Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ"


Автор: Максимова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Инатовский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Игнатовка Майнского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ ИГНАТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ».

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МАКСИМОВА С.В.

Оглавление:

Введение................................................................................................................... 3

1. Теоретические проблемы формирования навыков межличностного

взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста...............5

1.1.Влияние общения на психическое развитие ребенка.....................................5

1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей младшего и среднего

дошкольного возраста............................................................................................. 8

2.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.........................................13

3.Использование развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной

направленности......................................................................................................18

Заключение.............................................................................................................22

Литература:............................................................................................................ 24

Приложения........................................................................................................... 26

Приложение1..........................................................................................................27

2

Введение

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают,

что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со

сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к

партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт,

согласовывать

свои

действия

в

процессе

любой

деятельности,

адекватно

реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются

сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого

человека.

Умение

общаться,

ст роить

и

поддерживать

д р у ж е с к и е

взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с

людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и

само реализованной личности, это залог успешного психического здоровья

человека.

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3

году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние

формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на

личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Если

у

ребенка

недостаточно

сформирована

способность

к

общению

в

детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри

личностные

конфликты,

которые

у

взрослого

человека

разрешить

очень

сложно, а иногда и невозможно.

Как

помочь

детям

выйти

в

современный

мир,

такой

сложный,

динамичный?

Как

разбудить

в

них

интерес

к

миру

и

самим

себе?

Как

заставить

душу

трудиться?

Как

научить

детей

сопереживать,

понимать

чувства

другого,

выстраивать

гармоничные

отношения

с

окружающим

миром? Как научить их общаться друг с другом?

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска

путей

гуманизации

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

и

3

построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание

ученых

и

практиков

обращено

к

игровой

деятельности.

Исследования

отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во

всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре[20; c. 100-110].

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том,

что

дети

отражают

в

ней

различные

стороны

жизни,

особенности

взаимоотношений

взрослых,

уточняют

свои

знания

об

окружающей

действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком

действительности[20; c. 111].

Актуальность и значимость, особенно в настоящее время, когда в

дошкольном

образовании

намечается

отход

от

традиционной

формы

организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее

внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

Задача

– изучить вопрос формирования навыков межличностного

взаимодействия

у

детей

младшего

и

среднего

дошкольного

возраста

средствами

развивающих

игр,

игровых

упражнений

коммуникативной

направленности.

4

1. Теоретические проблемы формирования навыков

межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего

дошкольного возраста.

1.1.Влияние общения на психическое развитие ребенка.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших

факторов его психологического развития.

Подобное влияние прослеживалось в различных сферах психического

развития ребенка: в самой области общения в области любознательности

детей; в сфере их эмоциональных переживаний; при формировании любви к

взрослому; в сфере овладения речью; в сфере личности и самосознания

детей[9; c.8-9].

Так,

для

самых

маленьких

детей

очень

важно,

что

взрослый

необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец,

еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку

от

него

что-то

случится,

в

лице

взрослого

имеет

динамичный

объект,

приближенный

к

нему

(особенно

при

кормлении

и

гигиенических

процедурах)

на

самое

лучшее

для

эффективного

восприятия

расстояние.

Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка - зрению,

слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца,

варьируя,

видоизменяя

свои

воздействия

с

учетом

реакций

младенца;

взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание

детей. Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится

для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых

и

лично

адресованных

ему

воздействий,

без

которых

младенец

может

испытывать недостаток впечатлений.

Общение ребенка со взрослым имеет принципиальную особенность,

отличающую

его

от

общения

детей

друг

с

другом.

В

диаде

ребенок

взрослый ведущая, доминирующая роль принадлежит взрослому[8; c.12-14].

Именно

слова

и

поступки

взрослого

определяют

характер

и

дальнейшее

развитие

его

взаимодействия

с

ребенком,

и

именно

ошибки

5

взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком

и взрослым конфликтов. Дефицит общения со взрослыми на ранних этапах

развития

отрицательно

сказывается

не

только

на

умственном

развитии

ребенка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со

стороны взрослых, игнорирование ребенка могут привести к невротизации,

психическим

и

психосоматическим

заболеваниям,

глубоким

личностным

нарушениям.

