
3.Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной
направленности......................................................................................................18
Заключение.............................................................................................................22
Литература:............................................................................................................ 24
Приложения........................................................................................................... 26
Приложение1..........................................................................................................27
2
Введение
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают,
что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со
сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к
партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт,
согласовывать
свои
действия
в
процессе
любой
деятельности,
адекватно
реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются
сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого
человека.
Умение
общаться,
ст роить
и
поддерживать
д р у ж е с к и е
взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с
людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и
само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья
человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3
году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние
формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на
личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Если
у
ребенка
недостаточно
сформирована
способность
к
общению
в
детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри
личностные
конфликты,
которые
у
взрослого
человека
разрешить
очень
сложно, а иногда и невозможно.
Как
помочь
детям
выйти
в
современный
мир,
такой
сложный,
динамичный?
Как
разбудить
в
них
интерес
к
миру
и
самим
себе?
Как
заставить
душу
трудиться?
Как
научить
детей
сопереживать,
понимать
чувства
другого,
выстраивать
гармоничные
отношения
с
окружающим
миром? Как научить их общаться друг с другом?
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска
путей
гуманизации
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми
и
3
построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание
ученых
и
практиков
обращено
к
игровой
деятельности.
Исследования
отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во
всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре[20; c. 100-110].
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том,
что
дети
отражают
в
ней
различные
стороны
жизни,
особенности
взаимоотношений
взрослых,
уточняют
свои
знания
об
окружающей
действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком
действительности[20; c. 111].
Актуальность и значимость, особенно в настоящее время, когда в
дошкольном
образовании
намечается
отход
от
традиционной
формы
организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее
внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.
Задача
– изучить вопрос формирования навыков межличностного
взаимодействия
у
детей
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста
средствами
развивающих
игр,
игровых
упражнений
коммуникативной
направленности.
4
1. Теоретические проблемы формирования навыков
межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего
дошкольного возраста.
1.1.Влияние общения на психическое развитие ребенка.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших
факторов его психологического развития.
Подобное влияние прослеживалось в различных сферах психического
развития ребенка: в самой области общения в области любознательности
детей; в сфере их эмоциональных переживаний; при формировании любви к
взрослому; в сфере овладения речью; в сфере личности и самосознания
детей[9; c.8-9].
Так,
для
самых
маленьких
детей
очень
важно,
что
взрослый
необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец,
еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку
от
него
что-то
случится,
в
лице
взрослого
имеет
динамичный
объект,
приближенный
к
нему
(особенно
при
кормлении
и
гигиенических
процедурах)
на
самое
лучшее
для
эффективного
восприятия
расстояние.
Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка - зрению,
слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца,
варьируя,
видоизменяя
свои
воздействия
с
учетом
реакций
младенца;
взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание
детей. Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится
для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых
и
лично
адресованных
ему
воздействий,
без
которых
младенец
может
испытывать недостаток впечатлений.
Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность,
отличающую
его
от
общения
детей
друг
с
другом.
В
диаде
ребенок
–
взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому[8; c.12-14].
Именно
слова
и
поступки
взрослого
определяют
характер
и
дальнейшее
развитие
его
взаимодействия
с
ребенком,
и
именно
ошибки
5
взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком
и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах
развития
отрицательно
сказывается
не
только
на
умственном
развитии
ребенка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со
стороны взрослых, игнорирование ребенка могут привести к невротизации,
психическим
и
психосоматическим
заболеваниям,
глубоким
личностным
нарушениям.
Так,
выделяется
четыре
формы
общения
ребенка
со
взрослым
в
первые 7 лет его жизни[8; c.11-12].
1. Ситуативно-личностная форма общения.
Возникает в онтогенезе в 2-6 мес. В основе этой формы лежит
потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение
занимает место ведущей деятельности в младенческом возрасте. Эта первая
форма
проявляется
в
виде
«комплекса
оживления»,
т.е.