Так,

выделяется

четыре

формы

общения

ребенка

со

взрослым

в

первые 7 лет его жизни[8; c.11-12].

1. Ситуативно-личностная форма общения.

Возникает в онтогенезе в 2-6 мес. В основе этой формы лежит

потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это общение

занимает место ведущей деятельности в младенческом возрасте. Эта первая

форма

проявляется

в

виде

«комплекса

оживления»,

т.е.

эмоционально-

положительной реакции ребенка на взрослого, сопровождающейся улыбкой,

активными

движениями,

вокализацией,

фиксированием

взгляда

на

лице

взрослого и прислушивание к его голосу. Все это свидетельствует о том, что

ребенок перешел на новый этап развития. Контакт со взрослым необходим

ему, и он активно требует общения[2; c.30-34].

2

Ситуативно-делавая

форма

общения.

Проявляется

в

онтогенезе

второй и существует у детей от 6 мес. до 3 лет. Основной потребностью

выступает

потребность

в

сотрудничестве

в

рамках

основной

ведущей

деятельности периода раннего возраста - предметно-орудийной деятельности.

Главные поводы для контакта детей со взрослыми связаны теперь с их общим

делом - практическим сотрудничеством, и потому на центральное место

среди

всех

мотивов

общения

выдвигается

деловой

мотив.

Ребенок

и

взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют

предметами,

выполняют

все

более

сложные

действия

с

ними.

Взрослый

показывает,

что

можно

делать

с

разными

вещами,

как

их

использовать,

раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии

6

обнаружить. Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребёнок

овладевает речью[2; c.36-38].

С

появлением

первых

вопросов

ребенка:

«Почему?»,

«Зачем?»,

«Откуда?», «Как?» - начинается новый этап в развитии общения ребенка и

взрослого. Это внеситуативно-познавательное общение.

3 Внеситуативно-познавательная форма общения.

Существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5

лет), в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого.

Это

общение

побуждается

познавательными

мотивами,

помогает

детям

расширить

рамки

мира,

доступного

для

их

познания,

позволяет

им

приоткрыть

взаимосвязь

явлений,

узнать

о

существовании

причинно

следственных отношений между предметами и явлениями. Их все больше

п р и в л е к а ю т

с о б ы т и я ,

п р о и с ход я щ и е

в

с о ц и а л ь н о й

с ф е р е .

К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периода

форма общения внеситуативно-личностная[2; c.40-45].

4

Внеситуативно-личностная

форма

общения

возникает

на

основе

потребности

во

взаимопонимании

и

сопереживании.

Ведущий

мотив

общения - личностный. Как отмечает М.И.Лисина, эта форма общения тесно

связана

с

высшими

для

дошкольного

возраста

уровнями

развития

игры,

ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных

отношений, те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе

родителей и т.д. Ребенок учится ориентироваться в группе, устанавливает

многообразные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила

общения, понятия о своих правах и обязанностях. Ребенок приобщается к

моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет[9;c.60-65].

Знание

возрастных

форм

общения

полезно

для

ана лиз а

индивидуальной

коммуникативной

деятельности

и

для

организации

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими

отклонения

в

развитии

социального поведения.

7

Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный

случай

взаимодействия

формы

и

содержания:

обогащение

содержания

деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене

устаревших

форм

общения

новыми,

а

последние

дают

простор

для

дальнейшего психического прогресса ребенка.

Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения

имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно

«подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по

механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика

взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их

социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в

годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже

прекращается.

Но

активное

вмешательство

взрослого

способно

в

относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей

даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их

коммуникативной деятельности.

1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей

младшего и среднего дошкольного возраста.

Нормы

поведения,

усвоенные

ребенком

в

семье,

отражаются

на

процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества,

приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью.

Интерес

к

сверстникам

проявляется

несколько

позднее,

чем

интерес

к

взрослым[2;c. 184-190]. Общение ребенка со сверстниками складывается в

различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет

характер деятельности и наличие у ребенка умений её выполнения.

8

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в

котором

они

занимают

различное

положение.

В

дошкольном

возрасте

проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь

выделяются

дети,

испытывающие

трудности

в

общении.

С

возрастом

отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только

по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это

обусловлено

развитием

представлений

о

нормах

морали,

углублением

в

понимании содержания нравственных качеств.