эмоционально-
положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой,
активными
движениями,
вокализацией,
фиксированием
взгляда
на
лице
взрослого и прислушивание к его голосу. Все это свидетельствует о том, что
ребенок перешел на новый этап развития. Контакт со взрослым необходим
ему, и он активно требует общения[2; c.30-34].
2
Ситуативно-делавая
форма
общения.
Проявляется
в
онтогенезе
второй и существует у детей от 6 мес. до 3 лет. Основной потребностью
выступает
потребность
в
сотрудничестве
в
рамках
основной
ведущей
деятельности периода раннего возраста - предметно-орудийной деятельности.
Главные поводы для контакта детей со взрослыми связаны теперь с их общим
делом - практическим сотрудничеством, и потому на центральное место
среди
всех
мотивов
общения
выдвигается
деловой
мотив.
Ребенок
и
взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют
предметами,
выполняют
все
более
сложные
действия
с
ними.
Взрослый
показывает,
что
можно
делать
с
разными
вещами,
как
их
использовать,
раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии
6
обнаружить. Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребёнок
овладевает речью[2; c.36-38].
С
появлением
первых
вопросов
ребенка:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Откуда?», «Как?» - начинается новый этап в развитии общения ребенка и
взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение.
3 Внеситуативно-познавательная форма общения.
Существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5
лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.
Это
общение
побуждается
познавательными
мотивами,
помогает
детям
расширить
рамки
мира,
доступного
для
их
познания,
позволяет
им
приоткрыть
взаимосвязь
явлений,
узнать
о
существовании
причинно
следственных отношений между предметами и явлениями. Их все больше
п р и в л е к а ю т
с о б ы т и я ,
п р о и с ход я щ и е
в
с о ц и а л ь н о й
с ф е р е .
К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периода
форма общения внеситуативно-личностная[2; c.40-45].
4
Внеситуативно-личностная
форма
общения
возникает
на
основе
потребности
во
взаимопонимании
и
сопереживании.
Ведущий
мотив
общения - личностный. Как отмечает М.И.Лисина, эта форма общения тесно
связана
с
высшими
для
дошкольного
возраста
уровнями
развития
игры,
ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных
отношений, те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе
родителей и т.д. Ребенок учится ориентироваться в группе, устанавливает
многообразные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила
общения, понятия о своих правах и обязанностях. Ребенок приобщается к
моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет[9;c.60-65].
Знание
возрастных
форм
общения
полезно
для
ана лиз а
индивидуальной
коммуникативной
деятельности
и
для
организации
коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими
отклонения
в
развитии
социального поведения.
7
Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный
случай
взаимодействия
формы
и
содержания:
обогащение
содержания
деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене
устаревших
форм
общения
новыми,
а
последние
дают
простор
для
дальнейшего психического прогресса ребенка.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения
имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно
«подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по
механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика
взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их
социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в
годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже
прекращается.
Но
активное
вмешательство
взрослого
способно
в
относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей
даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их
коммуникативной деятельности.
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей
младшего и среднего дошкольного возраста.
Нормы
поведения,
усвоенные
ребенком
в
семье,
отражаются
на
процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества,
приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью.
Интерес
к
сверстникам
проявляется
несколько
позднее,
чем
интерес
к
взрослым[2;c. 184-190]. Общение ребенка со сверстниками складывается в
различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет
характер деятельности и наличие у ребенка умений её выполнения.
8
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в
котором
они
занимают
различное
положение.
В
дошкольном
возрасте
проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь
выделяются
дети,
испытывающие
трудности
в
общении.
С
возрастом
отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только
по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это
обусловлено
развитием
представлений
о
нормах
морали,
углублением
в
понимании содержания нравственных качеств.
Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей
следует более подробно рассматривать возрастную динамику личностного
взаимодействия[9;c.168].
Итак,
в
группах
младших
дошкольников
часто
наблюдается
деятельность детей по типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как
ребенок разговаривает с собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества
со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый
«водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется
совместное
действие
между
детьми,
но
вначале
оно
представляет
собой
механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет
минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает
элементы
сотрудничества,
которые
проявляются
в
установлении
эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении
детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?).
Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по
отношению
к
другим
детям
дружелюбно,
доброжелательно,
вместе
добиваться
каких-либо
результатов.
Дети,
которые
уже
овладели
этим
умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает,
поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Большая роль в
правильной организации общения принадлежит взрослому[7;c.243-267].
В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более
устойчивыми.
Заметнее
выступают
некоторые
симпатии
и
антипатии.
9
Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста
выступает эмоционально-практическое[7;c.255-256]. Основные поводы для
общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения
бытовых
обязанностей.
Дети
хотят
привлечь
к
себе
внимание,
получить
оценку себя. Заметна избирательность общения.
В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно
становится
сюжетно-ролевая
игра.
В
игровых
объединениях
начинают
появляться
общность
требований,
согласованность
действия,
совместное
планирование. Ребенок начинает принимать во внимание интерес партнеров.
Постепенно развивается умение взаимной поддержки, чувство товарищества,
сопереживание успехов и неудач. Дети начинают осознавать эффективность
совместно
организованной
деятельности.
В
этом
возрасте
преобладают
устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и более
человек.
В
группах
5-го
года
жизни
преобладают
«чистые»
по
полу
объединения детей, в этом возрасте уже более четко отмечаются разделения
«групповых
ролей»
-
«звезды»,
«непринятые».
Так,
значимыми
характеристиками «звезд» выступают: умение организовать игру, стремление
к
справедливости,
доброта,
дружелюбие,
внешняя
привлекательность,
широта
кругозора.
«Непринятых»
детей
характеризуют
дефекты
нравственно-волевой
сферы,
замкнутость,
непривлекательно сть.
Взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются, главным
образом,
наличием
или
отсутствием
у
ребенка
нравственных
качеств,
которые
имеют
важное
значение
для
всей
группы.
Поэтому
педагогу
необходимо
повышать
социометрический
статус
детей
в
группе,
организовывая правильно общение, чтобы у детей не появились негативные
эмоциональные состояния[12;c.66].
На
5-м
году
сюжетно-ролевая
игра
становится
по-настоящему
коллективной,
строится
на
основе
сотрудничества.
Ребенок
стремится
привлечь
к
себе
внимание.
В
общении
возникает
феномен
«невидимого
зеркала»:
в
сверстнике
ребенок
видит
себя,
и
видит
пространство
10
положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает себя
и
задумывается
над
тем,
застенчив
ли
он
или
назойлив,
скромен
или
самонадеян, сдержан или расторможен.
Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают
другие дети в его возрасте, мы - взрослые даем ему возможность понять, как
надо и как не следует себя вести в обществе людей.
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимодействия детей 3-5
лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых
ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все
эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование
личности
ребенка,
определяя
степень
развития
его
чувств,
эмоций,
представлений
и
знаний,
а
также
его
умений
применять
их
в
своей
деятельности, его навыков коллективной жизни[12;c.53].
Терминологический
словарь
дает
следующее
определение
понятия
«формирование взаимоотношений» - это:
A. Формирование навыков взаимодействия. В период дошкольного
детства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в
развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного
развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться
только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более
самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными
партнерами
ребенок
приобретает
такие
качества,
как
взаимное
доверие,
доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать
свои
права,
рационально
решать
возникающие
конфликты.
Ребенок,
имеющий
разнообразный
положительный
опыт
взаимодействия
со
сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и
возможно сти
других,
следовательно,
растет
его
т в о р ч е с к а я
самостоятельность, социальная компетентность [12;39].
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от
личностных
особенностей:
кто-то
охотно
играет
с
большинством
детей
11
группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие
пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
Б. Таких навыков построения и поддержания общения с окружающим
миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе.