Для выявления особенностей коммуникативной деятельности детей

следует более подробно рассматривать возрастную динамику личностного

взаимодействия[9;c.168].

Итак,

в

группах

младших

дошкольников

часто

наблюдается

деятельность детей по типу «рядом, но не вместе», часто можно заметить, как

ребенок разговаривает с собой или игрушкой. Это стадия предсотрудничества

со сверстниками в процессе предметных отобразительных действий (каждый

«водит» свою машинку, «укачивает свою куклу»). Постепенно появляется

совместное

действие

между

детьми,

но

вначале

оно

представляет

собой

механическое слияние, соучастие, в котором взаимное согласование имеет

минимальное выражение. Со временем совместное действие приобретает

элементы

сотрудничества,

которые

проявляются

в

установлении

эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении

детей на основе общего игрового интереса («Кто пойдет играть в «гараж»?).

Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по

отношению

к

другим

детям

дружелюбно,

доброжелательно,

вместе

добиваться

каких-либо

результатов.

Дети,

которые

уже

овладели

этим

умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает,

поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Большая роль в

правильной организации общения принадлежит взрослому[7;c.243-267].

В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более

устойчивыми.

Заметнее

выступают

некоторые

симпатии

и

антипатии.

9

Преобладающей формой общения в начале младшего дошкольного возраста

выступает эмоционально-практическое[7;c.255-256]. Основные поводы для

общения друг с другом возникают в процессе игры, занятий, выполнения

бытовых

обязанностей.

Дети

хотят

привлечь

к

себе

внимание,

получить

оценку себя. Заметна избирательность общения.

В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно

становится

сюжетно-ролевая

игра.

В

игровых

объединениях

начинают

появляться

общность

требований,

согласованность

действия,

совместное

планирование. Ребенок начинает принимать во внимание интерес партнеров.

Постепенно развивается умение взаимной поддержки, чувство товарищества,

сопереживание успехов и неудач. Дети начинают осознавать эффективность

совместно

организованной

деятельности.

В

этом

возрасте

преобладают

устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и более

человек.

В

группах

5-го

года

жизни

преобладают

«чистые»

по

полу

объединения детей, в этом возрасте уже более четко отмечаются разделения

«групповых

ролей»

-

«звезды»,

«непринятые».

Так,

значимыми

характеристиками «звезд» выступают: умение организовать игру, стремление

к

справедливости,

доброта,

дружелюбие,

внешняя

привлекательность,

широта

кругозора.

«Непринятых»

детей

характеризуют

дефекты

нравственно-волевой

сферы,

замкнутость,

непривлекательно сть.

Взаимоотношения дошкольников 5-го года жизни определяются, главным

образом,

наличием

или

отсутствием

у

ребенка

нравственных

качеств,

которые

имеют

важное

значение

для

всей

группы.

Поэтому

педагогу

необходимо

повышать

социометрический

статус

детей

в

группе,

организовывая правильно общение, чтобы у детей не появились негативные

эмоциональные состояния[12;c.66].

На

5-м

году

сюжетно-ролевая

игра

становится

по-настоящему

коллективной,

строится

на

основе

сотрудничества.

Ребенок

стремится

привлечь

к

себе

внимание.

В

общении

возникает

феномен

«невидимого

зеркала»:

в

сверстнике

ребенок

видит

себя,

и

видит

пространство

10

положительно. Ребенок в процессе общения со сверстниками оценивает себя

и

задумывается

над

тем,

застенчив

ли

он

или

назойлив,

скромен

или

самонадеян, сдержан или расторможен.

Таким образом, можно сказать, что, позволяя ребенку все, что делают

другие дети в его возрасте, мы - взрослые даем ему возможность понять, как

надо и как не следует себя вести в обществе людей.

Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимодействия детей 3-5

лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых

ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все

эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование

личности

ребенка,

определяя

степень

развития

его

чувств,

эмоций,

представлений

и

знаний,

а

также

его

умений

применять

их

в

своей

деятельности, его навыков коллективной жизни[12;c.53].

Терминологический

словарь

дает

следующее

определение

понятия

«формирование взаимоотношений» - это:

A. Формирование навыков взаимодействия. В период дошкольного

детства взаимодействие и общение с взрослыми сохраняют ведущую роль в

развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного

развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться

только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более

самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными

партнерами

ребенок

приобретает

такие

качества,

как

взаимное

доверие,

доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать

свои

права,

рационально

решать

возникающие

конфликты.

Ребенок,

имеющий

разнообразный

положительный

опыт

взаимодействия

со

сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и

возможно сти

других,

следовательно,

растет

его

т в о р ч е с к а я

самостоятельность, социальная компетентность [12;39].

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от

личностных

особенностей:

кто-то

охотно

играет

с

большинством

детей

11

группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие

пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.

Б. Таких навыков построения и поддержания общения с окружающим

миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе.

Успешность

практической

деятельности,

взаимодействия

людей

друг

с

другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и

правил[12;c.40].

Таким образом, в возникновении и развитии у детей общения имеют

воздействия

взрослого,

опережающая

инициатива

которого

постоянно

«подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по

механизму «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика

взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их

социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в

годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже

прекращается.

Но

активное

вмешательство

взрослого

способно

в

относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей

даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их

коммуникативной деятельности.

12

2.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра

занимает

центральное

место

в

жизни

дошкольника,

являясь

преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной

психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая

очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней

развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между

людьми, первоначальные навыки кооперации [20; c.14].

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности и

современности изучали происхождение игры, ее место в жизни ребенка,

возможности эффективного использования игр для решения воспитательных

задач.

Н.К.

Крупская,

подчеркивая

социальный

характер

детских

игр,

отражение

в

них

явлений

жизни,

прежде

всего,

видела

в

игре

средство

расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности,

связи с нею. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное

значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная

форма

воспитания…Игра

для

дошкольников

способ

познания

окружающего.

Социальный

характер

содержания

игр

и

игровой

деятельности

обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни

он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком –

могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет

быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не

соответствует

его

возможностям.

В

игре,

подражая

действиям

старших,

сопереживая доступные ему радости и огорчения, он таким своеобразным

путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко

писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение,

какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,

13

таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у детей

разных народов и на различных этапах общественного развития позволяют

сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь

людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

Игра имеет ряд особенностей:

Игра

представляет

собой

отражение

детьми

окружающей

жизни,

деятельности

людей,

их

взаимоотношений

в

обстановке,

создаваемой

детским воображением.

В

игре

дети

отражают

свои

знания

об

известных

им

жизненных

явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним[12;c.4-6].

В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и

слова, и эта взаимосвязь выступает стержнем игровой деятельности детей и

служит

средством

отображения

окружающей

действительно сти,

взаимоотношений,

складывающихся

вокруг

определенных

явлений

и

событий жизни.

Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет

или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой

игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно

взаимосвязаны[20;c.116-128]. Игровой замысел - это общее определение того,

во

что

и

как

будут

играть

дети.

Сюжет

или

содержание

это

то,

что

составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь

игровых

действий,

взаимоотношений

детей;

то,

что

делает

игру

привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Роль-это центр

игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит

роли

в

процессе

игры,

многие

из

игр

получили

название

ролевых

или

сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его

воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в

образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но

14

дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его

правдивость.

Правила

в

процессе

игры

дети

устанавливают

сами

некоторых играх – взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение

и

взаимоотношениях

играющих.

Они

придают

играм

организованность,

устойчивость,

закрепляют

их

содержание

и

определяют

дальнейшее

развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила

помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными,

но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах

игр[20;c.128-129].

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем

является важнейшим средством их воспитания и развития, но это происходит

тогда,

когда

она

включается

в

организованный

и

целенаправленный

педагогический

процесс.

Развитие

и

становление

игры

в

значительной

степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а

совместное

их

решение

в

процессе

игры

помогает

лучше

усваивать

социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Игра

не

только

помогает

овладевать

навыками

социального

общения

и

усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального

развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя

знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игры способствуют развитию детского "эмоционального интеллекта"

и

помогают

взрослому

создавать

в

группе

детей

дружескую

атмосферу

взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг

с другом и со взрослыми людьми, облегчая тем самым процесс совместного

обучения.

Перечисленные

ценности

важны

для

усиления

психологических

связей

между

детьми,

развития

их

способность

устанавливать

и

15

поддерживать

контакты,

ибо

все

больше

и

больше

детей

страдают

от

одиночества и изоляции.