Успешность
практической
деятельности,
взаимодействия
людей
друг
с
другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и
правил[12;c.40].
Таким образом, в возникновении и развитии у детей общения имеют
воздействия
взрослого,
опережающая
инициатива
которого
постоянно
«подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по
механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика
взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их
социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в
годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже
прекращается.
Но
активное
вмешательство
взрослого
способно
в
относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей
даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их
коммуникативной деятельности.
12
2.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Игра
занимает
центральное
место
в
жизни
дошкольника,
являясь
преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая
очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней
развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между
людьми, первоначальные навыки кооперации [20; c.14].
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и
современности изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка,
возможности эффективного использования игр для решения воспитательных
задач.
Н.К.
Крупская,
подчеркивая
социальный
характер
детских
игр,
отражение
в
них
явлений
жизни,
прежде
всего,
видела
в
игре
средство
расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности,
связи с нею. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное
значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная
форма
воспитания…Игра
для
дошкольников
–
способ
познания
окружающего.
Социальный
характер
содержания
игр
и
игровой
деятельности
обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни
он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком –
могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет
быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не
соответствует
его
возможностям.
В
игре,
подражая
действиям
старших,
сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным
путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко
писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
13
таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей
разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют
сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь
людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.
Игра имеет ряд особенностей:
Игра
представляет
собой
отражение
детьми
окружающей
жизни,
деятельности
людей,
их
взаимоотношений
в
обстановке,
создаваемой
детским воображением.
В
игре
дети
отражают
свои
знания
об
известных
им
жизненных
явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним[12;c.4-6].
В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и
слова, и эта взаимосвязь выступает стержнем игровой деятельности детей и
служит
средством
отображения
окружающей
действительно сти,
взаимоотношений,
складывающихся
вокруг
определенных
явлений
и
событий жизни.
Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет
или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой
игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно
взаимосвязаны[20;c.116-128]. Игровой замысел - это общее определение того,
во
что
и
как
будут
играть
дети.
Сюжет
или
содержание
–
это
то,
что
составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь
игровых
действий,
взаимоотношений
детей;
то,
что
делает
игру
привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль-это центр
игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит
роли
в
процессе
игры,
многие
из
игр
получили
название
ролевых
или
сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его
воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в
образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но
14
дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его
правдивость.
Правила
в
процессе
игры
дети
устанавливают
сами
(в
некоторых играх – взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение
и
взаимоотношениях
играющих.
Они
придают
играм
организованность,
устойчивость,
закрепляют
их
содержание
и
определяют
дальнейшее
развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила
помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными,
но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах
игр[20;c.128-129].
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем
является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит
тогда,
когда
она
включается
в
организованный
и
целенаправленный
педагогический
процесс.
Развитие
и
становление
игры
в
значительной
степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а
совместное
их
решение
в
процессе
игры
помогает
лучше
усваивать
социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
Игра
не
только
помогает
овладевать
навыками
социального
общения
и
усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального
развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя
знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта"
и
помогают
взрослому
создавать
в
группе
детей
дружескую
атмосферу
взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг
с другом и со взрослыми людьми, облегчая тем самым процесс совместного
обучения.
Перечисленные
ценности
важны
для
усиления
психологических
связей
между
детьми,
развития
их
способность
устанавливать
и
15
поддерживать
контакты,
ибо
все
больше
и
больше
детей
страдают
от
одиночества и изоляции.
Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно
особое
время.
В
ходе
игр
дети
имеют
возможность
получить
новые
впечатления,
приобретают
социальный
опыт
и
общаются
друг
с
другом
совершенно не так, как в ходе обычной жизни.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть,
создавая,
по
словам
А.С.Макаренко,
«хорошую
игру».
Для
такой
игры
характерны следующие качества:
-
воспитательно-познавательная
ценность
содержания,
полнота
и
правильность отображаемых представлений;
-
целесообразность,
активность,
организованность
и
творческий
характер игровых действий
- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с
учетом интересов отдельных детей и всех играющих;
- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;
- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Как ранее отмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются
знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и
правилах
и
нормах
поведения
и
общения,
учатся
строить
свои
взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и
представления, но и является своеобразной формой активной познавательной
деятельности,
в
процессе
которой
они
под
руководством
воспитателя
овладевают
новыми
знаниями,
учатся
различать
добро
и
зло,
учатся
следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с
окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного
и
социально
приемлемого
поведения,
развивают
умения
эффективного
межличностного
взаимодействия
с
окружающими
людьми,
укрепляют
человечески
важные
качества
своей
личности[15;c.
142-155].
Считается,
16
именно игры коммуникативной направленности (не умаляя при этом роли
других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны
решить
задачи
социально-нравственного
воспитания
детей
наиболее
эффективно.
Их
образовательно-развивающая
направленность,
характер
психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной
группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения
всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое внимание к
этой
разновидности
методов
развивающего
обучения
коммуникативной
направленности.
Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-
нравственное
развитие,
которое
предполагает,
в
целом,
как
конечный
желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности,
окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания
происходящего
вокруг
него
до
умения
строить
адекватные
отношения
с
самой
действительностью,
что,
по
сути,
является
лично стной
социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять,
развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения,
взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми,
сверстниками).
Таким
образом,
коммуникативные
игры
-
это
совместная
деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где
партнёры
находятся
на
равных,
стараются
учитывать
интересы
и
способности друг друга.
Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем
превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни,
умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться
поставленной цели.
17
3.Использование развивающих игр и игровых упражнений
коммуникативной направленности.
При
формировании
и
укреплении
дружеских
отношений
детей
значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом,
объединяясь
в
игре
по
двое,
по
трое,
дети
приучаются
считаться
с
партнерами,
подчинять
свои
действия
общему
замыслу
игры.
Все
это
способствует развитию дружеских отношений между ними.
От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской
психологии и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель
в
группе
-
самый
главный
человек
для
маленького
ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или
пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми
нужно спокойно посидеть и послушать[16;c.23].
Поскольку
воспитатель
является
для
ребенка
фигурой
значимой,
именно на него ложится основная ответственность за построение того типа
общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного
контакта,
наиболее
благоприятных
условий
для
установления
дружеских
отношений.
Функция
воспитателя
направлена
на
развитие
у
ребенка
осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве
субъекта
взаимодействия.
Другими
словами,
именно
воспитателем
организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со
сверстниками[14;c.37].
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в
группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
Нужно
обеспечить
успех
в
деятельности
малоактивным
детям,
не
пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к
изменению
их
позиций
и
будет
эффективным
средством
нормализации
отношений со сверстниками.
18
Педагогический
такт
является
одним
из
главных
проявлений
мастерства
педагога.
Тактичное
отношение
-
это
уважение
к
личности
ребенка.
Требовательность
к
нему,
искренность
и
доброжелательность.
Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом
отдельном
случае,
а
также
учитывает
возрастные
и
индивидуальные
особенности ребенка.
Раз
в
неделю,
можно
и
чаще,
включать
игровые
упражнения
в
педагогический
процесс,
что
способствует
формированию
дружеских
взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе,
например
"Добро
не
требует
награды",
"О
заботливом
отношении
к
сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в
формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,
культурного поведения.
Дошкольный
возраст
считается
классическим
возрастом
игры.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в
процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды
игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений
среди сверстников.
Творческие
игры
создаются
самими
детьми.
Тематика
этих
игр
многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов,
праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения
между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других
членов
семьи,
поведение
детей.
Часто
по
играм
детей
можно
судить
о
взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи:
бабушки, дедушки и т.д. [6;c.42-44].