Предлагая игры детям, взрослый тем самым дарит им совершенно

особое

время.

В

ходе

игр

дети

имеют

возможность

получить

новые

впечатления,

приобретают

социальный

опыт

и

общаются

друг

с

другом

совершенно не так, как в ходе обычной жизни.

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть,

создавая,

по

словам

А.С.Макаренко,

«хорошую

игру».

Для

такой

игры

характерны следующие качества:

-

воспитательно-познавательная

ценность

содержания,

полнота

и

правильность отображаемых представлений;

-

целесообразность,

активность,

организованность

и

творческий

характер игровых действий

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с

учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Как ранее отмечалось, в процессе игры уточняются и углубляются

знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и

правилах

и

нормах

поведения

и

общения,

учатся

строить

свои

взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и

представления, но и является своеобразной формой активной познавательной

деятельности,

в

процессе

которой

они

под

руководством

воспитателя

овладевают

новыми

знаниями,

учатся

различать

добро

и

зло,

учатся

следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с

окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного

и

социально

приемлемого

поведения,

развивают

умения

эффективного

межличностного

взаимодействия

с

окружающими

людьми,

укрепляют

человечески

важные

качества

своей

личности[15;c.

142-155].

Считается,

16

именно игры коммуникативной направленности (не умаляя при этом роли

других разновидностей игр в дошкольном возрасте) в полной мере способны

решить

задачи

социально-нравственного

воспитания

детей

наиболее

эффективно.

Их

образовательно-развивающая

направленность,

характер

психологических (психофизиологических) особенностей детей, выделенной

группы, непринужденность и атмосфера свободного и радостного общения

всех участников игры в процессе этих игр, всё это привлекло мое внимание к

этой

разновидности

методов

развивающего

обучения

коммуникативной

направленности.

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-

нравственное

развитие,

которое

предполагает,

в

целом,

как

конечный

желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности,

окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания

происходящего

вокруг

него

до

умения

строить

адекватные

отношения

с

самой

действительностью,

что,

по

сути,

является

лично стной

социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять,

развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения,

взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми,

сверстниками).

Таким

образом,

коммуникативные

игры

-

это

совместная

деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где

партнёры

находятся

на

равных,

стараются

учитывать

интересы

и

способности друг друга.

Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем

превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни,

умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться

поставленной цели.

17

3.Использование развивающих игр и игровых упражнений

коммуникативной направленности.

При

формировании

и

укреплении

дружеских

отношений

детей

значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом,

объединяясь

в

игре

по

двое,

по

трое,

дети

приучаются

считаться

с

партнерами,

подчинять

свои

действия

общему

замыслу

игры.

Все

это

способствует развитию дружеских отношений между ними.

От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской

психологии и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель

в

группе

-

самый

главный

человек

для

маленького

ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или

пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми

нужно спокойно посидеть и послушать[16;c.23].

Поскольку

воспитатель

является

для

ребенка

фигурой

значимой,

именно на него ложится основная ответственность за построение того типа

общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного

контакта,

наиболее

благоприятных

условий

для

установления

дружеских

отношений.

Функция

воспитателя

направлена

на

развитие

у

ребенка

осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве

субъекта

взаимодействия.

Другими

словами,

именно

воспитателем

организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со

сверстниками[14;c.37].

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в

группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно

обеспечить

успех

в

деятельности

малоактивным

детям,

не

пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к

изменению

их

позиций

и

будет

эффективным

средством

нормализации

отношений со сверстниками.

18

Педагогический

такт

является

одним

из

главных

проявлений

мастерства

педагога.

Тактичное

отношение

-

это

уважение

к

личности

ребенка.

Требовательность

к

нему,

искренность

и

доброжелательность.

Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом

отдельном

случае,

а

также

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности ребенка.

Раз

в

неделю,

можно

и

чаще,

включать

игровые

упражнения

в

педагогический

процесс,

что

способствует

формированию

дружеских

взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе,

например

"Добро

не

требует

награды",

заботливом

отношении

к

сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в

формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,

культурного поведения.

Дошкольный

возраст

считается

классическим

возрастом

игры.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в

процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды

игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений

среди сверстников.

Творческие

игры

создаются

самими

детьми.

Тематика

этих

игр

многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов,

праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения

между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других

членов

семьи,

поведение

детей.

Часто

по

играм

детей

можно

судить

о

взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи:

бабушки, дедушки и т.д. [6;c.42-44].

Под

воздействием

родителей

и

воспитателей

интересы

детей

становятся

всё

более

устойчивыми

и

целеустремлёнными,

их

игры

продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для

развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более

19

устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше

понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь

их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех

сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к

развитию

способности

руководствоваться

в

поступках

усвоенными

нравственными нормами.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах

деятельности

способствует

формированию

«детского

общества»

(см.

Приложение 1).

Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных

взаимоотношений.

Содержательное

общение

со

сверстниками

становится

важным

фактором

полноценного

формирования

личности

старшего

дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7

лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать

свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни

создаются

условия

для

формирования

элементов

«деловых»

отношений,

ответственной

зависимости.

Участие

в

общей

работе,

дежурствах,

выполнение

отдельных

поручений

развивают

у

дошкольников

элементы

соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты

порученного

дела

перед

взрослыми

и

товарищами

по

группе.

Эта

общественно

полезная

направленность

трудовой

деятельности

является

новым,

значимым

элементом

коллективного

образа

жизни

детей

дошкольного

возраста.

Систематическое

участие

в

деятельности,

направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей

элементов общественной направленности.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под

воздействием

объективных

условий

жизни,

обучения

и

воспитания,

в

процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и

20

будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,

соответствующей

нормам

общечеловеческой

морали,

организации

всей

жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Предполагаем, что представленные материалы - это лишь небольшая

часть

всей

системы

работы

по

формированию

навыков

межличностного

взаимодействия

у

детей

младшего

и

среднего

дошкольного

возраста

посредством

применения

развивающих

игр

и

игровых

упражнений

коммуникативной

направленности

как

одного

из

средств

социально-

нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Система

работы

по

развитию

коммуникативных

способностей

представляет

собой

игры

и

упражнения,

которые

можно

определить

на

четыре

блока.

Работа

по

этим

блокам

затрагивает

основные

сферы

коммуникативного общения: с самим собой, со сверстниками, с окружающим

миром (см. Приложение1).

В ходе таких игр дети более доступно выражают себя в общении,

называют свои чувства, понимают чувства других.

Таким образом, в

работе с детьми

используем всё разнообразие

средств по формированию социально-нравственного поведения (сюжетно-

ролевые, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; проводим с

детьми наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания

и вопросы и т.д.– все это стимулирует познавательную и коммуникативную

активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает

хорошие

результаты

в

усвоении

программных

и

жизненных

задач),

но

наиболее

интересным,

увлекательным

и

эффективным

средством

формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и

среднего дошкольного возраста, считаю, особый вид игр - игры и игровые

упражнения коммуникативной направленности.

Коммуникативные

игры

помогут

раскрыть

творческий

потенциал

дошкольников и сделать их более общительными (см. Приложение1).

21

Заключение.

«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является:

умение

хорошо

ориентироваться

в

правилах

культуры

поведения;

в

овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и

развития

взаимоотношений,

основанных

на

принятии

активной

позиции

партнера,

чуткости

к

эмоциональному

состоянию

партнера

по

общению

(умение

сопереживать

в

неудачи,

радоваться

за

успех

другого);

умение

согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия;

умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение

деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами

поведения.

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет требуют от

взрослого поиска новых эффективных путей нормализации и развития у

детей

коммуникативных

навыков,

которые

предполагают

адекватные

проявления

межличностного

взаимодействия

в

процессе

разнообразной

деятельности как с взрослыми, так и в кругу сверстников. Важно во время

начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в

обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом

и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.

Каждый

период

жизни

и

развития

ребенка

характеризуется

определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей

деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные

изменения

в

психике

детей,

формируются

и

развиваются

основные

психические

процессы

и

свойства

личности,

появляются

психические

новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7

лет)

игра.