Под
воздействием
родителей
и
воспитателей
интересы
детей
становятся
всё
более
устойчивыми
и
целеустремлёнными,
их
игры
продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для
развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более
19
устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше
понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь
их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех
сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к
развитию
способности
руководствоваться
в
поступках
усвоенными
нравственными нормами.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах
деятельности
способствует
формированию
«детского
общества»
(см.
Приложение 1).
Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных
взаимоотношений.
Содержательное
общение
со
сверстниками
становится
важным
фактором
полноценного
формирования
личности
старшего
дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7
лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать
свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни
создаются
условия
для
формирования
элементов
«деловых»
отношений,
ответственной
зависимости.
Участие
в
общей
работе,
дежурствах,
выполнение
отдельных
поручений
развивают
у
дошкольников
элементы
соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты
порученного
дела
перед
взрослыми
и
товарищами
по
группе.
Эта
общественно
полезная
направленность
трудовой
деятельности
является
новым,
значимым
элементом
коллективного
образа
жизни
детей
дошкольного
возраста.
Систематическое
участие
в
деятельности,
направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей
элементов общественной направленности.
Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под
воздействием
объективных
условий
жизни,
обучения
и
воспитания,
в
процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и
20
будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,
соответствующей
нормам
общечеловеческой
морали,
организации
всей
жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Предполагаем, что представленные материалы - это лишь небольшая
часть
всей
системы
работы
по
формированию
навыков
межличностного
взаимодействия
у
детей
младшего
и
среднего
дошкольного
возраста
посредством
применения
развивающих
игр
и
игровых
упражнений
коммуникативной
направленности
как
одного
из
средств
социально-
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Система
работы
по
развитию
коммуникативных
способностей
представляет
собой
игры
и
упражнения,
которые
можно
определить
на
четыре
блока.
Работа
по
этим
блокам
затрагивает
основные
сферы
коммуникативного общения: с самим собой, со сверстниками, с окружающим
миром (см. Приложение1).
В ходе таких игр дети более доступно выражают себя в общении,
называют свои чувства, понимают чувства других.
Таким образом, в
работе с детьми
используем всё разнообразие
средств по формированию социально-нравственного поведения (сюжетно-
ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; проводим с
детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания
и вопросы и т.д.– все это стимулирует познавательную и коммуникативную
активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает
хорошие
результаты
в
усвоении
программных
и
жизненных
задач),
но
наиболее
интересным,
увлекательным
и
эффективным
средством
формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и
среднего дошкольного возраста, считаю, особый вид игр - игры и игровые
упражнения коммуникативной направленности.
Коммуникативные
игры
помогут
раскрыть
творческий
потенциал
дошкольников и сделать их более общительными (см. Приложение1).
21
Заключение.
«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является:
умение
хорошо
ориентироваться
в
правилах
культуры
поведения;
в
овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и
развития
взаимоотношений,
основанных
на
принятии
активной
позиции
партнера,
чуткости
к
эмоциональному
состоянию
партнера
по
общению
(умение
сопереживать
в
неудачи,
радоваться
за
успех
другого);
умение
согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия;
умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение
деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами
поведения.
Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет требуют от
взрослого поиска новых эффективных путей нормализации и развития у
детей
коммуникативных
навыков,
которые
предполагают
адекватные
проявления
межличностного
взаимодействия
в
процессе
разнообразной
деятельности как с взрослыми, так и в кругу сверстников. Важно во время
начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в
обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом
и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.
Каждый
период
жизни
и
развития
ребенка
характеризуется
определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные
изменения
в
психике
детей,
формируются
и
развиваются
основные
психические
процессы
и
свойства
личности,
появляются
психические
новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7
лет)
игра.
Её
сущность
заключается
в
том,
что
дети
отражают
в
ней
различные
стороны
жизни,
особенности
взаимоотношений
взрослых,
уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего
22
рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает
правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей
действительностью,
развивает
свои
умственные
способности
и
познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения
в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
С одержание
развивающих
игр
и
игровых
у п р а ж н е н и й
коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их как
одно
из
эффективных
средств
социально-нравственного
развития
детей
младшего и среднего дошкольного возраста.