Её

сущность

заключается

в

том,

что

дети

отражают

в

ней

различные

стороны

жизни,

особенности

взаимоотношений

взрослых,

уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего

22

рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает

правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей

действительностью,

развивает

свои

умственные

способности

и

познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения

в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

С одержание

развивающих

игр

и

игровых

у п р а ж н е н и й

коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их как

одно

из

эффективных

средств

социально-нравственного

развития

детей

младшего и среднего дошкольного возраста.

23

Литература:

1 . Афонькина Ю.А., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии.

М.,1995.

2. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1998.

3. Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997.

4 . Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко

ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000.

5. Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина Ф.А., М., 1996.

6 . Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и

родителей. Под ред. Дьяченко О.М., Денисенко Н.С., М, 2002.

7. Запорожец АВ. Некоторые психологические проблемы детской игры. М.,

1997.

8. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.,

2005.

9.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общества. М, Педагогика,1986.

10. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном

детстве // Психологический журнал.-1980-№5.

11.

Островская

Л.Ф.

Беседы

с

родителями

о

нравственном

воспитании

дошкольника. М., 1987.

12. Психология. Словарь. Политиздат.,1990.

13. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред.

Михайленко Н.Я., Подьяккова Н.Н., М., 1987.

14. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных

учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О.М.Дьяченко.

Центр им. Венгера, М., 2002.

15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА

Васильевой., М., 1990.

16. Спиваковская АС. Игра – это серьезно. М., 1981.

24

17.

Усова

АП.

Роль

игры

в

организации

жизни

и

деятельности

детей.

Дошкольное воспитание, 1999, № 7.

18. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности

ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.

25

Приложения

26

«Приложен

ие1»

Игры и игровые упражнения коммуникативной направленности.

1-блок «Я сам»

Игры вызывающие общие положительные эмоции: «Гномик», «Колобок»,

«Чудесный

сундучок»,

телесные

игры:

«Это

Я»,

«Ласковый

мелок»,

«Солнечные лучики», самомассажи: «Ладошки», «Лисонька».

Игры, позволяющие познакомиться узнать друг друга. Эти игры развивают

самооценку

ребёнка,

уверенность

в

себе,

способствуют

развитию

представлений о себе.

2-блок « Я и мои друзья»

Игры, позволяющие действовать группой: « Давайте поиграем», «дракон»,

игры в кругу: «Передай другому», «Клоун Тяп-ляп», «Пушинка», «Живая

картинка».

3-блок «Наши чувства»

Игры, знакомящие со способами невербального общения: «До свидания-

здравствуйте»,

«Слоник»;

игры,

способствующие

овладению

правил

поведения: «Здравствуйте», «Утреннее приветствие».

4-блок «Я и культура общения»

Игры, направленные на формирование норм социального поведения: «Давай

поговорим», «Мир без тебя», «Я принёс тебе подарок».

Предлагаю примеры игр:

Игра-имитация «Мы обезьянки»

Цель. Игра учит детей воспроизводить выразительные и движения.

Ход

игры. Педагог

по

желанию

приглашает

двоих

детей

выйти

перед

группой.

27

Одному

из

них

предлагается

показать

какую-либо

позу

и

вернуться

в

исходное

положение.

Другой

ребенок

вслед

за

ним

должен

точно

воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.

Аплодисменты по кругу

Цель: Развитие сплоченности детского коллектива.

Инструкция:

У

нас

очень

хорошая

группа,

и

каждый

из

вас

заслужил

аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты

сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра

проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас

начинает: он подходит к кому-нибудь из ребят, смотрит ему в глаза и дарит

ему

свои

аплодисменты,

изо

всех

сил

хлопая

в

ладоши.

Затем

они

оба

выбирают

следующего

ребенка,

который

также

получает

свою

порцию

аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют

ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.

Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Игровое упражнение «Знакомство»

Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.

Ход упражнения. Педагог сообщает детям о том, что ним сегодня в группу

пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает

детям

следующие

вопросы,

предложив

предварительно

внимательно

посмотреть

на

новенькую:

-

Как

бы

вы

оценили

ее

внешний

вид?

(Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)

-Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают жестом и

движением.)

-Что

бы

вы

спросили

у

девочки,

когда

впервые

бы

ее

увидели?

После

небольшого обсуждения педагог предлагает детям разделиться по парам и

попробовать познакомиться друг с другом.

Игровое упражнение «Моё настроение»

28

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение

других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно

нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием,

можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

29



В раздел образования