23
Литература:
1 . Афонькина Ю.А., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии.
М.,1995.
2. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1998.
3. Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.
4 . Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко
ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000.
5. Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина Ф.А., М., 1996.
6 . Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и
родителей. Под ред. Дьяченко О.М., Денисенко Н.С., М, 2002.
7. Запорожец АВ. Некоторые психологические проблемы детской игры. М.,
1997.
8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.,
2005.
9.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общества. М, Педагогика,1986.
10. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном
детстве // Психологический журнал.-1980-№5.
11.
Островская
Л.Ф.
Беседы
с
родителями
о
нравственном
воспитании
дошкольника. М., 1987.
12. Психология. Словарь. Политиздат.,1990.
13. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред.
Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987.
14. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко.
Центр им. Венгера, М., 2002.
15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА
Васильевой., М., 1990.
16. Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981.
24
17.
Усова
АП.
Роль
игры
в
организации
жизни
и
деятельности
детей.
Дошкольное воспитание, 1999, № 7.
18. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности
ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.
25
Приложения
26
«Приложен
ие1»
Игры и игровые упражнения коммуникативной направленности.
1-блок «Я сам»
Игры вызывающие общие положительные эмоции: «Гномик», «Колобок»,
«Чудесный
сундучок»,
телесные
игры:
«Это
Я»,
«Ласковый
мелок»,
«Солнечные лучики», самомассажи: «Ладошки», «Лисонька».
Игры, позволяющие познакомиться узнать друг друга. Эти игры развивают
самооценку
ребёнка,
уверенность
в
себе,
способствуют
развитию
представлений о себе.
2-блок « Я и мои друзья»
Игры, позволяющие действовать группой: « Давайте поиграем», «дракон»,
игры в кругу: «Передай другому», «Клоун Тяп-ляп», «Пушинка», «Живая
картинка».
3-блок «Наши чувства»
Игры, знакомящие со способами невербального общения: «До свидания-
здравствуйте»,
«Слоник»;
игры,
способствующие
овладению
правил
поведения: «Здравствуйте», «Утреннее приветствие».
4-блок «Я и культура общения»
Игры, направленные на формирование норм социального поведения: «Давай
поговорим», «Мир без тебя», «Я принёс тебе подарок».
Предлагаю примеры игр:
Игра-имитация «Мы обезьянки»
Цель. Игра учит детей воспроизводить выразительные и движения.
Ход
игры. Педагог
по
желанию
приглашает
двоих
детей
выйти
перед
группой.
27
Одному
из
них
предлагается
показать
какую-либо
позу
и
вернуться
в
исходное
положение.
Другой
ребенок
вслед
за
ним
должен
точно
воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.
Аплодисменты по кругу
Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.
Инструкция:
У
нас
очень
хорошая
группа,
и
каждый
из
вас
заслужил
аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты
сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра
проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас
начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит
ему
свои
аплодисменты,
изо
всех
сил
хлопая
в
ладоши.
Затем
они
оба
выбирают
следующего
ребенка,
который
также
получает
свою
порцию
аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют
ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.
Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Игровое упражнение «Знакомство»
Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.
Ход упражнения. Педагог сообщает детям о том, что ним сегодня в группу
пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает
детям
следующие
вопросы,
предложив
предварительно
внимательно
посмотреть
на
новенькую:
-
Как
бы
вы
оценили
ее
внешний
вид?
(Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)
-Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают жестом и
движением.)
-Что
бы
вы
спросили
у
девочки,
когда
впервые
бы
ее
увидели?
После
небольшого обсуждения педагог предлагает детям разделиться по парам и
попробовать познакомиться друг с другом.
Игровое упражнение «Моё настроение»
28
Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение
других.
Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно
нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием,
можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.
29